Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€ ѕримаченко

   /   

Maria Primachenko

   /
             
‘отографи€ ћари€ ѕримаченко (photo Maria Primachenko)
   

ћесто рождени€: с. Ѕолотн€, ,  иевска€ область ,”краина
ƒата смерти: 18.08.1997 года
”краина

√ражданство: ”краина

Ѕиографи€

”краинска€ самоде€тельна€ художница

Ђƒелаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю на радость, на счастье люд€м, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле...їЧтак говорит о себе широко известна€ украинска€ самоде€тельна€ художница ћари€ ѕримаченко, своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согрето добротой и мудростью народной поэзии.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

23.10.2008

–одилась ћари€ јксентьевна ѕримаченко в полесском селе Ѕолотне. ќт матери своей, вышивальщицы, перен€ла она умение создавать тот волшебный, характерный дл€ украинских мастериц орнамент, в котором, говор€ словами √огол€, Ђптицы выход€т похожими на цветы, а цветы на птицї. ѕервые свои декоративные композиции она начала создавать, перенос€ на картон и бумагу мотивы традиционных настенных росписей, вышивок.

ћари€ ѕримаченко фотографи€
ћари€ ѕримаченко фотографи€

Ќа работы талантливой сельской умелицы обратила внимание киевска€ художница “ать€на ‘лору, собиравша€ в 1935 году образцы дл€ выставки народного искусства. — этого же года ѕримаченко начинает работать в экспериментальных мастерских при  иевском государственном музее вместе с такими художниками, как “ать€на ѕата, ѕараска ¬ласенко, Ќаталь€ ¬овк. ѕостепенно работы ее получают признание. Ќа выставках в  иеве, ћоскве, ѕариже, ¬аршаве, —офии, ћонреале демонстрируютс€ ее рисунки Ђ„ерный зверьї, Ђ—иний левї, Ђ«верь в золотых сапогахї, Ђѕес в картузеї, Ђ–усалки танцуютї, Ђ«олотые €годыї и др.

 огда началась война, ћари€ ѕримаченко вернулась в родное село, разделив вместе со своими односельчанами трудности оккупации и радость ѕобеды, давшей новые силы дл€ творчества.

ќсобенно плодотворным дл€ художницы был период конца 50-хЧначала 60-х годов. ¬ 1960 году во врем€ ƒекады украинского искусства и литературы в ћоскве работы ее, экспонировавшиес€ на выставке декоративно-прикладного искусства, принос€т ей большой успех: она награждаетс€ орденом Ђ«нак ѕочетаї.

¬ 1960Ч1965 годах художница работает над новым цикломЧЂЋюд€м на радостьї, в который вошли работы Ђѕодсолнечникї, Ђ—иний вазон с цветамиї, Ђ∆ар-птицаї, Ђ√олубь на калинеї, Ђѕавлин в цветахї, ЂЋевї и др. «а этот цикл ћарии ѕримаченко было присуждено звание лауреата √осударственной премии ”——– “. √. Ўевченко.

”же в названи€х работ видна фольклорно-поэтическа€ основа творчества ѕримаченко, однако ее рисункиЧэто не просто иллюстрации к народным сказкам и песн€м, а своеобразные вариации на их темы, переплетающиес€ с размышлени€ми художницы об окружающей жизни. Ђя люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. я люблю все живое, люблю рисовать цветы, разных птиц и лесных зверей. ќдеваю их в народную одежду, и такие веселые они у мен€, аж танцуют...ї

’от€ в работах ѕримаченко много общего с народным искусствомЧритуальной фигурной выпечкой, вышивками, настенными роспис€миЧее образна€ система совершенно индивидуальна и неповторима. ќнаЧсамосто€тельный художник, и в этом отличие ее от многих безым€нных мастериц, творцов традиционного народного искусства. ѕричину этому можно усмотреть и в общем процессе индивидуализации народного искусства, который характерен дл€ нашего времени, и в Ђнетрадиционностиї материалов, которыми пользуетс€ художница (ватман, гуашь, акварель, колонковые кисточки)Ч они придают мотивам старинной настенной росписи станко-вость и современный живописно-поэтический смысл.

Ќо главным, пожалуй, €вл€етс€ сам характер даровани€ художницы, совершенно особый принцип декоративного обобщени€ реальных форм, позвол€ющий из сложности и многообрази€ конкретного облика вещей извлечь единообразное €дро их сущности. »менно поэтому кажуща€с€ простота изображени€ оборачиваетс€ богатством и глубиной содержани€.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

“ак, букеты на рисунках ѕримаченкоЧэто не просто натюрморты и не просто орнамент, а своеобразный обобщенный образ цветов, выражающий определенный строй чувств, будь то радость детства или восхищение щедростью земли. ≈е ЂЋесной букетї рождает воспоминание о согретом солнцем лесе, Ђ÷веты моей хатыїЧнапоминают ласковую улыбку гостеприимной хоз€йки дома.

¬ конце 60-х годов ѕримаченко приходит к созданию уже не просто сказочных, а символико-аллегорических композицийЧЂ—трашна€ войнаї, Ђ—вое молоко есть, а на чужое рот разеваетї. Ёти образы гор€, человеческих пороков живут в страшном мире, лишенном красок, дыхани€ жизни, в мире, где нет добра и красоты. ÷веты здесь уже не сочны и €рки; это как бы тени, призраки цветов, лишенные дыхани€ жизни.

¬ажнейшее выразительное средство в работах ѕримаченкоЧцвет, который €вл€етс€ не просто оболочкой, а носителем сущности предмета (поэтому зритель легко миритс€ с его условностью). ÷вет не плоскостей, а пластичен, одушевлен; иногда это достигаетс€ за счет выразительности цветовых сочетаний. Ќапример, в декоративном панно Ђ¬асилькиї контраст зеленого и сине-голубого создает впечатление ночного мерцани€, прохлады, которое усиливаетс€ вспышками красных, гор€чих, словно плам€ свечи, Ђсердечекї цветов.

¬ своих сюжетных работахЧЂ от в дорогеї, Ђћарус€ кудель пр€лаї, Ђ∆нуща€ казачка и молодой казакї ѕримаченко находит интересный композиционный прием, отвечающий общему декоративному строю ее произведений. –исунок делитс€ на планы, следующие один за другим. ѕри кажущейс€ плоскостности изображени€ взаимодействие этих планов создает пространственный эффект, благодар€ которому многочисленные предметы непринужденно размещаютс€ на плоскости картины, не загружа€ ее. Ёто умение найти верное композиционное решение присуще ѕримаченко от природы, так же как чувство ритма, пластики линий и цвета, гармонии целого.

Ќе так давно работы ѕримаченко предстали перед зрителем в новом своем качествеЧв иллюстраци€х детских книг, вышедших в киевском издательстве Ђ¬еселкаї в начале 70-х годов. »ллюстрации детских книг раскрывают еще одну грань таланта народной художницы, покор€ют своей радостной непосредственностью, близостью к миру детского воображени€, органическим сли€нием слова и изображени€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru