Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћари€ Ѕашкирцева

   /   

Maria Bashkirtseva

   /
             
‘отографи€ ћари€ Ѕашкирцева (photo Maria Bashkirtseva)
   

ƒень рождени€: 24.11.1858 года
ћесто рождени€: √авронцы, ”краина
ƒата смерти: 31.10.1884 года
ћесто смерти: ѕариж, –осси€
¬озраст: 25 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


ћари€ Ѕашкирцева (биографи€)

‘ранцузска€ художница российского происхождени€, автор знаменитого дневника.

ћопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Ёто была единственна€ –оза в моей жизни, чей путь € усыпал бы розами, зна€, что он будет так €рок и так короток!"

12.12.2000

24-25.11.00. ћарии Ѕашкирцевой...

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

≈й даровал Ѕог слишком много!

» слишком мало - отпустил.

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

ќ,звездна€ ее дорога!

Ћишь на холсты хватило сил...

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

я с этой девушкой знакома

”вы,конечно не была!

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

Ќо,как она- сидела дома

Ћучшие дн€

¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37604
¬италий —оломин
јйседора ƒункан: 'я начала танцевать в утробе матери'
ѕосетило:7564
јйседора ƒункан
 сени€ √алецка€. Ѕиографи€
ѕосетило:290
 сени€ √алецка€

» золотой узор ткала

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

¬ привычной клетке одиночеств.,

√де и живет одна- душа

 ак много в дневниках пророчеств

ћари€ Ѕашкирцева фотографи€
ћари€ Ѕашкирцева фотографи€

 огда Ћюбви теб€ лишат!

≈й даровал √осподь так много!

ј ∆изнь -крупинками считал

ќ,звездна€ ее дорога!

» —мерть -признань€ пъедестал!

— детства запомнилась картинка из красочной детской энциклопедии: девушка,почти подросток- тонкие черты лица,белокурые волосы,-€вно жила в далеком 19 столетии- полулежит в кресле мечтательно уставившись в окно.“акое красивое лицо,но больше всего на нем завораживают глаза-огромные,слишком выразительные,мама,придержива€ книгу на моих колен€х тихо говорит:"необычные".ѕотом мы вчитываемс€ в текст и €,позабыв,что книга чужа€,что рвать и пачкать ее нельз€,что вз€ли на три дн€,начинаю плакать пр€мо над той страницей,где написано,что девушка- художница рано умерла от чахотки в 23 года,оставив после себ€ значительное количество картин,погибшее в годы войны, и огромный, в несколько дес€тков томов ,дневник ...—трочки расплываютс€ перед глазами,на книге остаютс€ мокрые п€тна,мама недовольно ворчит и захлопывает книгу.“€жесть ее давит мне на колени,€ не выдерживаю и она падает пр€мо в м€гкую серую землю-пыль под скамейкой.(ћы читаем книгу на даче)ћама и вовсе рассержена:"Ќу вот,выпачкали книгу! „то теперь скажет тет€  ат€?! —ледующей- не даст уж точно!"

Ќо какое мне дело до тети  ати с ее роскошными книгами?! ћне до слез и тоскливой боли под сердцем жалко девушку с загадочными глазами-там так много грусти,€ дес€тилетн€€,быстро догадываюсь почему...ћожет быть тогда впервые тень от слова "—мерть" коснулась моей души тонкими перстами. ак будто лед€ной камешек упал в сердце,оставив там едва заметный холодок и часто наплывающее,сладковато-горькое чувство удивлени€ и тоски при звуках имени: ћари€ Ѕашкирцева.

¬ ее жизни было все. Ѕогатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.ќна родилась в богатой и родовитой семье Ѕашкирцевых,- чьЄ имение славились роскошью и хлебосольством на ѕолтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр. очубе€,-но почти не помнила ”краины,так как в дес€тилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровь€,по насто€нию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценител€ искусства.ѕочти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью дл€ –оссии.

ћари проведет свое детство,вдыха€ аромат миндальных садов на юге ‘ранции,слуша€ негромкий шум мор€ на Ћазурном берегу,засыпа€ под его рокот.ћногие места старой ≈вропы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:ћентона,Ћондон,ѕариж, Ќицца. Ќе будет ни одного музе€, ни одной картины,ни одного спектакл€,концерта, который ћари,ћус€,ћусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"ƒневник"...ќна живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.≈е дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.

ќдиночество,его золота€ клетка,(из-за рано развившихс€ болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Ћист или Ўопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(ћстислав  н€зев) Ѕольше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении ≈сли" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставл€ет нас жить,каким же образом происходит,что кака€ -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспор€док,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Ётим вопросом ћари озабочена посто€нно,сколько бы не было ей лет...ћожет быть, поэтому

у девочки,посто€нно окруженной врачами,их советами и порой слишком нав€зчивой опекой родных,развиваетс€ стремление за€вить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, ћир?

ћногие потом писали о сильно развитом у Ѕашкирцевой чувстве тщеслави€,самолюбовани€ и гордыни.Ќо мне кажетс€, здесь другое.

ѕросто- напросто,как все недюжинные натуры,она быстро перерастает уровень,окружающих ее людей- пусть и беззаветно люб€щих,пусть и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.

" ому много дано,с того многое и спроситс€!"-написано и придумано не нами.“рудна€, похожа€ на блеск рано сорвавшейс€ с неба звезды жизнь ћарии Ѕашкирцевой- тому подтверждение .

ќна не имела внешности" синего чулка",ее даровани€ и познани€ в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в жизнь,такой каскад упоительных возможностей обрываетс€ столь внезапно,что,впервые увидев даты ее жизни ,думаешь не опечатка ли это?!

ќбраз ћарии Ѕашкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько мес€цев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своЄ врем€ во ‘ранции критика‘рансуа  оппе.¬от отрывок из него...

"¬ эту минуту вошла мадемуазель ћари. я видел ее только раз,€ видел ее в течении какого- нибудь часа-и никогда не забуду ее.¬ свои 23 года она казалась гораздо моложе,небольшого роста,при из€щном сложении,лицо круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,свет€щиес€ мыслью,гор€щие желанием всЄ видеть и всЄ знать,губы,выражавшие одновременно твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.ћ-ль Ѕашкирцева производила с первого взгл€да впечатление необычайное...

воли,пр€чущейс€ за нежностью,скрытой энергии и грации.¬се обличало в этой очаровательной девушке высший ум. ѕод этой женской прелестью чувствовалась железна€,чисто мужска€ сила.Ќа мои поздравлени€,она отвечала мне мелодичным,при€тным голосом,без вс€кой ложной скромности признава€сь в своих горделивых замыслах...

в своем отчетливом желании славы.„тобы посмотреть другие ее работы,мы подн€лись в мастерскую.Ћюбопытство влекло мен€ в более темную часть мастерской,где € увидел тома, сто€вшие плотными р€дами на полках.“ут были все высокие творени€ человеческого духа и все - на своих родных €зыках- и французы,и англичане,и немцы и древние греки.» русские и италь€нцы.» это вовсе не были книги ,выставленные напоказ.Ёто были насто€щие книги,читанные и перечитанные,потрепанные,изученные.–€дом сто€л открытый ро€ль,на котором прекрасные руки ћари переиграли всех музыкальных авторов"

"ћне уже пора было удалитьс€"-рассказывает в своем "ѕредисловии к каталогу картин ћ. .Ѕашкирцевой"( дл€ парижской выставки 1877 года) ‘рансуа  оппе-"и странно,€ испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу,какой -то страх- € не решаюсь сказать: предчувствие. ѕри виде этой бледной,страстной девушки,мне представл€лс€ необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом,,и какой -то тайный голос как бы шептал мне:"—лишком много зараз!" Ёто было действительно слишком ...."

ѕрислушаемс€ же к нашей героине,котора€ успела блистательно описать свою короткую жизнь. ≈Є дневник поможет нам в этом,дневник,изданный впервые в 1887 году во ‘ранции,на французком же €зыке, и вызвавший насто€щую сенсацию.ƒневником болели,восторгались,его отрицали,над ним посмеивались и даже сомневались в подлинности,но не оставались равнодушными!

ƒневник написан предельно откровенно,подобных ему почти нет в истории,и,может быть,поэтому он подвергалс€ столь €ростной критике...

  слову сказать, в –оссии он не был издан вплоть до 1999 года,как не было до сих пор и не одной выставки работ Ѕашкирцевой в –оссии или на ”краине, и мало кто может судить о ней ,как о незаур€дном и талантливейшем художнике конца 19-го века. (Ћишь сравнительно недавно незаур€дность личности Ѕашкирцевой стала привлекать внимание ученых -психологов,пытающихс€ раскрыть феномен потенциала творческой личности вообще и женской Ћичности- особо)

ћне кажетс€ никто не любит всего как € люблю-пишет ћари€ на сокровенных страницах: искусство,музыку,живопись,книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, вс€кую погоду, все времена года,спокойные равнины –оссии и горы вокруг Ќеапол€,снег зимою,осень с ее дожд€ми,весну с ее тревогой,спокойные летние дни и прекрасные ночи,наполненные сверкающими звездами...я люблю все до обожани€.

я хотела бы все видеть.все обн€ть,все иметь,слитьс€ со всем.!" и тут же о себе,пронзительна€ фраза:"я подобна свече,разрубленой на четыре части и гор€щей со всех концов".

ј ведь ее упрекнут в холодном темпераменте- полюбила не мужчину,а искусство- до страсти,до самозабвени€,решив отдать ему всю жизнь...

ƒа,было так,иначе откуда бы возникло за очень короткий период более 150 картин.? Ќо как ошибались говор€щие о том,что в ней больше было мужских качеств,чем женских,что она была холодна,как лед! ќни просто не имели возможности загл€нуть в ее письма к ћопассану,которые до сих пор известны обрывочно.ƒва слова об этом странном письменном романе.ќна не искала со знаменитым тридцатилетним писателем встреч,свиданий,но ее письма-талантливые,нервные,блест€ще написанные,со свободными ссылками на древних и современных авторов,скрыто чувственные,женственные,остроумные,немного грустные(она бо€лась грусти,счита€,что это не должно занимать в жизни женщины много места:"—просите у всех,кто мен€ знает,о моем расположении духа,и ¬ам скажут,что € сама€ весела€,сама€ беззаботна€ и сама€ счастлива€,так как € испытываю величайшее наслаждение казатьс€ си€ющей.. и охотно пускаюсь в ученый спор или пустую болтовню.")

«адели болезненную душу ћопассана,вызвав его на откровенность.

ќн был очарован письмами русской незнакомки,он жаждал прочесть новые строки,в его ответных письмах чувственный цинизм перемешиваетс€ с глубокой откровенностью и плохо скрытой нежностью к очаровавшей его ћари.» может быть только чтобы оградить себ€ от готов€щейс€ нахлынуть на него лавины чувств,он пишет ћарии цинично- остроумное письмо,которое она сочтет оскорбительным дл€ себ€. Ѕашкирцева отвечает ћопассану последний раз:"¬ы не тот,кого € ищу.Ќо € никого не ищу,ибо полагаю,что мужчины должны быть аксесссуарами в жизни сильных женщин. Ќевозможно поручитьс€ за то,что мы созданы дл€ друг друга.¬ы не стоите мен€. » € очень жалею об этом.ћне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить". ѕереписка оборвалась и все попытки со стороны ћопассана возобновить ее, встретитьс€ с ћари.были тщетны.

ќна остаетс€ одна.«олота€ клетка ее одиночества захлопываетс€ еще сильнее.ќна слышит как поворачиваетс€ ключ.ќна уходит в себ€,уходит в музыку,живопись, книги,ею овладевает лихорадка чтени€,жажда все больших знаний,она составл€ет план зан€тий,наход€,что ее образование -хаотично,бессистемно.„итает на латыни,французком,английском по 5-6 книг и дес€ток газет за день!

ѕренебрегает советами врачей,играет на ро€ле помногу часов в день,а ведь ей запрещено. Ќо она всегда игнорировала свою физическую слабость,не говорила о болезни вслух,презирала заботу о телесном,вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечитьс€ лишь когда все уже было запущено.ќна говорила,что отдатьс€ полностью живописи это ее мечта.Ёто ее достойна€ цель.ќна поступает в частную академию профессора ∆улиана в конце 1877 года.

ѕосле первых же зан€тий профессор ∆улиан отмечает успехи новой ученицы."я думал,что это каприз балованного ребенка,но € должен сознатьс€,что она действительно работает,что у нее есть вол€ и она хорошо одарена. ≈сли это будет продолжатьс€,то через три мес€ца ее рисунки могут прин€ты в —алон"(ежегодна€ парижска€ выставка).

“ак оно и случилось.

¬ два года осваивает семилетний курс академии блест€ще одаренна€,но не менее трудолюбива€ ћари€.ќна работает,полубольна€,по 12-14 часов в день,почти ночует у мольберта и холстов.”чител€ в изумлении смотр€т на профессиональные холсты начинающей ученицы,оскорбительно выпытывают ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки...ѕо академии ход€т слухи,что почти все ее картины принадлежат художнику ∆юлю Ѕастьену -Ћепажу- мастеру реалистического пейзажа, с которым у "одержимой"русской,€кобы -роман.ј ћари€ запишет в дневнике,что Ѕастьен- Ћепаж не может долго вдохновл€ть как учитель.≈сли она повтор€ет Ѕастьен - Ћепежа,то это- пагуба.—равн€тьс€ с тем,кому подражаешь - невозможно...¬еличайшие мастера велики только правдой и те,которые смеютс€ над натурализмом - дураки и не понимают,в чем дело.„то же такое возвышенное искусство,если не то искусство,которое изобража€ перед нами тело,волосы,одежду,деревь€ с полнейшей реальностью,доход€щей почти до обмана чувств,передает в то же врем€ душу,мысль,жизнь..."(ћ.Ѕашкирцева."ƒневник")

ќна писала о жизни,о красках и тонах,которые правдивы и поют,он а получала медали и призы на выставках,она познала вкус прижизненной —лавы,но не была ею прельщена:"–адости от побед нет,потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом,в них нет ничего неожиданного,а также € чувствую себ€ на пути к более высокому и совершенному, и соде€нное уже не удовлетвор€ет"(“ам же)

ќна была на пути к высокому,но - небесному,а не земному.—коротечный туберкулез отнимал ее последние силы.ќна подолгу лежала в постели вынуждена была прервать зан€ти€,но на последней своей,неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сид€щую на траве в цветущем весеннем саду.

”мерла она осенним дождливым днем, 31 окт€бр€ 1884 года.

ѕосле нее осталась книга в тыс€чу с лишним страниц,да несколько полотен во ‘ранцузких музе€х- Ћюксембургском,Ћувре,музее Ќиццы.

ќстальные картины родные увезли на родину и они погибли в начале ¬торой ћировой при бомбежке окрестностей  иева.

Ќо им€ ее не кануло бесследно. Ќа каменном свитке статуи символизирующей бессмертие (работа французкого скульптора по заказу правительства) выбито ее им€ - ћари€ Ѕашкирцева.

ћопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Ёто была единственна€ –оза в моей жизни, чей путь € усыпал бы розами, зна€, что он будет так €рок и так короток!"

ћакаренко —ветлана 24.11.00, специально дл€ People's History

я тоже Ѕашкирцев.
Ildar 11.06.2006 12:58:54
я тоже Ѕашкирцев и мне при€тно чо среди людей кто носит мою фамилию встречаютс€ такие люди!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46798
 јмазон ≈ва
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10652
јлександр –ошаль
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9613
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru