
В прохладное майское утро 1636 года одиннадцатилетний мальчик, крепко прижимая к груди папку с рисунками, впервые увидел величественные купола Рима. Этим мальчиком был Карло Маратта, которому предстояло стать одним из самых влиятельных художников своего времени и "спасителем" фресок Рафаэля.
"Посмотри, Карло, это город, где твои мечты могут стать реальностью", - произнес его старший брат Бернабео Франчиони, встречавший юного художника у ворот Вечного города. Никто тогда не мог предположить, что этот застенчивый мальчик из провинциального Сан-Джермано-ди-Камерино станет придворным художником пап и получит титул "Принцепс" Академии Святого Луки.
Путь к славе начался в маленьком доме его отца, Томмазо Маратти, далматинского иммигранта, ставшего успешным землевладельцем. Маленький Карло часами просиживал над листами бумаги, покрывая их рисунками, пока его мать, Фаустина Мазини, с беспокойством наблюдала за сыном, втайне надеясь, что это увлечение пройдет. Но судьба распорядилась иначе: семейный друг Доменико Коррадуччи, увидев работы юного дарования, настоял на том, чтобы мальчика отправили учиться в Рим.
В мастерской Андреа Сакки, куда Карло попал благодаря протекции художника Андреа Камассеи, начался долгий путь становления. "Помни, мой мальчик, - говорил Сакки, - истинное искусство не терпит поспешности". Четырнадцать лет Маратта провел в этой студии, впитывая классические традиции и оттачивая мастерство. В то время, когда Рим захлестывала волна пышного барокко, молодой художник оставался верен более сдержанному классическому стилю.
1650 год стал поворотным в карьере Маратты. Его "Поклонение пастухов" для церкви Сан-Джузеппе-ди-Фаленьями произвело фурор в художественных кругах Рима. "В этом юноше живет дух самого Рафаэля", - говорили знатоки, разглядывая гармоничную композицию и благородную сдержанность красок.
Слава Маратты росла стремительно. Папа Александр VII, увидев его работы, немедленно заказал две картины для сиенского собора. За ними последовали заказы для крупнейших церквей Рима: Санта-Мария-делла-Паче, Санта-Кроче-ин-Джерусалемме, Санта-Мария-дель-Пополо. Каждая работа становилась событием в художественной жизни города.
Личная жизнь мастера долгое время оставалась в тени его творческих успехов. Только в 1679 году, когда ему было уже за пятьдесят, его возлюбленная Франческа Гомми родила дочь Фаустину. Красота девочки была столь поразительной, что отец часто включал ее черты в свои религиозные композиции. "В ней я вижу ангела, сошедшего на землю", - говорил он друзьям.
Особая страница в жизни Маратты - его работа реставратора. С трепетом и благоговением он восстанавливал фрески Рафаэля в вилле Фарнезина и Ватиканских станцах. "Каждое прикосновение к работам великого мастера - это разговор с вечностью", - записал он в своем дневнике.
К концу жизни Маратта стал настоящей легендой. В 1704 году папа Климент XI возвел его в рыцарское достоинство. Его дом в Риме, спроектированный им самим в изящном стиле рококо, стал центром притяжения для художников и ценителей искусства со всей Европы.
Даже когда старость не позволяла ему держать кисть, Маратта продолжал руководить своей студией, передавая молодым художникам не только технические навыки, но и свою философию искусства. "Красота - это не только то, что мы видим глазами, но и то, что чувствует душа", - любил повторять он своим ученикам.
15 декабря 1713 года Карло Маратта тихо угас в своем римском доме. Его похоронили в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели и деи-Мартири, той самой церкви, для которой он создал одни из своих лучших работ. Его наследие - это не только великолепные полотна, украшающие музеи и храмы по всему миру, но и целая школа живописи, повлиявшая на развитие европейского искусства.
Сегодня работы Маратты можно увидеть в крупнейших музеях мира - от петербургского Эрмитажа до мадридского Прадо. Его портреты поражают психологической глубиной, религиозные композиции - величественным спокойствием, а в каждой детали чувствуется рука мастера, сумевшего соединить классическую строгость с эмоциональной выразительностью барокко.
Мадонна и три Марии у гроба Христа. Ок. 1705. Частное собрание, Рим
Посмотреть фото
| Родился: | 15.05.1625 (88) |
| Место: | Сан-Джермано-ди-Камерино (IT) |
| Умер: | 15.12.1713 |
| Место: | Рим () |