Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’арменс –ембрандт

   /   

Harmes Rembrandt

   /
             
‘отографи€ ’арменс –ембрандт (photo Harmes Rembrandt)
   

ƒень рождени€: 15.07.1606 года
ћесто рождени€: Ћейден, Ќидерланды
ƒата смерти: 04.10.1669 года
ћесто смерти: јмстердам, —Ўј
¬озраст: 63 года

√ражданство: Ќидерланды

Ѕиографи€

√олландский художник, ∆ивописец и гравЄр

“ри века бились исследователи над загадкой "ƒанаи". ѕока современна€ рентгенограмма не вы€вила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды! — разрывом в дес€ть лет дл€ ƒанаи позировали две разные женщины - "—ветла€" и "“емна€"

17.05.2009

Ќикто из классиков мировой живописи не оставил столько автопортретов, сколько –ембрандт ’арменс ван –ейн. ћен€лись костюмы, прическа, возраст, но - облик его всегда узнаваем. ј какие страсти, от €рой ненависти до всепоглощающей любви, возбуждал этот крепко сбитый, грубоватый человек

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

с пронзительными глазками на тронутом оспой простецком лице! “о же можно сказать о его искусстве, лишенном внешней красивости, но, подобно трудному характеру художника, отмеченном жгучими контрастами.

«агадка "ƒанаи"

ƒолгое врем€ считали вершиной творчества –ембрандта раннюю, "светлую" манеру его живописи, признава€ его добрым гением —аскию ван Ёйленбург, дочь бургомистра из вли€тельного и богатого рода, женитьба на которой в 1634 году увенчала карьеру безродного сына лейденского мельника. Ётому предшествовал громкий успех картины "јнатоми€ доктора “ульпа", сделавшей –ембрандта модным живописцем. ¬скоре его избранную клиентуру составила вс€ амстердамска€ знать. ѕовседневное его жизненное пиршество с безудержной (как в "јвтопортрете с —аскией на колен€х") веселостью тогда омрачала единственна€ печаль: один за другим, едва родившись, умерли трое детей. „етвертый, чудом уцелевший “итус, стоил жизни своей матери.

¬ знаменитой эрмитажной картине "ƒана€", помеченной 1636 годом и, значит, вроде бы безусловно написанной с белокурой —аскии, удивл€ет темноволоса€ голова героини: ни дать ни вз€ть - юна€ ћари€ из "—в€того семейства", картины 1646 года, написанной уже после смерти жены. “ри века бились исследователи над загадкой "ƒанаи". ѕока современна€ рентгенограмма не вы€вила сложную истину: оказалось, одна и та же картина писалась дважды! — разрывом в дес€ть лет дл€ ƒанаи позировали две разные женщины - "—ветла€" и "“емна€", контрастные, как утро и вечер, из коих перва€ - —аски€, €вл€ла собой ухищрени€ изысканной моды, втора€ - ’ендрикье, естественность природной грации.

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

—аски€ и ’ендрикье

ћаленька€ головка, хрупкие плечи и слаба€ ше€ изнеженной —аскии в целой галерее ее празднично-костюмных портретов кисти –ембрандта еле удерживают неверо€тное обилие драгоценностей - содержимое чуть ли не целой ювелирной лавки. Ќапротив, минимум украшений видим мы на портретах ее большеглазой преемницы. Ѕыть может, после смерти жены –ембрандт утратил свою легендарную щедрость? Ќет, просто ’ендрикье —тоффельс, кресть€нка из –ансдорна, - несуетна€, здорова€ телом и духом, всем украшени€м на свете предпочла скромное обручальное кольцо. ќднако ввиду незаконности своего брака с хоз€ином носила это кольцо вместо пальца на шее, что €сно видно на картине "’ендрикье у окна". ¬ том ее портрете очевидна вс€ счастлива€ и вместе с тем вс€ горька€ участь молодой женщины, подобно ¬ирсавии и ƒанае, освещенной любовью стареющего гени€ - тоже в своем роде цар€ и бога, только от живописи.

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

Ѕелокура€ —аски€ легко и весело играла себ€ самое под именами —усанны, ¬ирсавии и прочих мифологических героинь. —мугла€ ’ендрикье с редкой самоотдачей вживалась в любовную потр€сенность легендарной ƒанаи. ѕростенька€ служанка, сержантска€ дочь, она сумела заполнить грозившую овдовевшему –ембрандту душевную пустоту, пробудив в сорокалетнем мастере и новую жажду счасть€, и новый мир творчества.

ѕобеда в войне с »спанией, ознаменовавша€ экономическое и политическое торжество √олландии, принесла расцвет и национальной школе живописи, прин€вшей как закон первую заповедь –ембрандта: "ѕрекрасное - это характерное". —ам же –ембрандт пустилс€ в поиск еще более прекрасного. “еплое очарование его "ƒанаи" - совершенно земное и вместе с тем фантастически небесное, плен€ет, вопреки всем тогдашним и нынешним стандартам красоты. –еальные жизненные контрасты добра и зла, остроту которых художник ощутил в результате глубоких личных потр€сений, породили страстные борени€ света и тени в его живописи.

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

ƒрузь€ и враги

ќднако чем дальше заходило его новаторство, тем больше недоумевали окружающие. Ѕогатые заказчики негодовали, не наход€ в своих отныне неприкрашенных портретах желанного приглаженного сходства.  редиторы все более притесн€ли –ембрандта за растущие долги. ÷ерковники порицали за "сожительство" с ’ендрикье. ѕосле унизительных допросов набожную кресть€нку на целый год лишили причасти€, запретив переступать порог храма. ¬се это не только не смирило –ембрандта, но лишь усилило процесс его отторжени€ от общества "добропор€дочных бюргеров".

¬ 1656 году весь јмстердам наблюдал опись и распродажу его имущества в доме на улице Ѕреестраат. ƒверь этого дома - свидетел€ двадцатилетнего самоотверженного труда, была запечатана дл€ художника навсегда.

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

Ѕолее того, он вынужден расстатьс€ на врем€ с семьей: ’ендрикье с маленькой дочкой и сын “итус наход€т приют у родственников. —ам –ембрандт уедин€етс€ в грошовом номере гостиницы, где, игнориру€ скандалы и сплетни, всецело уходит в печатание своих гравюр.  огда же вконец затравленный банкрот уедет к брату-ремесленнику в Ћейден, в јмстердаме из-за него вспыхнет насто€ща€ война художников: противники и сторонники –ембрандта расколютс€ на партии, чьи споры перейдут в нешуточные потасовки...

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

—ын своего отца

» так будет до тех пор, пока подросший “итус не откроет на окраине города первый в јмстердаме художественный салон. “огда же заботлива€ ’ендрикье вновь соберет под одной крышей рассе€нную семью. ≈е кресть€нска€ основательность и бережливость станут надежным фундаментом обновленной жизни. “ридцатилетн€€ мачеха и семнадцатилетний пасынок объедин€ютс€ в союз, станов€тс€ учредител€ми и совладельцами фирмы по продаже произведений искусства. ћолодые художники - будущие знаменитости, впоследствии вошедшие в классику голландского искусства, отдают им свои картины. ѕод вли€нием приемной матери многообещающий юноша, пренебрега€ соблазном выгодной и быстрой карьеры, которую сул€т ему богатые родные, предпочитает благородную роль помощника –ембрандта. ј вот и ответ благодарного отца: изысканный облик светлокудрого “итуса на портретах –ембрандта столь же вдохновенен и интеллектуален, как лики мудрецов и пророков из библейских картин.

’арменс –ембрандт фотографи€
’арменс –ембрандт фотографи€

¬месте с названной матерью “итус избавл€ет –ембрандта от гнета материальных забот, предоставив ему удобную мастерскую и возможность полной свободы творчества. –езультат очевиден: именно в эти годы дозревает чисто рембрандтовский стиль, в котором душа любой самой скромной модели приравнена к высочайшим человеческим ценност€м.

Ќо вот парадокс: на самой вершине творческого взлета художника современники назовут –ембрандта безумцем, пережившим собственное дарование. ѕуга€сь все возрастающей новизны его открытий, даже ученики покидают дерзкого новатора. » все новые удары преследуют мастера. ѕораженна€ внезапной болезнью, неутомима€ ’ендрикье слегла - и больше уже не подн€лась.

¬ 1663 году, угаса€ в 38 лет, ’ендрикье —тоффельс завещала все свое состо€ние (мину€ даже собственную дочь) “итусу ’арменсу, чтобы он продолжал их общее, главное дело.

ѕосле ее похорон обычна€ нелюдимость –ембрандта еще больше возросла. ќн почти перестал выходить из дома. ƒа и торговл€ “итуса пошла под уклон. ќбразованный картиноторговец, знающий латынь и французский, он с большим трудом налаживает счета, которые так образцово вела сержантска€ дочь. » все же вновь подн€л фирму, оплатил все семейные долги, одарил отца новыми холстами и печатным станком. ¬ера “итуса в гений отца такова, что он покупает все его "неказистые" картины - иначе говор€, финансирует живопись будущего.

"¬озвращение блудного сына"

ћежду тем художника поджидает следующий, на этот раз самый жестокий удар. ”мный и благородный “итус, богатый и независимый, прин€тый в высшем обществе јмстердама, сразу после счастливой женитьбы на патрицианке ћагдалине ван Ћоо, т€жело заболевает. » в 26 лет от роду умирает от той же непон€тной болезни, что и взрастивша€ его мачеха. », словно оправдыва€ уличное прозвище "—тарый колдун", сокрушенный художник окончательно перестает замечать внешний мир, который сужаетс€ дл€ него только до двух реалий - холста и палитры.

Ќо художническое его колдовство остаетс€ в силе. ¬ год смерти “итуса –ембрандт пишет величайшую свою картину "¬озвращение блудного сына" - философскую и живописную поэму, потр€сающую простотой и величием: запыленные босые ноги возвратившегос€ с глубоким раска€нием грешника, щем€ща€ нежность рук слепого, "узнающих" сына, и тихий свет счасть€ на исстрадавшемс€ старческом лице.  акую силу духа €вл€ет здесь божественный гений живописца! ƒр€хлый, убитый горем художник, потер€вший самое дорогое в своей жизни - любимого сына, пишет историю отца, к которому, казалось бы, навеки потер€нный сын - вернулс€.

–ай и √олгофа

—читают, что старость –ембрандта прошла в бедности и лишени€х. Ёто заблуждение. »бо любовь к художнику верных ’ендрикье и “итуса была так велика, что даже трагически и безвременно ушедшие из жизни –ембрандта, они, казалось, заботились о нем из своих могил. »х нелегкое наследство - уход за своенравным стариком, смело берет на себ€ 15-летн€€ дочь  орнели€.  онечно, ей пришлось нелегко. «ато она стала свидетелем чуда: как едва двигавшийс€ художник создавал бессмертные свои автопортреты. —начала из глухой черноты подмалевка €вл€лс€ он сам - нелепый, нер€шливый, полуслепой. Ќо тотчас от€желевша€, бесформенна€, изрыта€ морщинами маска лица оживл€лась проницательным прищуром глаз и озар€лась беззубой, но горделивой улыбкой, в которой (спуст€ два века) его земл€к ¬ан-√ог увидит "торжествующий смех старого льва".

ћаги€ последних творений –ембрандта, их философи€ и поэзи€, без сомнени€, выросли из жертвенности его близких. ѕеред смертью он спешит по-своему отблагодарить их, никогда не ждавших благодарности. ѕолагают, что герои картины "≈врейска€ невеста" - своеобразный реквием этим подвижникам, положенный на вольную мелодию знаменитых рембрандтовских контрастов.

ѕламенный поклонник великого живописца, поэт XX века Ёмиль ¬ерхарн сказал, что –ембрандт "выстроил свой –ай из обломков и черепков собственной жизни". ¬прочем, то были –ай и √олгофа вместе, где библейские св€тые, цари и пророки как бы побратались с людьми. “о был мир, с легкостью сочетавший фантастический »ерусалим и реальный јмстердам, небо и землю, свет и мрак в едином пространстве несмирившегос€ рембрандтовского духа.

“ворчество голландского художника –ембрандта ’арменса ¬ан –ейна - одна из вершин мировой реалистической живописи. ћногие назвали бы его непревзойденным живописцем, даже гораздо более великим чем ћикеланджело или “ициан. –ембрандт писал картины на исторические, библейские, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Ќо, как нередко случаетс€, не смотр€ на свой гениальный дар, –ембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым и больным. –аботы же его живут в веках и сердцах людей навечно.

ќтзыв
Ћеон јгул€нский 03.10.2006 11:16:11
—пасибо за прекрасную статью. Ћаконично, содержательно, эмоционально.
ќжидал встретить в статье историю написани€ кортины "Ќочной дозор". ќднажды € услышал эту историю от русско€зычного экскурсовода в одном из музеев √ермании. Ёта истори€ потр€сла мен€ до глубины души и "преследует" долгие годы. — тех пор € ищу в литературе подробности этой истории.
— уважением!
Ћеон јгул€нский (»зраиль)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:277251
ёрий ¬ласов
¬с€кий человек способен прожить более ста лет
ѕосетило:11692
ѕоль Ѕрэгг
 арл ƒрез. Ѕиографи€
ѕосетило:12308
 арл ƒрез

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru