Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 онстантин  итайка

   /   

Konstantin Kitayka

   /
             
‘отографи€  онстантин  итайка (photo Konstantin Kitayka)
   

ƒень рождени€: 01.01.1914 года
ћолдови€
ƒата смерти: 28.12.1962 года
ћолдови€
¬озраст: 49 лет

√ражданство: ћолдови€

Ѕиографи€

«аслуженный де€тель искусства ћолдавской ——–.

«аслуженный де€тель искусства ћолдавской ——–  онстантин ƒемь€нович  итайка (1914-1962) принадлежит к числу художников, творческий путь которых определила ¬елика€ ќтечественна€ война. ќн родилс€ в 1914 году в кресть€нской семье, детство провел в молдавском селе ѕодоймица. ќбразование получил в ћосковском художественном институте, где он занималс€ живописью в мастерской профессора ѕ.ƒ.ѕокаржевского. ¬ 1942 году молодой художник получил диплом и сразу же ушел на фронт, прошел всю войну до самой ѕобеды и вернулс€ кавалером боевых наград.

13.10.2008

»нтерес к военной теме, с которой  итайка св€зал свое творчество, не случайно про€вилс€ у него уже в последние годы учебы в институте - ведь они совпали со временем самых т€желых испытаний, переживаемых тогда нашей страной. ћолодого художника привлекали образы воинов, сильных и мужественных защитников –одины. »менно таким он представил генерал-лейтенанта Ѕелова в портрете, ставшем его дипломной работой.

¬ армии, дел€ с товарищами все т€готы фронтовой жизни,  итайка не оставл€ет зан€тий искусством, ищет темы дл€ своих будущих произведений, новых героев, убежда€сь в правильности избранного им творческого пути. ≈ще будучи фронтовиком, в 1943 году он вместе с такими известными мастерами, как ≈.¬учетич, Ќ.∆уков, Ћ.√олованов, ¬.¬огаткин, поступает в —тудию военных художников имени ћ.¬.√рекова и работает в ней до конца жизни.

— войны  итайка вернулс€ с многочисленными зарисовками и этюдами, в которых запечатлел картины фронтовых будней, запоминающиес€ моменты боевых операций, таких, например, как битва за Ѕерлин. Ёто были бесценные документальные материалы. —толь же важным дл€ дальнейшего творчества  итайки был его собственный человеческий опыт боевой жизни, переживани€ и наблюдени€ художника-солдата, которые затем легли в основу его произведений.

ќдин из фронтовых эпизодов, запомнившихс€ художнику, - участие в глубоком рейде советской конницы по тылам противника.  ак раз тогда у художника родилс€ замысел картины "–ейд в тыл врага" и возникла иде€ парного портрета видных кавалеристов генерал-майора ».¬.“утаринова и полковника ћ.¬.“урчанинова. «десь же, на фронте, был сделан подготовительный этюд к портрету, по которому в 1945 году  итайка выполнил большое полотно. ќн изобразил своих героев на сильных, могучих кон€х. ѕластический и композиционный строй картины убедительно раскрывает мужественный и волевой характер кавалеристских командиров, внос€ в их образы эмоциональную глубину и монументальное звучание, которое станет типичным дл€ многих последующих работ мастера. ѕарный портрет кавалеристов вызвал большой интерес зрителей, снискав известность автору.

Ѕольшое внимание в своем послевоенном творчестве  итайка удел€л историко-революционной теме, интерес к которой характерен дл€ многих художников-грековцев. ќбращение к ней именно в этот период закономерно, поскольку она помогала мастеру глубже осмыслить истоки героизма —оветской јрмии в ¬еликой ќтечественной войне.

»сторико-революционна€ тема нашла развитие в работах  итайки, посв€щенных выдающемус€ полководцу гражданской войны √.». отовскому. Ќеповторимый образ легендарного комбрига воссоздан художником в картине " отовский в бою", а также в р€де портретных композиций.

Ќа одном из полотен ("ѕортрет геро€ гражданской войны √.». отовского", 1948) полководец представлен на коне, с обнаженной саблей, готовым ринутьс€ в бой. ’удожнику удалось передать в своем герое момент внутренней динамики, пластически выраженной в порыве едва сдерживаемого движени€ и определ€ющей образный строй этого произведени€.

Ќа втором, более статичном портрете √.». отовский изображен как военачальник, решающий сложную тактическую задачу и готовый через мгновение повести за собой сотни бойцов.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9076
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7695
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7514
Ўарль јзнавур

“реть€ работа  итайки, посв€щенна€ √.». отовскому, - конный монумент, установленный в  ишиневе в 1953 году. ¬ его создании художник принимал участие совместно со скульптором Ћ.ƒубиновским, ».ѕершудчевым и ј.ѕос€до.

  историко-революционной теме художник не раз обращалс€ и в последующие годы в таких картинах, как "Ќакануне ќкт€бр€", "„апаев".  рупноформатное полотно "„апаев", написанное в 1955 году, - одна из самых запоминающихс€ работ художника. ѕолное живописной и пластической динамики, оно несет на себе печать лучших традиций советской батальной живописи, у истоков которой сто€л ћ.Ѕ.√реков. Ёти традиции своеобразно преломились и в другой работе мастера, выход€щей за рамки исторического жанра, - картине "—качки".

«а годы творческой де€тельности  .ƒ. итайка создал целую галерею портретов своих современников. —реди них мы встречаем передовиков труда, писателей, артистов. ¬ образах этих людей, зан€тых мирным трудом, живущих и работающих р€дом с нами.  итайка стараетс€ прикоснутьс€ к их душевному миру, передать их настроение, переживани€. ¬ этих полотнах он выступает как серьезный мастер психологического портрета.

¬ портрете √еро€ —оветского —оюза ѕ.¬ершигоры, где писатель-партизан изображен на минуту оторвавшимс€ от чтени€ книги, перед зрителем предстает человек большой внутренней силы, могучей мысли, наделенный в то же врем€ богатством сердечного тепла.

ќдно из лучших портретных произведений  итайки - полотно, запечатлевшее черты ќ. отовской, жены славного полководца, - образ проникновенный и полный душевного оба€ни€.   числу других творческих удач художника в этом жанре следует отнести портреты председател€ колхоза ¬.ƒанилюка, до€рки ¬.ћунт€н, народных артистов ћолдавской ——–  .Ўтирбу и ≈.”реке.

 итайка прожил недолгую, но творчески насыщенную жизнь. ќн был посто€нным участником экспозиций —тудии военных художников имени ћ.Ѕ.√рекова, а также московских, республиканских и всесоюзных выставок. ѕроизведени€  итайки неоднократно демонстрировались за рубежом, в ¬енгрии,  итае, √ƒ–. »скусство этого художника всегда находило живой отклик у зрителей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13023
Ќатали€ ќрейро
јлексей ћаресьев. Ѕиографи€
ѕосетило:26624
јлексей ћаресьев
ѕоследний русский император
ѕосетило:10949
 Ќиколай II

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru