Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јдам јлкснис

   /   

Adam Alksnis

   /
             
‘отографи€ јдам јлкснис (photo Adam Alksnis)
   

Ћатви€

√ражданство: Ћатви€

Ѕиографи€

Ћатышский художник.

јдам јлкснис (1864-1897) умер совсем молодым, и его талант, по всей видимости, не успел раскрытьс€ с полной силой. “ем не менее сделанного им оказалось достаточным, чтобы считать јлксниса одним из родоначальников национальной латышской школы живописи и предтечей демократического реалистического искусства Ћатвии начала XX века.

11.10.2008

’удожественное наследие јлксниса насчитывает около 800 картин, эскизов, этюдов, набросков и книжных иллюстраций.  оличество это огромно само по себе и вызывает уважение. ≈сли к тому же учесть, что значительна€ дол€ времени была зан€та у јлксниса общественной де€тельностью, то вклад его в латышскую культуру конца XIX века представл€етс€ еще более значительным. ј между тем из 800 его произведений огромное большинство носит характер или учебных академических штудий, или подсобных, дл€ домашнего употреблени€ предназначенных, маленьких, часто просто крошечных, набросков. «аконченных произведений маслом јлкснис создал очень мало, но его роль в контексте художественной культуры своего времени была довольно значительна€.

јдам јлкснис фотографи€
јдам јлкснис фотографи€

јлкснис рано умер и, может быть, отчасти поэтому и осталс€ в пам€ти младших современников и следующих поколений на весьма почетном и высоком месте предтечи, приуготовл€вшего приход целой группы живописцев и графиков, с которых и началась истори€ профессионального латышского изобразительного искусства. ѕусть успехи этих молодых и более €рких художников были более значительны, они все же не должны заслон€ть скромной фигуры јлксниса. ќн отошел от академической системы и расчищал пути новой, впервые себ€ начавшей осознавать национальной школе живописи. Ќельз€ утверждать, что до јлксниса из Ћатвии не выходили профессиональные художники - например, старшие по возрасту живописцы  . √ун и ё. ‘еддер пользовались в русских художественных кругах и известностью и уважением. Ќо, покинув Ћатвию, эти художники осели в столице и в своем творчестве с родиной были практически не св€заны, хот€ √ун написал как-то несколько сентиментально-обличительных акварелей типа "Ћатышский батрак за обедом", а ‘еддер наезжал летом в —игулду и на взморье. јлкснис едва ли не первый обратилс€ к национальной тематике и вернулс€ по завершении обучени€ в петербургской јкадемии художеств в родные места. ¬прочем, учитьс€ рисованию он начал еще в –иге, где окончил училище ќбщества немецких ремесленников.

¬ ѕетербурге јлкснис входил в земл€чество латышских студентов, обучавшихс€ в јкадемии и училище Ўтиглица. Ёто земл€чество объедин€ло прогрессивно настроенных студентов и носило название "–укис" ("“руженик"). ѕоколение јлксниса часто пр€мо называют поколением "–укиса". ќсобенно примечательно в ту пору по€вление так называемой младолатышской просветительской идеологии. ¬ любой стране наступает момент, когда наиболее чутка€ к общественным потребност€м группа образованной молодежи из художественных и деловых кругов выступает с преобразовательными иде€ми.

јлкснис был не просто членом "–укиса". ќн был одним из его основателей и главным идеологом. „еловек широко-образованный, не чуждый всех животрепещущих общественных интересов, он был озабочен грандиозной программой духовного воспитани€ народа и расширени€ культурной базы общества. ≈го друг художник я.–озентал писал: "ћногое из того, что нашим художникам представл€лось их собственным открытием, должно быть отнесено к вли€нию и инициативе јлксниса". »деолог, глашатай передовых идей и пользующийс€ вли€нием в своем кругу руководитель, јлкснис вызывает ассоциации с ».Ќ. рамским. »х судьбы, историческа€ роль и уровень даровани€ удивительно схожи. ќба художника оставили очень мало законченных тематических композиций, оба отдавали силы, врем€ и энергию души общественному служению.

≈ще при жизни јлксниса по€вились новые латышские художники. ¬ 1896 в –иге в рамках Ћатвийской этнографической выставки была устроена выставка латышской живописи, в которой прин€ли участие я. –озентал, Ќ. ¬альтер, ¬. ѕурвит. –озентал моложе јлксниса на два года и самый интересный художник поколени€ "–укиса", делал в искусстве как бы то, чего не успел сам јлкснис.

ќднако истоки национальной традиции шли от јлксниса. ¬ его наследии большое место занимает историческа€ тема: эскизы и наброски чаще всего посв€щены эпизодам героической борьбы латышских кресть€н против немецких крестоносцев-завоевателей. ¬ маленьких рисунках карандашом јлксниса видно свободное владение сложными законами батальной композиции - в изображении конных и пеших фигур в динамических ракурсах, в передаче драматических страстей кровавых схваток. » здесь, гл€д€ на дес€тки набросков древних воинов к неосуществленным историческим картинам, невольно вспоминаешь  рамского - с его многочисленными рисунками римских воинов к ненаписанной монументальной картине.

¬ ѕетербурге јлкснис училс€ в мастерской батальной живописи у известного педагога-баталиста профессора Ѕ.ѕ.¬иллевальде. јкадемические успехи молодого латыша были за годы учебы отмечены двум€ малыми и двум€ большими серебр€ными медал€ми. ѕо совокупности этих наград в 1892 году, когда јлкснис решил выйти из јкадемии без участи€ в последнем испытании-конкурсе (как и  рамской), совет профессоров присудил ему звание художника третьей степени.

ѕомимо баталий јлксниса занимал кресть€нский жанр, родоначальником которого в латышской живописи он и €вилс€. ’удожник прекрасно знал свои типажи - крепких и сдержанных тружеников мор€ и земли. ќн сам родилс€ на хуторе в зажиточной кресть€нской семье. јроматы полей и т€желую поступь деревенских жителей јлкснис пыталс€ воплотить в графических эскизах и небольших этюдах маслом, живописующих извечный ритм кресть€нской жизни, - в сери€х "ѕахарь", "—е€тель", "”борка картофел€". ¬ каждой серии художник, варьиру€ позы, масштаб и композицию (например, "ѕахарь", "Ќа пашне", "ќтдых пахар€", "ѕахарь и девочка" и др.), создавал собирательный образ кресть€нина. “аким образом јлкснис работал в направлении создани€ картины-типа, наполн€€ свои скромные миниатюры эпической значительностью.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8878
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7787
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2771
Ћайонел  окс

Ќесколько вариантов имеет композици€ "¬ лес". Ќа этюде. принадлежащем “укумскому музею, изображен кресть€нин с топором на плече, с трубкой в зубах и в "европейской" шапке с козырьком. «а спиной его маленька€, занесенна€ снегом изба, вокруг пустынное снежное поле.  райне лаконична€ композици€ с минимумом деталей и почти монохромна€ буровато-сера€ гамма передают настроение вневременного, почти символического характера происход€щего. “е же самые топоры в руках древних латышских воинов јлксниса, оборон€ющихс€ от немцев; пожалуй, кресть€нин с топором был любимым героем художника и представл€лс€ ему хоз€ином жизни. Ќо сам јлкснис до этой жизни не дожил. –озен-тал писал: "яркое и светлое впечатление оставил јлкснис как человек и как художник на все первое поколение наших художников".

»спользованы материалы статьи —.јрсеньево1 в кн.: 1989. —то пам€тных дат. ’удожественный календарь. ≈жегодное иллюстрированное издание. ћ. 1988.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13714
Ѕобби ћур
ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:10092
≈лена —оловей
—амый высокий актер
ѕосетило:18211
ѕитер ћейхью

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru