Людибиографии, истории, факты, фотографии

Сергей Иванов

   /   

Sergey Ivanov

   /
             
Фотография Сергей Иванов (photo Sergey Ivanov)
   

Россия

Гражданство: Россия

Биография

живописец и рисовальщик.

Пожалуй, ни один художник не отразил в своем творчестве социальные противоречия, конфликты и массовые движения России конца XIX - начала XX века столь широко, непосредственно и страстно, как Сергей Васильевич Иванов. Замечательный живописец и рисовальщик, непримиримый враг самодержавного строя, человек обостренно чуткой совести, он был наиболее прямым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколения, искавших новые формы искусства.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.10.2008

Важнейшие особенности творческой личности Иванова - правдолюбие, чувство сопричастности судьбе народа, зоркость социального зрения проявились уже в начале его пути в искусстве, когда он, вопреки воле отца - акцизного чиновника из подмосковного города Руза, оставил Межевой институт и, с благословения В.Г.Перова, высоко оценившего его рисунки, поступил в 1878 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первые же его самостоятельные работы, показанные на выставках ("Слепцы", 1882; "Агитатор в вагоне", "У острога", 1885), привлекли - общее внимание ранней зрелостью, живым усвоением достижений старших мастеров - прежде всего Репина и Поленова, а главное, определенностью и смелостью выражения общественной позиции. К этому времени относится начало работы Иванова над темой "переселенчества" (цикл 1885-1890 гг.). "Переселенчество" - массовая миграция крестьянства из центральных губерний России на окраины страны - не случайно вызвало пристальный интерес художника, как и любимых им русских писателей - Л.Толстого, Г.Успенского, В.Короленко. Оно было наиболее наглядным и масштабным проявлением недовольства народа существующими условиями жизни и свидетельством живущей в нем жажды лучшей доли. Только за последние десятилетия XIX века несколько миллионов крестьян оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски "благодатных земель". В одиночку, с женами и детьми, небольшими партиями, унося с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о "Беловодье" или "Белой Арапии", навстречу тяжелым испытаниям и чаще всего жестоким разочарованиям.

Сергей Иванов фотография
Сергей Иванов фотография

Немало верст прошел Иванов, всегда создававший свои произведения по впечатлениям от увиденного. Он запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье ("На новые места", 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормиться "Христа ради". Он писал "счастливцев", нашедших место в вагоне для скота ("Переселенка в вагоне", 1886), и горемык, утративших всякую надежду на лучшее и пытающихся хотя бы вернуться к прежней, скудной, но привычной жизни ("Обратные переселенцы", 1888).

Реклама:

С подлинно трагической силой передал Иванов безысходные горе семьи, потерявшей кормильца, в лучшей картине цикла - "В дороге. Смерть переселенца" (1889), приобретенной П.М.Третьяковым для своей галереи. В этой картине особенно ярко проявилось композиционное мастерство художника, его стремление и способность сделать реалистический образ максимально емким и лаконичным, умение заставлять "работать" на общее впечатление каждый элемент изображения. Особое значение в эмоционально-образном строе работы (как и вообще в творчестве Иванова и других живописцев его поколения) имеет пейзаж, красота которого по контрасту усиливает трагизм человеческих судеб.

Преданность Иванова демократическим идеям и идеалам обусловила его постоянное обращение к тем явлениям, в которых наиболее явно и открыто выражался протест народа против деспотизма власть имущих, борьба "двух России" ("Бунт в деревне", "Конные жандармы во дворе Московского университета во время студенческих волнений", 1890).

Значительное число работ Иванова 1890-х годов было исполнено в результате наблюдения заключенных в тюрьмах и острогах. Эти картины ("Бродяга", 1890; "Этап", 1892, и другие) воспринимаются как акт обвинения обществу, с детских лет калечащему и деформирующему судьбы и души людей. Жестокий реализм изображения тюремного быта, максимальное приближение к зрителю (с помощью "кадрированных композиций") мрачных подробностей жизни осужденных и в первую очередь острейший критический смысл таких работ "кололи глаза правдой" и были неприемлемы для многих буржуазных критиков. Даже члены правления Товарищества передвижных художественных выставок, к тому времени утратившие прежний боевой дух своего искусства, за малым исключением, относились к картинам Иванова достаточно настороженно и отчужденно, не принимая наиболее острые из них на выставки. В подобных условиях Иванову, не желавшему писать сентиментальных картинок, было естественно, говоря словами Репина, "искать ...выхода наболевшему трагизму в истории".

Во второй половине 1890-х - начале 1900-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого XVI-XVIII веков. И здесь его влекли прежде всего те моменты, когда накопившаяся за века угнетенная ярость народа неистово вырывалась наружу и вершился страшный, но справедливый суд над притеснителями ("Смута", 1896; иллюстрации к "Капитанской дочке" А.С.Пушкина, 1899), когда пробуждались до времени дремлющие силы народного единения ("Поход москвитян, XVI век", 1903). Некоторые же из работ Иванова в историческом жанре достаточно прозрачно обращены в своей злой иронии к явлениям современности ("Царь. XVI век", 1902), демонстрируя исторические корни дремучего мещанства, сановного чванства, озверелого черносотенства царской России.

При этом работы Иванова отличает яркий и праздничный цветовой строй, передающий красоту старинного быта, выразительность силуэтных решений, широкая, свободная живопись - черты, характерные для многих, прежде всего московских художников того времени, объединившихся в 1903 году при деятельном участии Иванова в "Союз русских художников", сыгравший значительную роль в развитии русского искусства начала XX века.

В этот период немало сделал Иванов и для воспитания художественной молодежи, рядом с В.Серовым и А.Архиповым, К.Коровиным преподавая в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Лучшие дня

Английский альпинист №1
Посетило:5615
Кентон Кул
Арнольд Шварценеггер: Американский терминатор родом из Австрии
Посетило:2918
Арнольд Шварценеггер
Иан Уоткинс: Солист Lostprophets
Посетило:2321
Иан Уоткинс

В 1905 году Иванов - "революционер по природе", как говорил о друге своей юности художник М.Нестеров, не только всей душой был на стороне восставших масс, но и непосредственно участвовал в революционных событиях. Во время похорон Н.Э.Баумана ему были доверены большая сумма денег, собранных на вооруженное восстание, и ключи от помещений Московского университета, в тот же день превратившихся в лазарет для раненых демонстрантов.

На многочисленных набросках, карикатурах, этюдах и эскизах Иванова, созданных в то грозное время, мы видим разлив красных знамен на площадях Москвы и волнение народа, впервые ощутившего свободу.

К лучшим произведениям, созданным русскими художниками под впечатлением событий 1905 года, относится картина "Расстрел", хранящаяся, как и многие другие работы Иванова, в Центральном музее Революции СССР. Запечатлев на этом небольшом полотне страшное пустотой смерти пространство площади, разделяющей ряды демонстрантов и серую шеренгу карателей, только давших залп, художник с предельной выразительностью передал тупую жестокость убийства безоружных людей. В то же время в картине присутствует иной уровень художественного обобщения, с мужественной силой воплощающий истину, окончательное осознание которой стало главным итогом первой русской революции. "Как бездна... раскрывалось наше сознание... Мы стали на одном краю бездны, а наши поработители на другом, и поняли мы: нет нам примирения. И в этом ужас наших врагов. Железный ход исторической жизни неумолимо сотрет главу... власти человека над человеком" (А. Серафимович "Похоронный марш", 1906).

В годы свирепой реакции, наступившей после подавления Декабрьского восстания, художник вновь работал преимущественно над историческими сюжетами. Еще в 1903 году, "убегая от окружающего свинства", он поселился в деревне Свистуха, недалеко от Дмитрова. Там в 1910 году его и настигла скоропостижная смерть.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Пегги Флеминг. Биография
Посетило:9197
Пегги Флеминг
Халк. Биография
Посетило:10601
 Халк
Ирина Мирошниченко. Биография
Посетило:33225
Ирина Мирошниченко

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history