Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћукас  ранах

   /   

Lucas Cranach

   /
             
‘отографи€ Ћукас  ранах (photo Lucas Cranach)
   

ƒень рождени€: 01.01.1472 года
ћесто рождени€:  ронах, √ермани€
ƒата смерти: 16.10.1553 года
ћесто смерти: ¬еймар, —Ўј
¬озраст: 81 год

√ражданство: √ермани€

ќзеро молодости

Ќемецкий живописец и график эпохи –енессанса

Ёта дата не отмечена красной строкой в анналах своего времени. ќднако €вл€етс€ своеобразной вехой в истории искусства —еверного ¬озрождени€. ¬ 1509 году 37-летний немецкий мастер Ћукас  ранах впервые в живописи √ермании дерзнул изобразить обнаженную богиню любви ¬енеру. ƒо этого он, как и другие его собрать€ по кисти, писал только строгие библейские сюжеты дл€ церковных алтарей и заказные портреты дл€ знати.» вдруг!..

07.11.2004

¬ знаменательный 1509 год Ћукас  ранах дополнил свою, до этого преимущественно мужественную галерею портретов мыслителей-гуманистов и неустрашимых воителей-рыцарей эротическим портретом "Ћюбезной јнны", вызвавшим целую бурю игривых комментариев в стихах и прозе среди его просвещенных друзей. Ётот, весьма скандальный дл€ своего времени, женский портрет кисти  ранаха не дошел до нас. «ато в петербургский Ёрмитаж попала та сама€, перва€ германска€ "¬енера", чь€ смугло-бледна€ нагота, по замечанию одного исследовател€, отмечена "целомудрием нераспустившегос€ цветка". ќт неотразимого его оба€ни€ остерегает латинска€ надпись - тут же на картине: "¬семи силами гони сладострастие. »наче твоей ослепленной душой овладеет ¬енера". ѕри этом ленточки прозрачных тканей, призванные играть роль фиговых листиков, почему-то обретают у "¬енеры" значение пр€мо противоположное - привлекают особое внимание к тому, что полагалось скрывать.

Ћукас  ранах фотографи€
Ћукас  ранах фотографи€

ј затем дошло до того, что однажды мастер, как бы между прочим, набросал "—уд ѕариса" - на обороте своего же рисунка с ’ристовым –асп€тием. —цена соблазна впр€мую пересеклась с трагизмом √олгофы. “ак или иначе, но именно с легкой руки Ћукаса  ранаха в немецкую живопись активно ворвались мифологические темы, а с ними и вольные €зыческие пристрасти€. Ќе в пример своему современнику, принципиальному реалисту ƒюреру  ранах всегда т€готел к сказочным мотивам.

Ќемудрено, что и восхождение Ћукаса  ранаха —таршего к вожделенным вершинам богатства и славы совершилось словно в сказке. ѕрибыв в 1504 году невесть откуда в просвещенный университетский город ¬иттенберг, безродный живописец очень скоро получил от прав€щего курфюрста ‘ридриха ћудрого право на двор€нскую грамоту с собственным гербом в виде крылатого дракона.

ѕроницательный государь сразу угадал необыкновенный талант ново€вленного придворного. » не только в художестве. ¬ 1508 году весьма скорый на мысль художник послан с дипломатической миссией к императору "—в€щенной –имской империи" ћаксимилиану I, двор которого в это врем€ обитал в Ќидерландах. ѕосле чего в јнтверпене всем показывали портрет императора, исполненный  ранахом на стене полюбившегос€ ему трактира.

 ак истинный универсал эпохи ¬озрождени€, Ћукас €вил себ€ мастером на все руки. ѕомимо живописи и отличных гравюр, он поставл€ет отменные образцы вс€ческого дизайна - эскизы дл€ декоративных тканей, гобеленов, росписей домов. —ам рисует, режет и лепит модели из дерева и глины дл€ надгробий, церковной утвари и светских безделок, придворных костюмов и ювелирных украшений.

«атем следуют выгодна€ женитьба  ранаха на дочери богатейшего виттенбергского пивовара и строительство большого собственного дома. ¬скоре художник числитс€ в ¬иттенберге владельцем уже двух домов, сдает их в аренду книжному магазину, винной лавке, аптеке... ј в 1515 году €вилс€ на свет Ћукас  ранах ћладший. √овор€т, что на дет€х "природа отдыхает". ќднако сын унаследовал от отца и творческий дар, и деловую хватку, и неплохой капитал, и почетные должности. ¬едь к этому времени Ћукас —тарший побывал уже в членах городского совета, трижды в разное врем€ исправл€л должность казначе€, а однажды был избран и бургомистром.

¬ двадцатых годах  ранах €вл€етс€ самым состо€тельным горожанином после канцлера двора Ѕрюна. » может позволить себе роскошь принимать, а при необходимости и скрывать в обширных своих владени€х вс€ких европейских знаменитостей. ќдним из таких его гостей стал скандальный религиозный реформатор ћартин Ћютер, которого щедрый хоз€ин увековечил в самых разнообразных портретах.

¬ тыс€чах гравированных отпечатках эти портреты расход€тс€ в народе, оповеща€ всех и вс€, что гонимый праведник живет и действует.  ранах был доволен: его выразительные "агитки" совмещали самую животрепещущую актуальность с коммерческой основательностью. ’удожник сам финансирует и издает в собственной типографии со своими иллюстраци€ми знаменитое "—ент€брьское ≈вангелие" Ћютера, прогремевшее на всю √ерманию.

Ћучшие дн€

—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41625
ƒжулианна ћур
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16722
јлександр ягубкин
ћихаил  ошкин: “-34: ќтец легендарной Ђтридцатьчетверкиї
ѕосетило:6658
ћихаил  ошкин

 огда же Ћютер знакомит  ранаха со своим семейством, то все внимание живописца переходит на жену реформатора -  атарину фон Ѕора.  расотой она не блещет. «ато буквально захватывает властной силой, диковатым и терпким очарованием женственности.

¬прочем, скоро он "изменит"  атарине с насто€щей красавицей - —ибиллой  левской, невестой молодого курфюрста »оганна ‘ридриха. ќблаченна€ в т€желую царственную парчу, золотоволоса€ хрупка€ девушка-подросток представлена  ранахом воистину сказочной принцессой. —воей кошачьей грацией и трепетной юной свежестью она затмевает хищную и в чем-то обыденную подругу Ћютера. ¬ысокий лоб и высокие скулы, капризный носик, по-русалочьи загадочные раскосые светлые глаза - именно этот образ впоследствии с полным правом назовут кранаховским "женским типом". — по€влением в живописи Ћукаса  ранаха —таршего юной —ибиллы  левской его сказочна€ ¬енера обретает абсолютно конкретное лицо.

ќчарованный тонкой артистической игрой живописца счастливый жених, а затем и муж - »оганн ‘ридрих, мечтательный увалень и меланхолик, охотно берет на себ€ в красочных спектакл€х кранахских картин отрицательную роль библейского злоде€ ќлоферна, плененного и казненного прекрасной ёдифью. » вот голова »оганна лежит у ног его любимой —ибиллы, как бы говор€ о том, как сладостно быть обезглавленным столь нежной бархатной ручкой. Ќо есть и другие варианты: порой —ибилла предстает в роли —аломеи.

ќднако ничто не вечно под луной. ќсенью 1546 года придворный живописец Ћукас  ранах —тарший в последний раз получил придворное жалование - и полную свободу. ƒа ведь и некому стало служить: в войне немецких кн€зей потерпел сокрушительное поражение его "ќлоферн" и господин. »оганн ‘ридрих едва избежал смертной казни и навсегда лишилс€ своего курфюршества вместе с благословенным ¬иттенбергом. ѕоув€дша€, хот€ все еще миловидна€, любима€ супруга —ибилла сопровождала постаревшего и погрузневшего изгнанника в ссылку. ј вскоре и благодарный художник - усталый свидетель и художественный летописец взлетов и падений царственной четы - последует за своим пленным государем, чтобы кончить жизнь в чуждом ему, Ћукасу  ранаху —таршему, городе ¬еймаре.

Ќо перед тем как навсегда покинуть давший ему столько счасть€ и творческой силы ¬иттенберг, мастер создает своего рода поэму любимому городу. √лубокий старик пишет картину "»сточник юности", излучающую светлую и звонкую радость. ¬опреки вс€кой жизненной логике, но в полном согласии с мудростью сказок, композици€ этой картины развиваетс€ от конца к началу - от старости к молодости. »здалека видны бесплодные скалы, откуда ведут и везут расслабленных др€хлых старушек. — трудом добира€сь до великолепного бассейна, убогие жертвы старости не слишком охотно погружаютс€ в целебную воду. Ќо с приближением к центру этого чудо-озера изможденные купальщицы начинают волшебно мен€тьс€. Ќа самой его середине победно вздымаютс€ над головой полегчавшие руки. », вновь юные, женщины по-реб€чьи резв€тс€ и плещутс€ в озере молодости.

¬сю свою жизнь Ћукас  ранах —тарший трунил над извечной женской мечтой о бесконечной молодости. » вот принимает эту невинную слабость как собственную, ибо в момент создани€ брызжущей жизнью, прозрачной водой и солнечным светом картины художнику уже далеко за семьдес€т.

∆енщины, которым он щедро дарит вторую молодость, резво выпрыгивают на цветущий берег, осененный плодоносными деревь€ми. ќх, уж эти загадочные рощи и дебри  ранаха!  огда-то, будучи в Ќидерландах, он познакомилс€ с самым мистическим художником ≈вропы - »еронимом Ѕосхом - и примкнул к его таинственной секте "—адовых братьев", исповедовавших полную свободу в любви, мечтавших о возвращении на землю легендарного «олотого века.

"»сточник юности" - поистине достойный финал великого живописца. »бо в этой картине таитс€ та неистова€ жизненна€ сила, с какой художник всегда шел дорогой Ќевозможного.

Ѕезупречными классическими красавицами Ћеонардо, –афаэл€, ƒжорджоне мы можем только смиренно восхищатьс€ издали, со стороны, как недос€гаемыми божественными образами. “огда как в причудницах Ћукаса  ранаха, в этих раскосых и длинноногих вечных подростках, мы как бы узнаем наших непредсказуемых сестер и современниц. Ёто щем€щее задушевное родство делает близкой нашему веку и душу их создател€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9701
ёрий ¬ойнов
—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41625
ƒжулианна ћур
јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26177
јлександр ƒавыдов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru