Мадонна канцлера Ролена 1436 года: История картины
Фламандский живописец
Мадонна канцлера Ролена — монументальная алтарная композиция живописца Яна ван Эйка, выполненная около 1436 г.
30.08.2016
Эту картину заказал Николас Ролен, он был канцлером герцогства Бургундского при Филиппе Добром, для принадлежащей ему церкви Нотр-Дам-Дю-Шатель в городе Отёне (Бургундия, Франция). Полотно находилось там до 1793 г., когда церковь сожгли, но картину удалось спасти. После этого около 10 лет картина находилась в городском соборе Отёна, а затем в 1805 г. поступила в Лувр.
Ян ван Эйк фотография
Следует отдельно сказать и о личности Ролена. Канцлером Бургундии он был 40 лет, а стал очень богатым человеком. Николас был известнейшим меценатом, всегда помогал живописцам и поддерживал их начинания, заказывал очень много картин. И перед нами как раз такой случай. Живописцы в свою очередь изображали его на своих полотнах, и в левой части картины нам представлен его донаторский портрет.
Реклама:
Мадонна сидит напротив канцлера Ровена с сыном на руках и в это время её коронует ангел. На Деве Марии богатое красное одеяние, ведь она — царица небесная. Корона сама по себе — символ верховной власти, на небесах или на земле. За спиной ей мы видим небольшой сад, который обычно символизирует непорочность зачатия Девы Марии, её девственность.
Все они расположились на богато отделанной лоджии, нам представлен красивый городской пейзаж. Возможно, это и есть город Отён. Также на заднем плане мы можем увидеть двоих мужчин, повернувшихся к нам спиной. Интересно, что на одном из них — красный тюрбан. У Яна ван Эйка существует «портрет мужчины в красном тюрбане», который возможно является его автопортретом. Так что вполне вероятно, что художник вписал сюда свою фигуру. Рядом с ними изображение павлина — считается христианским символом бессмертия, «благодаря античному представлению о том, что его мясо никогда не гниет».
Исследователь Р. Климов пишет об этой картине: «Не очень большая (0,66x0,62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Образы жестче и определеннее. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ: Ролену противопоставляется пейзаж с жилыми домами, Марии — панорама церквей, а линии расположенного по центральной оси далекого моста с движущимися по нему фигурками пешеходов и всадников как бы устанавливают связь между Роленом и благословляющим жестом младенца Христа. Нарастание определенности образов (Ролен — один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы».
Лучшие недели
Полицейский с рублевки Посетило:12141
Татьяна Буланова: Слезы нынче не в моде Посетило:14069
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат... Посетило:16259