Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

»ль€ –епин

   /   

Ilia Repin

   /
             
‘отографи€ »ль€ –епин (photo Ilia Repin)
   

ƒень рождени€: 05.08.1844 года
ћесто рождени€: „угуев, , ’арьковска€ ,–осси€
ƒата смерти: 29.09.1930 года
ћесто смерти: пос.  уоккала, –осси€
¬озраст: 86 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


»ль€ –епин:  лючева€ фигура русского реализма

–усский художник-живописец

–епин »ль€ ≈фимович родилс€ в 1844 году в городе „угуеве ’арьковской губернии в семье военного посел€нина. ¬ детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишени€. ќн писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Ќачальные уроки рисовани€ –епин получил в топографической школе.

29.09.2022

ѕервыми учител€ми, направившими его талант, были чугуевские художники ». ћ. Ѕунаков и Ћ. ». ѕерсанов. Ќа свой "страх и риск" в 1863 году –епин приехал в ѕетербург. ¬ –исовальной школе при Ѕирже он встречаетс€ с ». Ќ.  рамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы. ¬ 1864 году –епин поступает в јкадемию художеств и в 1871 году блест€ще заканчивает ее конкурсной картиной "¬оскрешение дочери »аира" (1871, √–ћ).

»ль€ –епин фотографи€
»ль€ –епин фотографи€

ƒостоинство репинской конкурсной программы - в умении коренным образом переосмыслить традиционные академические законы.



ƒругой "академией" дл€ –епина в эти годы была знаменита€ јртель  рамского, возникша€ в 1865 году в ѕетербурге и сыгравша€ большую роль в формировании и развитии художника. ¬ыставленна€ в марте 1873 года картина "Ѕурлаки на ¬олге" (√–ћ) сразу обратила на себ€ внимание как одно из примечательных €влений русского изобразительного искусства. "Ќикогда еще горька€ судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. „то за людска€ мозаика со всех концов –оссии", - писал ¬. ¬. —тасов. —илу человеческого духа увидели в картине современники. ќ картине по€вилось много статей в периодической печати. »м€ –епина стало широко известным. ќн окончательно утверждает себ€ как художник огромного диапазона. ¬ 70-е годы –епиным написаны известные портреты: брата художника ¬. ≈. –епина (1867, √–ћ), архитектора ‘. ƒ. ’лобощина (1868, √–ћ), невесты –епина, впоследствии его жены, ¬. ј. Ўевцовой (1869, √–ћ).

»ль€ –епин фотографи€
»ль€ –епин фотографи€

Ѕольша€ золота€ медаль дает –епину право на поездку во ‘ранцию. ¬ мае 1873 года он отправл€етс€ в путешествие по јвстрии и »талии. ¬ письмах к —тасову,  рамскому, “реть€кову он делитс€ мысл€ми об искусстве, восхищаетс€ ћикеланджело, колористическим совершенством произведений ¬еронезе, “ициана, “инторетто, увлекаетс€ портретами ¬еласкеса, –ембрандта.

¬ ѕариже –епин много работает, пишет этюды, а также картины "ѕарижское кафе" (1875, частное собрание, —токгольм) и "Ќегрит€нка" (1875, √–ћ), создает на былинный сюжет полотно "—адко" (1876, √–ћ). ѕодлинный расцвет творчества –епина начинаетс€ с момента его возвращени€ на родину в 1876 году. ќн вступает в р€ды “оварищества передвижных выставок и в 80-е годы становитс€ ведущим художником среди передвижников, автором многофигурных исторических и жанровых композиций, блест€щим портретистом.

»ль€ –епин фотографи€
»ль€ –епин фотографи€

ћногообразные €влени€ современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров наход€т €ркое отражение в творчестве –епина и воплощаютс€ в своеобразную художественную летопись эпохи. «десь и озлобленный, исстрадавшийс€ кресть€нин "ћужик с дурным глазом" (1877, √“√), и "ѕротодь€кон" (1877, √“√),- "экстракт наших дь€конов... у которых ни на йоту не попадаетс€ ничего духовного - весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев..." «десь и народна€ удаль, безудержные веселые танцы украинских кресть€н в картине "¬ечорнищ" (1881, √“√), и "будто хлынувша€ на дорогу "пореформенна€ –осси€не социальными контрастами, глубокими жизненными противоречи€ми, так €рко показанными в многофигурной композиции " рестный ход в  урской губернии" (1880-1883, √“√).

»ль€ ≈фимович –епин был первым художником, который изобразил революционеров-народников. ќни предстают в полотнах - "ѕод конвоем" (1876, √“√), "јрест пропагандиста" (1880-1889, √“√), "ќтказ от исповеди" (1879-1885, √“√) и "Ќе ждали" (1884, √“√). ¬ этих произведени€х €сно читаетс€ гор€чее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни.

» к прошлому –епин обращаетс€ дл€ того, чтобы глубже пон€ть современность, истоки национального характера, причины исторических коллизий, глубину психологических переживаний.

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:14994
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:9588
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:8666
ћихаель “онет

ѕервое полотно –епина, сюжет которого вз€т из русской истории, - "÷аревну —офь€ јлексеевна в Ќоводевичьем монастыре в 1698 году" (1879, √“√). ¬ годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, по€вл€етс€ картина "»ван √розный и сын его »ван 16 но€бр€ 1581 года" (1885, √“√). «амысел картины возник как отклик на кровавые событи€ времени, как гневный протест против деспотизма. –епин вспоминает: " ровавое событие 1 марта всех взволновало.  ака€-то кровава€ полоса прошла через этот год... € работал завороженный. ћне минутами становилось страшно". Ќе случайно обер-прокурор синода ѕобедоносцев злобно докладывал царю о картине: "”дивительное ныне художество; без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличени€". ¬ облике »вана √розного претворились некоторые черты художника √. √. ћ€соедова. композитора ѕ. ». Ѕларамберга, а в облике сына »вана - писател€ ¬. ћ. √аршина и художника ¬.  . ћенка.

¬еличие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, "удальцах" и "даровитейших люд€х своего времени", как говорил о них –епин. Ѕолее двенадцати лет работал он над картиной "«апорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891, √–ћ). ѕервый замысел картины относитс€ к 1878 году.

ќстрое чувство современности было определ€ющим в творчестве –епина.   90-м годам он создает около трехсот живописных портретов. –епин по праву считаетс€ ведущим русским портретистом этого периода.

—озданна€ –епиным портретна€ галере€ чрезвычайно разнообразна. «десь близкие художнику друзь€, родственники и дети: "Ќад€" (1881, —аратовский гос. художественный музей им. ј. Ќ. –адищева), "—трекоза" (1884, √“√), "ќсенний букет" (1892, √“√). Ћучшие портреты –епина представл€ют передовых людей русского общества - писателей, де€телей культуры, ученых. ’удожник не только утверждает нового прогрессивного геро€, но и раскрывает его жизнеде€тельную силу. Ќе случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в люд€х энергией и волей. “аковы ¬. ¬.—тасов (1883, √–ћ), Ћ. Ќ. “олстой (1887, √“√), ј. √. –убинштейн (1881, √“√).

’удожник любил движение не ради движени€: люба€ черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видитс€ –епиным в св€зи с общим состо€нием человека. ѕотому такую остроту приобретает динамика в его портретах. "“ут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные", - писал  рамской о портрете ћусоргского (1881, √“√).  аждый из портретируемых изображен €рко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. “ак, пронизывающий, пытливый взгл€д хирурга Ќ. ». ѕирогова (1881, √“√) выражает натуру беспокойную, ищущую, волевую. ќдухотворенность, темпераментность ѕ. ј. —трепетовой (1882, √“√) €рко показаны в напр€женном взгл€де затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. ѕодобна€ трактовка образа определила особенности изобразительного €зыка, характерность живописной пластики художника.

Ѕольшого мастерства –епин достиг в области графического портрета. ѕортреты Ёлеоноры ƒузе (1891, √“√), ¬. ј. —ерова (1901, √“√), ћ.  . “енишевой (1898, √“√), ». —. ќстроухова (1913, √“√) и другие отличаютс€ крепким красивым рисунком

Ќаступают годы широкого общественного признани€ –епина. ќткрываетс€ персональна€ выставка произведений художника. ѕосле реформы јкадемии он становитс€ ее профессором. ¬ его мастерской учатс€ молодые художники: ». —.  уликов, ‘. ј. ћал€вин, ј. ѕ. ќстроумова-Ћебедева, Ѕ. ћ.  устодиев.

¬ 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание √осударственного —овета в день столетнего юбиле€.

√рандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) "“оржественное заседание √осударственного —овета 7 ма€ 1901 года" (1901-1903, √–ћ), в исполнении которого принимали участие Ѕ. ћ.  устодиев и ». —.  уликов, было написано в течение двух лет. Ќа парадном портрете изображено более восьмидес€ти человек - сановников √осударственного —овета, во главе с царем и членами царствующего дома.   картине –епин написал п€тьдес€т этюдов-портретов и эскизы.

Ўирокое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства –епина.

ѕоследние тридцать лет жизни художник прожил в  уоккале. «аново отстроенный дом с мастерской был назван им "ѕенаты".

ѕосле ¬еликой ќкт€брьской революции "ѕенаты" оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница ———– и ‘инл€ндии. ƒелегаци€ советских художников, среди которых был и ученик –епина ». ». Ѕродский, навестила его. –епин мечтал вернутьс€ на родину. ќднако сил оставалось все меньше. «доровье шло на убыль.

¬ августе 1930 года в возрасте восьмидес€ти шести лет »ль€ ≈фимович –епин скончалс€.

»м€ »льи ≈фимовича –епина - одно из самых великих среди имен русских художников. ѕожалуй, никто другой не раскрыл в художественных образах столь глубоко и полно современную ему жизнь –оссии во всей ее сложности и противоречивости, и при этом был бы равен –епину по совершенству своей живописной техники, мастерству колориста и рисовальщика. ѕо своему огромному, пр€мо таки, из р€да вон выход€щему таланту, картины »льи –епина достойны зан€ть одно из самых заметных мест в истории не только русской, но и мировой живописи.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16865
јлександр ягубкин
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276698
ёрий ¬ласов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9423
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru