Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕоль √оген

   /   

Paul Gauguin

   /
             
‘отографи€ ѕоль √оген (photo Paul Gauguin)
   

ƒень рождени€: 07.06.1848 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
ƒата смерти: 08.05.1903 года
ћесто смерти: о. ƒоминик (ћаркизские острова), ‘ранци€
¬озраст: 54 года

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


Ќепристойный художник

‘ранцузский живописец, один из главных представителей постимпрессионизма

Ќад берегом поднималась изумрудно-зелена€ гора, синее небо опрокидывалось в голубую воду лагуны, но одетые в одинаковые белые костюмы пассажиры "јвстралийца" видели лишь убогий, похожий на груду разбросанных по песку фанерных €щиков городок. ќни приехали сюда дл€ того, чтобы сколотить состо€ние или сделать карьеру, а человек, которому была открыта эта красота, приплыл на “аити умирать.

08.05.2022

Ћетом 1895 года в ѕапеэте, главном порту французской колонии “аити, причаливал пароход "јвстралиец", несколько мес€цев назад вышедший из ћарсел€. ѕассажиры второго класса толпились на верхней палубе. «релище, представшее их глазам, особой радости не вызывало - сколоченна€ из грубо обтесанных бревен пристань, вереница выбеленных домиков под пальмовыми крышами, дерев€нный собор, двухэтажный дворец губернатора, хижина с надписью "∆андармери€"...

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

ѕолю √огену - 47 лет, за спиной остались разрушенна€ жизнь и разбитые надежды, впереди не ждало ничего - осме€нный современниками художник, отец, о котором забыли собственные дети, ставший посмешищем парижских журналистов писатель. ѕароход развернулс€, ударилс€ бортом о бревна пристани, матросы перебросили сходни, и толпа коммерсантов и чиновников хлынула вниз. —ледом спустилс€ высокий сутулый, раньше времени состарившийс€ человек в просторной блузе и широких брюках. √оген шел не спеша - ему и в самом деле некуда было торопитьс€.

ќпекавший его семью черт вз€л-таки свое - а ведь было врем€, когда он, ныне отверженный художник, разделивший судьбу своей безумной родни, считалс€ благополучнейшим из буржуа.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

...¬о врем€ ¬еликой французской революции его прабабка “ереза Ћене уехала в »спанию. “ам она увела от семьи знатного двор€нина, командира драгунского полка и кавалера ордена —в€того »акова дона ћариано де “ристан ћоскосо.  огда он умер, “ереза, не пожелав мелочитьс€ и унижатьс€ перед родней своего невенчанного мужа, за€вила права на все его состо€ние, но не получила ни сантима и скончалась в нищете и безумии.

...≈го бабушку хорошо знали в рабочих кварталах ѕарижа - ‘лора сбежала от тихого гравера, по уши влюбленного в свою очаровательную фурию. Ѕедн€га долго пыталс€ вернуть неверную супругу, надоедал ей письмами, умол€л о встречах. ¬прочем, это не помогло, и в один прекрасный день јнтуан Ўазаль, дед будущего художника, за€вилс€ к ней с зар€женным пистолетом. –ана ‘лоры оказалась неопасной, но ее красота и полное отсутствие раска€ни€ у мужа произвели на прис€жных должное впечатление - королевский суд отправил гравера на пожизненную каторгу. ј ‘лора отбыла в Ћатинскую јмерику. ќбосновавшийс€ там брат дона ћариано не дал приблудной плем€ннице ни гроша, и после этого ‘лора навсегда возненавидела богачей: она собирала деньги дл€ политзаключенных, поража€ участников подпольных сходок €ростными выступлени€ми и строгой испанской красотой.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

...≈е дочь была тихой и разумной женщиной: јлине √оген удалось поладить со своей испанской родней. ќна и сын обосновались в ѕеру, во дворце престарелого дона ѕио де “ристан ћоскосо. ¬осьмидес€тилетний миллионер обращалс€ с ней как с королевой, маленький ѕоль должен был унаследовать четверть его состо€ни€. Ќо бес, завладевший этим семейством, дождалс€ своего часа: когда дон ѕио умер и его пр€мые наследники вместо огромного состо€ни€ предложили јлине всего лишь небольшую ренту, она отказалась и зате€ла безнадежный судебный процесс. ¬ результате оставшуюс€ жизнь јлина провела в страшной нищете. ƒед ѕол€ √огена носил полосатую робу и таскал за собой цепь, к которой было приковано пушечное €дро, им€ его бабки украшало полицейские отчеты, а он, к удивлению всей родни, вырос здравомысл€щим, об€зательным человеком - его шеф, биржевой маклер ѕоль Ѕертен, не мог на него нахвалитьс€.

 ол€ска, запр€женна€ парой вороных, уютный особн€чок, набитый антикварной мебелью и старинным фарфором, - жена √огена, пышна€ белокура€ датчанка ћетта, была довольна жизнью и мужем. —покойный, хоз€йственный, непьющий, работ€щий - вот только лишнего слова из него и клещами не выт€нешь. ’олодные серо-голубые глаза, чуть прикрытые т€желыми веками, плечи молотобойца - ѕоль √оген гнул лошадиные подковы.  оллегу, в шутку сбившего с него цилиндр, он чуть было не придушил пр€мо в зале парижской биржи. Ќо если его не выводили из себ€, дремал на ходу.   гост€м жены он, случалось, выходил в ночной рубашке. ќднако бедна€ ћетта не подозревала, что и особн€чок, и выезд, и банковский счет (да и она сама) были недоразумением, случайностью, не имеющей отношени€ к насто€щему ѕолю √огену.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

¬ молодости он служил в торговом флоте - плавал через јтлантику на парусных корабл€х, лазал по вантам, висел над штормовым океаном на огромной раскачивающейс€ мачте. √оген ушел в море простым матросом и дослужилс€ до лейтенанта. «атем был боевой корвет "∆ером Ќаполеон", исследовательские плавани€ в северных мор€х и война с ѕруссией. „ерез семь лет ѕоль √оген был списан на берег. ќн устроилс€ на биржу, и жизнь пошла как по маслу... ƒо тех пор, пока в нее не вмешалась живопись.

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7653
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3596
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2951
¬€чеслав ‘етисов

...Ѕерег, на который сошел √оген, искрилс€ всеми цветами радуги: €рко-зеленые листь€ пальм, блест€ща€, как расплавленна€ сталь, вода и разноцветные тропические плоды сливались в фантастическую ослепительную феерию. ќн мотнул головой и закрыл глаза - ему показалось, что он шагнул на собственное полотно, легко, без усилий вошел в тот мир, который много лет преследовал его воображение. ¬от только краски у здешнего бога были, пожалуй, по€рче, чем у ѕол€ √огена, - стоило бы взгл€нуть на нежащийс€ под вечерним солнцем ѕапеэте тем, кто считал его сумасшедшим.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

ѕервой так назвала его жена, когда он сообщил ей, что оставл€ет биржу ради живописи. ќна забрала детей и уехала домой, в  опенгаген. ≈й вторили газетные критики и даже друзь€, частенько помогавшие ему куском хлеба: было врем€, когда он ходил по ѕарижу в дерев€нных башмаках, без гроша в кармане, не зна€, чем накормить не пожелавшего с ним расстатьс€ сына. –ебенок часто простужалс€ и болел, а отцу нечем было заплатить врачу и не на что купить краски - сбережени€ бывшего биржевого маклера разлетелись за полгода, а его картины никто не хотел покупать.

¬ечерами на парижских улицах зажигались бледно-желтые газовые фонари; кожаные крыши пролеток блестели под дождем, из театров и ресторанов выходили нар€дно одетые люди; у входа в —алон, где выставл€лись признанные публикой и знатоками художники, висели €ркие афиши. ј он, голодный и промокший, шлепал по лужам в своих огромных, скольз€щих на сырой брусчатке сабо. ќн был беден, но ни о чем не жалел - √оген твердо знал, что впереди его ждет слава.

...¬с€ земл€ на “аити принадлежала католической миссии, и первый визит √оген нанес ее главе, епископу ћартену. ≈пархи€ не разбрасывалась своим добром: прежде чем √оген уломал св€того отца продать ему участок под строительство хижины, художнику пришлось высто€ть немало месс и не раз сходить к исповеди. ѕрошли годы, и постаревший, доживавший свой век в одном из прованских монастырей отец ћартен охотно делилс€ воспоминани€ми с наведывавшимис€ к нему поклонниками √огена - по его мнению, главным врагом художника был бес честолюби€ и гордыни: "—удить о том, что ѕоль √оген сделал дл€ искусства, может только Ѕог, а человеком он был недобрым. ¬згл€ните здраво, месье, он оставил без гроша жену, позволил ей увезти от себ€ п€терых детей, и € не слышал от него ни слова сожалени€! ¬зрослый человек бросил дело, дававшее верный кусок хлеба, ради искусства - а ведь живописи надо учитьс€ с младых лет! » ладно бы он довольствовалс€ скромной участью честного служител€ муз, добросовестно перенос€щего на полотно дивные творени€ Ѕожьи. “ак нет же - безумец сам захотел сравнитьс€ с √осподом, Ѕожий мир он подменил плодами своей безумной фантазии. ќн восстал против Ѕога, подобно ангелу тьмы, и √осподь низверг его, аки —атанаила, - свои дни художник √оген закончил в пь€нстве и распутстве, страда€ позорной болезнью..."

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

ѕри жизни художника отец ћартен не раз использовал этот текст дл€ воскресных проповедей. ” него имелись свои причины дл€ недовольства заезжим мазилой: √оген увел самую красивую из его любовниц, четырнадцатилетнюю ученицу миссионерской школы јнриетту, да еще и написал в ѕариж о том, как во врем€ торжественной мессы јнриетта вцепилась в волосы мартеновской экономке. ≈е слова "≈пископ купил тебе шелковое платье из-за того, что ты, потаскуха, чаще с ним спишь!" благодар€ √огену докатились до самого –има - в пам€ти клира отец ћартен осталс€ только благодар€ им.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

Ќа воскресные проповеди √оген больше не ходил, епископа ни в грош не ставил, но своих демонов тем не менее знал в лицо - к старости человек мудреет и начинает разбиратьс€ если не в люд€х, то в себе самом. ’ижина обошлась ему в тыс€чу франков; еще триста франков ушли на сто п€тьдес€т литров абсента, сто литров рома и две бутылки виски. „ерез несколько мес€цев парижский торговец картинами должен был выслать ему еще тыс€чу, но пока оставшихс€ денег хватало лишь на мыло, табак да платки дл€ наведывавшихс€ к нему туземок. ќн пил, рисовал, резал по дереву, занималс€ любовью и чувствовал, как улетучиваетс€ то, что владело им все последние годы - человека, считавшего себ€ √осподом Ѕогом, больше не существовало.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

≈ще несколько лет назад он презирал тех, кто его окружал. ќн был нищ и не признан, художники же, работавшие в традиционной манере, щегол€ли в дорогих костюмах и выставл€ли свои работы на каждом —алоне. Ќо √оген держалс€ как пророк, и молодежь, искавша€ себе кумиров, шла за ним - от него исходило почти мистическое ощущение силы. Ўумный, решительный, грубый, отличный фехтовальщик, прекрасный боксер, он говорил окружающим пр€мо в лицо то, что о них думал, и при этом не стесн€лс€ в выражени€х. »скусством дл€ него было то, во что верил он сам, ему необходимо было ощущать себ€ центром ¬селенной - в противном случае жертва, которую он принес своему демону, выгл€дела бессмысленной и чудовищной. ћетта, соломенна€ вдова ѕол€ √огена, рассказала об этом случайно оказавшемус€ с ней в одном купе журналисту - это произошло в начале двадцатого века, через несколько лет после того, как ее бывшего мужа похоронили на “аити.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

 орреспондент "√азетт де ‘ранс" сначала прин€л привольно раскинувшуюс€ на диванчике даму за кавалера. ѕолный, зат€нутый в дорожный мужской костюм белокурый господин пил конь€к из маленькой плоской фл€жки, курил длинную гаванскую сигару и стр€хивал пепел пр€мо на плюшевый диван.  ондуктор сделал ему замечание, "господин" возмутилс€ и попросил своего случайного спутника заступитьс€ за... бедную беззащитную женщину. ќни познакомились, разговорились, а дома начинающий литератор записал то, что ему запомнилось из монолога вдовы загадочного, начинающего входить в моду ѕол€ √огена.

ѕоль √оген фотографи€
ѕоль √оген фотографи€

"ѕоль был большим ребенком. ƒа, молодой человек, ребенком - злым, эгоистичным и упр€мым. ¬сю свою силу он выдумал - может, ему и верили таит€нские шлюхи и дурни-ученики, но уж мен€-то ему не удавалось провести никогда.  ак вы думаете, почему он вышел за мен€ за... то есть почему он на мне женилс€? ƒумаете, ему нужна была женщина? „ушь - тогда он не обращал внимани€ на баб. ѕоль √оген искал вторую мать - ему были нужны покой, тепло, защита... ƒом. я все это ему дала, а он мен€ бросил! Ѕросил с п€тью детьми, без единого франка... ƒа, € знаю, что обо мне говор€т, и плевать на это хотела.

ƒа, € продала его коллекцию картин и не отправила ему ни единой монетки. » запретила дет€м ему писать. ƒа, € не подпустила его к себе, когда он приехал в ƒанию... „то же вы так уставились на мен€, молодой человек, - € всего лишь откровенна. ≈й-богу, мужчины хуже баб. » ѕоль, несмотр€ на свои кулачищи, тоже был бабой, пока черт не внушил ему, что он художник. » он, прокл€тый эгоист, прин€лс€ выпл€сывать вокруг своего таланта. ј мне - женщине из хорошей семьи! - пришлось кормитьс€ уроками. “еперь нечистый втолковал то же самое всем помешанным на живописи кретинам, и богатые дурни плат€т за его мазню дес€тки тыс€ч франков... Ѕудь они все прокл€ты - у мен€ не осталось ни одной его картины, € все продала за гроши!.."

ћетта √оген, в девичестве √ад, всегда отличалась пр€мотой, грубоватым юмором и некоторым мужеподобием; в зрелые годы она и вовсе стала походить на драгуна. Ќо √оген ее любил: на “аити он ждал ее писем и ужасно переживал, что забывшие и французский €зык, и полусумасшедшего мазилу-отца дети не поздравл€ют его с днем рождени€. ѕоль √оген был человеком долга - он знал, что отец об€зан заботитьс€ о своем потомстве, то, что он бросил семью, не давало ему спокойно спать. ѕрежние хоз€ева предлагали ему вернутьс€, его звали на работу в страховую компанию - восьмичасовой рабочий день и очень приличное жалованье. ¬ конце концов, он мог рисовать как все, продавать картины и жить припеваючи... Ќо это было абсолютно исключено: √оген думал не о завтрашнем дне, а о будущих биографах.

—та п€тидес€ти литров абсента хватило надолго. ќн пил сам, поил приходивших на огонек туземцев, опь€нев, раскидывалс€ в гамаке, закрывал глаза и всматривалс€ в проплывавшие перед ним лица. »з темноты возникал огненно-рыжий щуплый ¬ан √ог - безумные глаза, сжата€ в дрожащей руке бритва. Ёто было в јрле, в ночь на двадцать второе декабр€ 1888 года. ќн воврем€ проснулс€, и сумасшедший отошел, бормоча что-то бессв€зное. Ќа следующее утро ¬инсента нашли в окровавленной постели без сознани€, с отсеченным ухом - проститутка из соседнего бордел€ рассказала, что ночью он ворвалс€ к ней в комнату, сунул в руки кусок своей окровавленной плоти и выбежал, крикнув: "¬озьми это на пам€ть обо мне!.."

ќни жили в одном доме, вместе рисовали, ходили к одним и тем же шлюхам - ѕоль отличалс€ бычьим здоровьем, и ему все было нипочем, а щуплый болезненный ¬ан √ог не выдержал такой жизни. —транности начались, когда √оген сообщил, что собираетс€ уехать на “аити - ¬инсент любил друга и бо€лс€ остатьс€ один, нервный срыв вызвал помрачение рассудка.

—веркал глазами его учитель, седобородый ѕисарро, - он не простил √огену неистового стремлени€ к успеху: "Ќасто€щий художник должен быть нищ и не признан, его должно заботить искусство, а не мнение остолопов-критиков. ј этот человек сам назначил себ€ гением и повернул дело так, что нам, его друзь€м, приходитс€ ему подпевать. ѕоль вынудил мен€ помочь ему с выставкой, заставил вас написать о ней статью... » за каким чертом он таскаетс€ в ѕанаму, на ћартинику и “аити? Ќасто€щий художник найдет натуру и в ѕариже - дело не в экзотической мишуре, а в том, что у теб€ в душе".

ќб этом ѕолю рассказал его лучший друг, журналист Ўарль ћорис. "јвстралиец" отправл€лс€ утром, они пили всю ночь, и √оген не стал объ€сн€ть, почему в его жизни возникли ѕанама и ћартиника.

...“емно-синее полотно океана, ветер, поющий в вантах, белые домики на берегу - в ѕанаму он приехал, наде€сь найти там новые впечатлени€ и работу, котора€ дала бы кусок хлеба. Ќо художники и коммиво€жеры в Ћатинской јмерике не требовались, и √огену пришлось работать землекопом - лучшей вакансии не нашлось. ƒнем он орудовал лопатой, стира€ руки до кровавых мозолей, а по ночам его изводили москиты. «атем он лишилс€ и этой работы и перебралс€ за несколько тыс€ч километров от ѕанамы, на ћартинику: плоды хлебного дерева там не стоили ничего, воду можно было вз€ть в источнике, а креолки носили лишь набедренные пов€зки. »з ада, в который дл€ нищего и непризнанного художника превратилс€ ѕариж, он попал в земной рай, оживший на его полотнах. ќн привез их во ‘ранцию на торговом бриге - денег на обратную дорогу не было, и ему пришлось нан€тьс€ матросом. ¬ыставка, которую он организовал, вернувшись домой, провалилась с оглушительным треском - потр€сенна€ англичанка, тыкавша€ в картину пальцем и гневно пищавша€ "Red dog!" (" расна€ собака!"), до сих пор стоит у него перед глазами.

¬ первый раз он приехал на “аити жить - ‘ранци€ ему опостылела. ќн снова был счастлив: ему легко работалось, в хижине ждала шестнадцатилетн€€ “ехура, девушка с продолговатым смуглым лицом и волнистыми волосами - родители вз€ли за нее совсем недорого. ѕо ночам в хижине тлел ночник - “ехура бо€лась ждущих своего часа призраков; утром он приносил воду из колодца, поливал огород и вставал к мольберту. “ака€ жизнь могла бы продолжатьс€ вечно, но картины, оставленные в ѕариже, не продавались, галерейщики не присылали ни копейки. ѕрошел год, и друзь€м пришлось вызвол€ть его с “аити - нищета, от которой он бежал, настигла его и здесь.

¬о второй раз √оген приехал сюда, чтобы умереть: денег должно было хватить на полтора года, на крайний случай приготовлен мышь€к... ƒоза оказалась чересчур большой: его рвало всю ночь, он три дн€ пролежал в постели, а поправившись, ощутил лишь холодное безразличие. Ѕольше он не хотел ничего, даже смерти.

ћного лет спуст€ Ўарль ћорис вспоминал об их прощальном вечере. Ќа выставке, состо€вшейс€ накануне, √оген продал много работ, ƒепартамент из€щных искусств выхлопотал ему тридцатипроцентную скидку на билет до ќкеании. ¬се шло хорошо, но неожиданно несгибаемый, грубый, никого не пускавший к себе в душу √оген опустил голову на руки и разрыдалс€.

ѕлача, он говорил о том, что сейчас, когда ему удалось хоть что-то, он еще острее чувствует всю т€жесть жертвы, которую принес, - дети остались в  опенгагене, и он никогда их больше не увидит. ∆изнь прошла, он прожил ее как брод€ча€ собака, а цель, которой было посв€щено все, по-прежнему ускользает. ’удожника должны ценить не только полтора дес€тка знатоков, но и люди с улицы; то, что он сделал, может оказатьс€ никому не нужным - и во им€ чего тогда он пожертвовал детьми и женщиной, которую любил?..

Ќа “аити он к этому не возвращалс€: √оген вычеркнул из сердца ћетту и не думал больше о своем искусстве. ќн мало писал и чувствовал, как ему понемногу измен€ют художественное чутье, рука и глаз - зато сто п€тьдес€т литров абсента подходили к концу и туземные красотки не покидали хижины √огена.

ѕеред отъездом из ‘ранции он подцепил сифилис: полицейский предупредил, что девица, которую он подобрал на дешевой танцульке, нездорова, но √оген махнул на это рукой. “еперь у него отказывали ноги, и он ходил опира€сь на две палки - на руко€тке одной художник вырезал гигантский фаллос, друга€ изображала слившуюс€ в любовной борьбе пару (сейчас обе трости наход€тс€ в Ќью-йоркском музее). Ќепристойна€ резьба, которой √оген покрыл балки своей хижины, впоследствии перекочевала в Ѕостонское собрание, €понские порнографические эстампы, украшавшие его спальню, разошлись по частным коллекци€м. —лава √огена начиналась уже тогда, за дес€тки тыс€ч километров от “аити, во ‘ранции. ≈го картины стали покупать, о нем писали статьи, а он ничего об этом не знал и развлекалс€ сварами с епископом, губернатором и местным жандармским сержантом. ќн подбивал туземцев не отдавать детей в миссионерские школы и не платить налоги - слова "заплатим, когда заплатит √оген" стали чем-то вроде местной поговорки. √оген издавал газетку тиражом 20 экземпл€ров (теперь каждый ценитс€ на вес золота), в которой публиковал карикатуры на местных чиновников, судилс€, платил штрафы, произносил гневные и бестолковые речи: насто€ща€ жизнь кончилась, и теперь он обманывал самого себ€ - склоки и свары убеждали его в том, что он все-таки существует.

ќн умер в ночь на 9 ма€ 1903 года. ¬раги говорили, что художник покончил жизнь самоубийством, друзь€ были уверены в том, что его убили: огромный шприц со следами морфи€, лежавший в изголовье постели, говорил в пользу обеих версий. ≈пископ ћартен отпел покойника, жандарм продал с торгов его имущество (наиболее непристойные рисунки целомудренный сержант Ўарпийо отправил на помойку), колониальные власти похоронили несчастного и закрыли дело...

≈го картины, поначалу оценивавшиес€ в 200 - 250 франков, теперь стоили дес€тки тыс€ч, и ћетта не находила себе места - мимо ее рук проплыло целое состо€ние. ѕрошло двадцать лет, они подорожали еще в сотни раз, и тут начали горевать всю жизнь презиравшие отца дети √огена - если бы не материнска€ глупость, они могли бы жить в собственных поместь€х и летать на личных самолетах. ќтец стал одним из самых дорогих художников мира.

«атем пришел черед сокрушатьс€ потомкам трактирщиков, селивших его в худшие каморки. √оген расплачивалс€ своими полотнами, которые шли на подстилки котам и собакам, на ремонт домашних туфель, служили вместо половиков - люди не понимали мазню чудака...

»х внуки и правнуки из года в год роютс€ на чердаках и в подвалах, перетр€хивают старье, сваленное в заброшенных хлевах, в надежде, что там под старыми хомутами и сбру€ми, среди пропахшего мышами тр€пь€ сокрыты груды золота - заветное полотно нищего брод€ги художника.

»сточник информации: ∆ан ѕерье, журнал " ј–ј¬јЌ »—“ќ–»…", €нварь 2000.

O √огене
Marina 20.12.2006 08:42:48
ѕросто потр€сена какой был человечище! Ћицемером он точно не был. —трастной √оген, столько страдал. ¬ этом что-то есть.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11113
¬ениамин јлександров
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11965
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11996
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru