Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒоменико Ёль√реко

   /   

Domeniko EliGreko

   /
             
‘отографи€ ƒоменико Ёль√реко (photo Domeniko EliGreko)
   

ƒень рождени€: 01.01.1541 года
ћесто рождени€:  рит, »спани€
ƒата смерти: 17.04.1614 года
ћесто смерти: “оледо, —Ўј
¬озраст: 73 года

√ражданство: »спани€

Ѕиографи€

»спанский художник.

¬ лице ƒоменико “еотокопули, прозванного Ёль √реко, остров  рит вторично со времен отдаленной древности стал родиной беспримерного новаторства. ƒоменико родилс€ в 1541 году близ  андии, столицы острова, в селении ‘оделе, в небогатой, но просвещенной греческой семье.

20.10.2008

√ористый суровый ландшафт  рита впоследствии сделалс€ частью его картин, а в палитре навсегда сохранилс€ отблеск иконного золота архаической критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур. –ано постигнув азы мастерства, ƒоменико оставл€ет обедневшую родину ради богатой ¬енеции, где, поступив в мастерскую прославленного “ициана, быстро осваивает его блистательный колоризм и свободу кисти, не обход€ и открытий драматического “инторетто. —тремительно развивавшийс€ ученик помогал др€хлеющему “ициану в исполнении "ћученичества св. Ћавренти€", заказанного королем »спании ‘илиппом II, а заодно исполнил первые собственные композиции "»згнание торгующих из храма" и "»сцеление слепого", которые, по своему обыкновению, впоследствии не раз повторит.

ƒоменико Ёль√реко фотографи€
ƒоменико Ёль√реко фотографи€

Ќетерпеливые надежды вместе с насто€тельной потребностью самоопределени€ увод€т крит€нина в ѕарму, где еще одной ступенью к его творческой раскованности становитс€ знакомство с трепетной светотенью  орреджо. ќказавшись в 1570 году в –име, молодой чужестранец вскоре приобрел там известность под именем "√река, ученика “ициана", обзавелс€ вли€тельными заказчиками при папском дворе и начал, с успехом писать портреты. ќн получил возможность утол€ть свою интеллектуальную жажду в богатых библиотеках и даже начал собирать свою собственную, когда внезапно одна-единственна€ фраза разрушила столь успешное начало. ¬ период буквального обожествлени€ ћикеланджело √реко позволил себе критическое замечание о его фресках, чем возбудил против себ€ римских коллег, и без того ревнивых к независимости характера и растущим успехам чужака. ѕоэтому его отъезд из –има походил на бегство, хот€ еще будучи в мастерской “ициана, 25 лет исполн€вшего заказы √абсбургов, ƒоменико подумывал о поездке в »спанию.

ќколо 1575 года в поисках наибольшей свободы самовыражени€ Ёль √реко приехал в ћадрид, но здесь ему также не удалось прижитьс€. ∆еланный приют он обретает только в старинном “оледо - бывшей столице, утратившей политическое значение, но сохранившей оба€ние аристократизма и культуры. —разу включившись в работу, Ёль √реко и в образе жизни не пожелал отстать от толедской знати, арендовав бывший дворец маркиза де ¬ильена с темной славой пристанища духов. —ам не чуждый вс€ческой магии, художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, где завел богатейшую библиотеку и домашний оркестр, услаждавший на пышных приемах новых друзей из местной духовной и светской элиты. —ведущий во многих област€х знаний, Ёль √реко и в искусстве своем был универсален и нередко сам исполн€л не только роспись, но архитектурную конструкцию и скульптурный декор многих алтарей в толедских и мадридских церквах. ћонастыри и прелаты “оледо засыпали Ёль √реко заказами, хот€ плату с прижимистых церковников не однажды приходилось взимать в судебном пор€дке, поскольку долги и траты художника всегда превышали его доходы. —воевольный, он вынудил чопорное духовенство цитадели католицизма примиритьс€ с наличием незаконной жены и внебрачного сына, которому, впрочем, дал свое им€.

Ёль √реко - —ошествие —в€того духа¬ 1579 году, добившись наконец заказа от Ёскориала, мастер создал картину "¬идение ‘илиппа II" - первую из множества загадок, заданных живописью Ёль √реко. ¬ ней впер вые про€вилась особа€ оригинальность его мировидени€ - как бы между €вью и сном, где разнообразие и беспредельна€ глубина пространства определ€ютс€ исключительно силой и глубиной чувства. “ака€ безудержность художнического произвола не могла прийтись по вкусу ‘илиппу II - после "ћученичества св. ћаврики€", исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились.

¬ "ѕохоронах графа ќргаса" (1586), наиболее законченно воплотивших характерное дл€ √реко сплетение земного с небесным, где персонажи видени€ кажутс€ реальней живых друзей художника, толедска€ знать раскрываетс€ во всей своей сущности, горделивой и странной. ƒуховна€ весомость так же типична дл€ этих современников ƒон  ихота, как эфемерность реального их быти€.

— этого времени каждое произведение √реко становитс€ подступом к тайне. Ётому служит весь комплекс средств - смелость контрастов светотени, виртуозность живописи, почти ос€зательна€ ощутимость деталей и полна€ субъективность целого. —пецифический стиль утверждаетс€ мастером через небольшие картины из жизни ’риста и ћарии, которые во множестве неуловимо мен€ющихс€ авторских повторений разрастаютс€ в целые серии. ¬се их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор. “аковы герои его "апостолад" - кроткий ѕетр и воинствующий ѕавел, как две стороны собственной души √реко, однако душа эта вмещает целый космос. ќттого и ’ристос его "–асп€тий" не столько повисает, сколько возноситс€ над миром, а фигуры апостолов в "—ошествии св. ƒуха" напоминают колеблемые ветром огромные свечи.

Ёль √реко - —н€тие п€той печати¬о им€ откровени€ и потр€сени€ душ √реко воспламен€ет краски и придает густоту беспокойному цвету, форсирует динамику мазка, фигуры, пространства. ∆ивший отнюдь не отшельником, он избрал одинокую дорогу в искусстве, ибо учеников почти не имел, а сын его ’орхе ћануэль, подавленный мощной индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. “ем не менее за дес€ть лет, прошедшие после создани€ "ќргаса", √реко совершил насто€щий переворот в живописи. —о смертью не любившего художника ‘илиппа II, последовавшей в 1598 году, живопись √реко получает официальное признание. ќтныне, когда ему покровительствует новоназначенный архиепископ “оледо, ничто не мешает гор€чим поклонникам крит€нина провозглашать его "јпеллесом нашего времени". ќн исполн€ет множество портретов вли€тельных лиц, среди которых по праву наиболее выразительным считаетс€ изображение великого инквизитора, кардинала дона ‘ернандо Ќуньо де √евара. јвтор сумел уловить тайные бури за великолепной сдержанностью монументального, как пам€тник, прелата. Ќо даже после успеха его портрета Ёль √реко не удостоилс€ звани€ придворного художника. »бо по-насто€щему его новаторство ценили только люди независимых вкусов, к которым парадоксальным образом принадлежал и Ќуньо де √евара, чье правление, впрочем, могло считатьс€ м€гким в сравнении с другими инквизиторами.

ќтбросив помыслы о ћадриде, √реко всецело сжилс€ с “оледо, сделав его центром своего, перенасыщенного страст€ми, мира. Ќе случайно даже его единственный античный герой Ћаокоон умирает на фоне “оледо. ѕолюбившийс€ город он писал много раз, произвольно пересоздава€, мен€€ местами собор и крепость, преобража€ изгибы реки и рельеф местности, но при этом всегда сохран€€ главное - неповторимость своего “оледо. »тогова€ в этой серии картина "“оледо в грозу" с блистательной неожиданностью сочетает в себе драматизм, монументальность целого и проникновенный лиризм автора. »бо бури его небес - зримое воплощение душевных бурь.

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8534
–эйф ‘айнс
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:274
  Ћойко
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:274
Ћеони Ѕек

Ёто подтверждает последний шедевр семидес€тилетнего Ёль √реко "—н€тие п€той печати" - апокалиптический сюжет, где воспр€нувшие тела, как раскрученные пружины, снизу вверх словно ввинчиваютс€ в устрашающе грозное небо последнего дн€ мира. Ќе напрасно младший друг Ёль √реко - поэт и проповедник ќртенсио ‘еликс ѕарависино называет портретировавшего его живописца "божественным соперником ѕромете€". Ќо и не приемлющий новаций √реко учитель ¬еласкеса ѕачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным", "великим философом", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже обладавшим собственной вполне законченной эстетической системой. ќн изложил ее в нескольких трактатах, посв€щенных живописи, архитектуре и скульптуре.

”мер ƒоменико Ёль √реко 7 апрел€ 1614 года, завещав сыну остатки былой роскоши - скудный гардероб и мебель, коллекцию гравюр и библиотеку - единственное, что не растратил, предпочита€ впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной остававшейс€ жилой комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца.

Ќарушени€ привычного, заключенные в художественных прозрени€х Ёль √реко, были так велики, что, когда вместе с жизнью оборвалась маги€ непосредственного воздействи€ его личности, им€ его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение. ƒва-три ученика, при жизни прилежно имитировавшие мастера, теперь примкнули к маньеризму, а ’орхе ћануэль “еотокопули вообще оставил живопись ради зан€тий архитектурой. “олько гениальный ¬еласкес, оценивший пронзительность портретных характеристик √реко, по-своему развил ее в портрете папы »ннокенти€ X.

ƒаже великолепный порфировый саркофаг, в котором √реко был похоронен, оплаканный и воспетый в стихах одаренным ѕарависино и великим Ћуисом де √онгорой, бесследно исчез, как и теоретические труды художника.

Ќасто€ща€ оценка неподражаемого новаторства ƒоменико Ёль √реко, заново "открытого" в конце XIX столети€, пришла только в XX веке.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9945
Ѕоб ƒилан
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14593
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:13161
Ёрик ¬ейенмайер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru