Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ¬ертинский

   /   

Alexander Vertinsky

   /
             
‘отографи€ јлександр ¬ертинский (photo Alexander Vertinsky)
   

ƒень рождени€: 21.03.1889 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 21.05.1957 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


„еловек-спектакль

–усский эстрадный артист, киноактЄр, композитор, поэт и певец

¬есной этого года исполн€етс€ 122 года со дн€ рождени€ јлександра ¬ертинского - русского
певца-шансонье, поэта, композитора, киноактЄра, эстрадного артиста (1989 -1957 гг.).

19.05.2012

Ђ¬ бананово-лимонном —ингапуре...ї, Ђјх, где же ¬ы, мой маленький креольчикї, ЂЋиловый негрї, Ђ¬аш черный карлик целовал ¬ам ножки...ї, Ђ∆елтый ангелї, Ђƒоченькиї... ѕишу эти строки, а пам€ть с готовностью озвучивает их грассирующим, слегка надтреснутым, не похожим ни на какой другой голосом. ѕод легкое шипение патефонной иглы голос этот забираетс€ в душу, заманивает ностальгической тоской и вдруг Ц словно ломаетс€, станов€сь надменным, холодным, капризным, жеманным, а затем, также неожиданно, окрашиваетс€ ироническими насмешливыми интонаци€ми. ќба€ние јлександра ¬ертинского Ц именно в этих бесконечных модул€ци€х голоса, блистательных перевоплощени€х, балансировании на грани между игрой и откровением.

јлександр ¬ертинский фотографи€
јлександр ¬ертинский фотографи€

ј еще в удивительной пластике его рук Ц таких артистичных, выразительных, способных одним движением сыграть гордость или покорность судьбе, презрение или радость, показать балерину, матроса, корол€ Ц кого угодно!

≈вгений ≈втушенко как-то сказал, что Ђ¬ертинский был не поэт, не композитор, не певец, не актер. ¬ертинский был человек-спектакльї.

ѕьеса его жизни больше похожа на легенду. –одом из  иева, который, несмотр€ на не слишком веселое детство, всегда оставалс€ дл€ јлександра Ђродиной нежнойї. ќтец, Ќиколай ¬ертинский Ц частный поверенный, на досуге занималс€ журналистикой; мать, ≈вгени€ —калацка€ Ц родом из двор€нской семьи. —аша и его сестра Ќад€ были детьми внебрачными. ѕерва€ супруга ¬ертинского развода категорически не давала, и он смог Ђусыновитьї собственных детей лишь несколько лет спуст€. ћальчику было три года, когда умерла мать, а спуст€ еще два года угас от чахотки и отец. ƒети попали в разные семьи, причем воспитывающа€ јлександра тетка зачем-то соврала, что его сестра умерла. Ћишь спуст€ двадцать лет ¬ертинский встретилс€ с Ќадей Ц звездой провинциальной опереточной труппы.

√оды, проведенные в  иеве, отмечены исключением из ѕервой императорской јлександрийской гимназии (за неуспеваемость и дурное поведение) и переводом в заведение попроще („етвертую классическую гимназию), первыми (крайне неудачными!) театральными опытами, литературными пробами (театральные рецензии на выступлени€ знаменитостей, гастролировавших в  иеве, и рассказы в местных газетах), знакомством с поэтами и художниками. ¬ богемный круг јлександр вписалс€ легко, а вот на жизнь приходилось зарабатывать более прозаическими способами: работал грузчиком, продавал открытки, служил корректором в типографии, побывал даже бухгалтером в гостинице Ђ≈вропейска€ї.

Ќо  иев уже казалс€ јлександру тесным, провинциальным Ц манила ћосква, размах, простор.

¬ столице јлександр пробует силы в литературных и драматических обществах, на сцене “еатра миниатюр в ћамоновском переулке, дебютирует в кино, снимаетс€ в немых фильмах студии ’анжонкова. ≈сли верить

ƒ. —амину (автору книги Ђ—амые знаменитые эмигранты –оссииї), именно ¬ертинский привел на кинофабрику ¬еру ’олодную, разгл€дев Ђдемоническую красоту и талант актрисы в скромной, никому не известной жене прапорщика ’олодногої.. “айна€ любовь к звезде немого кинематографа вдохновила јлександра на первые песни Ц Ђћаленький креольчикї, Ђ«а кулисамиї, Ђ¬аши пальцы пахнут ладаномї.

Ћучшие дн€

Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:6229
Ёдвард Ћьюис
ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6158
ќлег √азманов
«везда французской эстрады
ѕосетило:5413
ћирей ћатье

Ѕогемна€ жизнь манила и зат€гивала, и ¬ертинский с энтузиазмом предаетс€ ее соблазнам. ќсобенно пристрастилс€ он к немецкому кокаину Ђћаркї: до революции этот галлюциногенный порошок свободно продавалс€ в аптеках. ѕодружилс€ с бунтар€ми-футуристами и, хот€ и говорил, что оные Ђвыставл€ли на выставках €вно издевательские полотна и притвор€лись гени€миї, с удовольствием расхаживал с ними по “верской, театрально раскрасив лицо, с дерев€нными ложками в петлице. ќсобенно сблизилс€ с ћа€ковским, поэтический дар которого высоко ценил. ј вот попытка поступить в ћ’“ окончилась фиаско: принимавший экзамен —таниславский Ђзарубилї јлександра Ц из-за дефекта дикции. ќднако, когда началась ѕерва€ мирова€ война, ¬ертинский сменил богемный облик на форму санитара и отправилс€ добровольцем на фронт. ћного лет спуст€, вспомина€ о своих вахтах в санитарном эшелоне 68, курсировавшем между передовой и ћосквой, јлександр записал родившуюс€ в те бессонные ночи фантазию: Ђ¬ поезде была книга, в которую записывалась кажда€ перев€зка. я работал только на т€желых. Ћегкие делали сестры.  огда € закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать п€ть тыс€ч перев€зок! Ђ то этот Ѕрат ѕьеро?ї Ц спросил √осподь Ѕог, когда ему докладывали о делах человеческих. Ђƒа так... актер какой-то, Ц ответил дежурный ангел. Ц Ѕывший кокаинистї. √осподь задумалс€. Ђј насто€ща€ как фамили€?ї Ц Ђ¬ертинскийї. Ц ЂЌу, раз он актер и тридцать п€ть тыс€ч перев€зок сделал, помножьте все это на миллион и верните ему в аплодисментахї.

јплодисменты действительно стали неотъемлемой частью его будущей артистической славы. ј пока в поезде он пел свои Ђариеткиї дл€ раненых. „тобы побороть стеснительность, накладывал сильный грим. “ак родилась знаменита€ маска ѕьеро Ц образ, в котором ¬ертинский впервые покорил публику в 1915 году в јрцыбушевском театре миниатюр. Ѕелый балахон, Ђлунное освещениеї, мертвенный лилово-лимонный свет рампы, на белой маске лица Ц трагические черные брови, алый рот. » руки, которые, кажетс€, жили сами по себе Ц вздымались, мучительно заламывались, порхали, играли.  ак будто мим вдруг решил стать певцом! ѕел Ђбелый ѕьерої о никем не пон€том, одиноком человеке, таком хрупком и беззащитном в огромном безжалостном мире. ¬ его песн€х-новеллах, маленьких пьесах с коротким сюжетом рождалс€ новый жанр, неизвестный русской эстраде, вобравший эстетику модернистских течений в искусстве. ѕоэтической канвой служили произведени€ стихотворцев —еребр€ного века Ц јлександра Ѕлока, јнны јхматовой, »гор€ —евер€нина. “олько —еребр€ный век у ¬ертинского становилс€ ближе к публике, Ђдомашнееї, проще, с улыбкой, Ђигрушечнееї. —очин€л јлександр песни и на свои стихи, которые, правда, больше напоминали цитатные коллажи его любимых поэтов. ѕел артист речитативом Ц то плавным, то резко скачущим, скандированным Ц благодар€ чему создавалось впечатление читаемых на фоне мелодии стихов. –азозлившее когда-то —таниславского кор€вое грассирование из дефекта превратилось в достоинство, придававшее особый Ђличныйї шарм и выразительность его исполнению.

¬ 1917 году певец попрощалс€ со своим Ђбелым ѕьерої, выбрав амплуа его Ђчерногої собрата: вместо мертвенно-бледного грима Ц маска-домино, а белый балахон сменила черна€ одежда с белым шейным платком. ¬ песн€х протрезвевшего и Ђутратившего наивные грезы юностиї ѕьеро добавилось €звительности и иронии. ѕосле переворота ¬ертинский написал одну из самых своих трагичных песен Ц романс Ђ“о, что € должен сказатьї Ц о гибели трехсот московских юнкеров. ѕоследовал вызов в „ . Ђ¬ы же не можете запретить мне их жалеть!ї Ц защищалс€ артист. ЂЌадо будет Ц и дышать запретимї, Ц ответили ему. » все же до 1919 года јлександр еще гастролировал по –оссии. Ќесмотр€ на хаос и разруху, народ валом валил на декадансного певца, у него даже по€вились подражатели. “ем не менее ¬ертинский уехал. Ђя сошел с парохода. ¬  онстантинополь. ¬ эмиграцию. ¬ двадцатип€тилетнее добровольное изгнаниеї.

«а четверть столети€ певец сменил много стран, подолгу жив€ в ≈вропе, Ўтатах, Ўанхае. ѕожалуй, самый €ркий творческий взлет пришелс€ на годы, прожитые в ѕариже, который он называл Ђродиной моего духаї. ќтточенна€ виртуозность, врожденный аристократизм, слегка иронична€ манера исполнени€ прит€гивали и завораживали публику. Ќа выступлени€х ¬ертинского бывали короли, принцы, миллионеры, звезды экрана, балета, театра Ц перечень поклонников и друзей артиста говорит о многом! –авно как и эпитеты, которым щедро надел€ли певца: ЂЎал€пин эстрадыї, Ђсказитель русской сценыї.

¬ Ўанхае немолодой уже ¬ертинский встретил, наконец, свою любовь и судьбу Ц сказочной красоты грузинку Ћидию ÷иргваву. » что 34 года разницы, если Ђона у мен€ как иконка Ц Ќавсегда. Ќавсегдаї. » Ц чудо: очередное письмо-просьба разрешить вернутьс€ на родину в этот раз сработало! √овор€т, что —талин, просматрива€ список фамилий, сказал про ¬ертинского: ЂЁтот пусть живет Ц на родинеї. ¬ 1943 году с четырехмес€чной дочерью ћарианной ¬ертинские приехали в ћоскву.

ѕредставить јлександра в декораци€х сталинской эпохи очень трудно даже сейчас. ≈го безупречный фрак с гвоздикой в петлице и белым треугольником платка с монограммой в кармане (Ђ„тоб не потер€тьс€ї, Ц шутил артист!), среди кургузых пиджаков с ватными плечами и крепдешиновых юбок в партере был покруче бельма на глазу. Ќе говор€ уже обо всех этих »рэнах, мадам, лиловых неграх и бананово-лимонных —ингапурах, о которых пел это совершенно ирреально несоветский человек. Ќечего удивл€тьс€, что из 100 песен репертуара ¬ертинского к исполнению были разрешены лишь 30.

Ќо это не останавливало Ђидеологически сомнительногої артиста: за последние 14 лет своей жизни в ———– он несколько раз исколесил страну, дава€ по 24 концерта в мес€ц Ц в театрах, концертных залах, на заводах, в шахтах, детских домах. ¬ертинский словно жил в двух измерени€х: на гастрол€х Ц полные залы, попул€рность; в официальной советской прессе Ц девственное молчание; в эфире Ц ни одной песни, изымаютс€ из продажи пластинки, цензор на каждом концерте. Ќет, конечно, јлександра не преследовали, но и в реальность не пускали, отвед€ роль музейного экспоната. Ќе помогла даже хвалебна€ песн€ Ђќнї, сочиненна€ в честь —талина (Ђ„уть седой, как серебр€ный тополь, он стоит, принима€ парадї). — горечью ¬ертинский замечает: Ђя существую на правах публичного дома: все ход€т, но в обществе говорить об этом неприличної.

ѕравда, в 1951 году за роль кардинала в фильме  алатозова Ђ«аговор обреченныхї ¬ертинский был удостоен —талинской премии. ј вот как певец никакими профессиональными титулами отмечен не был. –ассказывают, что уже в конце жизни ему попытались дать Ђзаслуженного артистаї. ¬ аттестационной комиссии состо€лс€ следующий диалог: ЂЌужны какие-нибудь основани€. ¬ы выигрывали конкурсы?ї Ц ЂЌетї, Ц отвечал ¬ертинский. ЂЌу, может быть, общественные организации выдвигали вас на награды?ї ћолчание. ЂЌичего не получаетс€, Ц говор€т. Ц  ак мы можем представл€ть вас на звание, когда у вас совершенно ничего нет?ї Ц Ђƒа! Ц сказал ¬ертинский с глубоким вздохом. Ц ” мен€ совершенно ничего нет, к√оме ми√ового имени!ї

∆ена певца, Ћиди€ ¬ертинска€ в книге Ђ—ин€€ птица любвиї вспоминает: Ђ„ерез несколько дней после смерти ¬ертинского (21 ма€ 1957 г. Ц прим. автора) € видела сон. ћуж и € идем очень быстро по перрону вокзала вдоль сто€щего поезда. јлександр Ќиколаевич держит мен€ под руку, очень волнуетс€ и боитс€ опоздать. ќн уезжает, € его провожаю. ќн говорит, что поезд его номер п€ть и вагон номер п€ть, а место шестое: ЂЋил€, не забудьї. „ерез несколько дней на Ќоводевичьем кладбище, где похоронен јлександр Ќиколаевич, в конторе € получила пропуск... –азвернув его, прочитала, что јлександр Ќиколаевич ¬ертинский похоронен на участке номер п€ть, р€д п€тый, место могилы шестоеї.

≈ще одно мистическое событие в истории жизни маэстро, который, и уйд€ в мир иной, не растворилс€ бесследно. »з песен ¬ертинского в минувшем столетии родилс€ и обрел всенародную любовь на 1/6 части света Ц в ———– Ц жанр авторской и бардовской песни, подарив нам Ѕулата ќкуджаву, ¬ладимира ¬ысоцкого, Ѕориса √ребенщикова, јлександра Ѕашлачева. » сегодн€, наслажда€сь из€щным завораживающим шансоном Ђпоследнего певца —еребр€ного векаї, вспоминаешь его пророческие слова: Ђ∆изнь надо выдумывать, создавать. ѕомогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во врем€ родов. » тогда что-нибудь она из себ€, может быть, и выдавит! Ќе надо на нее обижатьс€ и говорить, что она не удалась. Ёто вам не удалось у нее ничего выпросить. ѕо бедности своего воображени€. Ќадо хотеть, дерзать и, не рассужда€, стремитьс€ к намеченной цели. Ётим вы ей помогаете. » ее последнее слово, как слово матери вашей, всегда будет за васї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28790
ёли€ ћайборода
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40856
»рина ћирошниченко
Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:45083
Ёдуард —трельцов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru