Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей »ванов

   /   

Sergey Ivanov

   /
             
‘отографи€ —ергей »ванов (photo Sergey Ivanov)
   

–осси€

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

живописец и рисовальщик.

ѕожалуй, ни один художник не отразил в своем творчестве социальные противоречи€, конфликты и массовые движени€ –оссии конца XIX - начала XX века столь широко, непосредственно и страстно, как —ергей ¬асильевич »ванов. «амечательный живописец и рисовальщик, непримиримый враг самодержавного стро€, человек обостренно чуткой совести, он был наиболее пр€мым продолжателем традиций критического реализма среди мастеров его поколени€, искавших новые формы искусства.

13.10.2008

¬ажнейшие особенности творческой личности »ванова - правдолюбие, чувство сопричастности судьбе народа, зоркость социального зрени€ про€вились уже в начале его пути в искусстве, когда он, вопреки воле отца - акцизного чиновника из подмосковного города –уза, оставил ћежевой институт и, с благословени€ ¬.√.ѕерова, высоко оценившего его рисунки, поступил в 1878 году в ћосковское училище живописи, ва€ни€ и зодчества. ѕервые же его самосто€тельные работы, показанные на выставках ("—лепцы", 1882; "јгитатор в вагоне", "” острога", 1885), привлекли - общее внимание ранней зрелостью, живым усвоением достижений старших мастеров - прежде всего –епина и ѕоленова, а главное, определенностью и смелостью выражени€ общественной позиции.   этому времени относитс€ начало работы »ванова над темой "переселенчества" (цикл 1885-1890 гг.). "ѕереселенчество" - массова€ миграци€ кресть€нства из центральных губерний –оссии на окраины страны - не случайно вызвало пристальный интерес художника, как и любимых им русских писателей - Ћ.“олстого, √.”спенского, ¬. ороленко. ќно было наиболее нагл€дным и масштабным про€влением недовольства народа существующими услови€ми жизни и свидетельством живущей в нем жажды лучшей доли. “олько за последние дес€тилети€ XIX века несколько миллионов кресть€н оставили свои ничтожные наделы, убогие избы и отправились на поиски "благодатных земель". ¬ одиночку, с женами и детьми, небольшими парти€ми, унос€ с собой свой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремл€лись они, вдохновленные утопическими мечтами о "Ѕеловодье" или "Ѕелой јрапии", навстречу т€желым испытани€м и чаще всего жестоким разочаровани€м.

—ергей »ванов фотографи€
—ергей »ванов фотографи€

Ќемало верст прошел »ванов, всегда создававший свои произведени€ по впечатлени€м от увиденного. ќн запечатлел переселенцев и в начале долгого пути, полных радужных надежд на счастье ("Ќа новые места", 1886), и настигнутых бедой, вынужденных кормитьс€ "’риста ради". ќн писал "счастливцев", нашедших место в вагоне дл€ скота ("ѕереселенка в вагоне", 1886), и горемык, утративших вс€кую надежду на лучшее и пытающихс€ хот€ бы вернутьс€ к прежней, скудной, но привычной жизни ("ќбратные переселенцы", 1888).

— подлинно трагической силой передал »ванов безысходные горе семьи, потер€вшей кормильца, в лучшей картине цикла - "¬ дороге. —мерть переселенца" (1889), приобретенной ѕ.ћ.“реть€ковым дл€ своей галереи. ¬ этой картине особенно €рко про€вилось композиционное мастерство художника, его стремление и способность сделать реалистический образ максимально емким и лаконичным, умение заставл€ть "работать" на общее впечатление каждый элемент изображени€. ќсобое значение в эмоционально-образном строе работы (как и вообще в творчестве »ванова и других живописцев его поколени€) имеет пейзаж, красота которого по контрасту усиливает трагизм человеческих судеб.

ѕреданность »ванова демократическим иде€м и идеалам обусловила его посто€нное обращение к тем €влени€м, в которых наиболее €вно и открыто выражалс€ протест народа против деспотизма власть имущих, борьба "двух –оссии" ("Ѕунт в деревне", " онные жандармы во дворе ћосковского университета во врем€ студенческих волнений", 1890).

«начительное число работ »ванова 1890-х годов было исполнено в результате наблюдени€ заключенных в тюрьмах и острогах. Ёти картины ("Ѕрод€га", 1890; "Ётап", 1892, и другие) воспринимаютс€ как акт обвинени€ обществу, с детских лет калечащему и деформирующему судьбы и души людей. ∆естокий реализм изображени€ тюремного быта, максимальное приближение к зрителю (с помощью "кадрированных композиций") мрачных подробностей жизни осужденных и в первую очередь острейший критический смысл таких работ "кололи глаза правдой" и были неприемлемы дл€ многих буржуазных критиков. ƒаже члены правлени€ “оварищества передвижных художественных выставок, к тому времени утратившие прежний боевой дух своего искусства, за малым исключением, относились к картинам »ванова достаточно настороженно и отчужденно, не принима€ наиболее острые из них на выставки. ¬ подобных услови€х »ванову, не желавшему писать сентиментальных картинок, было естественно, говор€ словами –епина, "искать ...выхода наболевшему трагизму в истории".

¬о второй половине 1890-х - начале 1900-х годов художник работал преимущественно над картинами из русского прошлого XVI-XVIII веков. » здесь его влекли прежде всего те моменты, когда накопивша€с€ за века угнетенна€ €рость народа неистово вырывалась наружу и вершилс€ страшный, но справедливый суд над притеснител€ми ("—мута", 1896; иллюстрации к " апитанской дочке" ј.—.ѕушкина, 1899), когда пробуждались до времени дремлющие силы народного единени€ ("ѕоход москвит€н, XVI век", 1903). Ќекоторые же из работ »ванова в историческом жанре достаточно прозрачно обращены в своей злой иронии к €влени€м современности ("÷арь. XVI век", 1902), демонстриру€ исторические корни дремучего мещанства, сановного чванства, озверелого черносотенства царской –оссии.

ѕри этом работы »ванова отличает €ркий и праздничный цветовой строй, передающий красоту старинного быта, выразительность силуэтных решений, широка€, свободна€ живопись - черты, характерные дл€ многих, прежде всего московских художников того времени, объединившихс€ в 1903 году при де€тельном участии »ванова в "—оюз русских художников", сыгравший значительную роль в развитии русского искусства начала XX века.

¬ этот период немало сделал »ванов и дл€ воспитани€ художественной молодежи, р€дом с ¬.—еровым и ј.јрхиповым,  . оровиным преподава€ в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113902
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:8311
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:6365
‘ред ‘уген

¬ 1905 году »ванов - "революционер по природе", как говорил о друге своей юности художник ћ.Ќестеров, не только всей душой был на стороне восставших масс, но и непосредственно участвовал в революционных событи€х. ¬о врем€ похорон Ќ.Ё.Ѕаумана ему были доверены больша€ сумма денег, собранных на вооруженное восстание, и ключи от помещений ћосковского университета, в тот же день превратившихс€ в лазарет дл€ раненых демонстрантов.

Ќа многочисленных набросках, карикатурах, этюдах и эскизах »ванова, созданных в то грозное врем€, мы видим разлив красных знамен на площад€х ћосквы и волнение народа, впервые ощутившего свободу.

  лучшим произведени€м, созданным русскими художниками под впечатлением событий 1905 года, относитс€ картина "–асстрел", хран€ща€с€, как и многие другие работы »ванова, в ÷ентральном музее –еволюции ———–. «апечатлев на этом небольшом полотне страшное пустотой смерти пространство площади, раздел€ющей р€ды демонстрантов и серую шеренгу карателей, только давших залп, художник с предельной выразительностью передал тупую жестокость убийства безоружных людей. ¬ то же врем€ в картине присутствует иной уровень художественного обобщени€, с мужественной силой воплощающий истину, окончательное осознание которой стало главным итогом первой русской революции. " ак бездна... раскрывалось наше сознание... ћы стали на одном краю бездны, а наши поработители на другом, и пон€ли мы: нет нам примирени€. » в этом ужас наших врагов. ∆елезный ход исторической жизни неумолимо сотрет главу... власти человека над человеком" (ј. —ерафимович "ѕохоронный марш", 1906).

¬ годы свирепой реакции, наступившей после подавлени€ ƒекабрьского восстани€, художник вновь работал преимущественно над историческими сюжетами. ≈ще в 1903 году, "убега€ от окружающего свинства", он поселилс€ в деревне —вистуха, недалеко от ƒмитрова. “ам в 1910 году его и настигла скоропостижна€ смерть.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81926
ћаргарита Ќазарова
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18387
√алина ѕрозуменщикова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72714
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru