Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћариотто јльбертинелли

   /   

Mariotto Albertinelli

   /
             
‘отографи€ ћариотто јльбертинелли (photo Mariotto Albertinelli)
   

ƒень рождени€: 01.01.1474 года
»тали€
ƒата смерти: 28.12.1515 года
»тали€
¬озраст: 42 года

√ражданство: »тали€

∆изнеописание

флорентинский живописец

ћариотто јльбертинелли,(1) сына Ѕь€джо ди Ѕиндо јльбертинелли, можно было бы назвать вторым фра Ѕартоломео, ближайшим и сердечнейшим другом которого он был, и не только за то, что они посто€нно вместе и беседовали и трудились, но и за сходство их манер в те времена, когда ћариотто действительно занималс€ искусством. Ѕросив двадцати лет золотобитное ремесло, коим до той поры занималс€, первоначальные сведени€ в живописи он получил в мастерской  озимо –осселли, где так подружилс€ с Ѕаччо делла ѕорта(2), что стали они одна душа и одно тело; и братство их было таково, что когда Ѕаччо ушел от  озимо, чтобы заниматьс€ искусством самосто€тельно, как мастер, то ушел с ним и ћариотто, после чего долгое врем€ оба проживали у ѕорта —ан ѕьеро √аттолини(3), выполн€€ многое совместно.

22.12.2007

ј так как ћариотто не так основательно владел рисунком, как Ѕаччо, он обратилс€ к изучению антиков, находившихс€ тогда во ‘лоренции, больша€ и лучша€ часть которых была в доме ћедичи(4). ќн много раз срисовывал некоторые из небольших плит, высеченных полурельефом в лоджии сада, выход€щего к —ан Ћоренцо; на одной из них был прекраснейший јдонис с собакой, на другой Ч две чудеснейшие обнаженные фигуры, одна из которых сидит с собакой у ног, друга€ же стоит, скрестив ноги и опира€сь на палку; были там и две другие таких же размеров, на одной из которых были два путта с перунами ёпитера, а на другой Ч обнаженный старец, изображавший —лучайность, с крыль€ми за спиной и на щиколотках и с весами в руках. ѕомимо этого, сад этот был полон мужских и женских торсов, изучавшихс€ не только ћариотто, но и всем скулытгорами и живописцами того времени; добра€ часть этого хранитс€ ныне в гардеробной герцога  озимо, а друга€ часть осталась на месте, как, например, два торса ћарси€, остались на месте бюсты над окнами и бюсты императоров над двер€ми(5).

ћариотто јльбертинелли фотографи€
ћариотто јльбертинелли фотографи€

»зуча€ эти антики, ћариотто сделал большие успехи в рисунке и поступил на службу к мадонне јльфонсине, матери герцога Ћоренцо, оказывавшей ему вс€ческую помощь, чтобы ћариотто имел возможность совершенствоватьс€(6). » действительно, череду€ рисование с живописью красками, он пробрел опыт немалый, как это и обнаружилось в нескольких картинах, написанных им дл€ этой синьоры, посланных ею в –им дл€  арло и ƒжордано ќрсини и попавших затем в руки „езаре Ѕорджа. Ќаписал он с натуры мадонну јльфонсину весьма хорошо, и ему казалось, что в этой к ней близости он уже нашел свое счастье. ќднако, когда в 1494 году ѕьеро деи ћедичи был изгнан, ћариотто лишилс€ этой помощи и этого покровительства и переселилс€ обратно к Ѕаччо, где он с еще большим усердием прин€лс€ за изготовление глин€ных моделей и за изучение и упорное исследование натуры, а также подражал работам Ѕаччо, почему он в немногие годы и сделалс€ мастером прилежным и опытным. », вид€, что все у него так хорошо получаетс€, он осмелел настолько, подража€ манере и повадке товарища, что многие принимали работы ћариотто за работы монаха. ѕоэтому, когда случилось, что Ѕаччо ушел в монахи, ћариотто, потер€в товарища, был в см€тении и как потер€нный, и столь странным показалось ему это известие, что впал он в отча€ние и ничто его уже не радовало. » если бы вообще ћариотто не питал такого отвращени€ к общению с монахами, о которых он всегда очень плохо отзывалс€, и если бы он не принадлежал к противникам партии брата ƒжироламо феррарского,(7) то любовь его к Ѕаччо, того гл€ди, заставила бы и его постричьс€ в одном монастыре с товарищем. ќднако ƒжероццо ƒини упросил его закончить заказанный им дл€ кладбища и оставленный Ѕаччо незавершенным Ђ—трашный судї(8), так как манера у обоих была одна и та же. ј так как имелс€ картон, выполненный рукой Ѕаччо, а также и другие рисунки, и так как закончить эту работу просил его и сам фра Ѕартоломео, который получил за нее деньги и которого мучила совесть за то, что он не выполнил об€зательства, ћариотто довел дело до конца с усердием и любовью так, что многие, об этом ничего не знавшие, думали, что все было написано одной рукой, благодар€ чему он и приобрел величайший авторитет в своем искусстве.

¬ капитуле флорентинской „ертозы он написал Ђ–асп€тиеї с Ѕогоматерью и ћагдалиной у подножи€ креста и с пар€щими ангелами, которые собирают капли крови ’ристовой, вещь, выполненную им фреской и написанную с большим старанием и большой любовью(9).

ћежду тем некоторым из обучавшихс€ у него и помогавших ему мальчиков показались недостаточными харчи, которые отпускались им монахами, и они, без ведома ћариотто, подделали ключи от ставень окошечка, через которое монахам подавалась пища и которое выходило в их комнату, и несколько раз то один из них, то другой тайком выкрадывал себе что-нибудь поесть. Ёто наделало много шуму среди братьев, которые по части чревоугоди€ нисколько не уступают всем прочим люд€м. ќднако, так как подмастерь€, бывшие у всех на хорошем счету, сделали это с большой ловкостью, они обвинили кое-кого из монахов, которые это €кобы сделали, жела€ насолить друг другу.  огда же проделки их в один прекрасный день все-таки раскрылись, монахи, чтобы только не задерживать окончани€ работы, стали выдавать двойную порцию как самому ћариотто, так и его подмастерь€м, которые дописали фреску с весельем и с хохотом.

ƒл€ монахинь св. ёлиана флорентинского он выполнил на дереве образ главного алтар€, который он написал в своей комнате, что на √уальфонде, одновременно с другим образом дл€ той же церкви, написанным им маслом на золотом фоне, с –асп€тием, ангелами и Ѕогом-отцом, изображающими св. “роицу(10).

Ѕыл ћариотто человеком весьма беспокойного нрава, покорствующим своей плоти в делах любовных, и очень веселым в повседневной жизни. » так как он возненавидел все тонкости и мозговые ухищрени€, свойственные живописи, и часто попадалс€ на €зык живописцам, которые кололи его по привычке, прочно в них укоренившейс€ и наследственной, он решил зан€тьс€ делом более низким, но зато менее утомительным и более веселым и, открыв превосходнейшую харчевню за воротами —ан √алло, а у ѕонте ¬еккио аль ƒраго таверну и харчевню, занималс€ этим делом много мес€цев, говор€ что он выбрал искусство, в котором нет ни анатомии, ни ракурсов, ни перспективы и, что самое главное, за которое никто не охаивает, а что в том искусстве, которое он бросил, все как раз наоборот, ибо то изображало м€со и кровь, а это наливало кровью и наращивало м€со; и здесь каждый день слышишь, что теб€ за доброе вино хвал€т, а там только и слышишь, как теб€ ругают.

ќднако надоело ему и это и, устыдившись зан€ти€ столь недостойного, он снова вернулс€ к живописи и во ‘лоренции писал картины и расписывал дома граждан(11). “ак, дл€ ƒжован ћарио Ѕенинтенди он выполнил собственноручно три небольшие истории, а в доме ћедичи написал маслом по случаю избрани€ папой Ћьва X тондо с их гербом и с ¬ерой, Ќадеждой и Ћюбовью, находившимс€ долгое врем€ над двер€ми их палаццо.

ј дл€ товарищества —ан ƒзаноби, что возле канониката —анта ћариа дель ‘ьоре, он подр€дилс€ написать на доске ЂЅлаговещениеї, что с большим усердием и выполнил(12). ќн нарочно дл€ этого приказал пробить окно на предназначенном дл€ образа месте и решил там и писать его, дабы смочь по собственному усмотрению ослабл€ть и усиливать на нем изображени€ построек, в зависимости от видимой их на свету высоте и отдаленности.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

≈му пришло в голову, что живописные работы, в которых нет рельефа и силы, а в то же врем€ и нежности, ничего не стоит. ј так как он понимал, что они не будут выдел€тьс€ на плоскости без теней, которые если они будут очень темными, то будут непроницаемы, а если они будут нежными, то в них не будет силы, он мечтал сочетать в них нежность с особым приемом, какой, как ему казалось, искусство до сих пор еще не умело примен€ть так, как ему этого хотелось. » потому, когда ему представилс€ случай применить это в названной работе, он стал с неверо€тными усили€ми этого добиватьс€, что и видно по фигурам Ѕога-отца и нескольких путтов, пар€щих в воздухе, которые сильно выдел€ютс€ на доске благодар€ темному фону написанной им там архитектурной перспективы в виде покрытого резьбой полукруглого свода, который, по мере того как арки уменьшаютс€, а линии приближаютс€ к точке схода, углубл€етс€ так, что кажетс€ объемным, не говор€ о том, что там изображены очень из€щные ангелы, которые порхают, рассыпа€ цветы.

–аботу эту ћариотто писал и переписывал много раз, пока не довел ее до конца, мен€€ то более светлый колорит на более темный, то болыиую его живость и €ркость на меньшую.ќднако, так как все это его никак не удовлетвор€ло и так как он считал, что руке все еще не достает замыслов разума, ему захотелось найти белый тон более €ркий, чем белила, и он начал их очищать, чтобы высветл€ть самые светлые места так, как ему этого хотелось. “ем не менее пришлось ему признать, что искусством не выразишь того, что содержат в себе гений и разум человека, и удовольствоватьс€ тем, что сделал, будучи не в силах достигнуть того, чего сделать не мог. ќт художников же он заслужил за эту работу похвалы и почести, к тому же он наде€лс€ получить от своих хоз€ев за такие труды гораздо больше того, что он получил, почему между заказчиками и ћариотго и возникли разногласи€. ќднако ѕьетро ѕеруджино, тогда уже старый, –идольфо √ирландайо и ‘ранческо √раначчи оценили эту работу и совместно определили ее стоимость.

¬ церкви —ан Ѕранкацио во ‘лоренции он написал в полутондо Ђѕосещение ћарией ≈лизаветыї. –авным образом и в церкви —анта “ринита Ѕогоматерь, св. »еронима и св. «инови€ дл€ ƒзаноби дель ћаэстро, а в церкви конгрегации св€щенников св. ћартина написал также на дереве получившее большое одобрение другое Ђѕосещениеї(13).

ќн был приглашен в монастырь делла  верча, что за ¬итербо, однако только что он успел прин€тьс€ за очередную доску(14), как ему вдруг захотелось повидать –им, и, уехав туда, он стал писать и закончил в тонкой манере маслом на доске св. ƒоминика, св. ≈катерину сиенскую, обручающуюс€ с ’ристом, и Ѕогоматерь по заказу брата ћариано ‘етти дл€ его капеллы в церкви —ан —ильвестро, что на ћонтекавалло(15).

ѕосле этого он воротилс€ в  верчу, где у него было несколько возлюбленных, с которыми он не мог развлекатьс€, пока был в –име, и которым, распалившись от неудовлетворенного желани€, он захотел показать доблесть в подобного рода турнирах. » вот, сделав последнее усилие, но, будучи уже не очень молодым и не слишком боевым в этом деле, он был вынужден слечь в постель. ѕриписав это тамошнему воздуху, он приказал перенести себ€ на носилках во ‘лоренцию. ќднако ни помощь, ни лечение ему не помогли, и по прошествии нескольких дней он скончалс€ от этой хвори в сорокап€тилетнем возрасге и был погребен в церкви

—ан ѕьер ћаджоре этого города(16). ¬ нашей  ниге есть несколько очень хороших собетвенноручных его рисунков пером и светотенью, в особенности винтова€ лестница, хорошо нарисованна€ им в очень трудной перспективе, так как он отлично в этом разбиралс€(17).

” ћариотто было много учеников, и среди них флорентинцы, ƒжулиано Ѕуджардини и ‘ранчабиджо, и »нноченцио из »молы, о которых будет рассказано на своем месте(18). –авным образом был его учеником флорентинский живописец ¬изино(19), из всех наилучший по рисунку, колориту и прилежанию, а также по наилучшей манере, про€вленной им в его работах, выполненных весьма тщательно. » хот€ во ‘лоренции их немного, в доме ƒжованбаттисты ди јньоло ƒони можно и ныне в этом убедитьс€ по картине, написанной маслом наподобие миниатюры и изображающей сферу с нагими јдамом и ≈вой, вкушающим от €блока (вещь эта выполнена весьма тщательно), а также по картине с изображением сн€ти€ со крестов ’риста и разбойников, где отлично изображено пересечение нескольких лестниц. ќдни там помогают сн€ть ’риста, другие же унос€т на плечах разбойника, чтобы его похоронить. ¬с€кие позы, разнообразные и прихотливые, многообразие фигур, соответствующих содержанию, все это свидетельствует о том, что мастер он был отменный. Ќекие флорентинские купцы увезли его с собой в ¬енгрию, где он выполнил много работ и ценилс€ высоко. ќднако бедн€га этот чуть там не погиб, так как от природы он был человеком независимым и несдержанным и не мог вы€снить назойливости некоторых надоедливых венгерцев, которые целый день задуривали ему голову восхвалением всего, что только есть в их стране, будто только и было добра и счасть€, что в их печах, в их еде и питье, будто не было иного благородства и величи€, кроме как в их короле и его придворных, и будто все остальное в мире Ч одно дерьмо. ј так как он считал, да так оно в самом деле и было, что в том, что есть в »талии Ч свои благородство, доброта и красота, Ч однажды, не в силах дольше выносить все эта их глупости и будучи случайно немного навеселе, и у него сорвалось с €зыка, что дл€ него бутылка требианского и сладкий крендель важнее всех иных королей и королев, вз€тых вместе. » если бы не случилось так, что дело попало в руки благородного епископа, опытного в мирских делах и (что самое главное) сообразительного, сумевшего и пожелавшего обернуть все в шутку, пришлось бы ему испытать на себе, каковы шутки с дикими звер€ми. »бо эти венгерские скоты, не понима€ слов, вообразили, что он сказал бог знает что и чуть ли не покушалс€ на ихнего корол€ и его владени€, и собирались предать его без вс€кой пощады €рости народа. ќднако этому доброму епископу удалось избавить его от вс€ких непри€тностей, ибо, прин€в во внимание заслуги этого достойного человека, он повернул все в благородную сторону, обратившись к милости корол€. “от вникнул в дело, развеселилс€ и помиловал его, и в дальнейшем талант его весьма в этой стране ценилс€ и почиталс€. ќднако счастье его длилось недолго, ибо не мог он вынести ни тамошних печей, ни тамошних холодов, вредивших его здоровью. ¬се это вскоре его доконало, хот€ его оба€ние и его слава остались живыми среди тех, кто знал его при жизни, и тех, кто впоследствии все больше и больше имел возможность видеть его произведени€. ƒе€тельность его как живописца относитс€ примерно к 1512 году.

ѕ–»ћ≈„јЌ»я

ћариотто ди Ѕиджо ди Ѕиндо јльбертинелли (1474Ч1515), сын золотых дел мастера, Ч флорентинский живописец, ученик  озимо –осселли и ѕьеро ди  озимо. ¬ 1493Ч1500 гг. работал с Ѕартоломео делла ѕорта, затем один (вли€ние ѕеруджино) и с 1509 г. снова с фра Ѕартоломео; работы, выходившие из их боттеги, отмечались печатью с подписью огаtе рго рictores (молитесь за живописцев) Ч так отмечено, например, ЂЅлаговещениеї 1511 г. из ∆еневского музе€. ¬ 1512 г. художники снова расход€тс€, но ћариотто (вопреки свидетельству ¬азари) не оставл€ет живописи. ѕоследние годы жизни провел в –име; заболев, возвратилс€ во ‘лоренцию, где и умер.

√лавные работы: завершение фрески фра Ѕартоломео Ђ¬семирный потопї (‘лорен-ци€, музей —ан ћарко); Ђѕосещение ≈лизаветы ћариейї (1503, ‘лоренци€, ”ффици); Ђ–асп€тиеї (1505, фреска во флорентинской „ертозе); Ђћадонна со св€тымиї (1506, на-чата ‘илиппино Ћиппи, ѕариж, Ћувр); завершение образа фра Ѕартоломео Ђ¬енчание Ѕогоматериї дл€ Ѕезансонского собора (теперь в галерее Ўтуттгарта); ЂЅлаговещениеї (1510, ‘лоренци€, јкадеми€); небольшой табернакль (ћилан, собрание ѕольди ѕеццоли с надписью ћќ, которую читают как 1500, а также как Ђћаtег Deiї, Ђ–ождествої (обе - ‘лоренци€, галере€ ѕитти), Ђћадонна со св€тымиї и Ђ“роицаї (обе Ч ‘лоренци€, јкадеми€); Ђ аин и јвельї (Ѕергамо, галере€; приписьшаетс€ также Ѕь€кке).

1 ¬ первом издании Ђ∆изнеописанийї биографи€ јльбертинелли начиналась такими словами: Ђ—илой величайшей обладает дружеское общение при родстве душ и общности привычек и манер, с удовольствием заставл€ющее друзей придерживатьс€ не только одной и той же композиции, но и тех же характеров, того же рисунка и одинакового выражени€ в изображаемых фигурах. » тогда мы видим, что художники создают тот стиль, который глубже всего задевает их за живое, и неизменно следуют ему настолько, что сплошь да р€дом кажетс€, будто это одна рука, и даже знатоки этих художников едва ли способны отличить подлинник от подражани€, как в этом можно убедитьс€ на примере произведений ћариотто јльбертинелли.

2 Ѕаччо делла ѕорто Ч фра Ѕартоломео (см. выше его биографию), с которым јльбертинелли работал в 1490Ч1492 гг. и позднее в 1509Ч1512 гг.

3 ” ворот ѕорта —ан ѕьеро √аттолини находилась боттега ћариотто јльбертинелли и Ѕартоломео делла ѕорта (отсюда и прозвище последнего).

4 –ечь идет о палаццо ћедичи, позднее перешедшем к –иккарди.

5 —удьба названных работ неизвестна (некоторые из античных оригиналов сохранились).

6 –аботы дл€ јльфонсины ћедичи (жены ѕьеро) не сохранились.

7 –ечь идет о ƒжироламо —авонароле.

8 ќ Ђ—трашном судеї см. выше биографию фра Ѕартоломео.

9 Ђ–асп€тиеї находитс€ на первоначальном месте во ‘лорентинском аббатстве.

10 ќба образа (Ђћадонна со св€тымиї и Ђ–асп€тие с “роицейї) наход€тс€ теперь во ‘лорентинской академии. √уальфонда Ч флорентинска€ улица ¬иа ¬альфонда.

11 ¬се росписи фасадов погибли.

12 ЂЅлаговещениеї, датированное 1510 г., находитс€ во ‘лорентинской академии.

13 Ђѕосещениеї из —ан Ѕранкацио (ѕанкрацио) не сохранилось. ЂЅогоматерь со св. »еронимом и «иновиемї (начата€ ‘илиппино Ћиппи), находитс€ в Ћувре. ¬торое Ђѕосещениеї (1503) Ч в ”ффици.

14 ќбраз писал фра Ѕартоломео (см. ниже биографию ѕонтормо в т. IV Ђ∆изнеописанийї); он был закончен фра ѕаолино и поставлен на алтарь в 1543 г.

15 —удьба работы неизвестна, так же как и врем€ поездки ћариотто в –им.

16 ћариотто умер 8 но€бр€ 1515 г., в возрасте 41 года.

17 –исунки не сохранились.

18 —м. ниже биографии Ѕуджардини, ‘ранчабиджо и биографию Ѕань€кавалло.

19 ќ ¬изино известно лишь, что он умер в ¬енгрии около 1512 г. —удьба упом€нутых работ неизвестна.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru