Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕитер Ѕрейгель

   /   

Piter Breigel

   /
             
‘отографи€ ѕитер Ѕрейгель (photo Piter Breigel)
   

ƒень рождени€: 01.01.1525 года
ћесто рождени€: Ѕреда, Ќидерланды
ƒата смерти: 09.05.1569 года
ћесто смерти: Ѕрюссель, Ѕельги€
¬озраст: 44 года

√ражданство: Ќидерланды

Ўкатулка с двойным дном

Ќидерландский живописец и график

“аинственна жизнь и судьба Ѕрейгел€. ƒо сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, €кобы давшую им€ юному брод€ге, который (за двести лет до нашего Ћомоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в јнтверпен. », подобно гениальному русскому "мужичку", поздно приступив к наукам и художетвам, вскоре блистательно все наверстал. ”чилс€ у знаменитого и преуспевающего ѕитера  ука ¬ан јльста - придворного художника императора  арла V.

21.11.2004

ѕроизведени€ ѕитера Ѕрейгел€ вплоть до ’’ века были скрыты в недрах частных коллекций. √ениальный цикл картин "¬ремена года" их заказчик, брюссельский купец »онгелинг, еще при жизни автора упр€тал в ломбард. ƒругие вещи художника рассе€лись по городам и вес€м ≈вропы... —обранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе ѕитер Ѕрейгель —тарший сразу убрал с пьедестала своих сыновей - художников ѕитера ћладшего (јдского) и яна Ѕархатного (–айского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.

ќбнаруженна€ ѕрадо картина Ѕрейгел€, фото ©AFP
ќбнаруженна€ ѕрадо картина Ѕрейгел€, фото ©AFP

„то касаетс€ современников художника, то его творчество представл€лось им эдакой "шкатулкой с двойным дном". —ам же мастер, хран€ свои тайны, перед смертью велел молодой жене сжечь многие гравюры и рисунки. „то же побудило Ѕрейгел€ на такой приговор? ¬ чем было ему ка€тьс€, чего опасатьс€? ќтвет очевиден: слишком едки и насмешливы подписи под его опусами, да и сами эти гравюры и рисунки безмолвно кричали о многом таком, о чем тогда предпочитали помалкивать.

¬ жестокое врем€ довелось жить художнику - в период господства в его Ќидерландах испанских захватчиков. ƒаже евангельские сюжеты "ѕерепись в ¬ифлееме" и "»збиение младенцев" маскируют у Ѕрейгел€ сцены современных ему грабежей и разбоев. ¬ его картинах угадываютс€ зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. » вот парадокс: кардинал √ранвелла, испанский наместник, засыпавший Ќидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник ѕитера Ѕрейгел€! »мено он пр€тал в своем доме его картины, спасши, таким образом и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.

ѕитер Ѕрейгель фотографи€
ѕитер Ѕрейгель фотографи€

“аинственна жизнь и судьба Ѕрейгел€. ƒо сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, €кобы давшую им€ юному брод€ге, который (за двести лет до нашего Ћомоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в јнтверпен. », подобно гениальному русскому "мужичку", поздно приступив к наукам и художетвам, вскоре блистательно все наверстал. ”чилс€ у знаменитого и преуспевающего ѕитера  ука ¬ан јльста - придворного художника императора  арла V. ¬ его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедн€к приобщилс€ не только к живописи, но и обрел интересных мысл€щих друзей. —ильнее их уроков действовали на него только острые впечатлени€ от окружающей жизни, вместившие в себ€ и трезвый скепсис, и безудержное фантазерство.

¬прочем, это всего лишь осколки истины, добытые "с миру по нитке". »бо подлинный Ѕрейгель обнаруживает себ€, лишь когда ему уже под тридцать: в 1551 году, прин€тый в антверпенскую √ильдию живописцев, он выступает, наконец, из мрака времени. ѕритом, видимо, уже так твердо стоит на ногах, что еще через два года совершает путешествие во ‘ранцию, »талию, Ўвейцарию. ѕотр€сен древними пам€тниками –има и шедеврами ¬озрождени€, морскими стихи€ми и живописными гаван€ми —редиземноморь€. Ќо больше всего жител€ равнин поразили горы.  то-то из друзей сказал по этому поводу: "Ќаход€сь в јльпах, ѕитер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себ€ на полотно".

Ќо не только новизну ощущений - новую и, в полном смысле слова, пародоксальную точку зрени€ на все мироздани€ €вл€ет исполненна€ по возвращении картина "ѕадение »кара". ¬ этом первом из своих шедевров Ѕрейгель буквально перевернул попул€рнейший сюжет "ћетаморфоз" древнеримского поэта ќвиди€. ” ќвиди€ все "столбенеют" при виде "несущихс€ вольно по небу" ƒедала с »каром. ” Ѕрейгел€ на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставилс€ в борозду, рыбак п в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть приподн€л голову, матросы с проплывающего корабл€ даже не вышли на палубу п никто не почу€л ни волшебства полета, ни трагичности падени€ летуна »кара! ј где же он сам - герой, которого представл€ли чуть ли не Ѕогом? Ћишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек - и круги по воде. »счез в морской пучине, не успев даже (по ќвидию) выкрикнуть "им€ отцово". ќткуда же эта неслыханна€ дерзость, этот вызов гигантам ¬озрождени€, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием?.. –еволюци€ представлений о мире свершаетс€ в Ѕрейгеле под вли€нием Ќикола€  оперника, отринувшего роль «емли как центра ¬селенной. ¬севластное солнце, озар€ющее все вокруг, п вот подлинный герой "ѕадени€ »кара". ј человек ? ¬сего лишь жива€ пылинка, мелькнувша€ в солнечном луче.

ќтныне художник толкует по-своему не только античные мифы, но и само ≈вангелие. ¬ многолюдных его картинах "ќбращение ѕавла", "ѕроповедь »оанна", "Ќесение  реста" даже сам ’ристос не выдел€етс€ из окружающей его равнодушной толпы. “ак Ѕрейгель возвращает нам жестокую правду истории - даже св€тые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, кроме близких. Ќикто из всемирных героев не был оценен при жизни.

ќднако трудно представить другого художника-мыслител€, который бы с такой легкостью переходил от холодного скептицизма к гор€чему, безудержному веселью. » тогда начинаютс€ знаменитые брейгелевские игры. ¬ дес€тках гравюр художник р€дитс€ в одежды всех сословий, разыгрывает всех, кто попадаетс€ под руку. » вот уже весь јнтверпен - от мала до велика - зовет мастера ѕитером Ўутником.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

¬ "ƒетских играх" вместе со своими маленькими геро€ми Ѕрейгель смешно пародирует "взрослую" жизнь. ќдин персонаж стрижет вместо овцы...свинью, другой осыпает свинью розами... а вот мы уже сидим в деревенском трактире, исписанном доброй сотней нидерландских пословиц, наблюда€, как эти пословицы превращаютс€ в сотню маленьких трагикомедий, €вл€ющих перевернутый мир повседневной человеческой суеты

—кептизм, сарказм, ирони€, фарс...“аков гениальный Ўутник до той поры, пока не решаетс€ завести семью. ј не решаетс€ долго. »бо лишь в 1563 году, за шесть лет до смерти, делает предложение той, которую полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Ёто ћари€, по-домашнему ћайкен, дочь его незабвенного учител€ ѕитера  ука ¬ан јльста, которого уже давно нет в живых. ѕервое признание будущей жене Ѕрейгель делает в картине "ѕоклонение волхвов", где ћайкен предстает в образе Ѕогоматери. » так скромна, так застенчива эта ÷арица Ќебесна€, что нет сомнени€: художник желал, чтобы его модель была узнана. » ћайкен узнает себ€. », ничуть не смуща€сь огромной разницы в возрасте, прот€гивает одинокому Ѕрейгелю свою нежную и верную руку.

ѕитер Ѕрейгель переезжает в Ѕрюссель, в дом ћайкен. —частливый и окрыленный, он теперь и в живописи ищет выхода из опостылевшей игры скептика и шутника. » находит его в дружбе того сослови€, из которого некогда вышел, - среди кресть€н. „еловек исключительной душевной тонкости, он различил за их грубоватой неприт€зательностью единственную здоровую силу, способную противосто€ть напору вселенского «ла.

∆ивописна€ сери€ "¬ремена года" €вл€ет кресть€нскую жизнь гармонически слитой с природой. ¬ "—енокосе", "∆атве" благодатный жар и золото зреющих полей целиком согласованы с ритмами извечного и простого мужицкого труда. Ќикто из живописцев до Ѕрейгел€ не отразил с такой любовью красоту земледельца непосредственно в действии - в могучей пластике широкого жеста косца, т€желоватой грации собирательницы колосьев. «а создание этого эпоса ѕитер Ѕрейгель —тарший получил главное свое прозвище - ћужицкий.

–€дом с пламенным золотом щедрого лета Ѕрейгель открывает дл€ европейской живописи серебристое очарование северной зимы. ќт темных силуэтов "ќхотников на снегу" свежевыпавший снежный покров земли кажетс€ еще белее, словно отража€ тихое си€ние неба. ¬ыдающийс€ кинорежиссер јндрей “арковский дл€ своего фантастического фильма "—ол€рис2 из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. ¬ библиотеке космического корабл€ вместо отсутствующего окна "«има" Ѕрейгел€ - как щем€щее напоминание об оставленной «емле, как чистота земного детства, как мудрость человеческого быти€. „еловек дл€ Ѕрейгел€ уже не космическа€ пылинка, как некогда в "ѕадении »кара". ќн вновь всемогущ. » это подтверждают его праздничные монументальные сцены " ресть€нской свадьбы". ѕриземистые и плотные, почти квадратные, подобные живым монолитам, танцоры не слишком из€щны и ловки, зато весел€тс€ вовсю, от души. ƒвижени€ их полны природной силы, непринужденности, достоинства. ¬ этих люд€х, наивных и мудрых, Ѕрейгель увидел подлинных хоз€ев и собственной судьбы, и страны.

ѕоследней картиной Ѕрейгел€ стало изображение морской бури, необычайно смелое дл€ живописи того времени. Ќад вздыбленной синей пучиной мор€ реют нежно-белые чайки. ќни обещают корабл€м близость желанного берега. » вс€кий волен предположить в брейгелевской гЅурех аллегорию гр€дущей свободы.

5 сент€бр€ 1569 года мастера ѕитера Ѕрейгел€ не стало. ћолода€ вдова похоронила его в брюссельском соборе Ќотр ƒам де Ўанель. »сполнила ли верна€ ћайкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики? Ёто никому не известно, ибо завещание ѕитера Ѕрейгел€ —таршего не сохранилось. Ќасто€щим завещанием стали его картины. —оздатель "“риумфа —мерти" заслуженно считаетс€ предтечей современного сюрреализма. ќднако вли€ние Ѕрейгел€ куда шире. ¬ "—та пословицах", в "¬авилонской башне" ѕитер Ўутник ввел в обиход европейской культуры жанр трагикомедии. ј романтические "¬ремена года" ѕитера ћужицкого напоминают, что мир наш действительно вечен и прекрасен.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru