Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжорджоне  астельфранко

   /   

Jordzone Kastelfranko

   /
             
‘отографи€ ƒжорджоне  астельфранко (photo Jordzone Kastelfranko)
   

ƒень рождени€: 01.01.1477 года
ћесто рождени€:  астельфранко-¬енето, »тали€
ƒата смерти: 28.12.1510 года
ћесто смерти: ¬енеци€, –осси€
¬озраст: 34 года

√ражданство: »тали€

ƒжорджоне. Ћегенда при жизни.

»таль€нский художник, представитель венецианской школы живописи

—реди блистательных живописцев эпохи ¬озрождени€ им€ ƒжорджоне да  астельфранко занимает особое место. —илою таланта и новаторства он бросал вызов самому великому Ћеонардо да ¬инчи.

04.05.2003

ѕомню, как, закончив художественную школу, € с самоуверенностью юности считала, что ничто в классическом искусстве уже не удивит мен€, узнавшую шедевры Ћеонардо, –афаэл€, Ѕоттичелли. —амонаде€нность эта вскоре решительно рухнула. Ќа выставке италь€нских репродукций в Ѕиблиотеке им. Ћенина € увидела незнакомую картину: разделенные неширокой рекой стройный пышнокудрый воин и полунага€ юна€ женщина с ребенком у груди смотр€т в разные стороны, словно прислушива€сь каждый к своей, неповторимо личной мелодии. ѕохожие на разлученных любовников, они св€заны между собой и с окружающей природой только общим состо€нием нарастающей тревоги. “ревожным томлением пронизано все вокруг: и медленные синие струи глубоких вод, и одичалые изумрудно-рыжие заросли на берегах, скрывающие развалины неведомых древних построек, и даже нежданный порыв ветра, потревоживший в высоте одинокую ветку... ¬ картине царила тишина, гроз€ща€ взрывом. ¬се замерло в трепетном ожидании. »з напр€женно мерцающих таинственных далей, как неотвратимость судьбы, надвигалась гроза.

ƒжорджоне  астельфранко фотографи€
ƒжорджоне  астельфранко фотографи€

“о была "√роза" ƒжорджоне да  астельфранко, прежде знакомого мне, как и многим, только своей безм€тежною "—п€щей ¬енерой".

***

ƒжорджоне  астельфранко фотографи€
ƒжорджоне  астельфранко фотографи€

»стори€ ¬енеции, блистательной "÷арицы јдриатики", необычайно богата множеством загадок, легенд и таинственных личностей. ј самым таинственным из пле€ды ее великих живописцев был, несомненно, ƒжорджоне из  астельфранко. ќн стал легендой еще при жизни, короткой и ослепительной, подобной полету и вспышке звезды.

 огда 25 окт€бр€ 1510 года просвещенна€ герцогин€ города ћантуи »забелла де Ёсте пожелала приобрести картину ƒжорджоне - "прекрасную и единственную в своем роде", ее поверенный в ¬енеции ответил: художник недавно умер. ј владельцы, любившие и знавшие автора, ни за какие сокровища не желают расставатьс€ с его произведени€ми.

¬ те дни ¬енеци€ оправл€лась после очередной опустошительной эпидемии чумы, котора€ среди многих вырвала из жизни и ƒжорджоне. ≈два перешагнувший возраст ’риста, полный сил, живописец ушел в разгаре творческих исканий, не успев оставить ни писем, ни дневников, ни законных наследников. “олько молодую мастерскую на взлете, со множеством едва начатых или недописанных холстов.

¬любленность в неразгаданную магию и живописное совершенство художника побудила стыдливых биографов ’I’ века подыскивать ƒжорджоне хот€ бы "незаконных", но по возможности знатных предков, задним числом подарив художнику двор€нскую звучную фамилию Ѕарбарелли. ¬ действительности, как вы€снилось уже в ’’ столетии, был он просто ƒжорджо, безо вс€кой фамилии, роду и племени, родившийс€ в "неустановленном месте", едва ли не на большой дороге, близ  астельфранко - мало примечательного городка, единственное сокровище которого по сей день составл€ет задумчива€ ћадонна кисти ƒжорджоне, украшающа€ надгробие сына кондотьера в местной церкви.

Ќо! ѕусть происхождение художника, истинного "сына любви", было самое темное - клиентура его была самой избранной: потомки правителей-дожей и других старинных аристократических родов.

Ћучшие дн€

—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14264
»горь ¬овковинский
јлександр ќстужев. Ѕиографи€
ѕосетило:8643
јлександр ќстужев
“ать€на —анина. Ѕиографи€
ѕосетило:7724
“ать€на —анина

¬ его независимом нраве и мужественной красоте еще современники находили нечто цыганское. „утко вникавший в природу, ƒжорджоне первым в искусстве »талии дал небывалую свободу пейзажу, сделав его из простого фона гармонически одухотворенной, действенной средой, куда всецело погружены весьма необычные его герои. Ќовые дл€ того времени персонажи - странники, пастухи, музыканты - под видом античных божеств или библейских волхвов насел€ют затаенно-пламенные пейзажи. —покойствие тех и других обманчиво, как временное бездействие вулкана. Ќо еще удивительней совершенно особенный женский тип ƒжорджоне - его мадонны и нимфы, горделиво смиренные и сдержанно-страстные.

” кого он училс€ в ранней юности? » это не установлено. ƒжорджо словно родилс€ готовым живописцем. ѕоэты, монахи и кондотьеры охотно заказывали ему картины, поскольку в јзоло и  астельфранко изначально не было равных ему. ¬ ¬енеции живописец объ€вилс€ не скоро - уже около 1506 года, зато по€вление его было замечено сразу всеми. ћолодой, но уже сложившийс€ мастер привнес в сугубо городское "дворцовое" искусство "÷арицы јдриатики" щедрую к цветению и росту, чуть диковатую, безбрежно вольную красоту ее провинций.

«а победительную €ркую внешность и подтвержденное всеми биографами величие духа именно в столице его прозвали ƒжорджоне, что означает "большой ƒжорджо". Ќа краткое врем€ сделавшись подмастерьем славного мастера ƒжованни Ѕеллини, он решительно преобразует на свой лад привычные библейские и античные сюжеты учител€. ¬скоре, по единодушному признанию современников, молодой художник мощью и смелостью кисти превосходит все семейство прославленных корифеев города - братьев Ѕеллини, а еще немного спуст€ бросает вызов самому Ћеонардо да ¬инчи. ћанифестом этого вызова и полной творческой зрелости стала "ёдифь", чьи прекрасные глаза неспроста со смиренным лукавством опущены долу.

∆енщины ƒжорджоне не смотр€т на зрител€, словно бо€сь подавить его непочатою глубиной, грозною силой своих таинственных темных очей. ¬ этой обольстительно нежной ёдифи, котора€ и меч-то свой героический удерживает с немалым трудом, нелегко признать суровую библейскую воительницу, силой и хитростью уничтожившую вражеского полководца ќлоферна. «ато понимаешь, чем она завлекла и пленила завоевател€. ѕо-кошачьи грациозна€ и гибка€, вкрадчиво властна€, джорджоневска€ ёдифь улыбаетс€ загадочной полуулыбкой, которую прин€то называть "джокондовской". » отблеск этой невыразимой улыбки переходит на бледный лик убитого врага, попираемый ее соблазнительной ножкой, - будто торжествующа€ победительница одарила поверженного ќлоферна таким блаженством, что даже смерть его обращает в некий сладостный сон. ”дивительное открытие художника: ведь именно ƒжорджоне впервые утвердил в живописи всевластие чарующей женской слабости.

“огда же, враща€сь в избранном кругу жадных до жизни и всех ее услад молодых патрициев, соедин€вших богатство и знатность с обширностью научных и высотой эстетических интересов и мечтавших, по замечанию очевидца, "всю землю превратить в сад весель€", ƒжорджоне до предела наполнил свои дни искусством, любовью и музицированием. ѕо словам исследовател€ Ѕернсока, "иметь картину у себ€ дома стало дл€ венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку". » Ѕольшой ƒжорджо, согласно биографу ¬азари, со свойственным ему размахом и душевной щедростью мог с блеском утол€ть обе эти задушевные потребности. »бо владел лютней и голосом не хуже, чем палитрой и кистью.

— легкой руки виртуозного лютиниста-импровизатора, часто писавшего портреты друзей-музыкантов, музицирующие персонажи €вились и во множестве картин его коллег, названных тогда же в его честь "джорджонесками". “о был насто€щий переворот: благодар€ всестороннему музыкальному воздействию ƒжорджоне, музыка навсегда вошла в живопись венецианского ¬озрождени€.

”вы, сегодн€ "ноты" его живой музыки утрачены. ƒжорджоневские напевы давно растворились в песн€х безым€нных кресть€н и гондольеров. » мы никогда уже не узнаем признанных в свое врем€ "божественными" музыкальных импровизаций художника. «ато мощное эхо его лютневых пьес-кантилен сохранилось в широком звучании его живописных мелодий.

Ёто подтверждает многообразна€ и полнозвучна€ оркестровка "—ельского концерта" - воплощени€ знойного полдн€, насквозь пронизанного музыкой и солнцем. «десь утонченный художник-лютинист ищет заветных созвучий у пастуха и кресть€нских нимф, в полифонии самой природы. Ќевозможно согласитьс€ с позднейшей переадресовкой этого (ныне хран€щегос€ в Ћувре) шедевра “ициану.

Ќу а что же любовь? Ѕыла ли в его жизни всепоглощающа€ страсть? ’удожник, музыкант, красавец мужчина, любимец прекрасных венецианок, словно не наход€ равной себе возлюбленной, он создает с в о ю "—п€щую ¬енеру". ¬енера ƒжорджоне - вс€ поэзи€, вс€ тайна. ≈е отрешенность не допускает ни малейшего кокетства со зрителем. —п€ща€, она св€зана только с окружающей ее природой - всем своим существом. ”пругие, мелодически плавные, чистые линии прекрасного тела сродни невысоким окрестным холмам. «а сомкнутыми веками богини любви таитс€ божественный мир. ѕевучее тело ¬енеры исполнено царственной простоты. » как величаво ее одиночество!

ƒжорждоне удалось прикоснутьс€ к сокровеннейшей сердцевине жизни - к самой сущности высочайшей женственности. Ёто и сделало "—п€щую ¬енеру" непревзойденным прообразом дл€ всех последующих живописцев. ћногие души задела "страшна€ сила" цельной и чистой красоты.  рупнейшие романтические поэты ≈вропы, воспева€ красоту, признали ƒжорджо из  астельфранко своим предтечей. » как подлинно романтический герой, художник был "настигнут злым роком" - заразилс€ чумой от возлюбленной, которую не пожелал оставить из гордости и любви. Ѕросил вызов смерти - и сгорел, как позднее сгорели дотла его потр€сающие фрески при пожаре знаменитого Ќемецкого подворь€. ќт них уцелел лишь не€сный фрагмент - женский силуэт, подобный нежной тени...

 огда € впервые увидела его автопортрет, испытала еще одно потр€сение: прекрасные черты таинственных героев "√розы" и "—ельского концерта" проступили в фантастическом облике человека с могучей, как крона дерева, темно-рыжей спутанной гривой, живописно обрамл€ющей золотисто-смуглое лицо с трагически затененными глазами неутоленного мечтател€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9300
ћихаил ѕореченков
Ќепревзойденный творец мелодий
ѕосетило:10936
‘редерик Ўопен
—амый высокий актер
ѕосетило:19417
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru