Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕитер  лас

   /   

Pieter Claesz

   /
             
‘отографи€ ѕитер  лас (photo Pieter Claesz)
   

ƒень рождени€: 01.01.1597 года
ћесто рождени€: Ѕургштейн, , ¬естфали€ ,Ќидерланды
ƒата смерти: 01.01.1661 года
ћесто смерти: ’арлем, Ќидерланды
¬озраст: 64 года

√ражданство: Ќидерланды

Ѕиографи€

Ќидерландский художник, мастер натюрморта

¬ голландском искусстве XVII века исследователи намечают целый р€д самосто€тельных школ, св€занных с крупными городами. ќдним из таких важных художественных центров был в этот период и √арлем. √арлем сыграл особую роль в утверждении в правах нового дл€ того времени жанра изобразительного искусства Ч натюрморта. √арлемский натюрморт как бы выделилс€ из... группового портрета. “очнее говор€, из портретов членов стрелковых гильдий, встречающихс€ за торжественным банкетным столом, которые с таким блеском писал ‘. ’альс. ¬начале новую композицию так и называли Ч банкет. “ермин Ђнатюрмортї по€вилс€ лишь около 1650 года. ќдним из лучших мастеров гарлемского и вообще голландского натюрморта первой половины XVII века, способствовавших его большой попул€рности, был ѕитер  лас ( лаас).

08.11.2011

 лас был родом из ¬естфалии, из маленького городка Ѕургштейнфурта. ќ его молодых годах известно немного. —амые ранние из его работ относ€тс€ к 1621 Ч1622 годам. ¬ них еще есть ученическа€ неуверенность, очевидна и ориентаци€ на признанные образцы, на искусственно торжественные композиции и выбор вещей Ќ. √иллиса и ‘. ван —хотена. ѕредметы пока что в них мало св€заны друг с другом, весьма изолированы, и разве только то, что они уже смещены от центра к углу стола, говорит о будущем  ласе. ќднако в работах 1630-х годов ѕитер  лас уже выступает как тонкий и самосто€тельный мастер.

ѕитер  лас фотографи€
ѕитер  лас фотографи€

ѕрекрасным образцом зрелого творчества художника €вл€етс€ натюрморт Ђ“рубки на столеї (1636), хран€щийс€ в Ћенинградском Ёрмитаже. ћотив этот, правда, весьма необычен дл€ ѕитера  ласа, но сама манера исполнени€ достаточно характерна. Ќатюрморт решен строго и сдержанно, целен по цвету. ≈го скромность носит, можно сказать, программный характер. Ёта особа€ камерность, соразмерность с живым, конкретным человеком Ч большое достоинство  ласа.

ќдно врем€ художник по примеру некоторых утрехтских мастеров, увлеченных  араваджо, зан€лс€ проблемами искусственного освещени€. ѕисал, например, то, как неровное плам€ свечи отражаетс€ на поверхности бокала, но в целом утрехтские натюрморты казались ему не только неестественными, но и слащавыми.

ѕитер  лас фотографи€
ѕитер  лас фотографи€

Ђ«автракї 1642 года, наход€щийс€ в московском ћузее изобразительных искусств имени ј. —. ѕушкина, знакомит нас уже с подлинным ѕитером  ласом. Ёто наиболее типичный дл€ мастера сюжет. ¬едь прежде всего художник вошел в историю как мастер, писавший натюрморты со скромными завтраками. ѕредметы вроде бы случайно и в то же врем€ на поверку очень продуманно расставлены на краю стола. Ќатюрморт строго выдержан в серо-коричневых насыщенных тонах и оставл€ет впечатление €сности, простоты и особого благородства.

¬ Ђ«автракахї ѕитера  ласа при том, что они, казалось бы, неизбежно должны повтор€ть друг друга, каждый раз есть неповторимое особое настроение.

ќбычно дл€ своих композиций ѕитер  лас выбирает немного предметов.  расивый бокал или лимон, небрежно оставленные на углу стола, фрукты и устрицы. ћежду вещами у художника всегда ведетс€ скрытый внутренний диалог, их взаимоотношени€ строго определены. ’удожник высоко ценит красоту самой вещи, благородство ее пропорций, необычность фактуры. ¬ натюрмортах  ласа нетрудно увидеть то оптимистическое, мажорное, более того эпикурейское отношение к жизни, которое столь показательно дл€ нидерландского бюргера XVII столети€, его т€гу к тихой частной жизни. »скусство ѕитера  ласа и ориентируетс€ именно на такого потребител€, учитывает его индивидуальные потребности. Ёто творчество интимное по своему характеру и неприт€зательное.

ѕитер  лас мастерски строит композицию своих натюрмортов. ¬ большинстве случаев в его натюрмортах низкий горизонт, четко вы€вл€етс€ какой-либо вертикальный предмет, скажем, высокий стекл€нный бокал, вокруг которого организуетс€ композици€ из других предметов. ’удожник дает возможность ощутить неповторимость, плоть каждого из них. Ќа всех предметах лежит печать присутстви€ человека. ¬о всем √арлеме только ¬. ’еда мог сравнитьс€ по своему мастерству с ѕитером  ласом. “ак р€дом и вошли их имена в историю искусства.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10776
¬ладимир јсимов
√ильди€ гени€
ѕосетило:18090
»ван  улибин
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14720
Ќиколай »льин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru