
В солнечный день 1891 года в яблоневом саду Массачусетса молодой художник установил свой мольберт. Его кисть уверенно скользила по холсту, запечатлевая игру света на белых платьях жены и её сестёр, расположившихся на траве среди цветущих деревьев. Этой картиной – "Во фруктовом саду" – Эдмунд Чарльз Тарбелл заявил о себе как о ведущем представителе американского импрессионизма, хотя его путь к признанию начался задолго до этого момента.
Судьба словно специально создавала препятствия, чтобы закалить характер будущего мастера. Родившись в 1862 году в небольшом городке Гротон, штат Массачусетс, маленький Эдмунд потерял отца всего через год – тот погиб во время Гражданской войны. Когда мать повторно вышла замуж и уехала в Милуоки, воспитание мальчика и его сестры Нелли взяли на себя бабушка с дедушкой.
"Я помню, как дедушка давал мне карандаши и бумагу, когда мне было всего четыре года", – вспоминал позже Тарбелл. – "Он говорил: 'Нарисуй то, что видишь'. Это был мой первый урок искусства".
Первые серьёзные шаги в искусстве юный Эдмунд сделал под руководством Джорджа Бартлетта в Массачусетском колледже декоративно-прикладного искусства. Работа помощником в литографической компании Forbes в Бостоне дала ему практический опыт и понимание коммерческой стороны искусства. Но настоящий прорыв произошёл в Школе при Музее изящных искусств в Бостоне, где его учителем стал Отто Грундман.
Париж 1880-х годов встретил молодого американца водоворотом новых художественных течений. В престижной Академии Жюлиана Тарбелл учился у признанных мастеров Гюстава Буланже и Жюля Жозефа Лефевра. "Париж научил меня видеть свет по-новому", – говорил он позже. Копируя работы великих мастеров в Лувре и впитывая революционные идеи импрессионистов, Тарбелл формировал свой уникальный стиль.
Возвращение в Бостон в 1886 году стало началом новой главы. Женитьба на Эмелин Арнольд Саутер принесла в его жизнь не только семейное счастье, но и новые сюжеты для творчества. Его жена и четверо детей – Джозефина, Мерси, Мэри и Эдмунд Арнольд – часто становились героями его полотен.
Преподавательская деятельность Тарбелла в школе Музея изящных искусств в Бостоне создала целое направление в американской живописи. "Искусство – это не только техника", – говорил он своим ученикам. – "Это способность видеть красоту в обыденном". Его последователей даже прозвали "тарбеллитами", что свидетельствовало о силе его влияния.
1897 год ознаменовался созданием группы "Десять американских художников", где Тарбелл вместе с единомышленниками бросил вызов консервативному художественному истеблишменту. Их ежегодные выставки на протяжении двадцати лет формировали новое лицо американского искусства.
Особое место в творчестве Тарбелла занимали портреты. Его кисти доверяли свои образы президенты Вудро Вильсон, Кэлвин Кулидж и Герберт Гувер. В более поздний период творчества художник увлёкся наследием Яна Вермеера, создавая утончённые композиции в интерьерах колониального стиля.
"Свет – это главный герой картины", – любил повторять Тарбелл, и его работы доказывали это. Будь то солнечные блики на белых платьях в саду или мягкое сияние лампы в вечернем интерьере, мастер умел передать тончайшие нюансы освещения.
Основание Гильдии художников Бостона в 1914 году стало ещё одним важным достижением Тарбелла. Как первый президент гильдии, он создавал новые возможности для развития американского искусства. Позже, работая директором художественной школы при Галерее искусств Коркорана в Вашингтоне, он продолжал формировать будущее американской живописи.
Последние годы жизни Тарбелл провёл в Нью-Касле, штат Нью-Гэмпшир, продолжая писать до последних дней. Его смерть 1 августа 1938 года означала конец целой эпохи в американском искусстве. Но наследие художника живёт в его картинах, которые сегодня украшают крупнейшие музеи мира, и в работах множества учеников, продолживших его традиции.
Эдмунд Тарбелл сумел соединить европейскую технику с американским видением, создав уникальный стиль, который помог американскому искусству занять достойное место на мировой арене. Его работы остаются свидетельством того, как красота повседневной жизни может быть превращена в вечное искусство.
В саду 1890
Посмотреть фото
| Родился: | 01.01.1862 (76) |
| Место: | Гротон (US) |
| Умер: | 01.08.1938 |
| Место: | Нью-Касл () |