Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’уан  арреньо

   /   

Juan Karrenio

   /
             
‘отографи€ ’уан  арреньо (photo Juan Karrenio)
   

ƒень рождени€: 25.03.1614 года
ћесто рождени€: јвилес, »спани€
ƒата смерти: 03.10.1685 года
ћесто смерти: ћадрид, —Ўј
¬озраст: 71 год

√ражданство: »спани€

Ѕиографи€

»спанский художник эпохи барокко

¬тора€ половина XVII века в испанском искусстве - это врем€ перехода от высших достижений живописи этой школы к новой стадии развити€. ѕосле смерти ¬еласкеса в 1660 году, —урбарана - в 1664 году (третий крупный мастер, –ибера, ушел из жизни еще раньше, за восемь лет до ¬еласкеса) лицо испанской живописи изменилось. ≈е плодовитость, эффектность, виртуозность чрезвычайно высоки, но этого уже нельз€ сказать о глубине содержани€.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

13.10.2008

ѕравление  арла II (1665-1700), последнего монарха из династии √абсбургов, ознаменовалось упадком экономичесской и общественной жизни страны. ¬ состо€нии депрессии и тупика ей предстоит провести целое столетие - до тех пор пока ‘ранцузска€ революци€ 1789 года не потр€сет »спанию вместе с другими европейскими странами, до тех пор пока не по€вилось неслыханно смелое и м€тежное искусство √ойи.

’уан  арреньо фотографи€
’уан  арреньо фотографи€

—охранить и культивировать высокие художественные традиции в период безвремень€ - особа€ и труднейша€ задача. ’уан  арреньо де ћиранда был одним из тех немногих живописцев, которые были на это способны. ќн училс€ вдали от главных очагов испанского искусства, в ¬аль€долиде. Ќо все же молодому мастеру удалось не ув€знуть в сонной, застойной жизни провинциального города, где ему наверн€ка пришлось бы всю жизнь писать алтарные картины по строгим канонам контрреформации, под бдительным оком столь же зорких, сколь и ограниченных церковных властей.

’удожник перебралс€ в ћадрид и здесь, замеченный самим ¬еласкесом, получил заказ на живопись дл€ так называемого «еркального салона в мадридском королевском дворце.  арреньо занимает некоторые придворные должности, однако ему не удаетс€ стать "художником корол€". ѕри дворе уже не существует традиции умного меценатства, характерной дл€ некоторых прежних правителей »спании. ”силиваетс€ давление на искусство сухой официальности и унылой религиозности. ќценивать итоги творчества художников, работающих в таких сложных услови€х, приходитс€ по особым меркам. ƒостойно удивлени€, что такому мастеру, как  арреньо, удалось так долго сохранить многие лучшие качества испанской живописной школы, когда ее "золотой век" был уже позади. »сторическа€ обстановка и общественные настроени€ были в высшей степени неблагопри€тны дл€ живого искусства. ¬€лость, оцепенение овладевали огромной мировой державой, с ее колоссальными ресурсами и богатствами, ее владени€ми, раскинувшимис€ в разных част€х света - прежде всего в јмерике. ¬ерхушка общества делит свое врем€ между прожиганием жизни и лицемерным выполнением церковных и государственных обр€дов, а народ безмолвствует. ”венчиваетс€ все государственное здание горсткой никчемных людей, окружающих болезненного корол€-эпилептика - последнего представител€ некогда славного, но полностью выродившегос€ семейства.

“рудно представить, что така€ действительность и такие герои могли бы вдохновить художников. Ќо искусство умеет в таких услови€х жить некоторое врем€ за счет накопленных прежде запасов. ’удожественные собрани€ »спании раскрывали перед каждым художником ни с чем не сравнимые богатства.  арреньо мог беспреп€тственно изучать картины ¬еласкеса, которые в то врем€ почти в полном составе украшали залы, вестибюли и лестницы дворца в ћадриде и загородных резиденци€х корол€. «десь же - несравненна€ коллекци€ картин венецианских живописцев во главе с “ицианом и ¬еронезе и живописцев ‘ландрии во главе с –убенсом и ¬ан ƒейком.

» сила, и слабость последнего поколени€ испанских живописцев XVII века заключались в том, что их искусство питалось наследием прошлого, но находило мало опоры и воодушевлени€ в исторической и общественной жизни страны. Ѕиение живой жизни затухает в »спании, оно сохран€етс€ только в живописных полотнах прежних времен - в рубенсовских и тициановских образах, в глубоких сосредоточенных портретах ¬еласкеса, в экстатической взволнованности произведений. Ёль √реко, в горделивости героев ¬ан ƒейка.

 артины ’уана  арреньо де ћиранда характеризуют его как преданного ученика и последовател€ великих мастеров прошлого. » в то же врем€ он оказалс€ неумолимым свидетелем духовной опустошенности своих современников.

ћастер оставил довольно много религиозных картин. ќни богаты колористически, тонко моделированы, как, например, "—в. —ебасть€н" из музе€ ѕрадо в ћадриде (1656).  арреньо любит примен€ть в таких случа€х эффекты движени€ и перспективы, словно хочет возместить этими сильными средствами, перен€тыми из арсеналов барокко, некоторую нехватку внутренней уверенности. ¬озбужденность и перегруженность позднего испанского барокко привод€т к некоторой искусственности, надуманности. ѕритом  арреньо выбирает самые лучшие образцы дл€ подражани€, ориентируетс€ на высочайшие достижени€ европейской живописи: уроки –убенса очевидны в таких картинах, как "ћари€ ћагдалина" (ћадрид, академи€ —ан-‘ернандо) и "¬ознесение" (ѕознань, музей). Ѕольше простоты, €сности, легкости и органичности в луврском полотне "ќснование ордена тринитариев" (1666).

ќднако более известен художник своими портретами. √ерои этих картин - первые люди страны. Ќо трудно представить себе более жалкие существа, чем король  арл II, с его патологически выт€нутым, лошадиным лицом, бескровным от болезни, с его нелепой и хилой фигурой и стремлением казатьс€ величественным и отрешенно непроницаемым, как его царственные предки (портреты из “оледо и Ѕерлина). ’удожник пишет и королеву-мать, ћарианну јвстрийскую (например, известный портрет из музе€ ѕрадо). ќна после смерти своего супруга навсегда облеклась в монашеское оде€ние и демонстрировала полное отречение от мирских забот. ¬прочем, никто ничего не потер€л и не выиграл оттого, что эта недалека€ и невежественна€ принцесса, ставша€ королевой чужой дл€ нее и непон€тной страны, ничего не желала знать о люд€х, делах, проблемах »спании и проводила все врем€ за молитвами и рукоделием. ’удожник мастерски передает переливы драгоценных шелков и парчи, мерцание золота и драгоценностей, блеск доспехов - однако последние отпрыски √абсбургов унылы, бесцветны, безжизненны.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕодража€ ¬еласкесу, ’уан  арреньо пишет и придворных шутов, и некоторых аристократов из окружени€ корол€. ѕримером может служить портрет герцога ѕастрана из ѕрадо. ¬о всю силу своего колористического даровани€ и декоративного чуть€ написал  арреньо портрет русского посланника в ћадриде ».ѕотемкина (это произведение также находитс€ в музее ѕрадо). »зображени€ наших соотечественников, выполненные кистью западноевропейских мастеров в допетровское врем€, чрезвычайно редки и уже тем интересны дл€ нас.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru