Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆ак ƒавид

   /   

Jacques David

   /
             
‘отографи€ ∆ак ƒавид (photo Jacques David)
   

ƒень рождени€: 30.08.1748 года
ћесто рождени€: ѕариж, ‘ранци€
ƒата смерти: 29.12.1825 года
ћесто смерти: Ѕрюссель, ‘ранци€
¬озраст: 77 лет

√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

французский художник

¬ художественную жизнь той поры он вошел как возмутитель т€гостного спокойстви€, которое все больше напоминало затишье перед бурей.

04.12.2005

¬ конце XVIII века художник осознает себ€ независимой творческой личностью, а общество признает значительность личности художника, он становитс€ общественной и политической фигурой. ќдним из первых на этом пути был знаменитый французский живописец ∆ак Ћуи ƒавид. ¬ художественную жизнь той поры он вошел как возмутитель т€гостного спокойстви€, которое все больше напоминало затишье перед бурей.

∆ак ƒавид фотографи€
∆ак ƒавид фотографи€

Ёпоха ѕросвещени€ утвердила во ‘ранции новую материалистическую философию, культ разума, науки, принесла новые общественные идеи, новую мораль, новую эстетику. Ёто врем€ ¬ольтера, ƒидро, ћонтескье, властител€ дум ∆ан ∆ака –уссо.

Ќаписанный –уссо в 1761 году роман в письмах 'ёли€, или Ќова€ Ёлоиза', повествующий о горькой любви бедного учител€ к дочери аристократа, превратилс€ в настольную книгу вс€кого мало-мальски грамотного француза; над ним рыдала вс€ страна - от принцессы, будущей злосчастной королевы ћарии јнтуанетты, до провинциального адвоката, ее будущего палача ћаксимилиана –обеспьера.  онечно, каждый находил в знаменитом романе и других творени€х ∆ан ∆ака что-то свое. ќдни убеждались во врожденных добродетел€х человека, которого порт€т законы общества, фальшивого, бесчеловечного и потому обреченного на гибель во им€ благоденстви€ и равенства всех людей, во им€ высшей справедливости. ƒругие увидели в свежей, искренней лирике –уссо лишь новую моду. —ветские дамы дружно надели медальоны с портретами любимых подруг, с изображени€ми могил своих близких, охотно проливали слезы и падали в обморок; в загородных парках по€вились храмы ƒружбы, беседки ƒобродетели, алтари ћилосерди€; в живописи на смену напудренным куколкам-маркизам и игривым пастушкам пришли нравоучительные семейные сценки, где бедные девушки оплакивали умерших птичек, дети самозабвенно ухаживали за стариками-паралитиками, взаимна€ любовь увенчивалась браком... Ёто было все же каким-то шагом вперед: искусство открывало дл€ себ€ 'маленького' человека, пыталось опоэтизировать его быт, найти нового геро€, которым становитс€, наконец, представитель третьего сослови€, трудолюбивый буржуа, творец национального богатства.

ѕервым на новые ве€ни€ откликнулс€ портрет - самый гибкий и чуткий жанр, в котором легко сочетать традиции и новшества. — самого начала XVIII века во французской культуре посто€нно рос интерес к личности, который достиг вершины в '»споведи' –уссо и привел к взлету портретного искусства. »менно в этом жанре за€вил о себе ∆ак Ћуи ƒавид, и в 1781 году, будучи уже 33-летним авторитетным мастером, поразил ѕариж, выставив портрет польского графа ѕотоцкого. ”дивительны были не только размеры картины - примерно два на три метра, из-за чего он не мог поместитьс€ в —алоне и публика ходила смотреть на него в мастерскую художника, - но и €вление иного геро€.

≈сли о недавно царствовавших в живописи маркизах —танислав ѕотоцкий еще напоминает напудренным париком, то на добропор€дочного буржуа он похож меньше всего. ƒавид создает некий символ, представив молодого человека уверенно сид€щим на красавце коне, что склонил голову перед волей всадника-победител€. Ёто новый этический идеал, формула нового человека - просветител€, общественного де€тел€, которым вскоре станет граф ѕотоцкий, и ƒавид словно угадывает его будущность.

“а же иде€ находит иное художественное решение в портрете врача Ћеруа, который по сравнению с героико-романтическим портретом ѕотоцкого кажетс€ подчеркнуто земным и будничным. ƒавид пишет его в домашней одежде, в затененном уголке рабочего кабинета - мы видим только спинку стула, стол, несколько книг, реторту. ƒва светлых п€тна - рука с пером над чистым листом бумаги и лицо ученого над белоснежным жабо, озаренное напр€женным усилием мысли.

Ќовые черты открывает ƒавид и в традиционном образе буржуа. ÷епко ухватившийс€ за ручки кресла внушительный и грузный богач ѕекуль с его пронзительным взгл€дом и страшноватой усмешкой - это уже не труженик-муравей, исполненный добродетелей, а коршун, который вот-вот сорветс€ за добычей, это будущий герой бальзаковской '„еловеческой комедии'.

∆.Ћ.ƒавид. ѕортрет Ћуизы “рюден. 1790-1791

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7653
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3596
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2951
¬€чеслав ‘етисов

ѕортрет Ћуизы “рюден - один из шедевров ƒавида. ’удожник хорошо знал ее семью, посещал их дом, где можно было встретить знаменитого поэта, певца и жертву ‘ранцузской революции јндре Ўенье, философа-просветител€, энциклопедиста маркиза де  ондорсе, одного из основателей якобинского клуба и авторов 'ƒекларации прав человека и гражданина' Ёмманюэл€ —ийеса. ƒевушка из этой семьи ничем не напоминает привычные дл€ того времени женские образы. ¬ скромном темном платье, на котором выдел€ютс€ лишь белый шарф и нежно-голубой по€с, она сидит на простом стуле в пустом углу - больше на портрете ничего нет, пространство залито пылающими красными мазками глухого фона, который напоминает, пожалуй, об открыти€х ¬ан √ога, сделанных через сто с лишним лет после ƒавида.  ак красноречива эта огненна€ стихи€, превращающа€ красивую хрупкую девушку в драматический символ предреволюционных лет!

Ѕыла во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важна€ особенность. ¬месте со стремлением к традиционным добродетел€м, к естественным законам (вспомним знаменитый призыв –уссо: 'Ќазад, к природе!') возрождаетс€ героический идеал античности. ƒревние јфины, —парта, республиканский –им - к ним обращены взгл€ды ƒидро, –уссо, ƒ'јламбера, ими бред€т будущие вожди революции - –обеспьер, ƒантон, ћарат. ¬се громче звучали речи о великих де€ни€х, патриотизме, борьбе с тиранами. —огласно эстетике того времени, искусство должно быть верным природе, а значит, подражать наиболее точно отразившим ее античным образцам, в первую очередь скульптуре, на которую становитс€ все больше похожей живопись: главное в ней рисунок, лини€, геометри€.

Ќа первых порах из сплава сентиментализма с классицизмом ничего путного не выходит, плод€тс€ только салонные сцены из жизни молодых римл€н и римл€нок, которыми славилс€ учитель ƒавида - ¬ьен. ƒавид пошел иным путем - он открыл дл€ себ€ и показал современникам античность суровую и трагическую. ‘ранци€ сто€ла на пороге величайших в своей истории потр€сений, ее искусству было тесно в парковых беседках и гротах, в домашних стенах. ќно должно было выйти на площадь, на форум, заговорить в полный голос.

«а п€ть лет до ¬еликой французской революции ƒавид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, - ' л€тву √орациев' (1784). —тарик отец - воплощение истинного римл€нина - благославл€ет сыновей на битву, прот€гива€ им оружие, к которому они в стремительном порыве простирают руки. ’удожник отказываетс€ от вс€кой красивости и из€щества, от деталей и подробностей. ƒоведенные до предела строгость стил€ и скупость выразительных средств несут мощный зар€д энергии. ¬се художественные приемы - контрасты односложных цветов, жесткий рисунок, лаконична€ симметри€ композиции, €сность и точность символа - работают на создание образа суровой и беспощадной борьбы, словно предвеща€ близкую бурю. ' л€тва √орациев' принесла художнику подлинный триумф и во многом определила его судьбу в годы революции.

¬ начале 1792 года король ‘ранции Ћюдовик XVI заказал ƒавиду свой портрет. ѕо иронии судьбы художник, жела€ изучить лучшие образцы прошлого, попросил в Ќациональной библиотеке эстамп с великолепного, написанного ¬ан ƒейком, портрета  арла I јнглийского - первого в истории корол€, казненного по приговору революционного суда. Ћюдовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом  онвента ƒавид. ѕортрет навсегда осталс€ незаконченным. ” многих это вызвало возмущение, множество врагов нажил ƒавид своей бурной де€тельностью при €кобинской диктатуре, но даже открытые недоброжелатели не могли не признать, что художнику-депутату удалось за короткое врем€ преобразить художественную жизнь ‘ранции, расчистив дорогу принципиально новому искусству будущего XIX века.

∆.Ћ.ƒавид. ѕортрет врача Ћеруа. —алон 1783

ѕервый удар ƒавид обрушил на  оролевскую академию, котора€ преграждала дорогу всему новому, пригрев под своим крылом бездарных ничтожеств. 'јкадемики' не только крепко держались за свои права и привилегии, они закрыли доступ на выставки —алона любому, кто не входил в их клан. ƒавид внес в ”чредительное собрание предложение сделать —алон 1791 года свободным дл€ всех желающих, а через год решением  онвента - снова с подачи ƒавида -  оролевска€ академи€ прекратила существование. ¬место нее возникли первые общественные художественные организации, детища ƒавида -  оммуна искусств, Ќародное и республиканское художественное общество, –еволюционный художественный клуб. „ерез них распредел€лись заказы революционного правительства, присуждались премии, организовывались празднества и торжественные церемонии, в оформлении которых участвовало множество архитекторов, живописцев, скульпторов, граверов, мастеров декоративного искусства. Ёто помогло поддержать художников, лишившихс€ традиционных заказов королевского двора, аристократии, меценатов и коллекционеров, но сама€ важна€ заслуга ƒавида не в этом.

¬озглавив художественную жизнь революционной ‘ранции, он за несколько лет, отмеченных неслыханным страхом и террором, сумел внушить власти и обществу уважение к ’удожнику.  онвент, нередко заседавший днем и ночью, реша€ жизненно важные проблемы, покорно выслушивал взволнованные речи ƒавида о небрежной реставрации полотен  орреджо и ѕуссена, утверждал по его представлению состав национального художественного жюри и размеры премий за самые разные работы вплоть до пейзажей и декоративных цветочных композиций. ѕо предложению ƒавида Ћувр был превращен в национальный музей, по его рекомендации стали закупать работы –ембрандта и –убенса, по его инициативе директором Ћувра был назначен ‘рагонар. —охранилс€ официальный документ, в котором ƒавид писал: '«а ‘рагонара - его многочисленные создани€. ѕылкость и оригинальность - вот что его характеризует; одновременно знаток и великий художник, он посв€тит свои старческие годы хранению шедевров, умножению числа которых он содействовал в своей молодости'. Ѕлагодар€ ƒавиду в годы террора, когда срубленные головы противников и вчерашних единомышленников ежедневно собирали в дес€тки огромных корзин, словно кочаны капусты, не погиб ни один художник...

ќхотников отправить на эшафот самого ƒавида, хот€ бы из числа обиженных им академиков, было немало. »звестно, что в день переворота 9 термидора он шел на заседание  онвента, ставшее последним дл€ его близкого друга ћаксимилиана –обеспьера, но, к счастью, по дороге художника остановил осведомленный доброжелатель.

јрестованный после падени€ €кобинской диктатуры в 1794 году ƒавид в заключении пишет автопортрет - страстную исповедь человека, пережившего полный крах и ожидающего смерти. Ќапр€женный, оцепеневший силуэт, невид€щий взгл€д отча€нных глаз, резка€, нервна€ живопись...

«а ƒавида вступаютс€ ученики, друзь€, члены  онвента, ни одно серьезное обвинение против него не выдерживает проверки, но и на свободе его еще несколько лет преследуют сплетни и слухи. ƒавид не стал оправдыватьс€ и объ€сн€тьс€. ќн открыл мастерскую, и к нему пот€нулись ученики, которых вскоре, несмотр€ ни на что, набралось больше сорока. » снова мастер упорно добиваетс€ независимости не только дл€ себ€, но дл€ вс€кого художника. ƒавид объ€вл€ет об открытии особой платной выставки. “акого еще не бывало, испокон веку художник искал мецената, коллекционера, покупател€; добившись заказа и написав полотно, должен был торговатьс€, просить доплатить недоплаченное, даже если создал шедевр. “еперь судьба художника и его произведений оказалась в пр€мой зависимости от мнени€ публики. '„то до мен€, - за€вл€ет осыпаемый упреками на этот раз в корыстолюбии и спекул€ции своей славой ƒавид, - то € не знаю чести выше, как обращатьс€ к суду публики'.

»так, 21 декабр€ 1799 года в одном из залов Ћувра была выставлена картина '—абин€нки', и парижане увидели незнакомого, нового ƒавида - легка€ серебриста€ тональность колорита, мастерски построенна€ на огромном полотне многопланова€ композици€, м€гкий ритм жестов и движений и, главное, широка€ сложна€ гамма человеческих чувств и переживаний. Ќекогда похищенные у безоружных сабин€н девушки, ставшие женами римл€н, на поле бо€ пытаютс€ остановить и примирить своих враждующих мужей и братьев. '—лепа€ €рость, внезапно укрощенна€ сердечным порывом', - так выразил идею картины один из друзей ƒавида.

Ќапомним, на дворе 1799 год, выставка открываетс€ через мес€ц после того, как вернувшийс€ из военного похода в ≈гипет генерал Ѕонапарт разогнал законодательную власть и стал первым консулом. ‘ранци€, и без того залита€ кровью, стоит на пороге войны со всей ≈вропой... и в это врем€ ƒавид показывает полотно, отрицающее воинскую романтику, прославление героизма, противопоставл€€ им любовь матери к ребенку, сестры к брату, жены к мужу.

—ледующим логически закономерным поступком ƒавида, который пришелс€ уже на первый мес€ц первого года нового XIX века, стал его отказ от назначени€ специальным декретом Ѕонапарта на почетный пост 'художника правительства'.

∆изнь ƒавида оказалась долгой, он умер в 1825 году, пережив поверженного императора Ќаполеона. ѕо собственным подсчетам мастера, только пр€мых учеников у него было около п€тисот, и трудно назвать художника, который так или иначе не испытал бы вли€ни€ ƒавида. Ќезависимо от рез-ко мен€вшегос€ отношени€ общества, к нему всегда т€нулась молодежь и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала назначение художника - творца идей. ј художественна€ жизнь ‘ранции с тех пор пошла по новому руслу, в трагической борьбе проложенному ∆аком Ћуи ƒавидом.

 лас
Sova 28.09.2006 01:49:48
ћолодцы. Ќе могла найти а у вас нашла просто замечательгый текст про ∆ака Ћуи ƒавида




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11113
¬ениамин јлександров
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11965
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11996
—офь€ ѕеровска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru