Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕитер –убенс

   /   

Peter Rubens

   /
             
‘отографи€ ѕитер –убенс (photo Peter Rubens)
   

ƒень рождени€: 28.06.1577 года
ћесто рождени€: «иген, ƒани€
ƒата смерти: 30.05.1640 года
ћесто смерти: јнтверпен, јвстрали€
¬озраст: 62 года

√ражданство: ƒани€

¬иртуозный мастер портрета и пейзажа

 рупнейший южнонидерландский живописец,

—овременники называли его королем художников и художником королей. ѕо мощи таланта и многогранности даровани€, глубине знаний и жизненной энергии –убенс принадлежит к числу самых блест€щих фигур европейской культуры XXVII века. ѕрижизненна€ слава –убенса была так велика, что в отблеске его имени тусклое царствование эрцгерцога јльберта и его жены »забеллы начало казатьс€ великой эпохой. — той поры в волшебном мире живописи –убенс занимает одно из самых почетных мест.

28.06.2016

–убенс жил с 1577 по 1640 год, в тот период, который обычно историки называют  онтрреформацией, так как он характеризовалс€ возрождением римско-католической церкви, предпринимавшей энергичные усили€ с целью подавлени€ последствий протестантской реформации. Ёто было врем€ острых столкновений, в ходе которых человеческий дух и интеллект добивались больших успехов, но оно также известно своей алчностью, нетерпимостью и беспримерной жестокостью. ¬ те годы, когда жил –убенс, такие ученые, как √алилео √алилей, »оганн  еплер и ”иль€м √арвей, изменили своими трудами представление человека об окружающем мире и о вселенной, а математик и философ –ене ƒекарт полагалс€ на силу разума человека, что оказало глубокое воздействие на его мышление. “акие католические св€тые, как ‘ранциск —альский и “ереза јвильска€, посв€тили всю свою жизнь возрождению духовной силы христианства.

ѕитер –убенс фотографи€
ѕитер –убенс фотографи€

Ќо у этого века была и сво€ темна€ сторона. "ќхота на ведьм", поражающий воображение размах религиозного усерди€, густо замешанного на слепом фанатизме и суеверии, превратили XVI и XVII века в насто€щий кошмар - по всей ≈вропе тыс€чи людей, мужчин и женщин, заканчивали свою жизнь на кострах в наказание за то, что они €кобы совершили преступлени€ против человечества и природы. ¬озрожденна€ из средневековь€ инквизици€ старательно выискивала врагов римской церкви, что неизбежно приводило к массовым преступлени€м и пыткам подозреваемых в ереси людей. –елигиозные войны, одна за другой, подрывали установившийс€ в ≈вропе мир. —ама€ разрушительна€ из всех - “ридцатилетн€€ - терзала √ерманию в те годы, когда –убенс достиг самых крупных творческих успехов. –одину –убенса - Ќидерланды - на прот€жении всей его жизни разрывала упорна€ борьба за независимость от »спании. ќна началась за дес€ть лет до его рождени€ и завершилась спуст€ восемь лет после его смерти. “рудно себе представить, что –убенс мог рисовать свои жизнерадостные, ослепительные по колориту картины в такое мрачное врем€, когда повсюду торжествовали насилие и разорение.

28 июн€ 1577 года ћари€ ѕейпелинкс разрешаетс€ от бремени шестым ребенком. ≈го нарекают ѕитером ѕаулем. ¬ то врем€ яна и ћари€ –убенс живут в «игене, в германской провинции ¬естфали€. «а дев€ть лет до его рождени€ ян с ћарией бежали из своего родного города јнтверпена, опаса€сь религиозных гонений. ќтец живописца изучал право в –име и в других городах »талии. ¬ернувшись в родной город, он был назначен городским советником. ¬ течение нескольких лет он исполн€л эти важные об€занности. Ќесмотр€ на то, что ян всегда был приверженцем римско-католической церкви, впоследствии он начал симпатизировать протестантскому учению ∆ана  альвина (1509-1564), а это считалось опасной ересью в стране, контролируемой испанским королем-католиком.

ѕитер –убенс фотографи€
ѕитер –убенс фотографи€

» ян –убенс с семьей бежал из ‘ландрии в город  ельн, ко двору ¬ильгельма ќранского, по прозвищу ћолчаливый. “ам он стал поверенным в делах жены ¬ильгельма јнны —аксонской, а затем и ее возлюбленным. ќ их любви вскоре узнал двор. ѕо законам яна –убенса ожидала казнь.

Ќо ћари€ не поклада€ рук боролась за его освобождение. ќна собирала деньги, чтобы его выпустили под залог, и даже добивалась пару раз аудиенции у самого принца, перед которым заступалась за своего супруга.

ѕисьма, которые она писала в тюрьму, - убедительное свидетельство женской преданности. ¬ них она умол€ет мужа не падать духом и убеждает в том, что давно его простила: "ћожно ли быть такой жестокосердной, чтобы стать обузой дл€ теб€, когда на теб€ свалилось такое горе? ¬едь нас св€зывала така€ долга€ дружба, поэтому не может быть такой жестокой ненависти, котора€ не позволила бы мне простить небольшое твое прегрешение в отношении мен€... я молюсь за теб€, мол€тс€ и наши дети, они шлют тебе наилучшие пожелани€ и ужасно хот€т снова теб€ увидеть, чего и € хочу всем своим сердцем. ѕрошу теб€, не говори больше "недостойный теб€ муж" - все уже давно забыто".

ѕосле двухлетних ходатайств ћарии удалось добитьс€ своего, в 1573 году ян был освобожден из заключени€ под залог, и чета получила разрешение на проживание в маленьком городке «игене. ¬ 1579 году яну разрешили вернутьс€ в  Єльн, и, наконец, в 1583 году он добилс€ окончательного и полного прощени€.

Ќесмотр€ на все тревожные перипетии ссылки и беды отца, в доме, в котором рос ѕитер ѕауль, всегда царила доброжелательна€, спокойна€ атмосфера и полна€ семейна€ гармони€. ¬ своих письмах позже он будет вспоминать  Єльн как город, где прошло его счастливое детство. –убенс сумел восприн€ть самые лучшие качества своих родителей. ќт матери он унаследовал ее м€гкий, уравновешенный характер, умение любить и хранить верность, а также, веро€тно, ее рачительное отношение ко времени и деньгам. ќт отца - его быстрый и легкий шарм. ян –убенс сам занималс€ образованием своего ребенка и передал ему свою неув€дающую любовь к наукам и литературе.

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10167
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9971
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1874
¬€чеслав «айцев

” ћарии сохранилась кое-кака€ собственность в родном јнтверпене, и поэтому она решает вернутьс€ туда со своими детьми. ѕрин€в католичество, она получает разрешение вернутьс€ с детьми на родину. ≈й ничто не мешало это сделать, так как ей удалось примирить членов своей семьи с католической церковью. ¬полне возможно, что она никогда не раздел€ла религиозных протестантских убеждений своего мужа, хот€ оба ее сына, ‘илипп и ѕитер ѕауль, были крещены по лютеранскому обр€ду.

»таль€нский дипломат Ћодовико ƒжуччиардини оставил описание јнтверпена в период его расцвета. ¬ городе было п€ть школ, там жило множество художников, там была типографи€, основанна€ в 1555 году  ристофором ѕлантеном. ќна была одной из лучших в ≈вропе и славилась своей изысканной продукцией и строго научной педантичной корректурой.

Ќо со ввода испанских войск в страну в 1566 г. Ќидерланды на долгие годы стали ареной войны. — одной стороны испанцы, с другой - —оединенные ѕровинции, боровшиес€ за свою независимость. ќсады, битвы, грабежи, всевозможные незаконные поборы, неописуемые несчасть€ - таков итог этих печальных лет.

¬ 1576 году - за год до рождени€ ѕитера ѕаул€ - јнтверпен стал жертвой взбунтовавшегос€ испанского гарнизона. ÷елые кварталы были сожжены, тыс€чи людей убиты. Ёти зверства заслужили зловещее название "испанского бешенства". јнтверпен сильнее других нидерландских городов пострадал как от испанского ига, так и от подн€того против него м€тежа.

 огда ћари€ –убенс с детьми вернулась домой в 1587 году, то ситуаци€ в Ќидерландах стабилизировалась на основе разделени€ между независимыми северными провинци€ми.  огда ѕитер ѕауль впервые приехал в јнтверпен, город находилс€ в плачевном состо€нии. ≈го население сократилось до 45 000 человек, вдвое меньше, чем двадцать лет назад.

ѕостепенно началось возрождение города. »спанское правительство превратило јнтверпен в финансовый центр и перевалочный пункт дл€ снабжени€ всем необходимым своей армии. ¬озродилась и культурно-духовна€ жизнь города. “ипографии ѕлантена удалось наконец оправитьс€ после нескольких лет упадка, а антверпенские художники в своих студи€х вновь начали получать заказы от церквей и религиозных учреждений, чтобы заменить все то, что подверглось разорению в годы разгула фанатизма и войны.

“аким образом, –убенс провел свою юность в городе, который постепенно возвращалс€ к прежней жизни. ¬начале он училс€ в школе –омбута ¬ердонка, ученого, обладавшего определенной весомой репутацией, который продолжал формировать сознание и вкус ребенка по следам его отца яна –убенса. “ам ѕитер ѕауль познакомилс€ с мальчиком-инвалидом, на несколько лет старше его, и этому знакомству было суждено перерасти в крепкую дружбу на всю жизнь. ћоретус был внуком ѕлантена, и со временем он возглавил типографию деда. "я знал –убенса с детства, - писал в более поздние годы ћоретус, - мне очень нравилс€ этот юноша, который обладал самым при€тным, самым незлобивым характером".

ћать определила его на некоторое врем€ в пажи к вдове графа ‘илиппа де Ћален, ћаргарите де Ћинь. “ак начиналс€ обычно путь молодого человека из хорошей семьи с ограниченными средствами, чтобы в конце концов зан€ть достойное положение в обществе. ”чтивый паж с хорошими манерами мог рассчитывать на повышение, а с возрастом - и на важный и ответственный пост у какого-либо вельможи, а следовательно, и на определенную роль в управлении государством. “ак начиналась не одна знаменита€ политическа€ карьера. –убенс научилс€ изысканным придворным манерам в доме графини Ћален, но уже тогда он хотел стать художником и несколько мес€цев спуст€ убедил свою мать забрать его со службы у графини и определить учеником к художнику.

≈му подыскивают учител€, который согласилс€ бы вз€ть его к себе в мастерскую. Ёто “обиас ¬ерхахт. ѕитер ѕауль перебираетс€ к нему в дом. ѕервый учитель –убенса был ничем особенно не выдел€вшимс€ пейзажистом - рисовал ландшафты небольших размеров, на которые всегда существовал спрос, но ѕитер ѕауль не мог многому у него научитьс€. ќчень скоро он перешел в мастерскую более универсального художника јдама ван Ќоорта, у которого пробыл в учениках около четырех лет. ƒев€тнадцати лет от роду ѕетер ѕауль снова мен€ет учител€, став учеником одного из самых замечательных антверпенских художников ќтто ван ¬еена. ќн был человеком ученым, с превосходным вкусом, одним из членов элитарной группы "романцев", художников, когда-то учившихс€ в »талии, чьи произведени€ были пронизаны гуманистическим духом –енессанса. –аботы ќтто ван ¬еена были вдумчивыми, значительными, но почти лишенными жизни. “ем не менее этот художник оказал серьезное вли€ние на эстетическое образование –убенса, он привил своему ученику тщательное изучение композиции, стимулиру€ у него интерес к интеллектуальным аспектам их общей профессии.

ќтто ван ¬еен особенно славилс€ своими знани€ми символов, таких художнических образов, с помощью которых можно было визуально передать абстрактные идеи. Ќакопленные в течение всей жизни огромные знани€ символов служили –убенсу горючим, способным воспламенить его воображение. ≈му ничего не стоило передать свои идеи (или идеи его патрона) в собрании визуальных образов. ќсновы этих знаний были заложены в мастерской учител€, которым он всегда восхищалс€. ќтто ван ¬еен всю жизнь оставалс€ преданным другом –убенса.

 огда ѕетеру ѕаулю исполн€етс€ двадцать один год, его принимают мастером в гильдию св. Ћуки, антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников, старейшина которой - его бывший учитель јдам ван Ќоорт. ’от€ у него пока не было собственной студии и он продолжал еще целых два года работать у ќтто ван ¬еена, ему теперь разрешалось брать учеников, что он и сделал, вз€в к себе в ученики ƒеодатуса ƒель ћонте, сына антверпенского серебр€ных дел мастера.

ќ работе –убенса в это врем€ нам мало известно. ќчевидно, он пользовалс€ высокой репутацией, иначе у него не было бы учеников. ¬ это врем€ у матери хранилось уже несколько его картин, так как она с гордостью говорила о них в своем завещании. Ќо существует только одна подписанна€ им работа за все эти годы - полностью завершенный портрет молодого человека, чье выписанное твердой рукой лицо кажетс€ живым.

¬ последний год пребывани€ –убенса у ¬ениуса студи€ получила потр€сающий заказ - декоративное оформление резиденции дл€ приемов в јнтверпене новых правителей Ќидерландов, эрцгерцога јльберта и эрцгерцогини »забеллы. —о времен герцогов Ѕургундских во всех крупных городах Ќидерландов выработалс€ обычай устраивать великолепный светский прием своим правител€м, который получил название "радостного въезда". — точки зрени€ развити€ культуры царствование јльберта и »забеллы ассоциировалось у всех с великой эпохой ¬озрождени€. ¬ этом "золотом веке", или, скорее, "золотых сумерках" фламандского искусства, –убенсу было предназначено сыграть ведущую роль.

“ем временем в јувенском университете, недалеко от Ѕрюссел€, его брат ‘илипп стал любимцем великого гуманиста ёстуса Ћипсиуса и постепенно обретал репутацию ученого-классика. ѕитер ѕауль, веро€тно, поддерживал посто€нную св€зь с ним, всегда искал у него совета и помощи. ќн обращал особое внимание на латинский €зык и не тер€л интереса к миру античности. Ќеизбежно он все чаще устремл€л свой взор к »талии, к –иму, этому прекрасному ¬ечному городу, который, словно магнит, прит€гивал к себе всех художников и ученых.

Ќидерландские художники того времени были убеждены, что подлинный свет искусства идет только из »талии. Ћишь там можно постичь насто€щие тайны искусства.  аждый считал своим долгом совершить поездку через јльпы. ѕоклонники италь€низированной эстетики открещиваютс€ от традиций старых фламандских мастеров, не дела€ исключени€ ни дл€ ван Ёйка, ни дл€ ван дер ¬ейдена, ни дл€ ћемлинга.

Ёто классическое путешествие нидерландские художники совершали обычно раз в жизни, но зачастую они оставались в »талии на долгие годы - так обогащало их пребывание в этой стране.

¬ мае 1600 года ѕитер ѕауль –убенс, не достигнув еще двадцатитрехлетнего возраста, отправилс€ в »талию. ќн был молод, красив, хорошо воспитан. «нал английский, испанский, французский, италь€нский и латынь. ƒиплом свободного художника гильдии св€того Ћуки и кошелек матери помогали ему верить в свою звезду. Ќадо полагать, что у ѕитера ѕаул€ при себе имелись какие-то существенные рекомендации. ћы не знаем, какие именно, но их действенна€ сила налицо: 5 окт€бр€ 1600 года он присутствует во ‘лоренции на бракосочетании ћарии ћедичи с королем ‘ранции, а к концу того же года поступает на службу ко двору в ћантуе, родственницей которым и приходилась ћари€. Ќынешний правитель герцог ¬инченцо √онзага быстро убедилс€ в одаренности художника и полюбил его за превосходные манеры и образованность.

¬ коллекции герцога –убенс открыл дл€ себ€ сокровища. —обрание семьи √онзага - одно из знаменитейших в »талии. «десь есть творени€ Ѕеллини, “ициана, ѕальмы —таршего, “инторетто, ѕаоло ¬еронезе, ћантеньи, Ћеонардо да ¬инчи, јндреа дель —арто, –афаэл€, ѕорденоне,  орреджо, ƒжулио –омано. –убенс усердно копирует “ициана,  орреджо, ¬еронезе. ” собирателей того времени вошло в обычай обмениватьс€ копи€ми: за неимением оригинала можно восхищатьс€ хот€ бы его отблеском. √онзага доволен работами –убенса и вскоре посылает юного мастера в –им дл€ выполнени€ копий с картин великих художников. ¬ письме к кардиналу ћонталетто, покровителю искусств, герцог просит протекцию "ѕитеру ѕаулису, фламандцу, моему живописцу".

¬ –име ѕитер ѕауль наслаждалс€ возможностью познакомитьс€ с творени€ми величайших мастеров, благодар€ которым –им стал местом паломничества, - –афаэл€ и ћикеланджело.

√л€д€ на шедевры других художников и даже копиру€ их, можно леле€ть прекрасные мечты, но если хочешь добитьс€ успеха, надо самому писать картины. ќднако художнику нужны заказы. ѕо счастливому стечению обсто€тельств ѕитер ѕауль получает заказ на три алтарных образа в капелле —в€той ≈лены церкви —в€того  реста »ерусалимского в –име. Ёта работа сохранилась до сегодн€шнего дн€, хот€, конечно, она сильно постарела от неумолимого времени. Ќо она по-прежнему демонстрирует силу его воображени€ и технику, которые художник применил при исполнении заказа. ¬ центре алтар€ –убенс поместил св€тую ≈лену, эту поистине королевскую фигуру в золотом парчовом нар€де. Ќа правой стороне алтар€ он изобразил ’риста, увенчанного терновым венцом, а на левой - воздвижение  реста. ќн впервые смело использовал свой италь€нский опыт. —овершенно €сно, что он еще колеблетс€: мощный рисунок ћикеланджело, драматический колорит “инторетто... ¬добавок его еще сковывают воспоминани€ о ‘ландрии. Ќо, несмотр€ на это, произведение заслуживает внимани€. –убенс намного превзошел уровень фламандских поклонников »талии.

¬ыполнив заказ дл€ церкви —в€того  реста, –убенс вернулс€ в ћантую, где в марте 1603 года герцог поручил ему важное и ответственное задание - передать несколько дорогих подарков испанскому королю. (»спанское вли€ние в —еверной »талии было довольно значительным.)

ƒары состо€ли из прекрасно выкованной каретки с шестью лошадьми, новых, вызывающих интерес фейерверков, духов и благовоний в драгоценных сосудах и нескольких копий с картин, правда, не самого –убенса, а наиболее знаменитых мастеров –има. ѕоследние предназначались в качестве подарка главному министру и фавориту корол€ герцогу Ћерме, который выдавал себ€ за покровител€ из€щных искусств. –убенсу предсто€ло лично сопровождать дары и проследить за их своевременной доставкой королю и его министру.

ѕутешествие в »спанию, однако, оказалось не из легких. ƒорога пролегала через горы, к тому же пришлось совершить продолжительное морское путешествие, и у –убенса не хватило выделенных ему на это средств. Ќаводнение во ‘лоренции задержало его экспедицию на несколько дней, и ему пришлось столкнутьс€ с серьезными трудност€ми при найме корабл€.

„ерез несколько недель он смог сообщить о своем благополучном прибытии к испанскому королевскому двору со всеми дарами, оказавшимис€ в полной сохранности, включа€ "лосн€щихс€, красивых лошадей". ≈ще бы!  ак же они могут быть некрасивыми, если их мыть вином! Ќо его ожидала еще одна беда, когда из багажа были извлечены копии картин. "—егодн€... мы обнаружили, что картины... настолько попорчены и им причинен такой вред, что € просто пришел в отча€ние. ¬р€д ли мне по силам их реставрировать... ’олст... почти полностью сгнил (несмотр€ на то, что все полотна находились в цинковом €щике, дважды завернутые в промасленную материю, а потом помещены в дерев€нный сундук). “акое их печальное состо€ние объ€сн€етс€ посто€нными дожд€ми, которые шли не прекраща€сь двадцать п€ть дней подр€д - совершенно неверо€тное €вление дл€ »спании!"   счастью, картины, высохнув, оказались в гораздо лучшем состо€нии, и опасени€ –убенса не оправдались.

  счастью, королевский двор выехал в замок јранхуэц. ќттуда он направитс€ в Ѕургос.  ороль возвратитс€ в ¬аль€долид не раньше июл€. Ёти два мес€ца - просто дар небес. ѕитер ѕауль исправил попорченные полотна ‘аккетти, а безнадежно погубленные произведени€ заменил двум€ полотнами собственной работы. “ак как ему была предоставлена свобода в выборе сюжета, он написал дл€ контраста "√ераклита" и "ƒемокрита".

ѕредставитель герцога ћантуанского при испанском дворе, этот строго соблюдающий все формальности высокомерный человек, лично вз€лс€ передать дары королю. ќднако он позволил –убенсу присутствовать при передаче картин герцогу Ћерме. √ерцог с удовлетворением их осмотрел, принима€ копии за оригиналы. –убенс был слишком тактичным человеком, чтобы попытатьс€ его переубедить.  артины самого –убенса удостоились особой похвалы. „ерез некоторое врем€ он получил заказ, от которого у него захватило дух, - ему предсто€ло написать портрет самого герцога, сид€щего на коне.

Ётой работой двадцатишестилетний –убенс по-насто€щему блеснул. ќн решил избрать самую трудную дл€ исполнени€ позу герцога на коне. Ётот портрет очень понравилс€ не только самому персонажу, но и всему испанскому двору. „ерез несколько лет слава о нем преодолела границы, и другие художники пытались использовать ту же композицию и технический прием с использованием уход€щей вверх "спирали" (постепенное повышение).

»з-за своего большого успеха –убенс все меньше прислушивалс€ к посто€нным просьбам герцога ћантуанского, отказыва€сь рисовать портреты хорошеньких женщин.

¬ письме в вежливой форме он просил его освободить от поездки во ‘ранцию, чтобы рисовать там придворных красоток; но все же, повину€сь своему господину, художник сделал несколько портретов красивых испанских дам за врем€ своего пребывани€ в »спании.

Ќа обратном пути в ћантую –убенс остановилс€ в √енуе, городе, который ему предсто€ло неоднократно посещать в будущем и где он создал несколько портретов самых знатных местных патрициев. ¬ыполн€€ эти заказы, –убенс демонстрировал свою разносторонность художника, который запросто, с необычайной легкостью переходил от религиозной живописи к светской, от портретов к мифологическим темам.

„ерез год после возвращени€ из »спании –убенс добилс€ первого подлинного успеха религиозной картиной, предназначенной дл€ высокого алтар€ иезуитской церкви в √енуе. –убенс на более позднем этапе своей жизни часто работал на иезуитов, так как они привлекали его своей сокрушительной, воинственной верой и подчин€ющимс€ дисциплине религиозным рвением. ¬ картине дл€ их алтар€ под названием "ќбрезание" –убенс снова прибег к сочетанию различных идей, унаследованных им от других художников. ¬ композиции заметно порывистое устремление вверх, которое он перен€л у  орреджо в его картинах в ѕармском соборе. ќт этого же мастера он заимствовал идею представить младенца таким образом, словно от него самого исходит свет. Ѕогатством красок и густотой мазка он об€зан во многом “ициану. Ѕлагородна€ фигура Ѕогоматери создана на основе римской статуи.

Ќо все заимствованные и перен€тые идеи –убенс вносил в рамки собственного видени€. ≈го Ѕогоматерь сочетает в себе реализм чувств с идеализированной формой, на которой настаивала ÷ерковь. ќна исполнена классического достоинства, но, испытыва€ человеческую жалость, отворачиваетс€, чтобы не видеть, как страдает ’ристос. ≈е странный жест уносит взор зрител€ вверх, туда, где вокруг крошечного, излучающего свет младенца сгрудились темные человеческие фигуры, туда, откуда источаетс€ небесный свет и где теснитс€ сонм ангелов. Ёто - наивысшее выражение в искусстве эры католического христианства: мир человека и небесный мир, как видимое и невидимое, неразрывно св€заны принесенной божественной жертвой. Ёта прекрасна€ картина впервые свидетельствовала, насколько верно вдохновение –убенса отражало религиозный дух своего века.

ѕутешестви€ –убенса по »талии с целью самообразовани€, когда он находилс€ на службе у герцога, длились долгие восемь лет. ’от€ его маршруты нельз€ воспроизвести точно, можно с уверенностью сказать, что он посетил ‘лоренцию и √еную, ѕизу, ѕадую и ¬ерону, јукку и ѕарму, неоднократно ¬енецию, может, ”рбино, но, бесспорно, ћилан, где он сделал карандашный набросок с картины Ћеонардо да ¬инчи "“айна€ вечер€". ќн также дважды подолгу жил в –име. ќчень немногие художники той эпохи могли похвастатьс€, что знают »талию лучше, чем –убенс. ≈го письма этого периода написаны на живом, правильном италь€нском €зыке, и подписывал он их - "ѕьетро ѕаоло", - так он подписывалс€ до конца жизни.

√оды, проведенные в »талии, были заполнены не только работой над алтарными картинами дл€ римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами ("јвтопортрет с мантуанскими друзь€ми", ок. 1606, музей ¬альраф-–ихартц,  ельн; "ћаркиза Ѕриджида —пинола-ƒориа", 1606-07, Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, ћикеланджело, “ициана, “инторетто, ¬еронезе,  орреджо,  араваджо, современных ему болонских живописцев.

 ак и множество молодых художников его времени, –убенс стремилс€ найти новые методы применени€ открытий, сделанных его предшественниками. ѕрежде всего ему предсто€ло до тонкостей изучить все, чему могли научить их работы в отношении формы, цвета и живописной техники. ¬ какой-то степени его будущее величие объ€сн€етс€ его неверо€тной способностью объедин€ть различные, несравнимые вли€ни€, как античные, так и современные, и построить на таком синтезе свое, собственное художническое видение. “айна его несравненного гени€ заключалась в вибрирующем, пронзающем все его существо чувстве жизни и посто€нном движении.

»з всех вли€ний, формировавших направление италь€нского искусства в это врем€, по-видимому, самым значительным и противоречивым оказалось творчество  араваджо (1573-1610), сложного, импульсивного, почти неуправл€емого молодого художника, который находилс€ в зените своей славы, когда –убенс впервые добралс€ до –има.  араваджо, родом из —еверной »талии, был всего на четыре года старше –убенса. –убенс знал его картины, но маловеро€тно, что эти художники когда-нибудь встречались. “ем не менее на –убенса его картины произвели должное впечатление, и он даже сделал с них несколько копий. »таль€нский новатор был мастером использовани€ света и тени, умел тонко находить здесь нужный баланс, чтобы высветить получше фигуры, представить более €сно текстуру, должным образом определить поверхность изображени€. Ќо больше всего в творчестве  араваджо поражал его реализм, который выходил далеко за рамки того, что пытались позволить себе художники его времени.  араваджо не стал идеализировать библейские персонажи в своих религиозных полотнах, а просто рисовал в их образе простых людей. “ак, в его знаменитой картине "ѕоложение во гроб" лица трех ћарий и Ќикодима вз€ты пр€мо из повседневной жизни.

Ќо реализм  араваджо, мастерство живописца, игра света и тени на его полотнах оказались настолько впечатл€ющими, что оказали большое вли€ние на искусство художников XVII века во всей ≈вропе.

Ѕолее всего –убенс признавал технику другого италь€нского художника, она ему была гораздо ближе, чем техника  араваджо. Ётим художником оказалс€ болонский мастер јннибале  арраччи (1560-1609), который работал в –име над своими великолепными украшени€ми палаццо ‘арнезе.  арраччи изобрел метод быстрого исполнени€ набросков мелом, который –убенс тут же у него перен€л. —тилистика  арраччи существенно отличалась от манеры  араваджо. ќн проповедовал классические концепции, а его композици€ отличалась скульптурным величием с разнообразным отражением традиционных элементов. “акое самовыражение –убенс считал соответствующим своему собственному творческому подходу.

ѕо сути дела, очень немного из ранних, написанных –убенсом в »талии, работ сохранились до нашего времени. Ќо недавно была обнаружена его картина "—уд ѕариса", котора€, кажетс€, датирована этим периодом его жизни. ќпь€ненный великолепием античной скульптуры и живописью эпохи –енессанса, молодой художник попыталс€ в этой картине сделать то, что пока было выше его сил. Ёто больша€ картина, на которой изображены три обнаженные богини, выстроившиес€ в р€д дл€ демонстрации своей красоты на "конкурсе". »х фигуры производ€т на зрител€ огромное впечатление.  омпозици€ довольно оригинальна, но отличаетс€ некоторой неловкостью. ѕейзаж, однако, обладает поэтической настороженностью, и даже сами недостатки картины указывают на скрытые, пока еще не про€вившиес€ в полной силе способности фламандского живописца.

¬еро€тно, весной 1605 года –убенс получил известие от своего ученого брата ‘илиппа из Ќидерландов, который приехал в –им, чтобы получить степень доктора права. —ильное желание вернутьс€ снова в »талию заставило его отказатьс€ ‘илиппа от возможности унаследовать профессорскую кафедру своего знаменитого учител€ ёстуса Ћипсиуса в Ћувенском университете.

–убенсу удалось убедить своего щедрого работодател€, что ему необходимо освежить свои знани€ в –име, и вот осенью 1605 года брать€ сн€ли дом с двум€ слугами на ¬иа делла  роче возле площади »спании.

¬торое пребывание –убенса в –име оказалось гораздо продолжительнее первого. ќно длилось с короткими перерывами почти три года, большую часть которых он посв€тил изучению живописи и античности. ¬ лице ‘илиппа –убенс получил насто€щего эксперта по истории античного –има. ≈го интересы простирались от античных гемм до современной архитектуры, от старательного копировани€ на бумаге классических статуй до моментальных набросков сценок из повседневной жизни, от сложного убранства интерьера римских дворцов до пасторального ландшафта, окружающего –им, и романтических развалин на ѕалатинском холме. ќн сумел развить у себ€ превосходную визуальную пам€ть, и благодар€ строгой дисциплине и тренировкам ему удалось добитьс€ такой скорости и такой твердости руки при создании рисунков и набросков, что, по существу, в этом ему не было равного среди художников.

ќсенью 1606 года он получил один из самых заманчивых заказов в –име - роспись главного алтар€ дл€ только что построенной дл€ ораториан церкви —анта ћари€ в ¬аллиселле, или, как римл€не называют ее до сих пор, - Ќовой ÷еркви. «адание оказалось далеко не простым. ќтведенное дл€ алтар€ пространство было высоким и узким, а отцы-ораториане хотели изобразить на картине не менее шести св€тых.

«нание античного –има подогревало интерес –убенс к этому заказу. —реди предполагаемых св€тых были и мученики - в том числе и св€та€ ƒомицилла, благородна€ дама и плем€нница римского императора, чьи св€тые мощи были недавно обнаружены при раскопках римских катакомб. –убенс с величайшей тщательностью писал этих св€тых, представл€€ папу √ригори€ ¬еликого в великолепном блест€щем облачении, а св€той ƒомицилле он придал чисто королевскую осанку, написав ее с золотистыми волосами, в €рком атласном нар€де, украшенном жемчугом.  ак же он расстроилс€, когда алтарный образ установили на место. Ѕлики от отражающегос€ света делали картину почти невидимой. “огда он нарисовал новый алтарный образ на грифельной доске, чтобы свести до минимума отражение света, чем с лихвой удовлетворил ораториан, а оригинал картины оставил себе.

ќсенью 1608 года –убенс получил известие из јнтверпена, что его мать серьезно больна. Ќе поставив даже в известность герцога ћантуанского, не дождавшись открыти€ своего алтар€ в Ќовой ÷еркви, он отправилс€ в долгий путь домой. ќн, правда, не рассчитывал там оставатьс€ долго, но и не предупредил секретар€ герцога, что постараетс€ вернутьс€ как можно скорее.

ќднако, когда 28 окт€бр€ 1608 года фламандский придворный художник герцога ћантуанского выезжал из –има, он не предполагал, что это была его последн€€ поездка в »талию.

ѕитер ѕауль спешил напрасно: ћари€ ѕейпелинкс, вдова яна –убенса, умерла. 19 окт€бр€ она почила вечным сном, и, согласно воле покойной, ее тело было погребено в аббатстве св. ћихаила.

–убенс т€жело переживал смерть матери. ¬ пам€ть о матери ѕитер ѕауль установил на могиле "лучшей из матерей" в качестве пам€тника созданную им величественную запрестольную скульптуру, которую он первоначально разработал дл€ Ќовой ÷еркви и которую считал своим самым лучшим в то врем€ творением.

—тарые друзь€ уговаривают его поехать в Ѕрюссель и там представл€ют художника двору, инфанте »забелле и эрцгерцогу јльберту.

Ѕлистательный, великолепно образованный –убенс пришелс€ ко двору. ¬скоре он получает звание придворного художника, годовое содержание в п€тнадцать тыс€ч гульденов и в знак особого внимани€ золотую цепь.

ƒав кл€тву на верность јльберту и »забелле, –убенс тем не менее считал своим долгом оказать помощь возрождению своей страны. Ёто было его гор€чее желание.

Ёрцгерцог и его супруга - еще более ревностные католики, чем испанские властители. Ќемудрено, что при их правлении страну захлестывает нова€ волна благочести€.  атолики, подвергшиес€ гонени€м, со всех сторон стекаютс€ в Ѕрюссель, уверенные, что здесь они найдут покровительство и поддержку. —тро€тс€ капеллы, возвод€тс€ церкви.  атолическа€ церковь и двор превосходно знают, что власти и вере нужен ореол, нужны грандиозные храмы, статуи, монументальные полотна. » тут –убенс оказываетс€ незаменимым.

≈го нова€, мощна€, жизнеутверждающа€ манера письма, его стремление наполнить холст насыщенным, бурным движением чаруют титулованных меценатов. ¬ заказах нет недостатка.

«а всю свою карьеру –убенс несколько раз рисовал королевскую чету. ќн изображал эрцгерцога серьезным, исполненным достоинства мужчиной, к которому, несомненно, питал искреннее уважение и которому выражал свою благодарность, - в конце концов јльберт дал ему первый важный в его жизни заказ на роспись алтар€ в –име. Ќо он про€вл€л еще большую преданность к эрцгерцогине, уважение и любовь к которой с годами росли. ѕоздние ее портреты, написанные –убенсом с симпатией и пониманием, помогают нам отметить все высокие качества и добродетели в ее поразительном, прекрасном лице, изображенном с достаточной степенью условности.

«а годы после назначени€ –убенса придворным живописцем он не только выполн€л положенную ему работу при дворе, то есть рисовал портреты придворных и занималс€ декоративным оформлением дворцов и церквей, но еще и не забывал принимать заказы от других покровителей, как в »спанских Ќидерландах, так и из-за рубежа. ѕридворным художникам обычно предоставл€лось жилье либо во дворце, либо р€дом с ним, в Ѕрюсселе, но –убенс добилс€ права жить в јнтверпене.  ак писал он своему другу в –им: "я не желаю снова становитьс€ царедворцем".

Ќеизвестно, каким образом –убенсу удалось насто€ть на своем, так как в XVII веке было далеко не просто добитьс€ особого положени€ у своих венценосных хоз€ев. ќднако мы располагаем убедительными свидетельствами того, что всю свою жизнь –убенс умел сочетать грациозные, вежливые манеры с отменным упорством в делах, касавшихс€ его дальнейшей карьеры. ¬еро€тно, он про€вл€л такую вежливую строптивость и по отношению к эрцгерцогине. ¬озможно, его умение успешно улаживать свои дела через несколько лет навело восприимчивую эрцгерцогиню на мысль использовать даровитого художника в качестве дипломата. “ак началась необычна€ дипломатическа€ карьера –убенса.

3 окт€бр€ 1609 года он венчаетс€ с восемнадцатилетней »забеллой Ѕрандт, дочерью секретар€ городского регентства. ’удожник покупает особн€к на улице ¬аттер, котора€ сейчас носит его им€. ¬ саду он строит ротонду со стекл€нным куполом, где экспонирует работы и хранит коллекции.

–убенс отметил свою свадьбу, нарисовав двойной портрет редкого очаровани€. ќни с »забеллой, вз€в друг друга за руки, сид€т на фоне раскидистого куста жимолости. ќн зан€л искусно-небрежную позу, одна нога в шелковом чулке на другой; она сидит р€дом с ним на табурете, раскинув кра€ роскошного, элегантного плать€. »х соединенные руки наход€тс€ в центре композиции. ќба взирают на зрителей с доверительной радостью. ќба - пышущие здоровьем, привлекательные, великолепно одетые молодые люди, вполне довольные жизнью и друг другом. Ёто - восхитительна€ картина, не имеюща€ ничего общего с формальным представлением на полотне мужа с женой, что всегда до этого было строгим правилом. –убенс до этого и позже не писал ничего подобного.

¬ его мастерской работают дес€тки учеников, но еще больше прос€т прин€ть их: "я до такой степени осажден просьбами со всех сторон, что многие юноши уже несколько лет ждут у других мастеров, чтобы € прин€л их к себе... € был принужден отклонить более ста кандидатов..."

–абочий день –убенса уплотнен до предела. ¬от что вспоминает один из современников: "ћы посетили знаменитого художника –убенса, которого мы застали как раз за работой, причем он заставл€л себе в то же врем€ читать вслух из “ацита и одновременно диктовал письмо. “ак как мы молчали и не хотели ему мешать разговорами, он сам начал с нами говорить и при этом продолжал, не прерыва€, свою работу, заставл€л себе дальше читать, не переставал диктовать письмо и отвечал на наши вопросы".

–ежим его дн€ крайне строг. ќн встает в четыре утра и приступает к работе.  ороткий перерыв на обед, и оп€ть труд. “руд с полной отдачей сил. ѕевец праздника жизни, –убенс, почти не пил, не играл, ложилс€ рано спать.

ћагистрат јнтверпена задумывает украсить городскую ратушу. «аказ на картины дл€ только что реставрированного зала заседаний штатов получили два художника: –убенс и јбрахам янсенс. –убенс пишет "ѕоклонение волхвов". Ёто превосходна€ возможность продемонстрировать согражданам, чему он научилс€ за врем€ своего долгого пребывани€ в »талии.   счастью, размеры заказанной картины велики. ≈сть где развернуть сцену поклонени€. Ћюди в богатых одеждах, лошади, верблюды, богатые дары, мускулистые тела, гор€щие факелы - все способствует великолепию картины. “емный фон мощным контрастом подчеркивает светлые части полотна. ¬ этом, без сомнени€, звучат отголоски италь€нских воспоминаний, и даже точнее - вли€ни€  араваджо.

¬скоре он получает желанный заказ. ѕо ходатайству его друга  орнелиса ван дер √еста насто€тель и притч церкви —инт-¬албург заказывает ему большой триптих дл€ украшени€ главного алтар€. Ќа деньги, которые ему предлагают за работу, может несколько лет безбедно существовать цела€ семь€. –убенс пишет "¬одружение креста", которое производит сенсацию.

¬ "ѕоклонении волхвов", статичном по самому своему сюжету, движение было дл€ художника второстепенной задачей. ¬ "¬одружении креста", наоборот, сюжет весь в действии. ќднако движение надо искать не в тщательно проработанных позах или в капризных складках одежды. √оризонтали и вертикали картины статичны, зато диагонали полны динамики. ¬ этом необузданном произведении все - сплошное движение. » во всем чувствуетс€ радость. Ёто радость бессмертной жизни, противосто€ща€ смерти. Ёто любовь к жизни, котора€ преображает все, вплоть до темы смерти.

 ак и предвидел –убенс, после его возвращени€ в јнтверпен дл€ художников наступило счастливое врем€. «а благословенные годы мира, в период с 1609 по 1621 год, –убенс рисовал алтарные образы дл€ јнтверпенского собора и дл€ всех самых крупных городских церквей, как старых, так и новых, а также дл€ провинциальных храмов в близлежащих ћехелене и √енте.

ћногие талантливые художники, и среди них несколько гениальных, вносили свою лепту в славу антверпенской живописной школы того периода.  роме яна Ѕрейгел€, там трудились ‘ранц —найдерс, художник, умевший мастерски рисовать животных. „уть моложе был якоб »ордане, который, как и –убенс, училс€ у јдама ван Ќоорта. ќн писал солидные, сочные картины из кипучей фламандской жизни, а также мифологические сцены с непременно пышнотелой обнаженной натурой. —реди них был и јнтонис ¬ан ƒейк со своим быстрым, лирическим мазком.

яна Ѕрейгел€ –убенс воспринимал как старшего брата. ќни вместе написали несколько картин. –убенс занималс€ людьми, а Ѕрейгель декоративными цветами и фруктами.

¬ марте 1611 года у ѕитера ѕаул€ родилась дочь, которую назвали  лара —ерена.  рестным отцом девочки был брат ѕитера ѕаул€ - ‘илипп, скоропостижна€ кончина которого в августе того же года нанесла –убенсу страшный удар. „ерез п€тнадцать дней после его смерти вдова брата родила сына. Ётот ребенок, которого назвали тоже ‘илиппом, был воспитан ѕитером и »забеллой.

 артина "„етыре философа" создана –убенсом в определенной степени как пам€ть о друге и брате. «десь изображен ёстус јипсиус, который сидит за столом под бюстом —енеки; по обе стороны от него два лучших ученика - ян ¬овериус и ‘илипп –убенс, а сзади стоит, не как участник ученой беседы, а, скорее, как любопытный зритель, сам ѕитер ѕауль.

Ёрцгерцог не забывает о художнике из јнтверпена. ¬ 1613 году он заказывает ему "¬ознесение богоматери" дл€ церкви Ќотр-ƒам де ла Ўапель в Ѕрюсселе. Ќа следующий год у »забеллы Ѕрант родилс€ сын, - эрцгерцог дает согласие быть восприемником мальчика, которого нарекают јльбертом.

ƒомашние дела у –убенсов шли успешно, и стремительно развивалась художническа€ карьера ѕитера ѕаул€.

Ќеобыкновенный успех имела его роспись алтар€, выполненна€ им в период с 1611 по 1614 год дл€ јнтверпенского собора. ќн был заказан художнику "аркебузьерами", одним из многочисленных в то врем€ полувоенных братств в Ќидерландах, дл€ бокового придела, выделенного им дл€ молитв в этой главной городской церкви. ќни попросили –убенса написать триптих только с четырьм€ картинами - центральную панель с примыкающими к ней на петл€х боковыми "крыль€ми", с изображени€ми на обеих сторонах, причем их патрон, св€той ’ристофор, который, по христианской легенде, когда-то перенес ’риста через реку, должен об€зательно присутствовать на картине.

–убенс изобразил св€того ’ристофора в виде великана √еркулеса с младенцем ’ристом, устроившимс€ у него на плече. —южет картины продолжалс€ на обратной стороне боковых панелей, и поэтому всю картину можно было пон€ть при закрытых "крыль€х" триптиха. √лавной картиной была "—н€тие с креста", слева - " ара исподн€", а справа - "ѕредставление в храме".

" ара √осподн€" и "ѕредставление в храме" - композиции, обладающие редкой благодатью, - они написаны теплыми красками, все еще напоминающими о вли€нии на художника ¬енеции. Ќо центральна€ панель - "—н€тие с креста" знаменует собой €вное освобождение –убенса от италь€нской зависимости, в ней мы наблюдаем эволюцию череды более светлых красок, что €вл€етс€ типичным €влением дл€ нидерландской живописи. Ќа самом мертвом теле, на складках савана, на женских фигурах мерцающие бело-серые блики, светло-€нтарный и зелено-голубой цвета контрастируют с более традиционным красным и коричневым на мужских фигурах.

«рител€ поражала прежде всего фигура мертвого ’риста. "Ёто одна из самых прекрасных его фигур, - писал знаменитый английский живописец сэр ƒжошуа –ейнольдс (1723-1792), когда он, словно завороженный, словно перед €вным чудом, сто€л перед этой картиной сто лет спуст€ после ее написани€. - √олова, упавша€ на плечо, смещение всего тела дают нам такое верное представление о т€жести смерти, что никакое другое не в силах превзойти его". Ќа самом деле здесь изображена вс€ "т€жесть смерти", но в самой картине никакой т€жести не чувствуетс€. — перехватывающей дыхание виртуозностью –убенсу удалось передать то мгновение, когда тело освобождено от креста, до того, как оно под т€жестью своего веса сползает в крепкие руки св€того »оанна, который стоит, раскрыв свои объ€ти€, чтобы прин€ть его. ‘игура слева слегка поддерживает левую руку ’риста, а справа достопочтенный Ќикодим, ухватившись за конец савана, другой рукой удерживает его тело. —то€ща€ на колен€х ћагдалина поддерживает руками его ступни. Ќо никто из них покуда не прин€л на себ€ его тела; это критический момент, схваченна€ художником дол€ секунды, перед тем как мертвое тело окажетс€ на прот€нутых к нему руках.

 артина –убенса "—н€тие с креста" стала вызовом дл€ всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умени€ вызвать у зрител€ соответствующие эмоции.

Ќо "—н€тие с креста" –убенса - самое великое, исполненное им до сих пор творение, и одно из тех великих, которые ему еще предстоит создать, - оказалось куда более реалистической картиной, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми, из которых мастер черпал свое вдохновение. ƒл€ его современников это был не только триумф цвета, формы и композиции; она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их веры. „ерез несколько лет слава о ней облетела всю «ападную ≈вропу. »менно эта картина сделала –убенса первым религиозным художником своего времени, в ней впервые нашел свое полное отражение эмоциональный накал стил€ барокко, основателем которого и стал ѕитер ѕауль –убенс.

–убенс порой напоминает дремлющий вулкан. Ќо иногда темперамент и долго сдерживаемое творческое напр€жение побеждают, и тогда по€вл€ютс€ произведени€, в которых –убенс раскрывает свою титаническую натуру. “аковы его полотна, изображающие охоту, написанные в 1616-1618 годах. Ќеверо€тны ракурсы фигур, €ростны движени€, грозны звери. ¬ картине "ќхота на львов" победителей нет. —мерть витает над каждым ее участником.  онечно, –убенс не забыл произведени€, фрагменты которого он копировал в »талии, - "Ѕитвы при јнгиари" великого Ћеонардо. Ќо разве кто-нибудь из предшественников ѕетера ѕаул€ писал львов, волков и леопардов в столь трудных и неожиданных позах? „то до лошадей - он всегда ими восхищаетс€. ќн создал тип идеального кон€ - с узкой головой, широким крупом, нервными ногами, длинной развевающейс€ гривой, с хвостом, похожим на султан, с трепещущими ноздр€ми и огненным взгл€дом. »зображение кон€ он использовал в композици€х своих портретов, охот, битв, религиозных сцен, он посв€тил ему одно из самых лирических и, несмотр€ на воинственный сюжет, одно из наиболее гармонических своих произведений - "Ѕитву греков с амазонками".

¬ 1620-1621 годах –убенс пишет "ѕерсе€ и јндромеду". ƒочь цар€  ефе€ јндромеда принесена в жертву морскому чудовищу. ≈е гибель неминуема. Ќо нежданно на помощь к ней €вл€етс€ сын ƒанаи и «евса ѕерсей. ѕотр€сенна€ девушка благодарит геро€.

»звестный мифологический сюжет художник перевел на €зык ‘ландрии, привнес детали реальной жизни своей страны, своего времени, тем самым по-новому раскрыв присущее этому мифу человеческое содержание. ¬ладение цветом и светом насыщает эту картину трепетом и движением.

–убенс - гениальный колорист, и хот€ его палитра очень сдержанна, он достигает поистине симфонических решений

‘романтен пишет о мастере: "” него мало крас€щих веществ и в то же врем€ величайший блеск красок, пышность при малой затрате средств, свет без преувеличений освещени€, чрезвычайна€ звучность при малом количестве инструментов".

 н€зь€, прелаты, вельможи и богатые сановники добиваютс€ произведений, написанных рукой –убенса, но зачастую им приходитс€ довольствоватьс€ работами, выполненными художниками из его мастерской по эскизам мастера и только выправленными им. ¬от новое "ѕоклонение волхвов" - менее пышное и в то же врем€ менее блест€щее. ≈го отправ€т в ћехельн, где оно украсит церковь св. »оанна. ј вот гигантский "—трашный суд", предназначенный дл€ главного алтар€ церкви иезуитов в Ќейбурге. ≈го заказал ¬ольфганг-¬ильгельм Ѕаварский, герцог Ќейбургский.

¬ 1620 году бургомистр јнтверпена и друг –убенса Ќиколае –ококс, чей портрет он сделал за несколько лет до этого, заказал ему "–асп€тие на кресте" дл€ францисканской церкви –еколле. Ёта, теперь ставша€ знаменитой, картина называетс€ "”дар копьем.". Ќа ней римский воин копьем пронзает бок ’риста. Ќебольша€ группа людей, оплакивающих ’риста, грубо оттеснена солдатами на лошад€х с небольшого пространства вокруг трех грубо сколоченных крестов на √олгофе. √рубость и жестокость публичной казни контрастируют с молчаливо выраженным горем сто€щих р€дом Ѕогоматери и св€того »оанна, с состраданием ћарии ћагдалины, котора€ жестом, мол€щим о защите, прот€гивает руки к солдату, поднимающему свое копье.

ѕриблизительно в это же врем€ –убенс написал одну из самых пронзительных религиозных картин, тоже дл€ церкви –еколле. ќна называлась "ѕоследнее причастие св€того ‘ранциска јссизского". Ќа этом полотне он продемонстрировал удивительное понимание самоотреченной духовной любви. »знуренного постом св€того ‘ранциска поддерживают окружающие его монахи; его светла€ из-за обнаженной бледной плоти фигура просто си€ет на фоне темных облачений, когда он, наклонившись к св€щеннику, устремл€ет свои глаза, чтобы в последний раз взгл€нуть на √оспода.

–убенс вложил всю свою веру, все свое искусство в представление нам человеческой души в тот критический момент, когда она освобождаетс€ от плоти. «десь тесно переплетаютс€ эстетическа€ ценность и религиозные чувства.

–убенсу приходилось рисовать и множество более отрадных религиозных сюжетов. ≈го счастлива€ семейна€ жизнь нашла свое отражение в многочисленных и изобретательных картинах —в€того семейства. ќн переносил на полотно лица своих сыновей, јльберта и Ќиколаев, и делал это с большой любовью и деликатностью, он легко схватывал на своих набросках, а затем воспроизводил множество жестов, поз, свойственных молодости, - робкие, грациозные, комичные или авантюрные.

Ќо самую захватывающую возможность в эти годы ему предоставл€ли иезуиты. –ечь шла не о чем ином, как об украшении большой новой церкви, которую они строили в јнтверпене в честь своего отца-основател€ »гнати€ Ћойолы. –убенсу предложили обеспечить декоративное убранство всей церкви - 39 росписей. ƒо этого он уже написал два алтарных образа двух главных св€тых-иезуитов - »гнати€ Ћойолы и ‘ранциска  савьера. ѕозже он создал третий - на тему ”спени€. Ќужно было торопитьс€, чтобы успеть с роспис€ми потолка ко времени проведени€ торжеств, посв€щенных канонизации этих двух св€тых в 1622 году. ѕоэтому –убенс вз€л на себ€ только разработку картин, их композицию, а завершить их предсто€ло его ученикам. ѕотом мастер своими точными мазками доведет все до совершенства. ћасштабное задание было выполнено воврем€, и в течение целого столети€ эта иезуитска€ церковь была славой и украшением всего јнтверпена.   сожалению, в 1718 году она сильно пострадала от ужасного пожара. јлтарные образа удалось спасти, но росписи на потолке погибли. ѕозже эта церковь была посв€щена св€тому  арлу Ѕорромео, им€ которого она носит и по сей день.

¬сех помощников –убенса на голову превосходил красивый, фантастически одаренный јнтонис ¬ан ƒейк (1599-1641), который стал признанным гильдией мастером в дев€тнадцатилетнем возрасте. ’от€ он был на двадцать два года младше –убенса, он сохранил свою почти сыновью дружбу с ним и его женой на всю жизнь. ќн даже врем€ от времени жил у них в доме. –убенс беспредельно восхищалс€ творчеством ¬ан ƒейка, и оба художника так тесно работали друг с другом в течение двух или трех лет, на заре карьеры ¬ан ƒейка, что до сих пор существует неразбериха в отношении того, кто же из них что нарисовал в это врем€. ¬ан ƒейк обладал такими же разнообразными даровани€ми, что и –убенс. ” него был острый взгл€д на малейшую деталь, он обладал исключительным чувством цвета. ≈сли судить по его наброскам, то он особенно тонко чувствовал ландшафт, который он изображал на многих рисунках, выполненных пером, чернилами, мелом, а также на своих акварел€х. ≈го картины на религиозные и мифологические темы демонстрировали всю оригинальность его композиции и нежную, чисто лирическую силу воображени€.

Ќо больше всего ¬ан ƒейк отличалс€ в портретах, и за годы своего творчества создал их сотни. ¬се они пронизаны глубоким психологическим анализом.

¬ 1620 году ¬ан ƒейк покинул –убенса и јнтверпен, отправившись искать счасть€ в јнглию, где ему сделали соблазнительное предложение зан€ть место придворного живописца. ѕозже он переехал в »талию, чтобы там завершить свое образование. ѕосле его отъезда –убенс, суд€ по всему, все меньше обращалс€ к своим помощникам дл€ завершени€ картин. ќн теперь обладал такой уверенностью в себе, его рука обрела такую стремительную скорость за годы посто€нных тренировок в »талии, что ему было легче самому быстро выразить на полотне свои идеи.

¬ результате партнерства –убенса с Ѕрейгелем по€вилось с дюжину картин, одной из которых стала очаровательна€ "јдам и ≈ва в раю". Ѕрейгель нарисовал зелено-голубой ландшафт, оживив его изображени€ми птиц и зверей. –убенс - грациозные фигуры јдама и ≈вы.

–убенс, теперь не только знаменитый художник, но и знаток искусства и коллекционер, имел прочные св€зи с принцами, епископами, прелатами и другими вли€тельными людьми по всей ≈вропе. „астично из-за его контактов, а частично из-за его личных качеств эрцгерцог јльберт с эрцгерцогиней »забеллой прин€ли важное решение в надежде, что художник послужит им еще и в другой роли. ќтдава€ должное его разуму, выдержке и вежливости, они хотели под прикрытием его эстетических интересов использовать –убенса дл€ выполнени€ секретных дипломатических миссий.

ѕравители Ќидерландов высоко ценили советы –убенса и несколько раз поручали весьма деликатные дипломатические миссии. ¬ его письмах звучит неподдельна€ тревога по поводу состо€ни€ дел в ≈вропе и страданий, причиненных непрекращающейс€ войной.

¬ феврале 1622 года его вызывает в ѕариж посол эрцгерцогини, который знакомит художника с казначеем ћарии ћедичи, аббатом де —ент-јмбруаз.  оролева-мать только что помирилась со своим сыном. ќна снова водворилась в Ћюксембургском дворце, который за несколько лет до этого дл€ нее построил —аломон де Ѕросс и который ей пришлось покинуть два года тому назад. ќна хочет украсить галерею дворца картинами, иллюстрирующими различные эпизоды ее жизни. ѕозднее она намерена украсить вторую галерею картинами, прославл€ющими жизнь ее знаменитого супруга √енриха IV. –убенсу выпала велика€ честь - ему заказаны обе эти работы.

«адание –убенса было не из легких. ћари€ отнюдь не была красавицей, а ее жизнь не такой уж €ркой, полной знаменательными событи€ми. ƒл€ того чтобы представить прошлое ћарии в самом благопри€тном свете, –убенс в аллегорической манере окружает королеву олимпийскими богами, водными нимфами и купидонами, судьбами и всевозможными добродетел€ми. — помощью такого приема он не только облагородил ћарию с ее дурным характером, но также резким контрастом противопоставил французских придворных в роскошных одеждах обнаженным богам и полубогам, которых он так любил рисовать.

«авершив серию ћедичи, –убенс наде€лс€ немедленно приступить к созданию холстов дл€ второй галереи в Ћюксембургском дворце. Ќа них ему предсто€ло отразить жизнь корол€ √енриха IV, красивого, динамичного персонажа. Ќо –убенс кроме нескольких написанных маслом набросков и нескольких завершенных сценок не смог пойти дальше. ћогущественный кардинал –ишелье, главный политический советник сына √енриха Ћюдовика XIII, был решительно настроен на предотвращение союза между ‘ранцией и »спанией, и, зна€ о симпати€х –убенса, не желал дальнейшего пребывани€ художника при французском дворе. ¬есь проект откладывалс€ еще несколько раз. Ќо завершенные им картины из серии ћедичи, однако, стали самыми драгоценными сокровищами ‘ранции и одним из самых €рких, одержанных художником, триумфов.

–убенс продолжал работать над "”спением", когда вдруг его до сих пор счастлива€ жизнь разбилась вдребезги. “олько три года назад, в 1623 году, умерла его единственна€ дочь  лара —ерена. ≈й было всего двенадцать лет. » вот летом 1626 года, после семнадцати лет счастливой супружеской жизни, умерла »забелла –убенс. ѕричина ее смерти неизвестна, но, как полагают, она скончалась от чумы, котора€ свирепствовала летом того года в јнтверпене.

–убенсу приходилось искать утешение в работе и в религии. ¬ чуткой тишине собора он писал "”спение Ѕогоматери", и эта картина до сих пор висит на том же месте.

» –убенс вновь бросаетс€ в пучину дипломатической де€тельности. ќн посещает јнглию, ‘ранцию, »спанию. ќн встречаетс€ с  арлом I, герцогом Ѕекингемом, ‘илиппом IV, кардиналом –ишелье... Ќе вс€кий выдержал бы нервное напр€жение, которое предложила судьба –убенсу.

ƒес€тки картин каждый год выход€т из-под его кисти. ќн пишет огромный холст "ѕоклонение волхвов" за шесть дней!

»нфанта »забелла дает ему одно за другим секретные поручени€. ќн ведет огромную переписку, часто тайную. "¬ виду порта непрерывно крейсируют 32 голландских корабл€, и легко может случитьс€, что между этими флотами произойдет столкновение. “ем не менее € полагаю, что мы будем придерживатьс€ оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. Ќо буде английский флот хот€ бы на шаг подвинетс€ против флота испанского корол€, тогда, поверьте, мир увидит скверную игр »нфанта »забелла дает ему одно за другим секретные поручени€. ќн ведет огромную переписку, часто тайную. "¬ виду порта непрерывно крейсируют 32 голландских корабл€, и легко может случитьс€, что между этими флотами произойдет столкновение. “ем не менее € полагаю, что мы будем придерживатьс€ оборонительной тактики и первыми не нарушим мира. Ќо буде английский флот хот€ бы на шаг подвинетс€ против флота испанского корол€, тогда, поверьте, мир увидит скверную игру".

–убенс пишет: "я очутилс€ в насто€щем лабиринте, днем и ночью осажденный множеством забот". ќн содействует ведению мирных переговоров между јнглией и »спанией. —екретные совещани€ с  арлом I он проводил, одновременно работа€ над его портретом. ≈го дипломатическа€ де€тельность получает высокую оценку:  арл I пожаловал его в кавалеры «олотых шпор, а ‘илипп IV облекает званием секретар€ тайного совета.

Ќо, несмотр€ на все эти звани€ и почести, –убенс отказываетс€ от своей т€жкой миссии тайного дипломатического агента.

6 декабр€ 1630 года состо€лось бракосочетание ѕетера ѕаул€ –убенса "кавалера, секретар€ тайного совета его величества и камер-юнкера ее высочества принцессы »забеллы" с ≈леной ‘оурмен.

≈лене было в ту пору шестнадцать лет. Ѕела€, рум€на€, весела€, точно €зыческа€ богин€, она была воплощением мечты –убенса. ’удожник любуетс€ ею. —частливый, он и в своих картинах воплощает стихийную силу всепобеждающей любви. ѕочти все лучшее написанное –убенсом в последнее дес€тилетие освещено этим чувством.

–азочаровавшись в придворной карьере и дипломатической де€тельности, он целиком отдаетс€ творчеству. ћастерство позднего –убенса с блеском про€вл€етс€ в сравнительно небольших, собственноручно исполненных произведени€х. ќбраз молодой жены становитс€ лейтмотивом его творчества. »деал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блест€щих глаз сложилс€ в произведени€х мастера задолго до того, как ≈лена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала.

» в эти годы им созданы прелестные произведени€ "ћеркурий и јргус", "¬ирсави€".

"ћеркурий и јргус" - трогательный миф о возлюбленной ёпитера, которую ёнона - гневна€ жена владыки богов - превратила в корову. ќхрану несчастной ёнона поручает стоокому јргусу. ћеркурий убивает јргуса и освобождает »о.

"¬ирсави€". ¬ картине мощно звучит основна€ тема живописи –убенса-воспевание неисс€каемой, бьющей ключом жизни и всепобеждающей ее красоты. “емой картины служит истори€ любви цар€ ƒавида к жене ”рии ’етт€нина ¬ирсавии. ќднажды на прогулке царь увидел ее во врем€ купани€ и полюбил. „арующей свежестью веет от картины. ќна написана будто вчера. Ћегка€ живопись порой почти акварельна по манере, но в то же врем€ мощна по пластике, по полноте жизненных сил.

ƒелакруа говорил Ёдуарду ћане: "Ќадо видеть –убенса, надо –убенсом проникнутьс€, надо –убенса копировать, ибо –убенс - бог".

¬ершина творчества последних лет жизни художника - картина "Ўубка" из собрани€ ¬енского музе€. ¬озможно, художник не задавалс€ целью специально писать портрет жены. ќн, видимо, создан всего лишь в перерывах, когда ≈лена ‘оурмен отдыхала от утомительного позировани€. ѕолна€ раскованность, непринужденность позы и помогли создать шедевр.

–убенс переживает самую счастливую пору своей жизни, он счастлив так, как только может быть счастлив смертный. —ловно пройд€ через возрождение благодар€ своей новой молодой супруге –убенс, будучи уверенным в своем прочном положении в обществе, продолжал рисовать в своем загородном доме и в јнтверпене. Ќо недуг, много лет терзавший художника, властно за€вл€ет о себе. ѕриступы ревматизма резко участились, страдани€ стали невыносимыми.

27 ма€ 1640 года –убенс составл€ет завещание. 29 ма€ нечеловеческие боли истощают его силы. ” изголовь€ художника молода€ жена. Ѕеременна€, она вдвойне беспомощна. —утки продолжаетс€ сражение –убенса со смертью. —ердце не выдерживает. ƒнем 30 ма€ 1640 года великого художника не стало.

¬ приходских книгах значилось: "2 июн€ была отслужена заупокойна€ месса ѕетеру ѕаулю –убенсу... “ело сопровождал хор церкви Ѕогоматери и 60 факельщиков, причем факелы были украшены крестами из красного шелка..."

–убенс... „ародей, раскрывший люд€м волшебный мир красок, радости быти€. ’удожник, поражающий в своих полотнах открытостью светлого воспри€ти€ жизни. ќн покор€ет нас могуществом человеческой плоти, котора€ безраздельно царит в его картинах. ћы словно ощущаем, как жарка€ кровь кипит в могучих жилах его героев, бьетс€ в сердцах его белокурых богинь. –убенс, как никто, владел карнацией - искусством писать живое тело. Ќо секрет живописи –убенса был не в этом. “айна его творчества проста. ќн знал и умел писать все. ¬ладел оркестром палитры. –ешил загадку валеров. ћог работать в одно касание - а-л€ прима. Ќедаром художники XIX века как бы вновь открыли –убенса. »х поразили его жива€, трепетна€ форма, блистательный прозрачный колорит. ѕ€ть-шесть красок звучат у –убенса так, что перед нами предстает вс€ симфони€, вс€ радуга нашей земной жизни. ѕоистине ѕитер ѕауль –убенс шагнул через века!

ѕитер ѕауль –убенс был человеком редкого по масштабу гени€, который обладал всеми качествами, необходимыми как дл€ великих достижений в искусстве, так и дл€ успеха в обществе, - могучим интеллектом, живой энергией, здоровьем, красивой внешностью, и €сной головой дл€ творческой и деловой активности. ƒостаточно посмотреть на картины –убенса, и не останетс€ ни малейших сомнений - он был счастливым художником, не знавшим мучений и разочарований в своем творчестве.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14058
Ќина —азонова
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9972
ћихаил ѕореченков
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9239
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru