Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарк Ўагал

   /   

Marc Chagall

   /
             
‘отографи€ ћарк Ўагал (photo Marc Chagall)
   

ƒень рождени€: 07.07.1887 года
ћесто рождени€: ¬итебск, Ѕеларусь
ƒата смерти: 28.03.1985 года
ћесто смерти: —ен-ѕоль-де-¬анс, ѕрованс, ‘ранци€
¬озраст: 97 лет

√ражданство: –осси€, ‘ранци€
—оцсети:


Ћетающий еврей (из антологии ≈втушенко)

–оссийский, белорусский и французский художник еврейского происхождени€.

"Ўагал не боролс€ с сентиментальностью Ц он обнималс€ с ней в воздухе, лета€ под потолком и в стихах, а не только на картинах."

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.07.2009

Ќашел у себ€ стихотворение, написанное в 1971 году. ѕосле того как € прочитал его в зале „айковского, мне года полтора не давали выступать за Ђиздевательство над советскими музе€ми и пропаганду модернизмаї. “ам были такие строки:

ћарк Ўагал фотографи€
ћарк Ўагал фотографи€

» завыли по-волчьи запасники:

Ђћы Ц не частники.

ћы не участники

в гнусной краже

искусства –оссии.

¬ склады краденого

нас превратилиЕ

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

„ем вас живопись так испугала,

если пр€чут в подвалах

Ўагала?..

» устои  ремл€ исполинского

рухнут,

если покажут  андинского?ї

≈сли что и рухнуло, то не по вине этих художников.

¬ 1994 году € оп€ть вспомнил Ўагала, обраща€сь к молодым шакалам, готовым загрызть всех, кто постарше и познаменитей:

— таким оскалом вам по скалам

не доползти до облаков.

ћежду шакалом и Ўагалом

есть пропасть в несколько веков.

ѕрисутствие Ўагала ощущаетс€ в самом воздухе. ќн учит нас летать под потолками.

ƒалеко не все знают, что ћарк Ўагал писал стихи. Ѕыли ли они такими же великими, как его картины? ћогу ответить почти по-витебски:

Ц » не надейтесь!

ѕочему же € пристально всматриваюсь в эти непон€тно как уцелевшие фрагменты, осколочки? ƒа потому, что Ўагал был гений, а в духовном развитии гени€ всЄ драгоценно Ц даже несовершенные стихи: без них, может, не было бы и его картин.

Ђ≈два научившись говорить по-русски, € начал писать стихи. —ловно выдыхал их. ћне хотелось показать мои стихи насто€щему поэту, из тех, кто печатаетс€ в журналах. ѕозднее, познакомившись с јлександром Ѕлоком, редкостным и тонким поэтом, € хотел было показать стихи ему. Ќо отступил перед его лицом и взгл€дом, как перед лицом самой природы. ¬ конце концов € куда-то засунул и потер€л единственную тетрадь моих юношеских опытовї.

“ак что не будьте строги к стихам Ўагала и, чита€ их, воскрешайте в пам€ти его картины, чтобы они проступали сквозь неловкие, по-детски искренние строки (1910):

”же с утра мне был означен

ћой ранний жребий на кресте:

≈ще шумит в главе веселье,

ћладое нежитс€ похмелье Ц

Ќо свист бича угрюм и мрачен,

» шрам исчерчен на лицеЕ

”же здесь угадан Ўагалом Ђжребий на крестеї, каким всегда бывает изгнание, в которое невольно превратилс€ его Ђотъезд в ѕариж за краскамиї, как он при нашей единственной встрече объ€снил мне свою не запрограммированную, а невольно случившуюс€ эмиграцию. ќн не испытывал злобы к большевикам, да и сам был комиссаром по делам искусств ¬итебской губернии, но уехал, потому что изголодалс€ по тем краскам, которых не передавали репродукции.

Ђя приехал во ‘ранцию, нес€ на подошвах своих ботинок родную землю. Ќужно врем€, чтобы земл€ высохла и отпала... Ќужно было родитьс€ вновь, вытереть слезы и заплакать. Ёто под силу лишь тем, кто способен сохранить свои корни. —охранить землю своих истоков или обрести другую Ц вот насто€щее чудо!ї

» птицы каждый день кричалиЦ

их голоса не слышал Ѕог.

ќ, подойди, не мучь из дали,

суровый облик синагог.

Ќо суровый облик витебских синагог все-таки мучил его и в ѕариже, и потом, за океаном, хот€ другие синагоги были р€дом. Ќо здесь ни у кого не высовывались из хоз€йственной сумки стрелки зеленого чеснока с базара, и мальчишки не пытались так простодушно, как в ¬итебске, украдкой слизывать с рукавов прилипшие крошки штрудел€.

Ђ»згнание искорен€ет мое Ђ€ї, в том смысле, что оно отрывает мен€ от земли, с которой € св€зан всеми фибрами своей души. „резвычайно т€желый и трагический момент, ведь изгнанник не может пустить новые корни на другой территории. Ёти корни навсегда останутс€ оголенными, торчащими в пустоте, в небесном пространстве, и будут вечно искать соприкосновени€ с землейї.

Ўагал не боролс€ с сентиментальностью Ц он обнималс€ с ней в воздухе, лета€ под потолком и в стихах, а не только на картинах. » тогда у него получалось нечто, может быть, штрудельное, может быть, слишком цимесное, но зато свое, витебское, гераневое, с кружевными оборочками и ришелье, как в стихотворении Ђƒл€ Ѕеллыї (1909):

¬ечер. —ад.

ћес€ц. “ы.

—казка. Ћаска

–езеды.

ѕоцелуешь,

»ль обнимешь,

»ли скажешь:

Ђќтойдиї.

√убит ласка.

Ћюбит вечер

«апах сада,

–езеды.

(—писок этого стихотворени€, хран€щегос€ в витебском музее, передал мне шагаловед ƒавид —иманович.)

Ќу как такой Ц насквозь витебский Ц человек, как Ўагал, мог не скучать по ¬итебску?

¬ 1963 году ћарк Ўагал гостеприимно прин€л мен€ и мою жену √алю на вилле в —ен-ѕоль-де-¬ансе, угощал нас витебскими драниками, подарил мне очаровательный рисунок с надписью по-русски: Ђƒл€ ≈втушенко на пам€тьї, а затем ошеломил мен€ м€гкой, но продуманной фразой:

Ц Ѕольше всего € хотел бы вернутьс€ хоть сейчас в ¬итебск, и навсегда.

∆ена т€жело вздохнула Ц видимо, слышала это не первый раз. ќна опустила глаза, не жела€ участвовать в разговоре. ƒочь »да, со сдержанной неодобрительностью пожав плечами, начала убирать тарелки со стола.

Ц я хочу подарить государству все мои картины, принадлежащие мнеЕ с одним условием: чтобы мне дали в ¬итебске домик, где € мог бы жить и спокойно умереть, Ц настойчиво продолжал Ўагал.

Ц Ќо разве вы не знаете, что сейчас у нас происходит с живописью? ¬аши картины никто не выставитЕ Ц не выдержал €.

Ц Ќу и что?.. Ќе выстав€т сейчас, выстав€т потом, Ц не сдавалс€ Ўагал. Ц ѕусть даже после моей смерти. Ќо мои картины должны быть именно там, в ¬итебске. » умереть € должен там.

Ц Ќо ваш ¬итебск теперь совсем другой. ¬ы его не узнаете, Ц старалс€ € убедить Ўагала в бессмысленности такого поворота его судьбы, который мог оказатьс€ трагическим, когда из всемирно знаменитого художника он стал бы на родине никем и на него показывали бы пальцами издали, на вс€кий случай не приближа€сь.

Ц Ќет, € узнал бы мой ¬итебск, и ¬итебск мен€ бы узнал, Ц упорствовал Ўагал.

»менно к ¬итебску он обратилс€ в 1944 году в стихах на идиш через океан из јмерики, чувству€ боль родного города, корчащегос€ в огне:

Ђƒавно уже, мой любимый город, € теб€ не видел, не слышал, не разговаривал с твоими облаками, не опиралс€ на твои заборыЕ

я не жил с тобой, но не было моей картины, котора€ не дышала бы твоим духом и отражениемЕ

я смотрю, мой город, на теб€ издалека, как мо€ мать на мен€ смотрела из дверей, когда € уходил. Ќа твоих улицах враг. ћало ему было твоих изображений на моих картинах, которые он громил везде. ќн пришел сжечь мой насто€щий дом и мой насто€щий город. я бросаю ему обратно в лицо его признание и славу, которые он когда-то дал мне в своей странеї.

я лихорадочно думал о том, как вернуть Ўагалу ¬итебск, а ¬итебску Ўагала, но внутри мен€ всЄ еще звучали недавние нападки ’рущева на художников в ƒоме приемов на ¬оробьевых горах. ћне удалось выехать в ≈вропу после перебранки с тем же ’рущевым лишь благодар€ его импульсивной отходчивости. я попыталс€ уговорить Ўагала отложить мысль о возвращении, да еще в такое неблагопри€тное врем€. Ќо он не сдавалс€. ≈го ничто не пугало.

Ц ¬итебскЕ Ц повтор€л он. Ц ¬итебскЕ я хочу подышать витебским воздухомЕ  ак это сделать?

Ц ≈динственный выход Ц обратитьс€ к ’рущеву, Ц сказал €, пон€в, что отговаривать Ўагала бесполезно, а значит, надо ему помочь. я был всегда идеалистом и помню, что у мен€ даже заискрилась мысль: а вдруг обращение Ўагала по-человечески тронет ’рущева и возращение этого великого художника на родину изменит отношение государства к искусству, поможет наконец-то научить нас терпимости к разнообразию стилей? Ц ’орошо, ћарк «ахарович, Ц сказал €. Ц я передам ваше письмо ’рущеву.

Ўагал обн€л мен€ и ушел в другую комнату. ¬ава, жена Ўагала, и дочь »да скептически перегл€нулись.

ќн по€вилс€ через полчаса, держа в руках одну из лучших книг с репродукци€ми своих картин. Ќа развороте было написано: Ђƒорогому Ќиките —ергеевичу ’рущеву с любовью к небу и нашей –одине. ћарк Ўагалї. я заподозрил ошибку: несколько странное Ђс любовью к небуї, по фрейдовской теории обмолвок, само собой написалось вместо Ђс любовью к немуї.

Ц ¬ы, наверно, ошиблись, ћарк «ахаровичЕ Ц заметил €. Ц «десь, видимо, нужно Ђмї, а не ЂбїЕ

Ц ƒа-да, вы правы, Ц сказал Ўагал, исправл€€ букву, что, впрочем, осталось заметным.

’от€ € был тогда идеалистом гораздо большим, чем сейчас, но понимал и тогда, что идеалистические замыслы, станов€щиес€ политикой, увы, не могут быть осуществлены без помощи политиков. „ерез корреспондента Ђёманитеї, сопровождавшего мен€ в той поездке, € запросил срочного свидани€ с председателем французской компартии ћорисом “орезом по очень важному и неотложному делу. ’от€ компарти€ ‘ранции вовсе не находилась на нелегальном положении, наше свидание было обставлено в духе подпольного —опротивлени€: несколько раз мен€ пересаживали из одной зашторенной машины в другую, пока мы не оказались у ворот, перед которыми сто€ли два автоматчика в камуфл€жных куртках. —воего корреспондента дальше не пустили, и € одиноко зашагал через двор. “ут мне навстречу вышел высокий широкоплечий человек с лысоватой маленькой, не по росту, головой и с гигантским черным догом, агрессивно рвущимс€ с поводка. ќднако рука вожд€ французских коммунистов была ласкова, но тверда.

ќн пригласил мен€ в свой довольно буржуазный по обстановке дом, и € за чашечкой кофе изложил цель своего визита: было бы хорошо, если бы ћорис “орез, обратившись в наше политбюро, письменно поддержал просьбу ћарка Ўагала вернуть ему советское гражданство, чтобы он мог навсегда поселитьс€ в родном ¬итебске.

я вскользь добавил, что, как мне кажетс€, это было бы в интересах французской компартии, и товарищ “орез заметно оживилс€, сказав, что он непременно напишет на дн€х такое письмо.

ќднако € объ€снил, что лучше отдать это письмо мне, потому что € смогу вручить его непосредственно Ќиките —ергеевичу вместе с подарком Ўагала. ћой собеседник подумал и согласилс€. ѕисьмо доставили мне в гостиницу через день, и там было вполне позитивное заключение о полезности возвращени€ ћарка Ўагала и дл€ престижа ———–, и дл€ международного коммунистического движени€.

ѕримерно такое же письмо мне дал посол ———– во ‘ранции —ергей јлександрович ¬иноградов, уточнив, что вообще-то подобные письма лучше направл€ть диппочтой, но уж так и быть, он сделает исключение.

Ц ’от€, Ц добавил посол, посмеива€сь, Ц мне еще может нагореть за это.

» как в воду гл€дел!

¬ московском аэропорту мен€ встретила √ал€, вернувша€с€ домой раньше. » хот€ трусихой она не была, но заметно волновалась.

Ц «а тобой прислали машину из ÷ , от Ћебедева.

¬ладимир —еменович Ћебедев был помощником ’рущева, и именно он, надо отдать ему должное, помог мне напечатать в Ђѕравдеї стихотворение ЂЌаследники —талинаї. Ќо сейчас он был мрачен как туча: времена стремительно мен€лись.

Ц Ќу вы сделали нам подарочек: напечатали без спросу автобиографию во ‘ранции, а мы тут расхлебывайЕ √олову потер€ли. «абыли, где живете! ј это что у вас в руках?

Ц  нига. ’удожника ћарка Ўагала. ¬семирно известного.

Ц Ќе знаю. Ќе слыхал о таком. Ёмигрант, что ли?

Ц ƒа, но не политический. — надписью дл€ Ќикиты —ергеевича. ќн вернутьс€ хочет. ¬ родной ¬итебск. ¬месте со своими картинами.

Ћебедев вз€л книгу, полистал:

Ц ј что это тут сплошные евреи, и все в лохмоть€х?..

Ц ќни же дореволюционныеЕ «а чертой оседлостиЕ ≈сли выставить эти портреты и сопоставить с современностью, то €сно будет, какие произошли перемены.

Ц Ќу, это еще неизвестно, что именно станет €сноЕ Ц пробурчал Ћебедев. ќн был €вно не в духе. » вдруг его палец замер на одной из репродукций:

Ц ј что они тут под потолком делают?

Ц ÷елуютс€, ¬ладимир —еменычЕ

Ц ≈вреи, да еще и летаютЕ Ќе буду € эту книгу Ќиките —ергеичу совать. ¬ы что, рехнулись там, в своих ‘ранци€х?

Ц ј вот у мен€ письмо ћориса “ореза в поддержку возвращени€ Ўагала.

Ц ” нас деньги т€нет, а еще нас и учит!..

Ц ј вот и письмо посла нашего ¬иноградова, тоже в поддержку.

Ц ј ему вообще пора домойЕ «аберите-ка вы эту книжку от греха подальше и спр€чьте. Ќе буду € Ќикиту —ергеича раздражать. ѕотом еще спасибо скажете.

≈динственное, о чем € жалею, Ц что не забрал тогда эту книгу. ѕотом мен€ остановил как-то в мосфильмовском коридоре ћихаил »льич –омм:

Ц ¬ы знаете, ∆ен€, книга с автографом Ўагала, которую вы привезли ’рущеву, оказалась у мен€ в руках. —ейчас спешу, надо поговоритьЕ

Ќо мы с ним так и не поговорили Ц он вскоре умер. ” кого сейчас эта книга?




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru