Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

∆юль Ѕастьен-Ћепаж

   /   

Jule Bastien-Lepage

   /
             
‘отографи€ ∆юль Ѕастьен-Ћепаж (photo Jule Bastien-Lepage)
   

√од рождени€: 1848 ‘ранци€
√од смерти: 1884
‘ранци€
¬озраст: 36 лет
√ражданство: ‘ранци€

Ѕиографи€

французский живописец

». Ќ.  рамской охарактеризовал Ѕастьен-Ћепажа как "невозможного ломаку" и "незавидного живописца", тонко различив в эмоциональном строе его картин налет неестественной, несколько благостной сентиментальности. ј в конце века »горь √рабарь подвел под этим вопросом черту, сурово заметив о работах художников круга Ѕастьен-Ћепажа: "в их мастерских, сильных произведени€х есть все, кроме одного: художественного впечатлени€!"

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

16.09.2005

∆юль Ѕастьен-Ћепаж (1848-1884). ¬ одном из залов французской живописи √осударственного музе€ изобразительных искусств имени ј. —. ѕушкина висит картина "ƒеревенска€ любовь" (1882) ∆юл€ Ѕастьен-Ћепажа.  огда-то она находилась в коллекции —. ћ. “реть€кова. ќн с большой любовью собирал полотна французских мастеров реалистического пейзажа-барбизонцев, работы  .  оро и произведени€ художников кресть€нского жанра во французской живописи последней четверти XIX века-таких как Ћ. Ћермитт, ѕ.-ј.-∆. ƒань€н-Ѕувре и признанный их кумир ∆. Ѕастьен-Ћепаж.   “реть€кову на ѕречистенский бульвар спешила художественна€ молодежь ћосквы-посмотреть "французов". —реди них часто бывали еще мало кому известные ¬. ј. —еров и ћ. ¬. Ќестеров. "я каждое воскресенье хожу туда смотреть "ƒеревенскую любовь",-признавалс€ —еров. „то же так т€нуло его к этому французскому живописцу, столь когда-то известному и любимому?

Ѕастьен-Ћепаж развивалс€ под вли€нием двух могучих талантов французского искусства середины века-ћилле и  урбе. —ам выходец из кресть€н Ћотарингии, перебивавшийс€ случайным заработком во врем€ обучени€, Ѕастьен сумел не оторватьс€ от родных истоков, и они стали "кастальским ключом" его вдохновени€. ≈му, правда, оказались не по плечу ни самоотверженное подвижничество ћилле, у которого (по словам –. –оллана) "было высокое и суровое понимание действительности", ни героическа€ дерзость коммунара  урбе, но некоторые идеи предшественников Ѕастьен хорошо усвоил и развил в своем искусстве.

ќн побывал и работал в различных европейских странах, јнглии, јлжире, однако наиболее плодотворными оказались этюды в родной деревне ƒанвиллер. ƒевизом Ѕастьена стало "в точности передать природу".  ропотлива€ работа на пленэре, стремление запечатлеть тонкие цветовые оттенки земли, листвы, неба, передать бесконечную монотонную мелодию кресть€нского быта, переложить труды и дни своих героев в тихую, умиротворенную поэзию-все это снискало ему недолгую, но довольно €ркую славу.  артины Ѕастьена 70-х- начала 80-х годов-"—енокос", "∆енщина, собирающа€ картофель", "ƒеревенска€ любовь", "¬ечер в деревне", " узница" и др.-внесли струю свежего воздуха в затхлую атмосферу парижского —алона. ќни, конечно, не могли решительно изменить расстановку художественных сил времен “ретьей республики, в которой преобладали апологеты выдыхающегос€, но и агрессивного академизма - “.  утюр, ј.  абанель, ј. Ѕугро и т.д.; и все же несомненно де€тельность Ѕастьена и художников его круга имела в немалой степени прогрессивное значение.

“ематические, образно-художественные, колористические традиции живописи 40-60-х годов-барбизонцев,  оро, ћилле-Ѕастьен переводит в план большей психологической детализации образов, жанрово-бытовой конкретности, с учетом определенных пленэрных новаций. ќн преодолел колористическую ограниченность ћилле, добивавшегос€ цветовой гармонии за счет некоего общего коричневатого тона, и решил в общем задачу непротиворечивого соединени€ человека и окружающей пейзажной среды, что не удавалось  урбе. “€желый колорит барбизонцев очищаетс€ на его палитре, приближа€сь к естественной звучности цвета. Ќо если вспомнить, что р€дом с ним, но почти не пересека€сь, творили импрессионисты, с куда большей принципиальной смелостью обратившиес€ к солнцу, небу, блистающей разноцветными бликами воде, человеческому телу, расцвеченному цветными рефлексами, то успехи и достижени€ Ѕастьена покажутс€ гораздо скромнее, компромисснее и архаичнее. ѕравда, одно качество его искусства выгодно отличает живопись Ѕастьена от живописи и современников-ретроградов, и современников-"революционеров": он сохранил тип монументализированной двухсоставной по своей природе картины. ќбъединив пейзаж и портрет, художник лишил бытовой жанр многоречивой сюжетной повествовательности, придал ему черты созерцательности. ѕортретность, в свою очередь подспудно присутствующа€ в конкретной характерности, не становилась психологически самодовлеющей.

¬с€ эта проблематика была нова более дл€ русской живописи, нежели французской. «десь и причина тех высоких оценок, кажущихс€ сейчас до удивлени€ неумеренными, которое вызывало искусство Ѕастьена у русских художников. ¬ 80-е годы наша живопись находилась на распутье. “радиции большого классического искусства давно выродились в пугающий академизм, реалистическа€ эстетика передвижничества переживала кризис, а ве€ни€ импрессионизма, символизма, модерна еще не стали устойчивыми, определенными. ’удожники обратились к национальному и близкому-природе, кругу друзей-тому "отрадному", куда устремились ¬алентин —еров, ћихаил Ќестеров, члены абрамцевского кружка.

"ƒевушка, освещенна€ солнцем", "ƒевочка с персиками" во многом порождены задачами, общими дл€ русского живописца и французского мастера. ¬ 1889 году —еров писал ». —. ќстроухову из ѕарижа: "ѕо художеству € остаюсь верен Ѕастьену".

ј дл€ Ќестерова, побывавшего, как и —еров, в 1889 году на ¬семирной выставке в ѕариже, показанна€ там картина Ѕастьена "¬идение ∆анны д'јрк" (где, по его словам, "задача созерцани€, внутреннего видени€ передана со сверхъестественной силой") немало дала дл€ его собственного "¬идени€ отроку ¬арфоломею".

“от же Ќестеров писал о "ƒеревенской любви", что "картина эта, по сокровенному, глубокому смыслу, более русска€, чем французска€".

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

≈го слова могли бы послужить эпиграфом дл€ некоей трогательной новеллы из последних лет жизни Ѕастьена, когда умирающего от чахотки художника настигла восторженна€ признательность еще одного русского коллеги. Ёто была молода€, и уже приговоренна€ к смерти от той же чахотки, ћари€ Ѕашкирцева. »скусство Ѕастьена озарило ее собственное творчество, и дружба их, дливша€с€ последних два года жизни обоих (ћари€ умерла на полтора мес€ца раньше), звучит элегически-скорбным аккомпанементом их безвременной гибели. Ќо не следует думать, что даже и в этом случае, осложненном лирической патетикой, вли€ние Ѕастьена было подавл€ющим: искусство Ѕашкирцевой было сильнее и мужественнее, богаче поисками, и она достаточно быстро, несмотр€ на весь свой пиетет, пон€ла ограниченность художественной концепции Ѕастьена.

¬последствии и —еров и Ќестеров, эти большие и самобытные мастера, ушли от Ѕастьена так далеко, что увлечение им осталось малозначимым эпизодом в их творчестве. (¬ли€ние искусства Ѕастьен-Ћепажа оказалось довольно обширным, коснувшись не только русских, но и шведских, финских, венгерских, италь€нских художников.)

¬прочем, еще в 1884 году трезвомысл€щий ». Ќ.  рамской охарактеризовал Ѕастьен-Ћепажа как "невозможного ломаку" и "незавидного живописца", тонко различив в эмоциональном строе его картин налет неестественной, несколько благостной сентиментальности. ј в конце века »горь √рабарь подвел под этим вопросом черту, сурово заметив о работах художников круга Ѕастьен-Ћепажа: "в их мастерских, сильных произведени€х есть все, кроме одного: художественного впечатлени€!"

» наконец современный исследователь французской живописи XIX века ј. ƒ. „егодаев пишет о них как о "добродетельных назидани€х и мелодрамах, проникнутых набожно постным католическим духом", не оставл€€ своим приговором никаких сомнений по поводу действительного места этого €влени€ в истории европейского искусства.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru