Людибиографии, истории, факты, фотографии

Франциско Хосе Гойя

   /   

Frantsisko Hose Goya

   /
             
Фотография Франциско Хосе Гойя (photo Frantsisko Hose Goya)
   

День рождения: 30.03.1746 года
Возраст: 82 года
Место рождения: Фуэндетодос, Испания
Дата смерти: 16.04.1828 года
Место смерти: Бордо, США

Гражданство: Испания

Биография

Испанский художник

Франсиско Гойя как художник опередил свое время настолько, что его работы почти всегда кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

02.02.2006

Гойя, родившийся в простой семье, сделал быструю и очень успешную карьеру. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в 1746 г. в арагонском местечке Фуэндетодос близ Сарагосы.

Фрагмент картины Франсиско Гойи
Фрагмент картины Франсиско Гойи "Лот и его дочери"

В 1760 г. семья перебралась в Сарагосу. Здесь юноша начинает учиться живописи у живописца Лусана-и-Мартинеса. Через несколько лет, замешанный в кровавой уличной драке, он вынужден бежать из Сарагосы.

Реклама:

В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует свое мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств. После очередной драки с кровопролитием Гойя вновь пускается в бега, на этот раз с труппой тореадора Хосе Дельгадо.

"Дети с повозкой" кисти Франсиско Гойи.

Через некоторое время молодой художник оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако страсть к приключениям и авантюрам вновь становится причиной неприятностей: молодой человек ночью пробирается в женский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден покинуть Рим.

В 1771 г. Гойя возвращается в Сарагосу. По пути он останавливается в Парме, где принимает участие в конкурсе пармской Академии на тему «Ганнибал устремляет взгляд на Италию с высоты Альпийских гор». За три дня Гойя пишет картину и получает за нее вторую премию. В 1771—72 гг. художник исполняет фрески в традициях итальянского барокко для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1773 г. Гойя переезжает в Мадрид.

Франциско Хосе Гойя фотография
Франциско Хосе Гойя фотография

Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Его брак с Хосефой продолжался около сорока лет, однако не был счастливым — из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро, и только один из них — Франсиско Хавьер Педро — стал художником. С точки зрения карьеры связи с семейством Байеу оказались для Гойи чрезвычайно полезными: он был принят в высшие круги мадридского общества и получил выгодные заказы.

Редкий дар наблюдательности делал его особенно способным к портретным работам, превосходные образцы которых можно видеть теперь в мадридском музее дель-Прадо. Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании. За пределами этой страны он известен преимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчи офортами, составляющими отдельные серии, под заглавием: "Капризы" (1793 - 1798, 80 лист., с композициями, осмеивающими или бичующими пороки аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов), "Тореадорство со времен Сида" (около 1801 г., 80 лист.), "Пословицы" (18 лист., служащих продолжением "Капризов") и "Бедствия войны" (1810 - 1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашествия на Испанию при Наполеоне I). Кроме этих серий, Г. выгравировал крепкой водкою немало других рисунков собственного сочинения, а также эстампов с картин горячо любимого им Веласкеса.

"Дети с повозкой" кисти Франсиско Гойи

Карьера Гойи между тем успешно продолжалась: в 1795 году он стал президентом академии. Ему не повредили ни захват Испании Наполеоном, ни реставрация испанской монархии. Повредила инквизиция, придравшаяся к его неканонической трактовке религиозных сюжетов и к "Обнаженной махе" - голых женщин инквизиция не одобряла.

Лучшие дня


Родилась звездой Голливуда
Посетило:177
Джоди Фостер
"Самая легкая женщина"
Посетило:147
Люсия Ксарате
Победитель национального чемпионата по гитарной пальцевой игре
Посетило:132
Дон Росс

Портрет Каэтаны Альба

Легенда приписывает Гойе буйный темперамент и разнообразные любовные истории, из которых самая популярная - связь с герцогиней Альба, влиятельной и необыкновенно богатой аристократкой, в которую он был влюблен. Считается, что "Обнаженная маха" и "Одетая маха" - это портреты герцогини, хотя многие исследователи сомневаются в этом.

В начале 1790-х гг. мировосприятине Гойи резко меняется, его произведения теряют былую оптимистическую окраску. Кризисные явления в творчестве художника усугубляются тяжелой болезнью, в результате которой он полностью лишился слуха. Для художника это был жестокий удар.

О гравюрах Франсиско Гойи "Капричос" и "Бедствия войны" написано немало. Есть серьезные исследования, детально прослеживающие судьбу того или иного образа. Гойя оставил подписи к большинству своих гравюр, и историки искусства рассматривают их как своеобразные комментарии.

Франциско Хосе Гойя фотография
Франциско Хосе Гойя фотография

Но не следует забывать, что подобные тексты у художников иногда служат не для раскрытия смысла произведения, а для известного рода маскировки. Очень, казалось бы, невинная подпись Гойи - сказочного характера или в виде обычной шутки - скрывает большой политический смысл.Каждую гравюру Гойи пронизывает беспощадной остроты сарказм: в каждой фантасмагория соседствует с подлинным реализмом, который характерен для всего испанского искусства.

Франциско Хосе Гойя фотография
Франциско Хосе Гойя фотография

Перед нами не просто ведьмы, летящие на шабаш, не просто тупоголовые бездельники, внимающие птице, не просто герой известной сказки "молодой дурак тащит на себе осла"... Все они имеют второй, скрытый смысл.

В числе эрмитажных гравюр - "Ленивцы". Она изображает человекообразные существа, у которых вместо голов плохо сколоченные деревянные сундуки, и каждый из них заперт тяжелым замком. А среди этих "красавцев" главенствует фигура с ослиными ушами и завязанной мордой... Да, должно быть, вопреки подписи, эта гравюра говорит

отнюдь не о ленивых и тупых людях, а скорее о сквалыгах, богачах, заперших свои чувства на замок, потому что эти чувства могут помешать извечной борьбе за золото. Ведьмы, летящие на шабаш, и ведьмы прихорашивающиеся, чудовища, пожирающие друг друга, страшные фигуры в капюшонах - все это не простая и простодушная насмешка над суевериями или верованиями своих соотечественников. Нет, это сама действительность, сама страна, превращенная в огромный каземат или сумасшедший дом.

Не случайно ведьмы на офорте Гойи похожи на светских дам, а история о мужике, который тащит на себе осла, заставляет подумать о народе, на плечи которого взгромоздилась целая свора угнетателей!

Гойя был гуманистом в нашем понимании. Ему были близки идеи французской революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии. Король называл его атеистом и считал, что он вполне заслужил петли. Художнику не раз грозили расправой представители святой инквизиции. Но он оставался смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои права и свои взгляды.

Франсиско Гойя как художник опередил свое время настолько, что его работы почти всегда кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.

ИСКУССТВО
TABOO_KARAMEL 08.11.2009 11:02:55
ПОСМОТРЕЛА ФИЛЬМ...РАБОТЫ...ПОЗНАКОМИЛАСЬ С ТВОРЧЕСТВОМ...В ЦЕЛОМ ХОЧУ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ ВОСХИЩЕНИЕ ВСЕМ ВОПЛАЩЕННЫМ ЗАДУМКАМ ВЕЛИКОГО ХУДОЖНИКА Ф.ГОЙИ...




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Ашот Болян
Посетило:690
Ашот Болян
Дмитрий Захарченко
Посетило:3436
Дмитрий Захарченко
Алексей Инжеватов
Посетило:1324
Алексей Инжеватов

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history