Российский художник.
05.04.2019
Николай Сажин родился в 1948 году в городе Троицке Челябинской области. В возрасте 11 лет вместе с родителями переехал к родственникам в Выборг. Художник говорил, что именно впечатления детства, проведенного в далеком от суеты, провинциальном городке, способствовали развитию воображения. После окончания школы Сажин поступил в Таврическое художественное училище, где, по его словам, получил основы понимания творчества. Спустя год художественное образование прервала военная служба. Отслужив, Сажин вернулся в училище, но наибольшее влияние оказал на него именно год на отделении декоративной графики. Затем последовали шесть лет в петербургской Академии художеств. Учебу в Академии, Сажин сочетал с активной деятельностью в кругах неофициальных художников. В то время в мастерских Академии, помимо молодых выпускников Средней художественной школы, оттачивали мастерство зрелые, практически сформировавшиеся творцы. Проведя практически 11 лет в стенах образовательных учреждений, Сажин замечает, что любого творческого человека в большей степени формирует окружение, а не школа. Благодаря независимому взгляду на условности академической системы, ему удалось сохранить свежее восприятие мира, самостоятельность в выборе ориентиров, отыскать свой собственный язык и узнаваемый стиль. В выборе дипломной темы проявилось пристрастие Сажина к гротескному и фантастическому. Изначально, выпускник графического факультета планировал проиллюстрировать произведения Э. Т. А. Гофмана. Но затем обратился к не менее колоритному, а ко всему и близкому с детства миру уральских сказок П. Бажова, в которых народный сюжет обогащается романтическим осмыслением творчества, а женские образы волнующи и таинственны. В творческой биографии художника можно выделить целый период увлечения фольклором: стихийностью народных праздников и фантастическими образами, сочетающими звериное и человеческое.
Николай Сажин и сам занимался педагогической деятельностью. И формально и по внутреннему убеждению он являлся не педагогом-мастером, а приглашенным преподавателем — человеком со стороны, призванным заразить учеников свободой творческого импульса. Сажин, как и многие, был убеждён, что истинный художник проходит внутренний путь, процесс личного становления, связанного с отторжением каких-либо влияний. Стремление к творческой свободе сформировало художественный язык Сажина — графика и живописца. На любой групповой выставке Сажин узнаваем своим чернильным колоритом и причудливым симбиозом растительных и физиологических форм.
Сажин признавался, что темы его творчества неизменны — всегда это темы любви и смерти, Эроса и Танатоса в их взаимопроникновении и трансформации. Николай Сажин убедительно говорил о значении инстинктивного в человеке и его деятельности. Смерть и страсть интересуют художника как пограничные, экзистенциальные ситуации, раскрывающие животную природу и пробуждающие дремлющие инстинкты. Само творчество не лишено инстинктивных импульсов. Эстетические воззрения Сажина довольно традиционны: в искусстве существуют вечные темы, о которых веками говорят художники, пребывающие в постоянном поиске новых выразительных средств: нового стиля, нового языка. Обладая мастерством выпускника академии, Николай Сажин не побоялся инстинктивного поиска и смелого эксперимента. Из природной стихии, из плоти и сухожилий, художник высвободил универсальную форму, обращаясь к которой он вновь и вновь заставляет задуматься о связи жизни со смертью.
Умер 2 апреля 2019 года.
Гамбургский счет Ивана Поддубного Посетило:49601 |
Ренат Акчурин. Биография Посетило:24408 |
Егор Бероев. Биография Посетило:20182 |