Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай јндреев

   /   

Nikolay Andreev

   /
             
‘отографи€ Ќиколай јндреев (photo Nikolay Andreev)
   

ƒень рождени€: 26.10.1873 года
–осси€
ƒата смерти: 24.12.1932 года
–осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

советский художник, скульптор и график

Ќиколай јндреевич јндреев (1873-1932). “ворчество Ќикола€ јндреевича јндреева составл€ет ныне классику советского искусства. Ќа прот€жении более чем тридцати лет творческой де€тельности им выполнены многочисленные скульптурные портреты, пам€тники, мемориальные доски. ќн был также мастером рисунка и создал серию портретов выдающихс€ современников. ќн оставил свой след и в театральном искусстве, оформив р€д спектаклей, и в прикладном. Ќо центральным трудом его жизни было создание ЂЋенинианыї, включавшей около 120 скульптурных и более 200 графических изображений.

11.10.2008

–одилс€ јндреев в ћоскве. ќтец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в ÷ентральное —трогановское училище технического рисовани€, которое тот окончил в 1891 году. «атем будущий художник продолжил учение в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества (1892Ч1901). Ѕыл он сначала вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где училс€ у —. ћ. ¬олнухина. ¬ творческом становлении јндреева значительную роль сыграло вли€ние ѕ. ѕ. “рубецкого, с которым св€зано развитие импрессионизма в русской скульптуре. ѕожалуй, самым близким к импрессионизму у јндреева получилс€ портрет Ћ. Ќ. “олстого, выполненный с натуры в ясной ѕол€не (1905). ƒвижение света и тени играет решающую роль в создании образа, способству€ вы€влению особой сосредоточенности, самоуглубленности великого писател€. ¬ 1904Ч 1908 годах јндреев исполн€ет портреты многих де€телей искусства: ѕ. ƒ. Ѕоборыкина, Ћ. Ќ. јндреева, ». ≈. –епина, ‘. ». Ўал€пина. ¬о всех этих портретах несомненно вли€ние импрессионизма. —ветотенева€ лепка сочетаетс€ здесь с крепкой конструктивной формой. ¬ начале 1900-х годов јндреев с увлечением занимаетс€ керамикой и майоликой, что св€зано с его поисками расширени€ декоративных возможностей скульптуры. јндреев экспериментирует с цветными глазур€ми, добиваетс€ новых колористических звучаний, иногда использу€ цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. — применением белого ангоба, выполнен, например, портрет ј. ѕ. Ћенского (1906), цвет интересен и в портрете Ћ. Ќ. “олстого (1908). Ћучша€ майолика скульптора Ч Ђ¬акханкаї (1911Ч1912)Чсвоеобразное утверждение страстной, живой природы человека.   образу вакханки скульптор обращаетс€ несколько раз, в этих скульптурах очевиден стиль модерн. ѕлодотворным было увлечение јндреева народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских кресть€нок (1910Ч 1913). ќднако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напр€женного труда, Ч пам€тник Ќ. ¬. √оголю (1904Ч-1908). ¬ процессе подготовки к работе над пам€тником јндреев поехал на ”краину, чтобы сделать зарисовки, собрать материал дл€ барельефов, представл€ющих гоголевских персонажей из Ђ–евизораї, Ђ¬ечеров на хуторе близ ƒиканькиї, Ђћиргородаї, Ђћертвых душї и Ђѕетербургских повестейї. јндреев стремилс€ к пластическому вы€влению стилистических особенностей ранних и поздних вещей писател€, совершенно по-разному моделиру€ изображение романтических героев Ђѕетербургских повестейї и персонажей Ђ¬ечеров на хуторе близ ƒиканькиї.

—амого писател€ скульптор изобразил сид€щим в т€желой задумчивости. Ёто √оголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. ќн похож на большую птицу с опущенными крыль€ми. “олько подойд€ совсем вплотную к пам€тнику, можно увидеть лицо писател€, освещенное грустной улыбкой. ѕсихологическа€ выразительность, внутренний драматизм образа воспринимались современниками как воплощение трагедии творческой личности и были созвучны атмосфере, возникшей в –оссии после революции 1905 года.

ѕам€тник √оголю Ч произведение большого таланта Ч показывает гуманистический характер творчества јндреева, вы€вл€ет его психологическую направленность. –абота€ над монументальными произведени€ми, скульптор выполн€ет пам€тник-бюст доктору ‘. ѕ. √аазу в ћоскве (1909), проекты пам€тников “. √. Ўевченко (1914) и первопечатнику »вану ‘едорову (1902). ѕосле ќкт€брьской революции јндреев активно включилс€ в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды.   первой годовщине ќкт€брьской революции он создал пам€тник ƒантону, который был открыт на “еатральной площади в ћоскве. «имой 1918 года началась напр€женна€ работа скульптора над аллегорической статуей —вободы дл€ пам€тника —оветской  онституции. ѕомимо этой статуи, он сделал в тот период р€д мемориальных досок и рельефов, отличающихс€ глубоким реализмом и строгостью формального решени€.

ѕолноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре €вилс€ пам€тник ј. Ќ. ќстровскому в ћоскве, созданный јндреевым в 1928 году. ѕосле двукратного конкурса, где скульптор неизменно получал высшую оценку, он приступил в 1927 году к изготовлению пам€тника в натуральную величину. ќстровский изображен сид€щим в м€гком кресле. ќн одет в свободный рабочий халат, голова чуть склонена. ƒвижение спокойно, естественно. „еткий силуэт пам€тника хорошо вписываетс€ в нишу стены ћалого театра, перед которым он установлен. ѕам€тник ќстровскому Ч умное решение зрелого мастера, прекрасно продумавшего задачу во всех детал€х. ¬ 1920-х годах јндреевым были выполнены также пам€тники ј. ». √ерцену* и Ќ. ѕ. ќгареву, доска с портретом ¬. √. Ѕелинского и другие работы. ¬ 30-х годах художник не оставл€ет работы над монументами: делает проекты пам€тников “. √. Ўевченко дл€ ’арькова, ј. ». ∆ел€бову дл€ Ћенинграда, два эскиза пам€тника ¬. ». „апаеву дл€ —амары, два проекта пам€тника ј. ѕ. „ехову дл€ установки близ здани€ ћ’ј“а.

ќднако основным содержанием творчества јндреева в послереволюционную эпоху была напр€женна€ работа над созданием образа ¬. ». Ћенина. Ќачата€ с 1919 года, она продолжалась вплоть до смерти мастера. ѕеред јндреевым сто€ла сложна€ и ответственна€ задача создани€ портретного облика вожд€, возглавившего крупнейший переворот в истории человечества. ¬ процессе работы јндреев внимательно наблюдал Ћенина непосредственно в его кабинете и на заседани€х, создавал бесчисленные зарисовки, улавлива€ малейший жест, подмеча€ характерное выражение лица. Ќа основе этих быстрых набросков позднее он создал свои блест€щие портретные рисунки ¬. ». Ћенина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. ¬ 1920 году јндреев приступает к созданию портретов Ћенина в скульптуре. ѕервый опыт в этом плане был довольно удачным Ч скульптор вылепил с натуры из пластилина голову Ћенина, уловив очень живое выражение лица. “огда же было создано одно из ставших наиболее попул€рными скульптурных изображений Ч ЂЋенин пишущийї, где јндреев передал погруженность ¬ладимира »льича в работу, отрешенность его от окружающего.

—овершенно иное настроение выражено в более поздней работе Ч ЂЋенин, слушающий докладї (1925). Ћенин вслушиваетс€ в речь невидимого оратора: голова подн€та, взгл€д напр€жен. ѕо другому, более динамично решена стату€ ЂЋенинЧораторї (1926). ќтличительна€ черта созданного здесь образа Ч непримиримость к противникам.

¬ результате длительной работы к 1929 году јндреевым были закончены три варианта портрета, выполненные по заданию —овнаркома: ЂЋенин прислушивающийс€ї, ЂЋенин, вошедший на заседаниеї, ЂЋенин председательствующийї. јндреев шел ко все большему обобщению, к многогранности образа. ¬ 1929Ч1930 годах скульптор работает над темой ЂЋенин на ораторской трибунеї. ¬ этой работе он совсем отходит от камер-ности первых портретов, приближа€сь к монументальному решению. » все же эти работы представл€ютс€ переходными по сравнению с последней скульптурой 1931Ч1932 годов Ч ЂЋенин Ч вождьї, завершающий андреевскую ЂЋениниануї. Ћенин стоит на трибуне, опира€сь на нее правой рукой. ≈го голова несколько подн€та в энергичном повороте. ¬ выражении лица сила, властность, энерги€. Ёто, несомненно, одно из удачнейших изображений ¬. ». Ћенина,   сожалению, јндрееву не удалось закончить целиком скульптуру. ѕо эскизу художника уже после его смерти ее завершил брат скульптора ¬, ј. јндреев, и раньше нередко помогавший ему в монументальных работах. —кульптура ЂЋенин Ч вождьїЧ венец поистине титанического труда мастера; она воплотила в себе обобщающий пластический образ.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:13099
ƒональд ¬инникотт
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11170
¬ениамин јлександров
√ильди€ гени€
ѕосетило:18150
»ван  улибин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru