Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√ригорий Ѕрускин

   /   

Grigory Bruskin

   /
             
‘отографи€ √ригорий Ѕрускин (photo Grigory Bruskin)
   

ƒень рождени€: 21.10.1945 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 75 лет

√ражданство: –осси€

„то под ковром?

русский художник

"»скусство как арт-бизнес - это совсем неинтересна€ позици€. ќна, видимо, существовала во все времена. Ёто не искусство, а скорее художественный промысел. » результат соответственный", - уверен художник √риша Ѕрускин

18.03.2006

√риша Ѕрускин (художественный псевдоним √ригори€ ƒавидовича Ѕрускина) проснулс€ знаменитым после аукциона "—отби" в мае 1988 года, когда втора€ часть его "‘ундаментального лексикона" ушла за 412 тыс€ч долларов. 43-летний художник в одночасье стал арт-звездой мирового уровн€. ¬ том же году переехал в Ќью-…орк. ≈го работы хран€тс€ в крупнейших музейных собрани€х, в том числе в √ћ»» им. ј. —. ѕушкина, “реть€ковской галерее, –усском музее, ћузее Ћюдвига ( ельн), ћќћј (Ќью-…орк), √рафическом кабинете √осударственных музеев Ѕерлина, »зраильском музее (»ерусалим)... ќн работает в самых разных техниках: живопись, офорты, создал монументальный триптих "∆изнь превыше всего" в здании рейхстага в Ѕерлине. » вот новый поворот - шпалера, которую можно увидеть сейчас на выставке в √ћ»» им. ј. —. ѕушкина вместе с западноевропейскими шпалерами XVI-’’ веков. ќ том, почему древнее искусство вдруг оказалось актуальным, художник рассказывает в интервью "»тогам".

√ригорий Ѕрускин фотографи€
√ригорий Ѕрускин фотографи€

- √ригорий ƒавидович, почему у вас возник интерес к шпалере?

- ћне было интересно возродить искусство старых шпалер. ’отелось не просто сделать вещь дл€ украшени€ стены, а создать произведение, которое человек мог бы прочитывать, разгадывать. ѕолагают, что  нига была написана до творени€ и хранит все мыслимые тайны о прошлом, насто€щем и будущем, что в ней спр€тано им€ јвтора. «адача человека - раскрывать эти тайны, изучать “екст. ћо€ шпалера в какой-то мере комментарий к  ниге, к  ниге жизни, к Ѕиблии.  роме того, € написал мифологический словарь, который объ€сн€ет каждый персонаж ковра. Ётот текст зрители могут прочесть р€дом со шпалерой. “аким образом, словарь комментирует мои же комментарии к  ниге, то есть шпалеру. Ўпалера "јлефбет", что, разумеетс€, означает "јлфавит", - это страницы, палимпсест - своего рода художественное послание, сообщение. »скусствовед ≈вгений Ѕарабанов очень точно заметил, что текст и текстиль имеют один и тот же корень. ¬ шпалере "јлефбет" обыгрываетс€ метафора, что мир был соткан.

- ¬ы оканчивали факультет прикладного искусства ћосковского текстильного института. Ёту работу можно рассматривать как возвращение к юности? »ли это случайное совпадение?

- я поступил в текстильный, потому что в тот год это был единственный художественный институт с военной кафедрой.  огда € училс€, мен€ текстиль вообще не интересовал. я выбираю форму и материал в соответствии с задуманной работой. ѕоэтому дл€ мен€ не важно - живопись, скульптура, шпалера... Ћишь бы материал был адекватен идее.

- ¬ предыдущих сери€х - например, фарфоровых фигурках и росписи тарелок в проекте "¬сюду жизнь" - вы обращались к традици€м советского искусства, обыгрыва€ их по-своему...

- я бы сказал, что имел дело с советским мифом - мифом о социализме. ј в шпалере "јлефбет" € обращаюсь к мифу об иудаизме. Ёто два разных мифологических пространства.

’от€ шпалера имеет отношение и к “алмуду, и к Ѕиблии, и к каббалистическим текстам, все же в первую очередь это коллекци€ образов, придуманных художником. ќни не иллюстрируют впр€мую событи€, описанные в Ѕиблии. "јлефбет" - это прежде всего художественное произведение. » не более того.

Ћучшие дн€

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:41483
ћари€ Ўарапова
Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
Ќадежда ћихалкова. Ѕиографи€
ѕосетило:9268
Ќадежда ћихалкова

- ¬ какую художественную традицию вы себ€ вписываете: концептуализм, соц-арт?

- я себ€ никуда не вписываю.  онцептуализмом сейчас называют абсолютно все. ¬ключа€ и то, что категорически не подходит под пон€тие "концептуализм" на «ападе. ‘актически в –оссии концептуалистами называют неофициальных художников, которые жили в ћоскве в 70-80-е годы и общались между собой.  огда-то Ѕорис √ройс придумал дл€ этого €влени€ замечательный термин - романтический концептуализм. ” мен€ есть точки соприкосновени€ с концептуализмом и соц-артом, но € в жизни не примен€л к своему искусству, например, термин "соц-арт". —оц-арт - искусство тех людей, которые придумали это пон€тие, а именно -  омара и ћеламида. » еще двух-трех человек, которые подписались под этим.

„то касаетс€ мен€, то € работаю с персональной мифологией.

- Ёто мир, который вы создаете?

- ...и который € развиваю в течение многих-многих лет. ћогу по€снить: первые картины, написанные сразу же по окончании института, были св€заны с мифом об иудаизме. ѕочему? ѕотому что мне было важно пон€ть, кто € такой. я вырос в нерелигиозной семье. ћой отец - ученый. Ќи о какой религии и речи в доме не шло. ≈стественно, € хотел быть "как все". Ќо € понимал, что не такой, как все, потому что в детстве мен€ дразнили и т. д. «атем мне захотелось посмотреть на окружающую мен€ действительность сквозь "талмудические очки". » выстроить еще один параллельный мифологический р€д, поскольку € заметил, что между талмудическим и марксистским подходом есть очень много общего. ћасса точек соприкосновени€. “ак родились картины "ѕам€тники", "‘ундаментальный лексикон", " одификации" и другие.

- „то вы имеете в виду под точками соприкосновени€?

- ’от€ бы авторитет книги и всего написанного. Ќапример, в советское врем€ то, что было напечатано в газете "ѕравда", воспринималось как глас √осподень, приказ народу, как надо жить, думать, работать. Ќи одна стать€ не обходилась без цитаты из ћаркса и Ёнгельса. Ќо и в “алмуде мы обнаруживаем то же самое. Ћюбое мнение подкрепл€етс€ дес€тком ссылок: как сказал рабби такой-то, который вспомнил слова другого рабби, который в свое врем€ так-то прокомментировал отрывок в Ѕиблии...

- ќбъединение современной шпалеры со старинными вы музею предложили?

- Ќет, это была не мо€ иде€. »рина јлександровна јнтонова (директор √ћ»». - "»тоги") пришла в мастерскую, где ткались шпалеры, и сразу же заговорила о выставке.

- я не ожидала, что чисто технически можно соткать шпалеру в ћоскве...

- Ќикто из западных людей не верит, что это было сделано в ћоскве.

 огда € задумал эту работу, позвонил кузине - Ћие јльтман, художнице-гобеленщице. ѕопросил узнать, где во ‘ранции находитс€ лучша€ старинна€ мануфактура, изготовл€юща€ шпалеры. ќна дала мне все сведени€ и предложила: "—лушай, а давай мы попробуем". я предупредил: можешь попробовать, но, разумеетс€, ни на родственные, ни на дружеские св€зи не рассчитывай. ѕоехал в ќбюссон - это место во ‘ранции, где с древних времен существует целый куст мануфактур. ƒал им эскиз и попросил сделать образец. “акой же эскиз послал в ћоскву. ¬ ќбюссоне образец дл€ шпалеры соткали, с моей точки зрени€, в 10-15 раз хуже, чем в –оссии. ќни хотели переделать, но € дл€ себ€ уже все решил.

- ¬ основе шерсть, шелк?

- ќснова - лен. Ќити, которыми ткалс€ рисунок, - шерст€ные и шелковые. ѕокупали их в специализированном магазине в ѕариже. ѕривезли в ћоскву. —делали станок. –аботали в технике, при которой плотность на квадратный сантиметр составл€ет 60 нитей и более. Ёто плотность плетени€ старых шпалер. я хотел добитьс€ именно драгоценного качества нидерландских, фламандских, французских шпалер XVI-XVIII веков.

- Ѕыли времена, когда художник воспринималс€ как ѕророк. ѕотом - как ремесленник. ¬ советское врем€ замечательный поэт аттестовал себ€ как "агитатора, горлана, главар€". “еперь художник порой неотличим от арт-бизнесмена.  ем вы себ€ ощущаете?

- »скусство как арт-бизнес - это совсем неинтересна€ позици€. ќна, видимо, существовала во все времена. Ёто не искусство, а скорее художественный промысел. » результат соответственный.

„то касаетс€ позиции гени€, то она несколько старомодна. Ћучше, когда художник "ждет, чтоб высшее начало / ≈го все чаще побеждало, / „тобы расти ему в ответ". „еловек не Ѕог. ≈сли он говорит: "я гений", - значит, с ним не все в пор€дке. ѕусть лучше другие люди скажут о нем, что он гений.

- » все же, как вы дл€ себ€ определ€ете позицию художника?

- я делаю свое дело - то, что мне интересно. » стараюсь делать его настолько хорошо, насколько могу. я не могу жить иначе. ≈сли у мен€ это дело отн€ть, не знаю, наверное, € не буду жить.

- ¬ы себ€ ощущаете русским художником на «ападе?

- ≈стественно.

- Ќасколько интересно русское искусство на «ападе сегодн€?

- ѕерва€ реакци€, когда западные люди сталкиваютс€ с чем-то из –оссии, что они вид€т впервые, скептическа€: "Ёто уже было у нас. Ќичего нового". ѕроходит врем€ - «апад присматриваетс€ к этому искусству. ј потом, когда подвод€т итоги века ’’, оказываетс€, что среди трех художников, которые фундаментальным образом повли€ли на изобразительное искусство, один из –оссии. –€дом с ѕабло ѕикассо, ћарселем ƒюшаном -  азимир ћалевич. ј —травинского и Ўостаковича называют самыми значительными композиторами столети€.

¬озможно, выставка "–осси€!", котора€ недавно была в музее √уггенхейма, изменит эту ситуацию. ќна имела огромный успех. ≈е критиковали - в основном русские искусствоведы, а не западные. Ќо любую обзорную выставку легко критиковать. ¬ Ќью-…орке экспозици€ представл€ла историю русского искусства от икон до наших дней. ќна дала шанс западной публике узнать и оценить его.

 роме того, рост цен на русское искусство немало способствует его большей известности на «ападе.

- ј с чем св€зан рост цен?

- ѕрежде всего с тем, что в –оссии по€вились люди, у которых достаточно денег, чтобы покупать произведени€ искусства. » у этих людей есть желание их собирать. –аньше, по всей видимости, они приобретали автомобили, виллы, драгоценности - не знаю что. —ейчас по€вились сильные русские коллекционеры... Ёто важно. —кажем, американские коллекционеры лучше понимают американское искусство. ќни это искусство поддерживают.

- ѕокупают русские, а цены на русское искусство растут на западном рынке?

- Ќу не только русские, западные коллекционеры тоже интересуютс€ нашим искусством. Ќо обычно это люди, у которых особое отношение к –оссии, к ее культуре. ј цены растут, потому что произведений искусства не бесконечное множество. » чем меньше их становитс€ на рынке, тем больше они сто€т. ≈сли не произойдет политической или экономической катастрофы в –оссии, то перспективы рынка русского искусства выгл€д€т вполне неплохо.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:13348
Ќиколай »льин
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11920
—аманта ‘окс
„то оставил после себ€ ƒональд ¬инникот?
ѕосетило:12907
ƒональд ¬инникотт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru