Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

‘ранциско ’осе √ой€

   /   

Frantsisko Hose Goya

   /
             
‘отографи€ ‘ранциско ’осе √ой€ (photo Frantsisko Hose Goya)
   

ƒень рождени€: 30.03.1746 года
ћесто рождени€: ‘уэндетодос, »спани€
ƒата смерти: 16.04.1828 года
ћесто смерти: Ѕордо, —Ўј
¬озраст: 82 года

√ражданство: »спани€

Ѕиографи€

»спанский художник

‘рансиско √ой€ как художник опередил свое врем€ настолько, что его работы почти всегда кажутс€ нам созданными нашим современником. «а исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

02.02.2006

√ой€, родившийс€ в простой семье, сделал быструю и очень успешную карьеру. ‘рансиско ’осе де √ой€-и-Ћусиентес родилс€ в 1746 г. в арагонском местечке ‘уэндетодос близ —арагосы.

‘рагмент картины ‘рансиско √ойи
‘рагмент картины ‘рансиско √ойи "Ћот и его дочери"

¬ 1760 г. семь€ перебралась в —арагосу. «десь юноша начинает учитьс€ живописи у живописца Ћусана-и-ћартинеса. „ерез несколько лет, замешанный в кровавой уличной драке, он вынужден бежать из —арагосы.

¬ 1766 г. √ой€ попадает в ћадрид. «десь он знакомитс€ с работами придворных художников, совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской јкадемии художеств. ѕосле очередной драки с кровопролитием √ой€ вновь пускаетс€ в бега, на этот раз с труппой тореадора ’осе ƒельгадо.

"ƒети с повозкой" кисти ‘рансиско √ойи.

„ерез некоторое врем€ молодой художник оказываетс€ в –име, где знакомитс€ с живописью италь€нских мастеров. ќднако страсть к приключени€м и авантюрам вновь становитс€ причиной непри€тностей: молодой человек ночью пробираетс€ в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступлени€, он вынужден покинуть –им.

¬ 1771 г. √ой€ возвращаетс€ в —арагосу. ѕо пути он останавливаетс€ в ѕарме, где принимает участие в конкурсе пармской јкадемии на тему Ђ√аннибал устремл€ет взгл€д на »талию с высоты јльпийских горї. «а три дн€ √ой€ пишет картину и получает за нее вторую премию. ¬ 1771Ч72 гг. художник исполн€ет фрески в традици€х италь€нского барокко дл€ церкви Ќуэстра —еньора дель ѕилар в —арагосе. ¬ 1773 г. √ой€ переезжает в ћадрид.

‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€
‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€

√ой€ был женат на сестре придворного живописца ‘рансиско Ѕайеу ’осефе Ѕайеу. ≈го брак с ’осефой продолжалс€ около сорока лет, однако не был счастливым Ч из-за частых любовных похождений супруга и т€желого характера жены. »з многочисленного потомства семейства √ой€ (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только п€теро, и только один из них Ч ‘рансиско ’авьер ѕедро Ч стал художником. — точки зрени€ карьеры св€зи с семейством Ѕайеу оказались дл€ √ойи чрезвычайно полезными: он был прин€т в высшие круги мадридского общества и получил выгодные заказы.

–едкий дар наблюдательности делал его особенно способным к портретным работам, превосходные образцы которых можно видеть теперь в мадридском музее дель-ѕрадо. Ѕольшинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находитс€ в »спании. «а пределами этой страны он известен преимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчи офортами, составл€ющими отдельные серии, под заглавием: " апризы" (1793 - 1798, 80 лист., с композици€ми, осмеивающими или бичующими пороки аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов), "“ореадорство со времен —ида" (около 1801 г., 80 лист.), "ѕословицы" (18 лист., служащих продолжением " апризов") и "Ѕедстви€ войны" (1810 - 1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашестви€ на »спанию при Ќаполеоне I).  роме этих серий, √. выгравировал крепкой водкою немало других рисунков собственного сочинени€, а также эстампов с картин гор€чо любимого им ¬еласкеса.

"ƒети с повозкой" кисти ‘рансиско √ойи

 арьера √ойи между тем успешно продолжалась: в 1795 году он стал президентом академии. ≈му не повредили ни захват »спании Ќаполеоном, ни реставраци€ испанской монархии. ѕовредила инквизици€, придравша€с€ к его неканонической трактовке религиозных сюжетов и к "ќбнаженной махе" - голых женщин инквизици€ не одобр€ла.

Ћучшие дн€

—екрет молодости ƒжулианны ћур
ѕосетило:41636
ƒжулианна ћур
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16730
јлександр ягубкин
ћихаил  ошкин: “-34: ќтец легендарной Ђтридцатьчетверкиї
ѕосетило:6662
ћихаил  ошкин

ѕортрет  аэтаны јльба

Ћегенда приписывает √ойе буйный темперамент и разнообразные любовные истории, из которых сама€ попул€рна€ - св€зь с герцогиней јльба, вли€тельной и необыкновенно богатой аристократкой, в которую он был влюблен. —читаетс€, что "ќбнаженна€ маха" и "ќдета€ маха" - это портреты герцогини, хот€ многие исследователи сомневаютс€ в этом.

¬ начале 1790-х гг. мировоспри€тине √ойи резко мен€етс€, его произведени€ тер€ют былую оптимистическую окраску.  ризисные €влени€ в творчестве художника усугубл€ютс€ т€желой болезнью, в результате которой он полностью лишилс€ слуха. ƒл€ художника это был жестокий удар.

ќ гравюрах ‘рансиско √ойи " апричос" и "Ѕедстви€ войны" написано немало. ≈сть серьезные исследовани€, детально прослеживающие судьбу того или иного образа. √ой€ оставил подписи к большинству своих гравюр, и историки искусства рассматривают их как своеобразные комментарии.

‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€
‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€

Ќо не следует забывать, что подобные тексты у художников иногда служат не дл€ раскрыти€ смысла произведени€, а дл€ известного рода маскировки. ќчень, казалось бы, невинна€ подпись √ойи - сказочного характера или в виде обычной шутки - скрывает большой политический смысл. аждую гравюру √ойи пронизывает беспощадной остроты сарказм: в каждой фантасмагори€ соседствует с подлинным реализмом, который характерен дл€ всего испанского искусства.

‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€
‘ранциско ’осе √ой€ фотографи€

ѕеред нами не просто ведьмы, лет€щие на шабаш, не просто тупоголовые бездельники, внимающие птице, не просто герой известной сказки "молодой дурак тащит на себе осла"... ¬се они имеют второй, скрытый смысл.

¬ числе эрмитажных гравюр - "Ћенивцы". ќна изображает человекообразные существа, у которых вместо голов плохо сколоченные дерев€нные сундуки, и каждый из них заперт т€желым замком. ј среди этих "красавцев" главенствует фигура с ослиными ушами и зав€занной мордой... ƒа, должно быть, вопреки подписи, эта гравюра говорит

отнюдь не о ленивых и тупых люд€х, а скорее о сквалыгах, богачах, заперших свои чувства на замок, потому что эти чувства могут помешать извечной борьбе за золото. ¬едьмы, лет€щие на шабаш, и ведьмы прихорашивающиес€, чудовища, пожирающие друг друга, страшные фигуры в капюшонах - все это не проста€ и простодушна€ насмешка над суевери€ми или веровани€ми своих соотечественников. Ќет, это сама действительность, сама страна, превращенна€ в огромный каземат или сумасшедший дом.

Ќе случайно ведьмы на офорте √ойи похожи на светских дам, а истори€ о мужике, который тащит на себе осла, заставл€ет подумать о народе, на плечи которого взгромоздилась цела€ свора угнетателей!

√ой€ был гуманистом в нашем понимании. ≈му были близки идеи французской революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии.  ороль называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли. ’удожнику не раз грозили расправой представители св€той инквизиции. Ќо он оставалс€ смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои права и свои взгл€ды.

‘рансиско √ой€ как художник опередил свое врем€ настолько, что его работы почти всегда кажутс€ нам созданными нашим современником. «а исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

»— ”——“¬ќ
TABOO_KARAMEL 08.11.2009 07:02:55
ѕќ—ћќ“–≈Ћј ‘»Ћ№ћ...–јЅќ“џ...ѕќ«Ќј ќћ»Ћј—№ — “¬ќ–„≈—“¬ќћ...¬ ÷≈Ћќћ ’ќ„” ¬џ–ј«»“№ —¬ќ® ¬ќ—’»ў≈Ќ»≈ ¬—≈ћ ¬ќѕЋјў≈ЌЌџћ «јƒ”ћ јћ ¬≈Ћ» ќ√ќ ’”ƒќ∆Ќ» ј ‘.√ќ…»...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:82043
ћаргарита Ќазарова
јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26183
јлександр ƒавыдов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9241
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru