
В октябре 1905 года парижский критик Луи Воксель, войдя в седьмой зал Осеннего Салона, был ошеломлен буйством красок, которые, казалось, кричали со стен. "Это же клетка с дикими зверями!" - воскликнул он, невольно дав название новому художественному течению - фовизму. Среди этих "диких" полотен особенно выделялись работы молодого художника Анри Мангена, чьи яркие пейзажи Сен-Тропе буквально пылали на стенах.
Но путь к этому революционному моменту начался намного раньше, в 1874 году, когда в состоятельной парижской семье родился Анри Шарль Манген. Судьба распорядилась так, что в шестилетнем возрасте мальчик потерял отца, но благодаря стабильному финансовому положению семьи смог получить достойное образование. Впрочем, традиционная академическая карьера не прельщала юного Анри - в 15 лет он совершил поступок, который определил всю его дальнейшую жизнь: оставил престижный лицей Кондорсе ради искусства.
"Я не мог представить себя никем другим, кроме как художником", - говорил позже Манген. Школа декоративных искусств стала его первым шагом в мир живописи, и именно здесь произошли судьбоносные встречи с будущими соратниками по художественной революции - Альбером Марке и Жоржем Руо. Позже к этому кругу присоединился Анри Матисс, с которым Мангена связала крепкая дружба.
Монмартр конца XIX века, где поселился молодой художник, был настоящим котлом творческой энергии. Здесь, в тени знаменитого кабаре "Мулен Руж", среди богемной атмосферы "Проворного кролика", формировался особый взгляд Мангена на искусство. Частые визиты в галерею Амбруаза Воллара, где он впервые увидел работы Ван Гога и Сезанна, только укрепили его стремление к эксперименту с цветом.
1899 год принес в жизнь художника важное изменение - встречу с Жанной Каретт, ставшей его женой и музой на долгие годы. "Жанна была не просто моделью, - вспоминал Манген, - она была источником света в моих картинах". Их дом с мастерской в саду превратился в место встреч молодых художников, где рождались новые идеи и велись горячие споры об искусстве.
Поворотным моментом стал 1904 год, когда Манген впервые приехал в Сен-Тропе. Тогда это был еще тихий рыбацкий городок, но для художника он стал настоящим откровением. "Здесь свет совершенно особенный, - писал он другу, - он словно растворяет формы и создает новую реальность". Соседство с Полем Синьяком, влияние средиземноморского света и цвета привели к радикальным изменениям в его палитре.
Лето 1905 года на Вилле Демьер стало периодом творческого прорыва. Манген работал с невероятной интенсивностью, создавая полотна, в которых цвет освободился от оков реализма. "Я не пишу то, что вижу, - говорил он, - я пишу то, что чувствую". Эти работы, показанные на знаменитом Осеннем Салоне, принесли ему не только скандальную славу фовиста, но и первый коммерческий успех.
Последующие годы были отмечены путешествиями по Италии, выставками в крупнейших городах Европы и Америки. Его работы приобретали известные коллекционеры, включая русских меценатов Морозова и Щукина. Первая мировая война заставила его искать убежища в Швейцарии, но и там он не переставал работать.
1920-е годы принесли новые перемены: появление новой музы - невестки Одетты Редон, участие в создании музея Annonciade в Сен-Тропе, который стал важной частью его наследия. Несмотря на меняющиеся художественные течения, Манген оставался верен своему видению, продолжая создавать яркие, полные жизни полотна.
Последние годы жизни художник провел между Парижем и любимым Сен-Тропе. Даже во время Второй мировой войны, работая в своей авиньонской студии, он не изменял своему стилю. "Цвет - это способ выразить радость жизни", - говорил он молодым художникам.
25 сентября 1949 года Анри Манген ушел из жизни в своем доме в Гассене, оставив на мольберте незаконченный натюрморт - последнее свидетельство его неугасающей любви к цвету и свету. Этот небольшой этюд с фруктами и горшками стал символическим завершением пути художника, который до последнего дня оставался верен принципам фовизма, но привнес в это течение свою особую, лирическую ноту.
Сегодня работы Мангена хранятся в крупнейших музеях мира, напоминая о художнике, который сумел соединить дерзость фовизма с поэтичностью импрессионизма, создав свой неповторимый стиль в искусстве XX века.
Порт Сен-Тропе. 1927
Посмотреть фото
| Родился: | 23.03.1874 (75) |
| Место: | Париж () |
| Умер: | 25.09.1949 |
| Место: | Гассен () |