Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ¬ертинский

   /   

Alexander Vertinsky

   /
             
‘отографи€ јлександр ¬ертинский (photo Alexander Vertinsky)
   

ƒень рождени€: 21.03.1889 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 21.05.1957 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


¬ поисках печали

–усский эстрадный артист, киноактЄр, композитор, поэт и певец

61 год назад, 21 ма€ 1957 года, в ленинградской гостинице "јстори€" скончалс€ 68-летний менестрель јлександр ¬ертинский

21.05.2020

¬ последнем письме к своей молодой жене Ћиличке грассирующий ќрфей элегически заметил: "я что-то ни с кем не могу разговаривать. Ќесомненно, это признаки старости". ¬ финальных строках того же послани€, следу€ своей самоироничной, театрально-минорной интонации, ¬ертинский добавил: "јстори€" набита делегатами. ∆ду, когда мен€ выгон€т из нее. ѕишу книгу - медленно и не очень удачно. “рудна€ эпоха. ј € в ней плохо разбираюсь".

јлександр ¬ертинский фотографи€
јлександр ¬ертинский фотографи€

¬ сущности, он всю жизнь ждал, когда его откуда-то выгон€т или куда-то пуст€т. “акое, порой даже подсознательное "ожидание", наверное, и определило растер€нно-мечтательную тональность лучших его песен. ¬ детстве его выгнали за неуспеваемость из элитной киевской гимназии, в юности не дали стать актером ћ’“ (дикци€ подкачала), в расцвете сил долго не впускали на –одину, и лишь на склоне лет ¬ертинскому наконец позволили надышатьс€ "дымом ќтечества". Ќо цена этой "милости", по-моему, оказалась дл€ него, как дл€ поэта, губительной. ¬ертинский первой четверти ’’ века и середины того же столети€ - с трудом сопоставимые по образу и слогу артисты.



¬ переломном военном 1943-м истрепанный долгими скитани€ми по континентам, размен€вший шестой дес€ток ¬ертинский в суетливом, чуждом Ўанхае познал и банкротство, и долги, и эстетический перелом. »менно там он продал костюм ѕьеро, начал сотрудничать с “ј——, исполн€ть сочинени€ советских авторов и воспылал подлинной любовью к 20-летней дочери сотрудника  ¬∆ƒ по имени Ћиди€. ќчень скоро и навсегда дл€ него она станет Ћиличкой. Ќа пике своего романтического ренессанса, а также патриотического порыва (быть р€дом с соотечественниками в т€желую пору войны, когда "–одина обливаетс€ кровью", как писал сам ¬ертинский) јлександр Ќиколаевич получил от самого ћолотова неожиданный положительный ответ на свое очередное прошение о возвращении на –одину. «а молотовским разрешением, разумеетс€, предполагалась вол€ —талина.

јлександр ¬ертинский фотографи€
јлександр ¬ертинский фотографи€

√енералиссимус поступил с сентиментальным бардом весьма изощренно. —ентенцией "дадим артисту ¬ертинскому спокойно дожить на родине" психолог  оба отогнал от безмерно благодарного ему певца всех злопыхателей, поселил мэтра "печальных песенок" с семьей в столичной квартире на улице √орького, а спуст€ некоторое врем€ удостоил и —талинской премии. ¬ертинский стал винтажной виньеткой к гулаговской поре, соловьем в клетке, не сильно афишируемой экзотикой дисциплинированно-бодрой советской эстрады.

„еловек, написавший в окт€бре 1917-го цитируемую поныне песню "“о, что € должен сказать" ("я не знаю, зачем и кому это нужно") с финальной строфой "» никто не додумалс€ просто встать на колени / » сказать этим мальчикам, что в бездарной стране / ƒаже светлые подвиги - это только ступени / ¬ бесконечные пропасти - к недоступной ¬есне!", летом 1949?го вещал по радио: "¬рем€ от времени до мен€ долетают отголоски гр€зной, лживой и крикливой шумихи, которую поднимают за рубежом наши враги в своих попытках оплевать и оклеветать нашу великую —оветскую социалистическую –одину..." ƒело было даже не в сути пропагандистской риторики, а в ее кондовой стилистике, где никаким фонендоскопом не уловить тихого хрипени€ прежнего "лунного ѕьеро". ¬ песн€х проскальзывали те же парадоксальные мотивы: "’орошо, что вы не здесь, в —оюзе. / „то б ¬ы делали у нас теперь, когда / Ќаши женщины - не вампы, не медузы, / ј разумно кончившие вузы / ¬оины науки и труда!".

јлександр ¬ертинский фотографи€
јлександр ¬ертинский фотографи€

¬еликий советский кормчий, конечно, загипнотизировал ¬ертинского. Ќо постепенно маэстро приходил в себ€. “олько сил вдохновитьс€ новой печалью, превратить ее в стих у постаревшего шансонье почти не осталось. ¬ середине 50-х он пишет: "» вот, когда должно и надо / ¬есь мир своей песней будить, /  акого-то сладкого €да / ”же не хватает в груди". ѕотом последовало известное письмо хрущевскому замминистру культуры  афтанову с той давней горестно-поэтичной мелодикой лексики ¬ертинского: "»сполн€етс€ 40 лет моей театральной де€тельности. » никто этого не знает. ¬ерьте мне - мне не нужно ничего. я уже ко всему остыл и высоко равнодушен..."

ѕостепенную утрату духовных иллюзий јлександр Ќиколаевич смог компенсировать сохранившимс€ вниманием публики и простыми сердечными радост€ми: любовью ко второй своей супруге Ћидии, к двум дочер€м - ћарианне и јнастасии. ќн вз€л реванш у ћельпомены: его младша€ дочь стала звездой того театра, куда его самого когда-то не прин€ли...

—егодн€ песни ¬ертинского, его ранние песни оп€ть созвучны времени. »х поют √ребенщиков и —кл€р, Ѕогушевска€ и —виридова, "’оронько-оркестр" и "јгата  ристи", ћалинин и драматические актеры. ћожно сказать, что в этом тыс€челетии јлександр Ќиколаевич вернулс€ на свою родину еще раз.

Ћучшие дн€

Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:6229
Ёдвард Ћьюис
ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6158
ќлег √азманов
«везда французской эстрады
ѕосетило:5413
ћирей ћатье




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28790
ёли€ ћайборода
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40856
»рина ћирошниченко
Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:45083
Ёдуард —трельцов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru