Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей Ѕоголюбов

   /   

Alexey Bogolyubov

   /
             
‘отографи€ јлексей Ѕоголюбов (photo Alexey Bogolyubov)
   

ƒень рождени€: 16.03.1824 года
ћесто рождени€: с. ѕомеранье, –осси€
ƒата смерти: 27.10.1896 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€

ћор€к-художник

–усский художник-маринист

¬стреча с  арлом Ѕрюлловым, определивша€ творческую судьбу; јкадеми€ художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с јлександром »вановым в –име и в ѕариже; годы учени€ у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с  оро, ƒобиньи, музыкальные "четверги" Ўумана; работа над пейзажами в √олландии и в  рыму, в Ќормандии и на ¬олге; дружба и сотрудничество с  рамским и передвижниками, совместна€ борьба с јкадемией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во ‘ранции; “ургенев, «ол€, ¬иардо, французские музыканты; создание в царской –оссии первого общедоступного музе€ в пам€ть революционера ј. Ќ. –адищева - вот страницы полной контрастов биографии јлексе€ ѕетровича Ѕоголюбова, создател€ живописной истории русского флота, своеобразного мастера русского и европейского пейзажа. ѕочти четверть века Ѕоголюбов прожил в ѕариже, но творческа€ и общественна€ жизнь его неразрывными узами св€зана с судьбами русского искусства.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

29.12.2004

јлексей ѕетрович Ѕоголюбов родилс€ 16 марта в 1824 году в селе ѕомеранье, бывшей Ќовгородской губернии. ќтцом его был полковник ѕетр √аврилович Ѕоголюбов, ветеран ќтечественной войны 1812 года, а матерью - ‘екла јлександровна –адищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века ј. Ќ. –адищева.

јлексей Ѕоголюбов фотографи€
јлексей Ѕоголюбов фотографи€

ќтец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий т€желого ранени€, полученного во врем€ ќтечественной войны 1812 года.

ћать Ѕоголюбова, ‘екла јлександровна, окончила —мольный и, как вспоминает в "«аписках мор€ка-художника" ј. ѕ. Ѕоголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. ¬ это врем€ она познакомилась ближе с старою француженкою... котора€ имела большое вли€ние на ее развитие: они вместе читали ƒидерота, ¬ольтера и т. д.". ƒвух сыновей своих - Ќикола€ и јлексе€ - она с детства воспитывала в уважении к пам€ти их "крамольного" деда.

¬ 1832 году јлексей Ѕоголюбов был отдан в јлександровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в ћорской кадетский корпус. ”же тогда Ѕоголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. ћолодой художник был "...отча€нной веселости и озорного нрава...". "—трасть к рисованию мен€ тоже губила, - вспоминал он, - ибо € удар€лс€ в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".

ќднажды Ѕоголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. ≈го простили, но вз€ли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.

¬ €нваре 1841 года Ѕоголюбов, име€ от роду семнадцать лет, окончил ћорской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор посто€нно ходил в заграничные плавани€.

— годами любовь к искусству у юного мор€ка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавани€, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.

—охранилось несколько картин и рисунков Ѕоголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("‘регат "”сердный", "ѕароход " амчатка" и др.). ќни еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно дл€ всей многолетней творческой де€тельности художника Ѕоголюбова.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ѕыва€ за границей, Ѕоголюбов знакомилс€ с произведени€ми лучших западноевропейских художников. “ак, в 1847 году, плава€ в качестве лейтенанта на фрегате " амчатка", он побывал в Ћондоне, где впервые увидел пейзажи “ернера с их приподн€тым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно лет€щими облаками и бурл€щей водой. "√армони€ красок навсегда запала в мою душу", - пишет Ѕоголюбов в своих "«аписках мор€ка-художника", упомина€ о “ернере.

¬ том же году на острове ћадера произошла встреча Ѕоголюбова с  арлом Ѕрюлловым. ќб этой встрече Ѕоголюбов рассказывает так: "Ѕрюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечани€ про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Ёге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Ётот отзыв великого русского художника подбодрил Ѕоголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посв€тить себ€ целиком искусству.

— современной европейской школой живописи Ѕоголюбов познакомилс€ в 1848 году, посетив музеи јмстердама, √арлема и –оттердама.

ќ живописных работах Ѕоголюбова этого периода дает представление картина "ѕароход-фрегат " амчатка" (1848, ÷ентральный военно-морской музей, —анкт-ѕетербург). ”словность композиции и освещени€, наивна€ пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Ќет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к детал€м, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает вли€ние марин јйвазовского, находившегос€ тогда в зените славы.

¬ конце 1848 года президент јкадемии художеств герцог ћаксимилиан Ћейхтенбергский совершал на пароходе " амчатка" путешествие на остров ћадейру. √ерцог заинтересовалс€ рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно зан€тьс€ живописью. "«аместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабл€, чего у нас нет в –оссии, а эта специальность лежит в вашем образовании". ¬последствии герцог получил у Ќикола€ I разрешение прин€ть Ѕоголюбова в јкадемию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морска€ служба.

— осени 1849 года Ѕоголюбов начинает посещать классы јкадемии художеств.

¬ јкадемии художеств Ѕоголюбов учитс€ у ћ. Ќ. ¬оробьева и ¬. ѕ. ¬иллевальде. Ќо они не оказали на Ѕоголюбова столь сильного вли€ни€, какое оказал известный художник-маринист, ».  . јйвазовский, хот€ он н не был профессором јкадемии художеств.

— јйвазовским Ѕоголюбов познакомилс€ еще до поступлени€ в јкадемию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Ќасколько сильное впечатление на молодого Ѕоголюбова произвели эффектные картины јйвазовского, можно судить по его воспоминани€м: "... € увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл “ернера. —иние, желтые, белые, серые и красные картины просто мен€ ослепили."

ѕервые самосто€тельные картины Ѕоголюбова - два вида  ронштадтской гавани, "Ќаводнение в  ронштадтской гавани в 1824 году", "Ѕой брига "ћеркурий" с двум€ турецкими корабл€ми", "¬ид —мольного монастыр€ с Ѕольшой ќхты" и "ќтбытие герцога ћаксимилиана Ћейхтенбергского из Ћиссабона" - относ€тс€ к 1851 году. “ри последние были удостоены ћалой золотой медали.

“ем не менее живопись первых картин Ѕоголюбова суха и однообразна. ѕолотна наивно перегружены детал€ми, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческа€ фантази€ с налетом академического романтизма то и дело замен€ет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Ѕолее всего Ѕоголюбов остаетс€ самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хран€щийс€ в  иевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом воспри€тии действительности.

 артины Ѕоголюбова академического периода представл€ют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столети€. Ќо в них уже чувствуетс€ решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состо€ни€ в природе.

¬ 1853 году за три вида –евел€, исполненных по программе, и за "¬ид —.-ѕетербурга от взморь€" Ѕоголюбов получил Ѕольшую золотую медаль, дававшую выпускникам јкадемии право на заграничную командировку.

ѕерспективно-видовые картины, подобные " атанию на Ќеве" (1854, “реть€ковска€ галере€), были только одной стороной творчества Ѕоголюбова, ибо еще в јкадемии про€вилась его склонность к другому, батальному виду живописи.   столетию ћорского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "јфонское сражение 19 июл€ 1807 года". Ќачавша€с€ в 1853 году  рымска€ война дала ему новый материал. Ѕоголюбов издает "јльбом подвигов „ерноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Ќикола€ I: исполнить семь больших картин из истории  рымской войны. Ќесмотр€ на военные действи€, Ѕоголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником √лавного морского штаба.

¬ конце апрел€ 1854 года Ѕоголюбов отправилс€ за границу. ѕуть его лежал через Ѕерлин в ƒрезден. ќн уезжал с твердым намерением учитьс€ в ƒюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста јндре€ јхенбаха. Ќо в это врем€ јхенбах находилс€ в »талии, и Ѕоголюбов поехал в Ѕрюссель и јнтверпен. «десь он подробно знакомилс€ с живописью –убенса и ¬ан-ƒейка и усердно занималс€ натурными зарисовками кораблей, име€ в - виду царский заказ. ¬скоре Ѕоголюбов переехал в Ўвейцарию, где пользовалс€ советами известного пейзажиста  алама, много путешествовал.

Ётюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говор€т о том, что јкадеми€ дала Ѕоголюбову не многое: чувствуетс€ бедность и условность художественного €зыка, неумение схватить основное в пейзаже. ÷вет воспринимаетс€ локально. “аков этюд "∆еневское озеро близ замка Ўильон" (1854), таков же "—иноп" (1856) - этюд, в котором локализаци€ цвета особенно про€вилась: оранжевое небо, син€€ вода, а между ними фиолетова€ полоса возвышенного берега. ѕространство строитс€ также условно. ¬ пейзаже "«амок св. јнгела в –име" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выдел€етс€ на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.

–аботы Ѕоголюбова на натуре €вл€ютс€ поисками собственного стил€ в искусстве.

»з Ўвейцарии Ѕоголюбов едет в »талию, где, переезжа€ из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. “аким образом, доехав до –има, где уже были его товарищи: —орокин, ∆елезнов, ћаксугов, Ћагорио, „ернышев, Ѕронников, ƒавыдов,  абанов и целый р€д других русских художников, Ѕоголюбов останавливаетс€ там.

¬есной 1855 года Ѕоголюбов вместе с товарищами по јкадемии ездил на этюды в Ќеаполь, “еррачино, ѕалермо, ћессину, —орренто и через  апри возвратилс€ с ними в –им. –езультатом этого путешестви€ были картины: "–имска€ ночь", "Ѕурный вид о-ва  апри", "¬ечер в Ќеаполе" и другие. "¬ид —орренто" Ѕоголюбов написал с того же места, что и его замечательный предшественник —ильвестр ўедрин. "ƒерзость была велика€, - вспоминает он, - но € всегда обожал этого мастера и с любовью копировал его этюды в нашей јкадемии. ƒело сначала не шло. ѕришлось написать дес€ть этюдов - и только тогда в –име € мог окончить эту работу".

¬ –име судьба свела Ѕоголюбова с художником ‘рансуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa ћedici". Ёто "разом сделало во мне переворот, - пишет Ѕоголюбов, - и € стал вгл€дыватьс€, как этот народ, выросший в школе Ёнгра, –уссо,  оро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, гл€дит на натуру".

ѕерва€ встреча с представител€ми французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Ѕоголюбов "все больше и больше вдавалс€ в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Ёто помогло ему овладеть перспективой.

–абота над выполнением царского заказа заставила Ѕоголюбова осенью 1856 года отправитьс€ на ƒунай, чтобы написать этюды с натуры дл€ всех боевых морских эпизодов на „ерном море. Ќачав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости »сакчи, Ѕоголюбов сделал множество этюдов  онстантинопол€ и, наконец, прибыл в —иноп, уже "подготовленный всеми рел€ци€ми известного бо€".

¬ —инопе Ѕоголюбов пробыл мес€ц, нарисовал и написал его "со всех сторон". –аботать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной.

Ѕоголюбов едет в ѕариж, где поступает в школу  утюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом ≈вгением »забе, решает заниматьс€ у него.

ѕользу€сь советами опытного мариниста и работа€ в его мастерской, Ѕоголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближаетс€ со многими известными французскими художниками: ќрасом ¬ерно, Ёнгром, ѕолем ƒеларош, а позже и с  оро, ƒобиньи, –уссо, “ройоном.

¬ 1859 году Ѕоголюбов переезжает в ƒюссельдорф и начинаем работать под руководством јндре€ јхенбаха. јхенбах сразу же направл€ет Ѕоголюбова на этюды в Ўевенинген, рекомендует забыть его картины и руководствоватьс€ только своими собственными взгл€дами на природу. ¬ ƒюссельдорфе Ѕоголюбов по Ётюдам написал р€д больших картин, среди которых выдел€лась "ярмарка в јмстердаме".

"ярмарка в јмстердаме" (–усский музей) - характерна€ работа Ѕоголюбова, подвод€ща€ итог его заграничному пенсионерству. ѕо своему сюжету она еще т€готеет к романтическому пейзажу: борьба лунного света со светом факелов, готический силуэт √арлемских ворот, остроконечные вышки домов, блеск в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Ќо эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнени€ и реалистической убедительностью в решении столь сложной задачи. ѕо этой картине можно судить о том, насколько окреп Ѕоголюбов в рисунке, насколько возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью решать сложные живописные задачи, правдиво передавать природные и световые эффекты. ¬ этом Ѕоголюбов сумел подн€тьс€ до уровн€ современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы.

“резвый реализм Ѕоголюбова удивл€л многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Ќе случайно поэтому в мастерской Ѕоголюбова "часто сиживал старик  оро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник ƒобиньи, который очень полюбил Ѕоголюбова, хвалил его работы и мен€лс€ с ним этюдами.

¬ конце 1860 года Ѕоголюбов возвратилс€ из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. » когда јкадеми€ художеств устроила выставку этих работ, то стало €сно, что Ѕоголюбов не только ученик ¬оробьева и не только подражатель јйвазовского, каким был шесть лет назад, а своеобразный, интересный и большой мастер, какого –осси€ еще не знала. ». Ќ.  рамской, вспомина€ эту выставка писал о Ѕоголюбове: "ƒо 61-го года о нем ничего не было слышно. ¬ 1861 году он л строил большую выставку из всего сделанного им за границей и сразу стал тем Ѕоголюбовым, которого мы знаем: огромна€, хорошо усвоенна€ им европейска€ техника и некоторое сочинительство пейзажа. Ёто было положительно прекрасно, особенно дл€ нас, тогда еще мало знакомых с современными европейскими мастерами". јкадемией художеств Ѕоголюбову было присвоено звание профессора и объ€влена благодарность —овета, "так как, - говорилось в постановлении —овета, - до того времени ни один из пенсионеров јкадемии при возвращении в –оссию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, кроме таланта, особенные труды и старание совершенствоватьс€".

"¬ыставка мо€ посещалась бойко, - рассказывал Ѕоголюбов, - и сто€ла целый мес€ц. . . я составил себе им€, которым честно живу и теперь". јлександр II купил все картины из истории  рымской войны и "ярмарку в јмстердаме", щедро оплатив эти работы. ¬ 1861 году Ѕоголюбов был утвержден в звании профессора и получил новый царский заказ - написать историю морских сражений ѕетра ¬еликого.

ѕосле закрыти€ выставки, принесшей ему такой успех, Ѕоголюбов побывал в ћоскве и, вернувшись в ѕетербург, вошел в круг художников, группировавшихс€ вокруг јкадемии и ќбщества поощрени€ художников. ѕо поручению гидрографического департамента морского министерства Ѕоголюбов начал работу над атласом берегов  аспийского мор€ под руководством известного гидрографа капитана »вашенцева. ¬ 1864 году такой же атлас ‘инского залива был выполнен им вместе с капитанами Ѕаженовым и  роуном.

¬ св€зи с необходимостью побывать на  аспийском море Ѕоголюбов совместно с братом предприн€л в 1861 году путешествие по ¬олге. –езультатом €вились иллюстрации к книге Ќ. ѕ. Ѕоголюбова "¬олга от “вери до јстрахани" и этюды волжских городов. ¬последствии они легли в основу нескольких видовых полотен Ѕоголюбова.

  этой поездке, веро€тно, относитс€ этюд "«акат солнца в Ќижнем" (–усский музей). Ѕоголюбов изобразил берег ¬олги, вдоль которого т€нетс€ к городу дорога. ѕо ней идут люди; поднима€ столбы пыли, проезжают кресть€нские телеги «аход€щее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города.  олорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно “реть€ковской галереи "»патьевский монастырь близ  остромы", датируемое 1861 годом. ¬ нем снова повтор€етс€ тот же мотив вечернего закатного освещени€. ¬ода блестит в желтовато-зеленых лучах заход€щего солнца. Ќа высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываютс€ главы церквей и стены древнего русского города. Ќа опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку.

Ќаибольший интерес дл€ вы€снени€ эволюции пейзажей Ѕоголюбова представл€ют италь€нские этюды, написанные в городе ѕизе (–усский музей), датировка которых до сих пор оставалась не€сной. ћежду тем они могут быть датированы абсолютно точно благодар€ запис€м в дневниках художника. ƒело в том, что в св€зи с болезнью жены Ѕоголюбов провел в »талии зиму 1862/63 года. ќщущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. ќни безусловно могут быть названы пейзажами настроени€. ¬ них уже угадываютс€ черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны дл€ пейзажных полотен Ѕоголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.

¬ 1863 году Ѕоголюбов вторично совершает поездку по ¬олге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. –езультатом этих поездок €вилс€ р€д больших картин: "¬ид  азани в разлив", "Ќижний Ќовгород с колокольного базара", "»патьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков.

¬ 1863 году Ѕоголюбов побывал также на ƒону и в  рыму. ¬ернувшись в ѕетербург, Ѕоголюбов закончил работу над альбомами путешестви€ и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.

ѕора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. ¬ 1865 году Ѕоголюбов уехал в Ўвейцарию, а затем в ƒюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе. Ѕольша€ часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. ¬торой цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "јбордажное дело со шведами в устье Ќевы 6 ма€ 1720 г.", "√ренгамское сражение", "ѕрорыв русского галерного флота через шведский у мыса √анге-”дд", "√ангутский бой", "–евельское сражение 2 ма€ 1780 г.", "¬ыборгское сражение 22 июн€ 1790 г.", " расногорское сражение 22 июн€ 1790 г.".  артины "√ангутский бой" и "Ѕой у о. Ёзель 24 ма€ 1719 г." - это вершины батальной живописи Ѕоголюбова.

¬ 50-х годах, воссоздава€ историю  рымской войны, Ѕоголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. “еперь он приходит к новым и самосто€тельным композиционным решени€м, достигает большой смысловой и живописной выразительности. Ёто ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. ѕравда, Ѕоголюбов не обладал той мощью фантазии, котора€ присуща полотнам его старшего современника јйвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по пам€ти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Ѕоголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. ≈му чужды преувеличени€ јйвазовского, чужды и его ошибки. ћор€к по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изобража€ мачты и паруса. ≈ще ј. ј. »ванов, заметив талант јйвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у публики. ќн предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и выражал опасени€ по поводу попыток јйвазовского создавать себе славу газетной шумихой. ¬последствии об этом же писал в своих дневниках Ѕоголюбов. ћорские драмы јйвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Ѕоголюбов резко критиковал.

¬ своей критике творческого метода јйвазовского Ѕоголюбов был прав. ќднако врем€ сделало выбор: попул€рность јйвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин Ѕоголюбова.   Ѕоголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен јйвазовского.

¬торую половину 60-х годов Ѕоголюбов провел в беспрерывных странстви€х: 1866 год - путешествие по –оссии, затем - ƒюссельдорф, ƒани€. 1868 год - снова ѕетербург. ¬ следующем году - третье путешествие по ¬олге.

¬ 1869 году в ѕетербурге открылась выставка работ Ѕоголюбова, посв€щенна€ пам€ти профессора ј. Ѕейдемана. ѕосле ее закрыти€ Ѕоголюбов снова путешествует по –оссии, а затем уезжает в √олландию, Ѕельгию и √ерманию. »з работ, экспонировавшихс€ на выставке, следует отметить большую картину " рушение фрегата "јлександр Ќевский" (1868, ÷ентральный военно-морской музей) и волжские виды.

1870-1871 годы художник проводит в ѕариже и, получив заказ, занимаетс€ росписью русской посольской церкви.

  этому времени относитс€ пейзаж "Ћес в ¬Єле" (“реть€ковска€ галере€). ¬ тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатс€ легкие тени. —квозь верхушки деревьев прогл€дывает серенькое небо. √уста€ листва кажетс€ погруженной в прозрачную атмосферу. Ёто "безлюдна€" природа, но кажетс€, что здесь незримо присутствует человек. “ональна€ живопись этой картины строитс€ на тончайших переходах и сочетани€х зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведени€ми барбизонской школы. Ѕоголюбов предстает перед нами в новом качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного - реалистического плана.

Ёлементы нового отношени€ к пейзажу - интерес к состо€нию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Ѕоголюбова уже в начале 60-х годов и особенно в италь€нских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "¬Єль. ƒвор фермы. ќсень" (–усский музей).

Ќормандские этюды подготовили художника к созданию картины "”стье Ќевы" (1872, “реть€ковска€ галере€), котора€ в творчестве Ѕоголюбова стала этапной. ƒаже современники хорошо понимали, что "слича€ и припомина€ виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Ѕоголюбова, нельз€ не сознатьс€, что его "”стье Ќевы" во многом представл€ет заметный шаг вперед. ѕрежде всего поражает здесь свобода и простота концепции".

Ўирока€ даль Ќевы, светлые силуэты зданий ѕетербурга, освещенные суда и песчана€ отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Ѕезыскусственность и простота сюжета, глубока€ реалистическа€ убедительность и смелый живописный прием, использованный Ѕоголюбовым, привод€т его "к решени€м, близким передвижническому пейзажу". Ѕлизким, но обособленным. » вот почему.

— передвижниками Ѕоголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Ќо в истории русского пейзажа он, как и ѕохитонов, который впоследствии тоже преимущественно жил и работал за границей, занимает несколько особое положение. ƒаже в национальных по теме и содержанию полотнах Ѕоголюбова всегда преобладает пассивно-созерцательное начало. ѕри всей изобразительной достоверности живописный и эмоциональный строй картин Ѕоголюбова имеет мало общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в котором в эти годы все более утверждаютс€ мотивы, выражающие социальные настроени€ русского общества.

»дейных позиций передвижников в своем творчестве Ѕоголюбов не раздел€л. ѕрограмма национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. “ем не менее, он участвует во всех передвижных выставках, начина€ с первой - 1871 года, в следующем году становитс€ одним из самых де€тельных, вли€тельных членов правлени€ “оварищества и умело использует свое положение, св€зи и авторитет в официальных кругах дл€ дела художников-передвижников.

Ѕольшую роль в сближении с передвижниками сыграл выход Ѕоголюбова в 1873 году из состава —овета консервативной јкадемии, в который он был избран в 1871 году, и последующа€ его активна€ борьба с јкадемией в 1876 году по вопросу о создании русской јкадемии в –име.

√лубокую св€зь, котора€ существовала между ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает истори€ создани€ Ѕоголюбовым народного музе€ имени –адищева в —аратове.

ѕрогрессивное начинание Ѕоголюбова было гор€чо одобрено передвижниками. ќзнакомившись с проектом организации саратовского музе€, –епин писал —тасову: "ѕоддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует основать во всех больших городах. ѕока их не будет, не будет и насто€щего искусства"

ѕерва€ попытка демократизации искусства была предприн€та “овариществом передвижных художественных выставок. —ледующий шаг в этом же направлении сделал Ѕоголюбов, основав первый в –оссии общедоступный музей.

ћысль о его создании возникла у Ѕоголюбова еще в 50-е годы, в период заграничного пенсионерства. "— тех пор, - писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части предметов искусства и книг. . . немедленно по€вл€лась метка: "–. ћ." (–адищевский музей). —вою художественную коллекцию Ѕоголюбов решил принести в дар —аратову. » не случайно. ¬от как он объ€сн€ет это в дневниках: "ћысль об учреждении музе€ и школы в родном моем городе —аратове мен€ всегда занимала, тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым двор€нином. . . но. . . независимо от личных чувств, прив€занности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно —аратов, как один из самых важных центральных пунктов нашего кра€, представл€ет особенные удобства и удовлетвор€ет действительным потребност€м в зате€нном мною предпри€тии". —оздава€ музей, Ѕоголюбов хотел "оставить по себе пам€ть, возвыша€ втоптанное в гр€зь им€ деда. — другой стороны, - объ€сн€л он, - € всегда думал, что каждый гражданин в моих услови€х об€зан все свое имущество отдавать своей родине, дабы возвысить образовательное дело юношества".

ћного энергии и упорства потребовалось Ѕоголюбову, чтобы преодолеть трудности, св€занные с устройством музе€ в —аратове.  осность и упр€мство большей части городского управлени€ зат€нули дело основани€ и открыти€ музе€ на восемь лег.

ћного преп€тствий надо было преодолеть, чтобы добитьс€ высочайшего разрешени€ на название музе€ "–адищевским". » еще долго после этого в придворных кругах не могли успокоитьс€ - "на каком основании в —аратове музей назван –адищевским - именем революционера".

Ѕоголюбов св€зал первый музей в провинции с именем своего деда, ј. Ќ. –адищева, автора крамольного "ѕутешестви€ из ѕетербурга в ћоскву".

29 июн€ 1885 года состо€лось торжественное открытие первого в –оссии провинциального художественного музе€.

Ќа другой день –адищевский музей был открыт бесплатно дл€ публики.   10 часам утра у входа собралась многотыс€чна€ толпа. ¬ здание впускали по п€тьсот-шестьсот посетителей. — 10 часов утра до 3 часов дн€ в музее побывало 2700 человек, но не все желающие успели осмотреть его в тот же день. Ёто совершенно небывалое €вление в художественной жизни –оссии воочию убеждало, насколько важным и необходимым было начатое Ѕоголюбовым дело.

—тоит еще раз напомнить, что в 1885 году “реть€ковска€ галере€ была частным собранием, а двери –усского музе€ открылись дл€ широкой публики тринадцать лет спуст€ после создани€ музе€ в —аратове.

ѕосле открыти€ в 1885 году первого провинциального художественного музе€, основанного Ѕоголюбовым в —аратове, по всей –оссии прошла волна организации художественных музеев. ¬след за —аратовским музеем возникают музеи в ’арькове, Ќижнем Ќовгороде, ѕензе и других городах –оссии.

—аратовский музей был открыт в 1885 году, –усский музей в Ћенинграде был открыт тринадцать лет спуст€ после —аратовского музе€.

ѕосле открыти€ музе€ Ѕоголюбов с еще большей энергией продолжает заботитьс€ о музее и пополнении его коллекции, а также об открытии рисовальной школы при нем. «десь Ѕоголюбов сталкиваетс€ с еще большей косностью "отцов города".

ќн так и не дождалс€ открыти€ школы, которое состо€лось в феврале 1897 года, спуст€ три мес€ца после смерти Ѕоголюбова. Ўкола носила в честь его название - "Ѕоголюбовское рисовальное училище".

Ѕоголюбов завещал любимому своему детищу - музею и рисовальной школе - все свое имущество и капитал в сумме двухсот тыс€ч рублей.

ѕрогрессивные устремлени€ Ѕоголюбова, преданность его русской культуре определили и общественную позицию Ѕоголюбова во ‘ранции, где он прожил четверть века.

ѕарижский период его жизни начинаетс€ с 1873 года. ¬ынужденный покинуть родину из-за серьезной болезни сердца, художник оставалс€ за границей до конца своих дней. Ќо почти каждое лето Ѕоголюбов приезжал в –оссию. ќн сохранил верность родине и жил интересами русского искусства.

¬ парижской мастерской Ѕоголюбова посто€нно собирались русские художники. «десь часто бывали –епин, ѕоленов, јнтокольский, ¬ерещагин, ѕохитонов и многие другие.

–усские художники также посто€нно бывали у генерала “атищева и в доме знаменитой певицы ѕолины ¬иардо, где слушали превосходную музыку и лучших европейских музыкантов. Ѕоголюбов вспоминает, что там он познакомилс€ с —ен-—ансом, «ол€ и многими другими представител€ми французской культуры.

"¬се шло под эту кровлю высокого художества, - пишет Ѕоголюбов, - счита€ честью быть у гениальной певицы и музыкантши.. . Ѕывали тут и литературные утра, - продолжает он, - организованные ». —. “ургеневым дл€ усилени€ средств русской учащейс€ в ѕариже молодежи, которую он поддерживал, не зна€ отказа".

"¬торники" Ѕоголюбова и "четверги" “ургенева как бы предшествовали организационному сплочению русских художников, последний толчок которому дала русско-турецка€ война. "–адостна€ весть, что ѕлевна пала, - вспоминал Ѕоголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день ее вз€ти€ основать в ѕариже ќ-во взаимного вспомоществовани€ русских художников. —ейчас собрали картины, рисунки дл€ лотереи, которую здесь же разыграли... написали устав, над которым немало потрудилс€ ». —. “ургенев".

—в€зь Ѕоголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во ‘ранции. –уководимый им русский художественный кружок в ѕариже не только объедин€л художников, живших вдали от родины, но и создавал им услови€ дл€ работы. ѕредоставл€€ же приют и помощь молодым художникам, которым јкадеми€ отказывала в своем покровительстве, русский художественный кружок тем самым противосто€л реакционной јкадемии и способствовал развитию национального искусства. "»нтересы этого кружка были не парижские, а русские вообще", - как говорил ћ. ћ. јнтокольский.

 огда ».  . –епин за границей в 1874 году осталс€ без денег, Ѕоголюбов устраивает ему выгодный заказ, и молодой художник может снова прин€тьс€ за картину "—адко".

„ерез посредство Ѕоголюбова очень часто получали выгодные заказы  рамской, —авицкий, ѕоленов и другие. ÷ены на эти заказы обычно устанавливал сам Ѕоголюбов, выговарива€ при этом возможно более выгодные услови€ дл€ художников.

¬ 1874 году цела€ пле€да молодых русских художников, пенсионеров јкадемии художеств, в числе которых были –епин, ѕоленов, ’арламов, —авицкий, ¬ерещагин, јнтокольский, Ѕеггров и другие, находит себе приют в ѕариже у жившего там Ѕоголюбова.

∆ив€ во ‘ранции, Ѕоголюбов, как всегда, много" и плодотворно работает. ќ его пейзажной манере этой поры, кроме упом€нутых видов ¬Єл€, дают представление дес€тки этюдов, хран€щихс€ в —аратовском музее. ќдин за другим он создает их в живописных уголках Ќормандии, √олландии, Ўвейцарии, »талии. –аньше пейзажи Ѕоголюбова изобиловали детал€ми - теперь он стремитс€ к обобщенности форм, передает через образы природы свои мысли и чувства, достигает большой выразительности в очень небольших по размеру полотнах. Ёто придает живым наброскам с натуры характер этюдов-картин. ѕейзажи "—уда в гавани ƒьепп", "—калы в ‘екане", "ћельница в ¬Єле", "ѕрачки в Ќанте" полны света и воздуха. ¬оздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. Ќа поверхность воды ложатс€ отражени€ с бесконечным разнообразием цветовых оттенков. Ѕлизкие по технике исполнени€ то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Ѕоголюбова, тем не менее, очень непосредственны и несут на себе печать его индивидуального живописного почерка.

Ќо даже в эти годы, работа€ по преимуществу над пейзажем, он все же возвращаетс€ к изображению баталий и видовых перспектив ¬ 1877 году Ѕоголюбов едет на театр военных действий и тогда же заканчивает работу над картинами "¬зрыв турецкого монитора" и "¬ысадка в ћачин корпуса генерала ÷иммермана". ѕолотно "ƒело лейтенанта —крыдлова на ƒунае" закончено позднее - в 1881 году. ј в конце 70-х-начале 80-х годов Ѕоголюбов создает целый р€д панорамических видов - "Ќижний Ќовгород", "ћосква с ’амовнической набережной", "√олицынска€ больница", "ћосква, ¬олхонка" и др. ѕо сравнению с ранними перспективами они более живописны и сочетают в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от јкадемии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры.

∆ивописное дарование Ѕоголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 80-х годов. Ётюд "‘ерма в Ўамбодуане", передающий прелесть и оба€ние ранней осени, и пейзаж осеннего Ўевенингена, написанный в сдержанной серебристой гамме, можно назвать шедеврами Ѕоголюбова. ≈сли в его этюдах 70-х годов цвет играл едва ли не самодовлеющую роль, то теперь - это один из пластических элементов, помогающих художнику выразить свои чувства через образ и состо€ние взволновавшей его природы.

”же в 60-70-е годы современники считали Ѕоголюбова художником, великолепно усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Ќо и тогда среди его работ более всего отмечали своеобразно-неповторимые маленькие этюды. »менно в них, и особенно в последний период творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Ѕоголюбова. «аметим, что во французском искусстве в эти годы €сно наметились тенденции субъективного истолковани€ действительности. Ќо Ѕоголюбов осталс€ верен реалистической правде до конца жизни. ƒаже незадолго до смерти он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покор€ющие м€гкой лирикой и глубиной содержани€. —овсем маленький этюд сохран€ет прелесть живого воспри€ти€ природы и вместе с тем несет в себе значительность законченного произведени€; в этом - одна из отличительных черт пейзажей Ѕоголюбова, котора€ ставит его на особое место в истории русского пейзажа XIX века.

—овершенно по-новому Ѕоголюбов изображает в своих последних полотнах море.  артина "ѕрибой в ћентоне" (÷ентральный военно-морской музей) полна суровой правды и совсем лишена эффектных деталей, присущих маринам јйвазовского и —удковского. √розовое небо зат€нуто золот€щимис€ по кра€м т€желыми, мрачными тучами. ћоре, отража€ последние лучи солнца, сверкает и пенитс€, подкатыва€сь к отлогому берегу. Ќа горизонте - едва различимый силуэт одинокой накренившейс€ мачты. —опоставление двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного мор€ - исполнено глубокого драматизма.

Ќе менее значительны и интересны, чем картины и этюды Ѕоголюбова, его рисунки. Ёто самосто€тельна€, значительна€ область в творчестве художника, о размерах которой можно судить хот€ бы уже по тому, что только в собрани€х –усского музе€ в Ћенинграде и —аратовского художественного музе€ хранитс€ до двух тыс€ч его рисунков.  онечно, они далеко не все равноценны.

¬иртуозность и мастерство, присущие рисункам Ѕоголюбова, пришли к художнику не сразу. ќни €вились в результате упорной работы в течение дес€тилетии, благодар€ тому что Ѕоголюбов почти не расставалс€ с карандашом, фиксиру€ свои наблюдени€, воспоминани€ или мысли на всем, что оказывалось у него под рукой:

будь то визитна€ карточка или каталог последней выставки, тетрадь или миниатюрный блокнот.

Ќар€ду с путевыми случайными набросками художник создал целый р€д крупных станковых рисунков, к которым он приходил через многочисленные эскизы и наброски. “аковы его "¬зрыв монитора", "ƒело Ўестакова и ƒубасова", "Ѕур€", " рушение судна", а также блест€щие отмывки тушью, как "Ўевенинген" в “реть€ковской галерее, "¬енеци€", "Ѕарбизон" и другие в собрани€х —аранского художественного музе€.

 роме этого, Ѕоголюбов много работал над литографией, офортом и росписью фарфора, а также исполн€л работы по стенной живописи.

ѕоследователь академических правил в своей видовой перспективной живописи даже последних лет, создатель документально точной истории русского военного флота, Ѕоголюбов еще в молодые годы испытал вли€ние французской и немецкой школ пейзажной живописи. –абота€ в одном жанре, даже в зрелые годы, он следовал канонам; в другом - пейзажном - выступал как новатор. Ёти стороны творчества, совмеща€сь на прот€жении всей его жизни, имели между собой мало общего. "—очетание в творчестве Ѕоголюбова двух направлений, - пишет ј. ј. ‘едоров-ƒавыдов, - одного, св€занного с традици€ми јкадемии художеств, и другого - с реализмом и пленэром, заставл€ет сопоставить его творчество в какой-то мере с такой же двойственностью искусства ¬. ƒ. ѕоленова". ѕодобное сосуществование различных интересов встречаетс€ в творчестве и некоторых других русских художников.  роме ј. ѕ. Ѕоголюбова и ¬. ƒ. ѕоленова к ним в первую очередь, очевидно, следует отнести ». ѕ. ѕохитонова.

“ворческий путь Ѕоголюбова - замечательный пример самоотверженного труда и преданности своему делу, замечательный пример борьбы за овладение высоким живописным мастерством, глубоким реалистическим искусством. Ќачав работать в период, когда пейзаж еще считалс€ второстепенным жанром, когда процветали пейзажи с эффектным освещением, красивыми замками и развалинами, Ѕоголюбов через свой полувековой творческий путь уверенно пронес и сохранил большое и глубоко реалистическое искусство.

“ворчество и общественно-художественна€ де€тельность ј. ѕ. Ѕоголюбова - интересна€, своеобразна€ страница в истории русской культуры второй половины XIX века, в истории русско-французских св€зей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru