1954 год. Джаспер Джонс просыпается в своей убогой студии в Нижнем Манхэттене с яркой памятью о сне: он написал огромный американский флаг. На следующий день 24-летний художник берет кисть и воплощает видение в реальность, используя древнюю технику энкаустики — смешивая пигменты с горячим воском и смолой. Так рождается произведение, которое навсегда изменит американское искусство, превратив простые полосы и звезды в философский вопрос о природе реальности, символа и искусства.
Спустя четыре года этот флаг будет висеть в галерее Лео Кастелли, поражая критиков и коллекционеров своей дерзкой простотой. Альфред Барр, директор МоМА, немедленно купит три работы из дебютной выставки. Джаспер Джонс "ударит по миру искусства как метеор", по словам критика Кальвина Томпкинса. Но путь к этому моменту славы начался в совершенно другом мире — в сельской Южной Каролине, где искусство было такой же экзотикой, как марсианские пейзажи.
Джаспер Джонс родился 15 мая 1930 года в Огасте, штат Джорджия, — вероятно, потому, что эта больница была ближайшей к Алендейлу, Южная Каролина, где жили его родители. Его отец, Уильям Джаспер Джонс, был фермером и бывшим юристом, окончившим юридическую школу Wake Forest, но никогда не практиковавшим. Мать, Джин Райли, развелась с отцом, когда мальчику было всего три года.
То, что последовало, можно назвать американской одиссеей в миниатюре. Джонс провел детство, кочуя между различными членами семьи: с дедушкой и бабушкой по отцовской линии в Алендейле, с матерью в Колумбии, с тетей Глэдис на озере Мюррей. Как он позже вспоминал: "В том месте, где я был ребенком, не было художников и не было искусства, поэтому я действительно не знал, что это означает. Я думаю, я полагал, что это означает, что я буду в ситуации, отличной от той, в которой я находился".
Единственными произведениями искусства, которые Джонс помнит из детства, были пейзажи первой жены деда Евалины, висевшие в домах нескольких членов семьи. Эти работы стали его первым соприкосновением с возможностью превратить видимый мир в нечто большее.
Дедушка умер в 1939 году, когда Джонсу было девять лет. Мальчика отправили жить с матерью и отчимом Робертом Э. Ли в Колумбии. Четвертый класс он провел в начальной школе А. С. Мура. Затем, с пятого по десятый класс, он жил у тети Глэдис Джонс Шили и ее четверых сыновей на западной стороне озера Мюррей. Одиннадцатый класс он закончил со своей матерью в Самтере, где окончил школу Эдмундс в качестве валедикториана в 1947 году.
Рисовать Джонс начал в три года и очень рано понял, что хочет стать художником. Летние каникулы он проводил с отцом, Джаспером-старшим, и мачехой Джеральдин Синит Джонс, которые поощряли его искусство, покупая материалы для рисования и живописи.
В 1947 году он поступил в Университет Южной Каролины в Колумбии, изучая искусство в течение трех семестров — с 1947 по 1948 год. Профессора поощряли его переехать в Нью-Йорк, что он и сделал в конце 1948 года. Там он увидел множество выставок и один семестр учился в Parsons School of Design в 1949 году.
В мае 1951 года Джонс был призван в армию во время Корейской войны, прослужив два года — сначала в Форт-Джексоне, Южная Каролина, а затем в Сендае, Япония. Этот опыт дисциплины и структуры, возможно, повлиял на его позднюю склонность к системности и методичности в искусстве.
Вернувшись в Нью-Йорк летом 1953 года, Джонс работал в Marboro Books и начал встречаться с художниками, которые сформируют его раннюю карьеру. Среди них были Сари Диенес, Рэйчел Розенталь и, что оказалось судьбоносным, Роберт Раушенберг.
Встреча с Раушенбергом в 1954 году стала поворотным моментом не только в личной жизни Джонса, но и в истории американского искусства. Роберт был на пять лет старше, более опытен и уже завоевал определенное признание в арт-сцене. Их романтические и творческие отношения, длившиеся до 1961 года, станут одной из величайших историй любви в современном искусстве.
Джонс помогал Раушенбергу оформлять витрины для престижных магазинов Пятой авеню, таких как Tiffany и Bonwit Teller. В 1954 году они сняли студии в одном здании на Перл-стрит в Манхэттене. Через Раушенберга Джонс познакомился с композитором Джоном Кейджем и хореографом Мерсом Каннингемом.
Как позже вспоминал Джонс: "Они были более опытными и сильно мотивированными делать то, что они делали". Эта троица — Кейдж, Каннингем и Раушенберг — представляла авангард американского искусства, и молодой Джонс чувствовал себя в их компании неуверенно.
Именно в 1954 году произошло событие, ставшее легендарным в истории искусства. Джонс уничтожил все свои предыдущие работы, находившиеся в его распоряжении, и начал картины, которые принесли ему славу: изображения флагов, карт, мишеней, букв и цифр.
Выбор этих символов кардинально отличал его живопись от жестовой абстракции абстрактных экспрессионистов, чьи работы часто понимались как выражение индивидуальной личности или психологии художника. С общеизвестными мотивами, импортированными в его искусство, его картины можно было читать как репрезентативные (флаг, мишень) и как абстрактные (полосы, круги).
Джонс заметил: "Что интересно мне, так это тот факт, что это не придумано, а взято. Это не мое", или что эти мотивы — "вещи, которые разум уже знает".
Для создания своих работ Джонс использовал технику энкаустики — древний метод, при котором пигменты смешиваются с горячим жидким воском. Эта техника позволяла ему создавать исключительно чувствительную манипуляцию фактурой поверхности и включать коллажные элементы — газетные вырезки, ткани, другие материалы.
Энкаустика была идеальным средством для его концептуальных задач. Быстро сохнущая, она позволяла наносить слой за слоем, создавая сложную фактуру, где каждый мазок оставался видимым. Картина становилась не только изображением, но и объектом — такой же реальной, как флаг, который она изображала.
В марте 1957 года произошло событие, изменившее судьбу Джонса. Галерист Лео Кастелли, посещая студию Раушенберга, случайно обнаружил работы Джонса этажом ниже. Как вспоминал Кастелли: "Мы спустились вниз. Это был всего лишь этаж ниже. Там была фантастическая экспозиция флагов и мишеней. Вы знаете мишень с пластиковыми глазами, ту, что с лицами. Зеленая мишень была в Еврейском музее, но там был большой белый флаг, меньший белый флаг, цифры, алфавит, что угодно — все эти великие шедевры".
Кастелли немедленно предложил Джонсу выставку. Его первая персональная выставка в галерее Лео Кастелли, состоявшаяся в начале 1958 года, была встречена триумфально. Все работы, кроме двух из восемнадцати представленных, были проданы.
Альфред Х. Барр-младший, основатель-директор нью-йоркского Музея современного искусства, купил три картины с выставки. Однако он не смог убедить попечителей МоМА напрямую приобрести картину "Флаг" с первой персональной выставки Джонса, поскольку они боялись, что ее двусмысленность может привести к бойкоту или нападению патриотических групп в климате холодной войны конца 1950-х.
Барр смог договориться с архитектором Филипом Джонсоном о покупке картины с последующим дарением ее музею в 1973 году. Эта история прекрасно иллюстрирует то, как Джонс балансировал между патриотизмом и подрывом, между иконой и искусством.
В начале 1960-х Джонс начал прикреплять реальные объекты к поверхности своих холстов. Продолжая рисовать цифры, флаги и этикетки, он также начал включать более текучие мазки кисти и грубые текстуры краски в таких работах, как "Ныряльщик" (1962).
Изменив свой стиль в 1970-х, он создавал почти монохромные картины, состоящие из кластеров параллельных линий, которые он называл "перекрестной штриховкой". Картины, которые он создавал в 1980-х, содержат как фигуративные элементы, так и автобиографические ссылки.
Джонс также известен включением трехмерных объектов в свои картины. Одна из его самых известных работ — литая скульптура двух банок Ballantine Ale, "Окрашенная бронза" (1960). Одна банка литая с открытым верхом и раскрашенная инсигниями Ballantine и словом "Флорида" на верхушке. Другая банка неоткрытая, немаркированная и совершенно непроницаемая.
Некоторые критики читают различия между банками как метафору отношений между Джонсом и Раушенбергом. В этом прочтении открытая банка представляет общительного и популярного Раушенберга, который начал проводить много времени в своей флоридской студии в 1959 году, в то время как закрытая банка означает Джонса и его тихий, непроницаемый публичный фасад.
Работы Джонса и Раушенберга были инструментальными в появлении неодада — движения, которое бросало вызов доминированию абстрактного экспрессионизма. Их безвольная и ироничная банальность и их отказ от эмоционального выражения были радикальным отходом от стилей абстрактного экспрессионизма, которые доминировали на американской арт-сцене того времени.
Неприкрытое изображение Джонсом обыденных эмблем и объектов было подражаемо многими художниками поп-арта. Вместе с Энди Уорхолом и Роем Лихтенштейном Джонс является одним из самых значительных американских поп-художников двадцатого века.
В течение десятилетий Джонс работал с другими для сбора средств и привлечения внимания к танцевальной компании Мерса Каннингема. Весной 1963 года Джонс и Джон Кейдж стали соучредителями Foundation for Contemporary Performance Arts (теперь Foundation for Contemporary Arts) для сбора средств в сфере перформанса.
В 1968 году Каннингем создал театральную постановку, вдохновленную Дюшаном, "Walkaround Time", для которой сценический дизайн Джонса воспроизводил элементы работы Дюшана "Большое стекло" (1915–23).
В 1980-х работы Джонса стали более личными и автобиографическими. Он начал включать символы, относящиеся к его прабабушке, в несколько картин, эмблематичных для его детства. В 1992 году он использовал план дома деда в Алендейле.
Эти работы представляли отход от его раннего заявления о том, что он не рисует с эмоциями. Для тех, кто следил за его карьерой, работы, созданные в этот период, казались предательством его более ранних работ и стиля, который его поклонники так долго обожали.
Среди прочих наград Джонс получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале в 1988 году, Национальную медаль искусств в 1990 году и Президентскую медаль свободы в 2011 году. В 2010 году его картина 1958 года "Флаг" была продана за заявленные 110 миллионов долларов в частной сделке, став самым дорогим произведением искусства, проданным живым художником.
Джонс создал искусство, которое постоянно задает вопросы о природе репрезентации, о разнице между знаком и вещью, которую он обозначает. Его флаг — это флаг или картина флага? Его мишень — это мишень или абстрактная композиция из концентрических кругов?
Как он сам сказал: "Картина флага — это не больше о флаге, чем о мазке кисти, или о физичности краски". Этим заявлением он открыл целую философскую вселенную, где искусство существует не для того, чтобы изображать мир, а для того, чтобы быть частью мира.
Куратор Кирк Варнедо признал влиятельную роль Джонса: "Присутствие Джонса можно почувствовать у или рядом с точкой происхождения практически каждой порождающей идеи важности в авангардной живописи и скульптуре в Америке на протяжении четырех десятилетий".
Джаспер Джонс разрушил границы, традиционно разделяющие изобразительное искусство и повседневную жизнь. Он эффективно заложил основу для принятия поп-артом культуры потребления. Его исследование семиотики и восприятия также подготовило почву как для концептуального искусства, так и для более постмодернистских интервенций 1980-х годов.
Сегодня, в возрасте 94 лет, Джонс продолжает жить и работать в Коннектикуте. Его искусство остается загадкой — простым и сложным одновременно, знакомым и тревожным, американским и универсальным. В мире, где границы между реальностью и симуляцией становятся все более размытыми, вопросы, которые поднимал Джонс семьдесят лет назад, звучат пророчески.
От сна о флаге до статуса живой легенды американского искусства — путь Джаспера Джонса показывает, как великое искусство рождается не из грандиозных жестов, а из глубокого размышления над самым обыденным. Его гений в том, что он научил нас видеть чудесное в том, что мы "видим, но не рассматриваем, не изучаем" каждый день.
Джаспер Джонс - фотография из открытых источников
Посмотреть фотоРодился: | 15.05.1930 (95) |
Место: | Аллендэйл (US) |