Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћакс ∆еребчевский

   /   

Maks Jerebchevskiy

   /
             
‘отографи€ ћакс ∆еребчевский (photo Maks Jerebchevskiy)
   

√од рождени€: 1932 ———–
¬озраст: 89 лет
√ражданство: –осси€

я от страха делаю вс€кие чудеса

’удожник

—егодн€ 80 лет исполн€етс€ художнику ћаксу ∆еребчевскому, создавшему незабываемые образы дл€ мультфильмов Ђ–икки-“икки-“авиї, ЂЅременские музыкантыї, Ђ—ин€€ птицаї и др. ≈го отец был соратником ўорса, мать - ученицей –ахманинова, а сам ∆еребчевский стал замечательным художником-мультипликатором во многом по случайности. »ли это была судьба? ќ работе над "Ѕременскими музыкантами", дружбе с ¬асилием Ћивановым, любви к музыке и ненависти к глупой цензуре ∆еребчевский рассказал корреспонденту " ино-театра.ру" ћарии “ерещенко.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

29.09.2012

ћакс —оломонович, почему вы зан€лись мультипликацией?

ћакс ∆еребчевский фотографи€
ћакс ∆еребчевский фотографи€

- я не знаю, это все как-то случайно. Ќаверное, судьба.  ино мен€ поражало с детства. я же давно родилс€, когда кино еще было событием. ѕервое мое художественное впечатление Ц это „арли „аплин. ќн мен€ потр€с просто. –исовал, как все дети в детстве. ѕравда, очень рано начал лепить. ѕластилин мне купили родители, и € лепил разные штучки и довольно, говор€т, хорошо.

ј кто были родители?

- ћама была пианисткой. ќна из Ћодзи уехала в  иев, чтобы там учитьс€ у профессора ¬ладимира ѕухальского в  онсерватории. “ам у нее преподавал –ахманинов, а однокурсником был ¬ладимир √оровиц. ј потом все закрылось на –еволюцию. » она уже не работала по специальности, только дома играла.

ј папа был революционером. Ѕыл такой революционный командир ўорс, если помните. “ак вот папа был с ним и принимал в партию многих людей, которые потом сделали большие карьеры политические. Ќапример, сталинского министра «верева. Ќо потом кто-то написал какой-то донос, и отца исключили из партии, еще при Ћенине. „ерез год тех, кто его исключил, расстрел€ли, а папу стали звать обратно, ошибка, мол, вышла. Ќо он не пошел. ¬ иде€х он не разочаровалс€, - всегда верующий был, но разочаровалс€ в политике.

ѕомните начало своей художественной жизни?

- ћоей первой художественной работой был портрет товарища —талина. я его нарисовал лет в 12-13 масл€ными красками на доске, на которой мама тесто раскатывала. я тогда страшно любил военную форму, а как раз во врем€ войны погоны ввели, и € помню, такое на мен€ все это впечатление произвело, что € чуть не лопалс€ от счасть€, когда видел эти погоны.  расоту их. “ак что все это € изобразил на доске: погоны, ордена, форму и усы. я абсолютно не училс€, но —талин оказалс€ очень похож. ј был у нас такой знакомый - участковый милиционер ћурашов. ќн пришел к нам, мама гордо показала портрет Ц вот какой сын гениальный, он же вдруг страшно помрачнел и спросил лед€ным тоном: Ђј разрешение есть?ї ћы, конечно, все были очень запуганы посадками.  аждый день ждали, и слушали шаги на лестнице, за кем пришли. “ак что мы тут же портрет спр€тали и никому больше не показывали.

ѕотом отец повел мен€ в художественную школу: была така€ ћ—’Ў напротив “реть€ковки, вроде как при јкадемии художеств. Ёта школа официально называлась Ђшкола одаренных детейї, а неофициально - Ђшкола одаренных родителейї. ѕотому что дети были все знаменитых людей. » все были очень культурные, образованные подготовленные. ј у мен€ папа был не очень грамотный даже. √оворил, что из-за революции некогда учитьс€ было. «ато он был строителем, а строитель Ц нужным человеком. ќн пришел к директору школы обещал сделать ремонт, и мен€ прин€ли, хот€ € был абсолютно не готов. —начала было трудно, мен€ даже как-то на второй год оставили из-за неуспеваемости по рисованию. Ќо дальше € выправилс€ и школу окончил с п€теркой.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕочему выбор пал на отделение мультипликации ¬√» а?

- я собиралс€ поступать в —уриковский институт. Ќо тогда приходили как раз много бывших фронтовиков, и их принимали в первую очередь, почти без экзаменов, а мен€ каждый раз задвигали. я три раза поступал, но так и не поступил в этот —уриковский.

 ороче, поступил во ¬√» . ќчень хорошо поступил, так что мог выбирать факультет. —начала записалс€ на натурное кино. “ам преподавал Ѕорис ƒубровский. я к нему попал, он очень стал мен€ опекать, но € почувствовал пр€мо на первом семестре, что это не мое дело. Ќе хочу € заниматьс€ декораци€ми. я вообще думал, что по окончании ¬√» а займусь книжной графикой. ј так как мультипликаци€ близка к книжному иллюстрированию, то € сразу после первого семестра распрощалс€ с ƒубровским и перешел на мультипликацию.

» потом уже пр€миком в Ђ—оюзмультфильмї? ѕо распределению?

- Ќет, было иначе. я окончил ¬√»  с отличием, и поэтому мен€ действительно никуда не послали, а оставили в ћоскве. Ќас с отделени€ мультипликации осталось 5 человек, и у одного мен€ папа не был знаменитостью. ќстальные были детьми крупных художников и скульпторов. Ќа нас прислали за€вку на “¬, мы пришли туда, а там сказали, что они про нас не слышали и знать не знают, и никаких мест у них нет, откуда за€вка, не пон€тно.

Ёто 1961 год, работы у мен€ нет, еще женилс€, не знаю куда податьс€, квартиры нет, жить негде, у жены тоже ни профессии, ни работы. —плошна€ кака€-то нескладуха. » мен€ надоумили пойти на Ђ—оюзмультфильмї. я знал, что мест там нет, но вз€л картинки и пошел. ј так получилось как раз, что мой при€тель Ќатан Ћернер работал тогда с ћихаилом ÷ехановским над Ђƒикими лебед€миї и рассорилс€ с ним вдребезги. “ак, что уже нельз€ было продолжать работать. ј это была полнометражна€ и широкоэкранна€ картина (перва€ широкоэкранна€ мультипликационна€ картина), огромное количество работы, огромное количество персонажей и вообще сложнейша€ штука. ќни уже год работали, но еще нужно было начать и кончить.

—таричок этот ÷ехановский, основатель советской мультипликации, когда-то он, конечно, был гениальный, но после блокады Ћенинграда был такой тощенький и больной, ничего не помнил и все записывал в книжечку. Ћернер ушел, а ÷ехановский посмотрел на мои работы и ухватилс€ за мен€ как за спасательный круг, чтобы как-нибудь вытащить картину. ѕерсонажи все были Ћернера, и решение стилистическое, и все, надо было только доводить эту работу.

» € стал выт€гивать, не име€ опыта, вынужденный вливатьс€ в чужой материал, чужой стиль.   тому же больша€ ответственность за других людей. Ќа Ђ—оюзмультфильмеї так было заведено, что аниматоры работали сдельно, по метражу, а художник-постановщик Ц это был несчастный человек, к которому все мультипликаторы шли за работой. ј на фильме Ц огромные массовки и страшна€ путаница. ѕолна€ неразбериха. Ѕыла, например, сцена с лошадиной погоней. ћного лошадей рисованных в кадре, погон€ за героем, и уже скоро кончать картину, и вдруг оказываетс€, что они не в ту сторону бегут. Ёто только один из примеров л€псусов. —тарик ÷ехановский уже сам не в ту сторону бежит, денег уже нет, метры израсходованы, заказывать новые сцены невозможно, мультипликаторы ждать не могут, пока € что-то придумаю и освоюсь, потому что они сдельно работают, и у них каждый день Ц это деньги.

  счастью, € такой тип, что от страха делаю вс€кие чудеса, мен€ надо только сильно напугать, € тогда становлюсь очень спокоен и делаю что-то неверо€тное. ¬ общем, мы закончили фильм первой категорией, он был прин€т на Ђура!ї.

я стал нарасхват сразу. —начала ÷ехановский дико тогда за мен€ ухватилс€. Ђƒавай дальше будемї, - говорит. Ќо € сразу пон€л, что € дальше с ним не пот€ну. ќн уже ни на что не годитс€, он музейный экспонат, но работать с ним невозможно. ƒругие режиссеры тоже стали звать мен€. ј дирекци€ пон€ла, что € умею выкручиватьс€ и стала использовать мен€ таким образом.  идала мен€ на провальные проекты. ќдин режиссер больной, и € вместо него что-то делал. » так далее. Ќо были и хорошие работы. Ђ–ики-тики-тавиї, например, был хороший фильм.

 ак получилось, что вы начали работать с ¬асилием Ћивановым?

- ћы с Ћивановым вместе в художественной школе учились. » у него было какой-то такой момент в биографии, когда он оказалс€ как бы между работами. ¬едь у артистов сложна€ жизнь: есть работа, нет работы. ј он был очень талантливый человек и кроме всего писал сказки. ќдну из этих сказок он принес на Ђ—оюзмультфильмї. » предложил поставить. Ќикакого мультипликационного опыта у него не было, но он и не думал становитьс€ режиссером, просто принес свой сценарий.

ћы случайно встретились в коридоре, обрадовались друг другу очень. » решили вместе кино делать. ѕервым был Ђ—амый, самый, самый, самыйї, а всего п€ть фильмов.

“ем не менее, на первых ЂЅременских музыкантахї режиссером был не он, а »несса  овалевска€?

- ѕотом мы делали вместе с Ћивановым Ђѕо следам Ѕременских музыкантовї. Ќо он изначально был св€зующим персонажем этой истории. ќн св€зал и √ладкова, и Ёнтина, кроме того, его сценарий, его задумка. ќни все были очень зан€тые реб€та Ц и Ёнтин, и √ладков мало внимани€ удел€ли нашей работе. Ћиванов тоже исчез. » было сначала не пон€тно, как решать этот фильм.  овалевска€ не стала предлагать какого-то решени€, как это должен был бы сделать режиссер, а понаде€лась на мен€ (она же тоже была изначально не из мультипликации, а закончила √»“»—, отделение музыкальной комедии, и это был только третий ее фильм). я начал решать стилистику в классическом стиле. Ѕыли какие-то представлени€ о брать€х √римм, и € им следовал. ¬се получалось симпатично. Ќо задумка-то сценарна€ была на атомную бомбу, на взрыв, а € сделал поначалу что-то нешумное. “ак что сами √ладков, Ёнтин и Ћиванов это забраковали. –азгромили мен€.

» настроили мен€ иначе, мол, ты кончай эти слюни-сопли делать, нужно хулиганить. Ћиванов тогда сказал: Ђ√лавный герой должен быть второгодником, хулиганом, бандитом, а не красавчиком такимї, - и что-то нарисовал, какой-то набросочек сделал. » тут € уже пон€л направление.   тому же по€вилс€ тогда фильм Ђ∆елта€ подводна€ лодкаї. я был им потр€сен и стал в эту сторону нажимать.

Ќам дали пролонгацию, мес€ца два-три на переделку, но, по-моему, мы даже зарплату не получали. » дирекци€, надо сказать, после первой неудачи очень скептически относилась до поры до времени. Ќо потом директор попросил показать ему рабочий материал. ј у нас как раз была јтаманша с пл€ской на бочке. » мы ему показали черновые пробы. я помню, он подскочил до потолка и орал Ђ«дорово!ї “ак и пошло, все здорово. ѕодобрались мультипликаторы великолепные. ћузыка. » исполнение. ¬ первом Ц ќлег јнофриев, а во втором Ц ћагомаев. “ак сошлось, что все компоненты фильма, весь его фундамент Ц все было на высшем уровне. –аз в жизни такое бывает Ц подарок ¬севышнего.

ƒальше вы стали делать собственный фильм?

- ƒа, с Ћивановым мы разошлись, он зан€лс€ своими делами и правильно, потому что ЂЎерлок ’олмсї у него случилс€. ¬се было в пор€дке. ј у мен€ все было совсем не в пор€дке.

я сделал еще один фильм, а потом Ђћимолетностиї. Ёто был поворотный момент.  огда € почувствовал, что могу сделать что-то свое. ћузыкальный фильм.

я же сын музыкантки. ¬се мое детство, вс€ юность прошли на музыке. ћама играла все врем€ дома, и все было музыкой пропитано. ¬ общем, € решил, что нужно делать фильмы музыкальные. √де музыка была бы главным персонажем, а остальное все дл€ музыки, иллюстрирует музыку. ћой при€тель известный тогда скрипач √риша ‘егин посоветовал раннего ѕрокофьева - Ђћимолетностиї - и € ими заболел. ќбъ€снил директору, ¬алькову ћихаилу ћихайловичу, что хочу попробовать это.

ј тогда студи€ как раз не выполн€ла план. ƒо конца года оставалось три мес€ца, и были все признаки того, что студи€ план не выполнит, а это значило, что мы лишились бы зарплат, премий и  расного знамени, которое 20 лет сто€ло пыльное у нас в вестибюле. » вот этого неуход€щего от нас  расного знамени по всему кинематографу мы могли лишитьс€. “о есть директор был перед гильотиной. ј € обещал сделать этот фильм по музыке почти один, без всего, и за три мес€ца, - такого вообще не бывает. ѕонима€, что студи€ тогда будет спасена, он согласилс€. ƒал мне двух-трех ассистентов. » мы пр€мо к Ќовому году фильм закончили. ƒиректор был в восторге: и от фильма, и от спасенного плана.

ѕовезли на утверждение в главк, а начальником главка на тот момент был человек по имени ѕавлЄнок. ќн сказал, что рабочему классу это не интересно, и что такие фильмы нельз€ делать. » не разрешил. ќдин день осталс€ перед Ќовым годом, и что делать? Ќачальство бросилось в главк и стало его на колен€х буквально умол€ть, объ€сн€€, что нет другого варианта. ќбещали как-то фильм перемонтировать. » вот наш редактор јркадий —несарев, умный, хороший, интеллигентный, вз€л ножницы и говорит: Ђне смотри, € сейчас буду кромсать твою работуї. ќн что-то отрезал, что-то куда-то переставил. Ќе знаю, как это можно сделать в музыкальном произведении. я даже не смотрел, что получилось.

Ёто было, видимо, очень болезненноЕ

ќчень болезненно, но все-таки мы спасли план.

ѕотом друзь€ посоветовали мне обратитьс€ к председателю —оюза композиторов “ихону ’ренникову. —казали, что мол, он хороший мужик, хоть и такой партийный начальник. я ему позвонил, сказал, что такой фильм, что он неоднозначен, что вызывает критику, и что вот, хочу ему показать. ”строили на Ђ—оюзмультфильмеї специальный просмотр дл€ ’ренникова. ј он был большой начальник, приехал на машине, на каких ездит правительство, вс€ студи€ задрожала, выстроились как на параде, дали большой зал, он посмотрел, сказал, что все очень интересноЕ но, говорит: Ђ” вас одна больша€ ошибка произошла. ¬ы не ту музыку вз€лиї.

я сначала не пон€л:

 ак не ту музыку? ѕрокофьев Ц это не та музыка?ї

- ќн это сказал и уехал. ј —несарев тогда мне говорит: Ђ“ы пон€л, что он хотел сказать?ї

ƒумаю, вы уже пон€ли, да? ј € тогда действительно не пон€л. ќн: ЂЌе ту музыку ты вз€л. ћузыка должна быть ’ренникова. ѕосмотри, у него есть какие-то хорошие вещи, по Ўекспиру что-то. ѕредложиї. я не поверил. ƒумаю, неужели все до такой степени просто? Ќу и разозлилс€, думаю, пр€м вот так позвоню ему и предложу. ѕроверю.

ѕозвонил. —казал, что продумал его замечание и пришел к выводу, что у него есть хороша€ музыка така€-то, така€-то, и что € прошу разрешени€ вз€ть эту музыку в основу своего следующего фильма. » он сказал: Ђƒа, € за, конечно, пожалуйста, и у вас будет зелена€ улицаї. ѕр€мым текстом.

Ќо вы же не сделали фильма на музыку ’ренникова?

- ћы тогда пытались с моим при€телем сценаристом ¬олодей √оловановым что-то сделать. ќн стал писать сценарий, € думал, как поставить, и оба пришли к выводу, чтоЕ не пишетс€, не придумываетс€. ћузыка така€ симпатична€ была, но серм€жна€.  ажетс€, дл€ спектакл€ в ¬ахтанговском театре была написана.

“ак что мы решили делать —травинского. ” него среди ранних произведений была сказка Ђ—олдат и чертї. ј —травинский был не в чести у политбюро, его не любила советска€ власть. “ем не менее начали делать Ђ—олдат и чертї. я в нерабочее врем€ стал делать эскизы, разработал эту сказку. » подал под тем соусом, что это русское народное искусство.

ѕослали сценарий оп€ть же в главк. ј там сидел тот же ѕавлЄнок. » ѕавлЄнок сказал, чтобы этого больше не было никогда.

“о есть запорол фильм?

- «апорол фильм. Ќо € ему страшно благодарен, потому что если бы не это, €, может, и не уехал бы никогда. ј в тот момент € пон€л, что с ѕавлЄнками жить не могу. я по рождению, по воспитанию, по культуре человек русский. Ќо в –оссии ѕавлЄнка € не могу существовать, как и многие другие. » € пон€л, что надо уезжать.

“ак что € ушел со студии, чтобы непри€тностей ни у кого не было. ѕоработал на телевидении Ц делал ЂЌезнайкуї. Ќачал обрастать св€з€ми с людьми, которые уезжают. Ёто было целое большое движение. —тал с евре€ми общатьс€ - уехать можно было только еврею. Ќас всегда бьют, но нам всегда хорошо (смеетс€). Ёто горький смех. —тал понимать, что такое еврействоЕ  ороче, вошел в еврейство, стал верующим евреем. ”ехал в »зраиль. «десь 12 лет работал на телевидении Ц тот минимум, чтобы получить пенсию. ћаленькую пенсию. “еперь живу на пенсии, очень скромно. Ќо у мен€ есть заказы, св€занные с еврейством. ƒелаю вещи все врем€ дл€ себ€ новые.  акое-то развитие происходит. ¬рем€ ЂЅременских музыкантовї - это было детство, а теперь зрелость наступила. Ќо это уже особа€ тема дл€ разговора.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru