Людибиографии, истории, факты, фотографии

Никас Сафронов

   /   

Nikas Safronov

   /
             
Фотография Никас Сафронов (photo Nikas Safronov)
   

День рождения: 08.04.1956 года
Место рождения: Ульяновск, СССР
Возраст: 64 года

Гражданство: Россия

Картина жизни Никаса Сафронова

Советский и российский художник.

Если я начну перечислять только его выставки и награды, то интервью с ним уже негде будет печатать: не останется места. Люди могут не знать его картины - хотя Никас Сафронов действительно блестящий живописец и заслуживает всех наград и званий, которыми обладает, - но имя его знают.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.02.2007

В наше время мало быть профессионалом - надо уметь себя “продавать”, давайте называть вещи своими именами. Что толку с того, что ты - гениальный художник, если твои работы начнут продаваться по баснословным ценам только после твоей смерти?! Нет, надо иметь славу - и, соответственно, достойный твоего дарования заработок - при жизни. Слава - товар ходовой: у знаменитого художника заказывают портреты те, кому есть за это чем платить; у него покупают картины музеи и частные галереи; у него заказывают работы государственные и общественные структуры. А для того, чтобы получить эти заказы, надо бывать в тех местах, где бывают твои потенциальные заказчики: знакомиться и флиртовать с красивыми женщинами, общаться и заводить дружбу со знаменитыми мужчинами… Никас по этому “предмету” - “отличник”: знаменитый светский лев, завсегдатай всех мало-мальски модных тусовок. Он дружит со многими “сильными мира сего”, а о его романах с самыми красивыми и талантливыми женщинами ходят легенды.

Никас Сафронов фотография
Никас Сафронов фотография

Мы встретились с Никасом в связи с выходом его альбома - “Между светом и тьмой”.

Реклама:

- Никас, рождение книги сравнивают иногда с рождением ребенка. Кто будет ее “родителями”, в каком издательстве она выйдет?

- В “Авроре” - это самое солидное в Европе предприятие, и мне льстит, что моя книга вышла именно в этом издательстве. Процесс “рождения” занял полтора года. Меня обхаживали, за мной ухаживали... А мне было сложно сосредоточиться на отборе слайдов. Текст писал искусствовед из Эрмитажа. Это - монография по моему творчеству. Текстовая часть, по-моему, даже более важна, чем мои иллюстрации.

- Вас часто сравнивают с Дали. Не будем обсуждать это сравнение. Вопрос другой: кто для вас - Дали?

- Я не отрицаю его величие, но отрицаю, что я - русский Дали. Я - сам по себе, Дали - сам по себе. Есть направление в искусстве - сюрреализм или некий мистический романтизм, в котором я работаю.

- У вас есть какие-то творческие связи с Израилем?

- Мне говорили, что в Израиле меня изучают в художественных школах как классика, на одном уровне с тем же Дали и Пикассо. И я бы очень хотел, чтобы дети знали, кого они изучают, что есть такой художник в России, близкий евреям по духу и обожающий историю Израиля. Не имея еврейской крови, я очень люблю библейские лица, и самые красивые лица для меня - это еврейские. У меня даже фамилия имеет древнееврейские корни. Она означает, насколько мне известно, - “у Христа за пазухой”.

Лучшие дня

Людмила Савельева
Посетило:304140
Людмила Савельева
Женский бодибилдинг: Как совместить карьеру и материнство?
Посетило:10890
Аманда Доэрти
Михаил Ромм: Творец портретов эпохи
Посетило:3132
Михаил Ромм

- Что нужно, чтобы Никас Сафронов приехал в Израиль со своими картинами?

- Какой-то стимул. Посмотреть Израиль я хочу, но у меня нет времени - просто так. Есть много стран, где я мечтаю побывать - но пока нет повода. Но Израиль много для меня сделал. Я знаю многих людей, которые покупали у меня картины и таким образом поддерживали меня, когда я был студентом. В конце 70-х - начале 80-х многие евреи уезжали в Литву, откуда было легче перебраться в Израиль или в Америку, и, уезжая, они покупали мои картины. Клинтон мне даже дал золотую медаль за вклад в мировое искусство в Америке, где я никогда не бывал раньше. Таким образом, эмигранты обеспечивали продвижение моего искусства на Запад.

- Вы, как принято говорить, культовый художник. Вас часто видят на разных презентациях, светских мероприятиях. Когда вы находите время для творчества?

- В 12 часов ночи я обычно возвращаюсь в студию и заканчиваю работать часов в шесть-семь.

- Как возникают идеи ваших картин? Откуда рождаются образы?

- Идей - миллион. Любая вещь, любой человек, любая встреча - это целый мир идей. Ты закрываешь глаза - и тебе представляется что-то. Все заряжено на идею картины, и даже когда ты спишь, ты рисуешь картину. Ты видишь сон - и так рождается картина. Во сне думаешь: “Вот этот фрагмент я бы выбросил, а вот этот - оставил”. И когда я сажусь за мольберт, я уже заранее вижу, что там есть. Иногда картину мне приходится просто “переписывать” из своего сознания, где она уже изначально готова. И тогда даже не надо фантазировать - только потом, в процессе, я иногда добавляю какие-то детали.

- Бывали ли у вас творческие неудачи? Картины, которыми вы недовольны и их не показываете?

- Я сегодня собрал огромное количество картин, которые я писал как эксперименты. Но по молодости много делаешь каких-то вещей, за которые тебе неудобно. Всего налепишь, не понимая, для чего - хотя эту картину нужно просто разрезать на куски и сделать другую. Со временем приходишь к чистым, простым вещам. Я бы какое-то количество своих работ нашел бы, купил бы - и выбросил. Или, на худой конец, переделал.

- Что вы считаете своей школой и кто ваши учителя?

- Я учился в Ростове в художественном училище имени Грекова по классу живописи. Не думал, что буду художником, хотя на втором курсе я был одним из лучших. Потом поехал в Литву, на родину своей мамы, и поступил в художественный институт. Тогда было принято что-то иметь, какой-то диплом. Но с четвертого курса я ушел. Хотя именно тогда я почувствовал, что я - художник.

Когда я состоялся внутренне, я поехал в Италию, где изучал итальянскую живопись, потом в Голландии - голландскую, в Лондоне - работы Тернера в подлинниках, потом ездил в Загорск, постигал школу иконы. Мир огромен, я его изучаю до сих пор. Школа - это классика, которую ты видишь вокруг. Это во всем. Это может быть и Толстой, и Достоевский, конечно, Брейгель, ван Дейк и так далее.

- У вас на картинах очень много женщин. Можно ли сказать, что женщины - ваш любимый “сюжет” в искусстве?

- Я не могу сказать, что я больше всего люблю рисовать женщин. Просто я с ними встречаюсь, с ними общаюсь и их пишу. Вот девушка Маша - я сделал ей приятное, написал ее портрет, и он попал на обложку, хотя… у нас странные отношения. Но, тем не менее, надо отдавать дань… Знаете, моя мама говорила: “Вот ты вырос, женился, заработал себе состояние. Но если ты через 10-20 лет решил уйти, найди ту фуфайку, в которой ты пришел, и уйди”. Женщинам всегда надо отдавать дань. Она - мать моего ребенка. Я с ней не общаюсь, но я помогаю ребенку.

Вторая женщина, которая родила от меня, - немка. Живет она в Австралии - ей я тоже помогаю. Я всем моим женщинам помогаю.

Женщина, конечно, является для любого художника ярким элементом стимула для творчества. Кто же еще? Не мужчины же! Есть такой анекдот: “Два приятеля встречаются, один говорит: “Слушай, у меня есть две новости, одна хорошая, другая плохая”. Тот говорит: “Начинай с плохой”. - “Ты знаешь, наши жены подруги”. - “Конечно!” - “Так вот, они решили нас бросить и жить вместе”. Друг говорит: “А какая хорошая новость?” - “Ты мне все больше и больше нравишься”.

Но мы, настоящие мужики, все-таки любим женщин. И любим Рубенса, любим Веласкеса, любим Гойю - тех художников, которые воспевали женщин, писали во имя женщин. Даже Леонардо, который, говорят, был другой ориентации, тем не менее женщинам посвятил огромное количество картин. Женщина - это источник для вдохновения.

- Какой вы знаете секрет обольщения женщин?

- Не могу сказать, что это какой-то секрет. Главное - быть искренним.

- Признайтесь, у вас были романы с женщинами - сильными мира сего?

- Я никогда не искал кого-то вроде Мэрилин Монро. Надо знать свой уровень, свою планку. Есть случаи, и они широко известны, когда охранники начинают жить с принцессами Монако, например. Но он стал ей изменять - и они развелись.

С другой стороны, и она должна понимать, может ли она позволить себе переспать с охранником. Охранник все равно останется охранником. Когда человек идет работать на какую-то должность, он ставит на себе некую печать. Он должен понимать, что эта работа будет ограничивать его возможности, и он не сможет претендовать на большее.

При этом если ты готов жить в деревне, значит, надо рассчитывать, что ты будешь жить в деревне с такой же деревенской девушкой, как и ты. Она там будет перебирать возле тебя зерно. Это довольно сложная тема. Ее не дано рассказать, ее надо изнутри почувствовать. Богу - Богово, а кесарю - кесарево.

Если вы - свободный поэт? и вы стали бродягой, то это не лишает вас уважения. Но если вы не поэт и бродяга - пусть и в Париже, и вам нравится быть бродягой в Париже, то надо знать: вас покормят, но при этом не надо рассчитывать, что вас пригласят во дворец.

- Мы далеко ушли от темы. Вопрос был: до какой степени вы можете себе позволить искренность по отношению к женщине?

- Искренность по мере возможности. Когда врач говорит больному: “Вы знаете, что, скорее всего, вы умрете, у вас рак в последней стадии”, - человек до операции уже умирает, а потом оказывается, что у него всего лишь незлокачественная опухоль. Он уже умер - по системе, скажем, не Станиславского, а западного подхода.

Замечательный, великий актер Евгений Евстигнеев спросил лондонского хирурга, который должен был его оперировать: “Доктор, от этой операции умирают?” И услышал в ответ: “Да, очень многие умирают”. Он разнервничался - и умер до операции.

На Западе привыкли к такой сухой, жесткой правде. А мы - нет. Поэтому нужно учитывать менталитет той страны, той местности и той нации, где человек живет. И особенности женской психологии.

- Я прочитала, что вы - первый художник, который стал прослеживать связь между искусством и порнографией. Неужели такая связь существует?

- Да нет, это все очень условно. Участвуя в российских выставках, я пытался понять смысловую нагрузку на эротику и порнографию. Что такое эротика и что такое порнография? Любая вещь может быть эротична, если она сделана профессионалом. Лучше смотреть плохой фильм Феллини, чем хороший фильм какого-нибудь задрипанного режиссера, который вообще не знает, что такое камера. Феллини, может, и ошибался, но ошибался гениально. Как говорится, лучше с умным потерять, чем с дураком найти.

- Есть ли для вас, как для художника, вещи неприемлемые? Если вы плохо относитесь к человеку, то вы его не будете рисовать ни за какие деньги? Или все-таки будете?

- Я могу не писать человека, который мне неприятен, потому что в процессе общения с ним я поглощаю его плохую энергию. Есть один известный художник - после общения с ним многие люди убегают после первого сеанса. Потом они приходят ко мне, потому что им кажется, что я - другой человек и по-другому их буду писать. Конечно, я пишу по-другому, и энергетика у меня другая, но для меня важно, какая энергетика идет взамен - от человека, над портретом которого я работаю. Человек может быть хорошим, замечательным, но он - вампир, а это чревато. Зачем рисковать?

- Как вы восполняете ту энергию, которую тратите?

- А я ее не восполняю. Она приходит из Космоса. Она как-то сама по себе где-то там наверху распределяется. Я просто молюсь, верю в Бога, ничего не совершаю такого, чтобы это вызвало большой дискомфорт. Есть вещи, которые, я считаю, можно себе позволить, а есть вещи непозволительные. Не всегда надо браться за то, что тебе предлагают. Надо и от чего-то отказываться. Я иногда советуюсь с более грамотными людьми, и в конце концов у меня все получается.

- Не устаете ли вы иногда от живописи?

- Не устаю, потому что я из одной области перехожу к другой. Я работаю в живописи маслом, потом работаю в графике, потом перехожу на акварель, пишу иконы, портреты, пейзажи... То есть я с одного перехожу на другое. Все время экспериментирую. Лучший отдых - это смена работы.

- В этом новом альбоме вы говорите о своей мечте - поговорить с самим Господом Богом... Не слишком ли это нереально?

- Мечта и должна быть нереальной. Потому что если есть какие-то неосуществимые мечты, которые ты стремишься осуществить, ты действительно делаешь что-то большое. Общаясь с титанами и возвращаясь в обычный, средний круг людей, ты выглядишь Одиссеем, по меньшей мере.

- Высоцкий говорил в свое время: “Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним”. Какой одной своей картиной вы бы перед Ним оправдались?

- Я работаю над этим. Самое мое большое произведение - это мой сын. Самое великое произведение. А картины - это очень сложно. Только история может рассудить, какая из моих картин останется в ней…

Никас Сафронов
гарифуллина Ильсияр Хидиятовна 27.12.2008 08:01:30
Неординарный, талантливыйи и поэтому очень интересный человек!
Он постоянно в творческом и философском поиске. У него замечательные картины - мне постоянно хочется смотреть на них.
От всей души желаю Никасу Сафронову больших творческих находок и счастья в личной жизни!.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Стивен Ривз. Биография
Посетило:10768
Стивен Ривз
Бен Муди
Посетило:8491
Бен Муди
Рыцарь российского экрана
Посетило:16999
Александр Иншаков

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history