Людибиографии, истории, факты, фотографии

Май Митурич-Хлебников

   /   

May Miturich-Khlebnikov

   /
             
Фотография Май Митурич-Хлебников (photo May Miturich-Khlebnikov)
   

День рождения: 29.05.1925 года
Возраст: 83 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 01.07.2008 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Я покажу необычные картины... (Газета Культура №36 (7444) 16 - 22 сентября 2004)

художник-график

"...Нельзя сказать про эту книгу, что она иллюстрирована Маем Митуричем. Чтобы так нарисовать, мало быть таким большим и тонким мастером рисунка, как Митурич, нужно самому видеть и чувствовать и тайгу, и океан, и пустыни.

Снегирев и Митурич до самой сути своей - путешественники, бродяги в лучшем смысле этого слова. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а Снегирев и Митурич - как проводники по чудесной стране, имя которой - Россия".
Константин Паустовский. Из предисловия книги Г.Снегирева "Рассказы для детей". 1970 год.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

06.07.2008

- Ваша двойная фамилия - знаменитая в обеих своих частях...

Май Митурич-Хлебников фотография
Май Митурич-Хлебников фотография

- По линии отца, Петра Васильевича Митурича, мои предки были военными. Мой дед, Василий Петрович Митурич, командовал артиллерией в крепости Осовец на западной границе России. Отец, Петр Васильевич Митурич, провел 8 лет в Псковском кадетском корпусе, сбежал оттуда - и стал художником. Учился в Киевском художественном училище, затем в Академии художеств в Петербурге. В 1916 году познакомился с поэтом Beлимиром Хлебниковым, и эта встреча сыграла огромную роль в формировании его как человека и художника.

Реклама:

Моя мама, Вера Владимировна - родная сестра Велимира Хлебникова - происходит из старинного астраханского купеческого рода. В автобиографической записке Велимира Хлебникова упоминается о том, что один из его предков во время приезда царя Петра Первого в Астрахань преподнес ему кубок с червонцами "разбойничьего" происхождения. Легенда это или быль - не знаю. Мой дед - Владимир Алексеевич - известный ученый-орнитолог, организатор и первый директор заповедника в дельте Волги.

Моя мама училась в петербургской Студии Ционглинского, затем во Франции и Италии. Она была очень одаренным человеком - и талантливым художником, и прекрасным поэтом. Ее работы хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, но более всего в музее Велимира Хлебникова в Астрахани, который занимает первый этаж бывшего особняка Хлебниковых на Большой Демидовской улице.

- А как вы стали художником?

- В такой семье я уже был обречен им стать. Тем не менее это произошло не сразу и довольно необычным путем. В ноябре 1942 года я добровольцем ушел на фронт. Но меня использовали в основном как художника. В специальной фронтовой бригаде художников мы занимались разной наглядной агитацией, писали плакаты, портреты маршалов и генералов. Обычно приходили в освобожденный, еще горящий город вместе с передовыми частями - и брались за свое дело. Побывал я на Курской дуге, в Новгороде, Киеве и Харькове, в Берлине. Вот так я получал первоначальные профессиональные навыки. Учился у более опытных художников в нашей бригаде - у Анатолия Никича, Бориса Попова, Евгения Рачава...

Из армии меня демобилизовали лишь в 1948-м. Ушел солдатом и вернулся солдатом. Будучи еще в армии, поступил на заочное отделение Московского полиграфического института, который окончил в 1953-м.

- Продолжились ли в вашей семье художнические традиции?

Лучшие дня


Игорь Запорожан
Посетило:583
Игорь Запорожан
Легенды не стареют
Посетило:156
Кирк Дуглас
Легенда мирового кино
Посетило:154
Леонид Броневой

- Да. Моей дочерью Верой и внучкой Машей. Они закончили тот самый полиграфический, в котором потом я долго преподавал. В 2002 году в Третьяковской галерее прошла выставка "Митуричи-Хлебниковы". На ней экспонировались работы отца, матери, мои и моей дочери Веры. Но она и внучка Маша работают уже в новых, современных формах графического искусства.

- У вас довольно многообразное творчество - станковая и книжная графика, печатная гравюра, живописная акварель, монументальная роспись. Что является приоритетным?

- По первоначальному, детскому воспитанию - живопись. Но в основном я работал как иллюстратор детских книг. У меня их около ста. Чуковский, Маршак, Барто, Бианки, Снегирев. Несколько серий рисунков сделал к "Маугли" Киплинга, книгам Кэрролла, Барри, японских народных сказок. Долго работал над иллюстрациями к "Одиссее" Гомера. Мне очень помогла поездка в Грецию.

Параллельно занимался рисунком, акварелью, литографией, шелкографией. В 1980 - 83 годах вместе с художником Дувидовым исполнил большие монументальные работы в Палеонтологическом музее. Был удостоен за них Государственной премии РСФСР и Серебряной медали академии художеств СССР. Вскоре был избран членом-корреспондентом, а позднее и действительным членом Российской академии художеств. В 1986 году получил звание народного художника России.

Словом, в своем творчестве перепробовал все. Но чем бы я ни занимался, я придерживаюсь принципа моего отца. Он говорил: "Всякие механические, математические и логические системы для построения и определения изобразительных форм есть грубое и дешевое производство, всегда фальшивое в отношении выражения мировоззрения".

Когда рисуешь, пишешь акварель с натуры, то ничего не надо добавлять, придумывать, фантазировать. Работать же в мастерской по слайдам, по этюдам - этого я не делаю. Но сейчас, к сожалению, художники мало пишут с натуры, и это, по-моему, большой недостаток.

- Вы много ездили. Недаром Паустовский назвал вас проводником по чудесной стране, имя которой - Россия.

- В молодости путешествия по своей стране были настоящей страстью. Побывал на Белом море, в Туве, на Камчатке, Курильских островах, в Средней Азии, Бурятии, на Памире, Алтае. Посетил и более двадцати зарубежных стран. Только в Японии был шесть раз.

- Кажется, она занимает особое место в вашем творчестве?

- В 1993 - 1994 годах я жил и работал в Японии. Исполнил много картин, акварелей, рисунков, которые находятся в различных музеях, галереях и частных собраниях этой страны.

Подружился я там с японским художником Рюсэки Моримото. Сделали совместную выставку "Точки соприкосновения", которая прошла в Музее Востока в январе 2000 года. Позже показали наши работы на выставке "Сделано в Японии" в залах Российской академии художеств на Пречистенке. Затем в Японии, в городе Осака.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

- Живописью, но, пожалуй, больше - акварелью. А вот книжной графикой почти нет. В начале девяностых годов многие издательства, с которыми я сотрудничал, закрылись. Несколько больших иллюстрированных серий возвратились в мастерскую. Вот они лежат на полках. Сейчас, правда, кое-что пошло в работу. Так, собираются издать новые иллюстрации к "Маугли" Киплинга. Недавно были изданы с моими рисунками японские сказки. В Японии издано несколько небольших книжек с моими рисунками. Но еще несколько таких серий лежат без движения.

- Как же вы зарабатываете себе на жизнь?

- Я действительный член Российской академии художеств, член ее президиума - и это дает мне какой-то прожиточный минимум. Поэтому считаю свою жизнь вполне благополучной. Многие мои друзья живут не очень хорошо. Молодежь, как мне кажется, более активно пробивается в жизни, она лучше устраивается. В основном они уходят в книжный дизайн, в компьютерную графику.

- Вы упомянули о пластической форме в художественном произведении...

- Реалистические формы в современном искусстве очень расширились. Общепринятая форма, в которой я всегда работаю, стала теперь не единственной, а одной из многих. Но я убежден, что реализм наиболее жизнеспособен: я говорю об его пластической форме. А она есть даже в беспредметном, абстрактном искусстве.

- Кстати, в вашей мастерской я заметил какие-то абстрактные холсты, совершенно не похожие на ваше прежнее творчество. Да и вообще ваши ли они?

- Мои-мои. Более того, готовлю из них действительно странную, необычную выставку. Она состоится в октябре в зале журнала "Наше наследие". Почему вообще появились эти картины? У моего отца, Петра Митурича, было увлечение в 1918 - 1922 годах беспредметным искусством. Вероятно, под влиянием поэзии Велимира Хлебникова. Но эти работы не сохранились. О них можно судить только по черно-белым фотографиям, по некоторым графическим наброскам. Мне очень интересен этот период в творчестве отца. Поэтому я решил написать несколько подобных беспредметных картин по мотивам его произведений. Конечно, не копируя их. Выставку так и назову "По мотивам работ Петра Митурича. 1918 - 1922 годы". Работаю с удовольствием. Правда, не знаю, как бы отнесся отец к такой трактовке его творчества.

Уж если речь зашла о выставках, то готовлю свою юбилейную, приуроченную к моему 80-летию. Она пройдет в Третьяковской галерее в сентябре следующего года и будет, вероятно, наиболее полной из всех моих персональных экспозиций.

Generic placeholder image
Евграф Кончин
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Патрисия Каас: Три алмазных статуса
Посетило:381
Патрисия Каас
Дмитрий Обретецкий
Посетило:7835
Дмитрий Обретецкий
Игорь Запорожан
Посетило:583
Игорь Запорожан

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history