Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ¬ертинский

   /   

Alexander Vertinsky

   /
             
‘отографи€ јлександр ¬ертинский (photo Alexander Vertinsky)
   

ƒень рождени€: 21.03.1889 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 21.05.1957 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


»стори€ жизни

–усский эстрадный артист, киноактЄр, композитор, поэт и певец

јлександр ¬ертинский создал совершенно особый жанр музыкальной новеллы Ч Ђпесенки ¬ертинскогої. Ќа его концертах одни плакали, другие насмешливо кривились, но равнодушных не было...

31.10.2006

јлександр ¬ертинский родилс€ в  иеве, в 1889 году, в семье частного поверенного. Ќиколай ѕетрович ¬ертинский помимо адвокатской практики занималс€ еще и журналистикой. ¬ Ђ иевском словеї он публиковал фельетоны под псевдонимом √раф Ќивер. Ѕрак между отцом ¬ертинского и его матерью, ≈вгенией —тепановной —колацкой, оформлен не был, поскольку перва€ жена Ќикола€ ѕетровича развода супругу не дала. —ашеньку родной отец усыновил.

јлександр ¬ертинский фотографи€
јлександр ¬ертинский фотографи€

„ерез три года после рождени€ сына ≈вгени€ —тепановна внезапно умирает. ” Ќикола€ ѕетровича от тоски Ч он очень любил свою вторую жену Ч развиваетс€ скоротечна€ чахотка, и спуст€ два года он тоже умирает. ѕ€тилетний —аша остаетс€ сиротой и попадает в дом одной из своих тетушек. ≈го старшую сестру, Ќадю, забрала друга€ тетушка. “ак с самого начала пути брат и сестра надолго разлучились.

јлександр училс€ плохо, и из второго класса императорской 1-й јлександрийской гимназии по решению педагогического совета его перевели в менее престижную гимназию, откуда по причине неуспеваемости он тоже был исключен.

—лучайно ¬ертинский стал другом дома —офьи Ќиколаевны «елинской Ч преподавательницы женской гимназии, умной, образованной женщины, бывшей замужем за Ќиколаем ¬асильевичем Ћуначарским, братом ј.¬. Ћуначарского. ” —офьи Ќиколаевны собиралс€ цвет киевской интеллигенции. ¬ доме бывали Ќиколай Ѕерд€ев, ћихаил  узмин, ћарк Ўагал, Ќатан јльтман.

ѕод вли€нием знаменитых знакомых ¬ертинский пробует зан€тьс€ литературой. √азета Ђ иевска€ недел€ї печатает его первые рассказы: Ђѕортретї, Ђћо€ невестаї и Ђѕапиросы Ђ¬еснаї, Ч написанные в модной тогда декадентской манере. ¬ Ђ иевских откликахї ¬ертинский публикует рассказ ЂЋ€лькаї.

јлександра ¬ертинского привлекают престижные премьеры, он смотрит заезжих знаменитостей и пишет театральные рецензии на гастролеров. Ќа толкучке он покупает подержанный фрак и смело входит в р€ды киевской богемы. ¬о фраке он изображает этакого молодого гени€ и скептика, весьма далекого от мира. ¬ечерами сидит в подвальном кабачке, где собирались молодые люди артистических наклонностей, пьет дешевое вино с сыром. ” молодого Ђгени€ї ¬ертинского непременно в петлице живой цветок.

„ем только ни занималс€ двадцатилетний ¬ертинский в поисках хлеба насущного: продавал открытки, грузил арбузы на ƒнепре, работал корректором в типографии и был даже помощником бухгалтера в гостинице Ђ≈вропейска€ї, откуда его, правда, вскоре выгнали.

јлександр делает первые несмелые попытки утвердитьс€ на театральной сцене, но Ч увы Ч у него панический страх перед зрителем. ѕервое выступление ¬ертинского, в еврейском клубе на ѕодоле, провалилось.

Ћучшие дн€

Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:6229
Ёдвард Ћьюис
ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6158
ќлег √азманов
«везда французской эстрады
ѕосетило:5413
ћирей ћатье

Ќаконец Ђнепон€тому гениюї во фраке надоел  иев, и он уехал в ћоскву Ђза славойї. “олько в ћоскве, считал он, можно раскрыть свои таланты, вот только какие? ѕока јлександр и сам этого не знал.

Ќо оказалось, что в ћоскве он вообще-то никому не нужен. ¬ертинский вдруг захотел учитьс€. — увлечением он занималс€ в нескольких любительских кружках, в одном клубе поставил спектакль Ђ–оза и  рестї по Ѕлоку, посещал вольнослушателем лекции в ћосковском университете. Ќа хлеб он зарабатывал уроками сценического мастерства, которые давал купеческим дочкам.

¬скоре ¬ертинский познакомилс€ с футуристами, в том числе с ћа€ковским и Ѕурлюком. Ѕогемную среду, с ее вечными спорами, с ее кокаином, он обожал.

ќднажды, ожида€ при€тел€ в сквере перед “еатром миниатюр, что находилс€ в ћамоновском переулке, он обратил на себ€ внимание ћарии јлександровны јрцыбушевой Ч владелицы этого театра. Ђ”видев мен€ среди актеров, Ч вспоминал ¬ертинский, Ч она как-то вскользь заметила:

Ч „то вы шл€етесь без дела, молодой человек? Ўли бы лучше в актеры, ко мне в театр.

Ч Ќо € же не актер! Ч возразил €. Ч я ничего, собственно, не умею.

Ч Ќе умеете, так научитесь!..

Ч ј сколько € буду получать за это? Ч деловито спросил €.

ќна расхохоталась.

Ч ѕолучать?! ¬ы что? ¬ своем уме? —просите лучше, сколько € с вас буду брать за то, чтобы сделать из вас человека.

я моментально скис. «аметив это, ћари€ јлександровна чуть подобрела.

Ч Ќи о каком жаловании не может быть и речи, но в три часа мы садимс€ обедать. Ѕорщ и котлеты у нас всегда найдутс€. ¬ы можете обедать с нами...

„то же мне оставалось делать? я согласилс€. “аким образом, моим первым Ђжалованиемї в театре были борщ и котлетыї.

¬ јрцыбушевском театре ему поручили номер, называвшийс€ Ђ“ангої. ¬ертинский, сто€ у кулис, исполн€л песенку Ч пародию на исполн€емый на сцене довольно эротичный танец. Ќекоторый успех у этого номера все же был, а сам ¬ертинский удостоилс€ одной строчки в рецензии Ђ–усского словаї: Ђќстроумный и жеманный јлександр ¬ертинскийї.

¬ 1913 году јлександр пыталс€ поступить в ’удожественный театр, но провалилс€. ѕрошел отборочные туры, попал в Ђп€теркуї претендентов, что уже само по себе €вл€лось большим достижением, но на заключительном этапе конкурса его забраковал —таниславский, которому не понравилось, что ¬ертинский сильно картавит.

¬ 1912 году он дебютировал в кино. ќ том, как он стал киноактером, певец вспоминает: Ђ¬скоре после смерти Ћ.Ќ. “олстого его сын, »ль€ Ћьвович, задумал представить на экране кинематографа один из рассказов Ћьва Ќиколаевича Ч Ђ„ем люди живыї. ¬ рассказе, как известно, говоритс€ об ангеле, изгнанном небом и попавшем в семью бедного сапожника. »ль€ “олстой ставил картину сам, и, по его замыслу, действие должно происходить в ясной ѕол€не. —редства нашлись, актеров пригласили, задержка была только за одной ролью Ч самого ангела. ќказалось, что эту роль никто не хотел играть, потому что ангел должен был по ходу картины упасть в насто€щий снег, к тому же совершенно голым. ј зима была сурова€. —то€л декабрь.

«а обедом у ’анжонкова »ль€ “олстой предложил эту роль ћозжухину, но тот со смехом отказалс€:

Ч ¬о-первых, во мне нет ничего Ђангельскогої, а во-вторых, мен€ не устраивает получить воспаление легких, Ч ответил он.

“олстой предложил роль мне. »з молодечества и чтобы задеть »вана, € согласилс€. јктеры смотрели на мен€ как на сумасшедшего. »х шуткам не было конца, но € презрительно отмалчивалс€, изобража€ из себ€ геро€ї.

ƒо 1918 года јлександр ¬ертинский сн€лс€ во множестве эпизодических ролей в немых фильмах, например в таких, как Ђќт рабства к волеї, Ђ ороль без венцаї и т. д.

¬ то врем€ впервые на экране по€вилась будуща€ Ђзвездаї русского кино Ч ¬ера ’олодна€. ¬ нее ¬ертинский был тайно влюблен (¬ера ’олодна€ уже была замужем) и посв€тил ей свои первые песни Ч Ђћаленький креольчикї, Ђ«а кулисамиї. ѕосле смерти ’олодной он посв€тил ей и песню Ђ¬аши пальцы пахнут ладаномї.

— »ваном ћозжухиным ¬ертинский был очень дружен. ¬месте они пили, в свободное от съемок врем€ ходили по ресторанам. — футуристами ¬ертинский с удовольствием шокировал всех экстравагантностью своей одежды. “о он пройдет по  узнецкому в желтой кофте с широкими черными полами и дерев€нной ложкой в петлице, то прохаживаетс€ по “верскому бульвару в нелепой куртке с помпонами вместо пуговиц, с набеленным по клоунски лицом и моноклем в глазу.

 окаин тогда называли Ђпрокл€тием нашей эпохиї. Ђ¬се увлекались им, Ч вспоминает јлександр ¬ертинский. Ч јктеры носили в жилетном кармане пузырьки и Ђзар€жалисьї перед каждым выходом на сцену. јктрисы носили его в пудреницах и нюхали также; поэты, художники перебивались случайными понюшками, одолженными у других, ибо на свой кокаин у них не было денег... » каждому казалось, что он сегодн€ необыкновенно играл, или писал, или говорил. » все это был самообман!ї

јлександр все больше стал зависеть от кокаина. ќднажды утром он увидел, как бронзовый ѕушкин сошел с постамента и отправилс€ вслед за ним. ¬ертинский впервые по-насто€щему испугалс€. ќн пон€л, что сходит с ума, и решил обратитьс€ к знакомому психиатру, который и помог ему вылечитьс€ от пристрасти€ к наркотикам.

¬ начале ѕервой мировой войны ¬ертинский служил в санитарном поезде, который вскоре расформировали. ¬есной 1915 года јлександр возвратилс€ в ћоскву.

јлександр вновь пришел в јрцыбушевский театр миниатюр и предложил там свой оригинальный номер: Ђѕесенки ѕьерої, эта иде€ понравилась. ¬ертинскому изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее Ђлунноеї освещение. Ќа сцене он по€вл€лс€ основательно загримированным и в специально сшитом костюме ѕьеро.

¬ертинский с белым, как снег, лицом исполн€л несколько песенок: Ђћинуткуї, Ђћаленького креольчикаї, Ђѕопуга€ ‘лобераї, ЂЅал господеньї, Ђ¬ голубой далекой спаленкеї, Ђ“рех пажейї... ”спех был оглушительный!

≈го тут же пригласили в другие эстрадные театры.   1916 году ¬ертинский стал знаменитым.

ѕевец всех удивил новизной и оригинальностью исполнени€ песен, а также тем, как он их преподносил, точнее Ч играл свои песни на сцене. ѕравда, критики упрекали его в вычурности, в манерности, но ¬ертинский был только рад, что о нем посто€нно пишут газеты, пусть и не слишком хвалебные рецензии.

Ђ√рустным ѕьерої артист выступал сравнительно недолго. — середины 1915 года и до конца 1917-го. «атем певец отказалс€ от маски ѕьеро. ”вы, граммофонные фирмы к ¬ертинскому совершенно не про€вл€ли интереса. ќни записывали уже Ђраскрученныхї исполнителей, таких, как ёрий ћорфесси или Ќадежда ѕлевицка€. ƒо своего отъезда в эмиграцию ¬ертинский так и не записал ни одной пластинки в –оссии.

ѕевец восторженно прин€л ‘евральскую революцию, но убежал от ќкт€бр€. ¬ но€бре 1917 года он дает свои последние концерты в ћоскве, затем, по приглашению антрепренера Ћеонидова, уезжает на юг, на гастроли. Ќа юге јлександр ¬ертинский проводит два года, выступает в ≈катеринославе, ќдессе,  рыму. ≈го последние концерты состо€лись в —евастополе.  расна€ јрми€ уже входила в  рым...

¬ но€бре 1920 года ¬ертинский покидает родину и оказываетс€ в “урции. Ќо почти сразу же его охватывает приступ раска€ни€. Ќа чужбине у него мгновенно началась ностальги€. ”же много лет спуст€ он вспоминал: Ђ„то мен€ толкнуло на это? я ненавидел советскую власть? ќ нет! —оветска€ власть мне ничего дурного не сделала. я был приверженцем какого-нибудь иного стро€? “оже нет. ”беждений у мен€ никаких в то врем€ не было. Ќо что же тогда случилось?.. ќчевидно, что это была просто глупость! ёношеска€ беспечность. ћожет быть, страсть к приключени€м, к путешестви€м, к новому, еще неизведанному...

¬се пальмы, все восходы, все закаты мира, всю экзотику далеких стран, все, что € видел, чем восхищалс€, Ч € отдаю за один самый пасмурный, самый дождливый и заплаканный день у себ€ на –одинеї.

¬ “урции ¬ертинскому удалось купить паспорт на им€ греческого гражданина јлександра ¬ертидиса (фамилию при оформлении переделали). ¬руча€ паспорт, чиновник сказал певцу: Ђћожете ездить по всему свету, только старайтесь не попадать в √рецию, а то у вас его моментально отберутї. ≈стественно, в √реции ¬ертинский так и не побывал.

»ностранный паспорт выводил певца из горькой категории Ђрусских эмигрантовї, он мог работать во многих странах и свободно ездить по миру. ¬  онстантинополе јлександр ¬ертинский поет в самых фешенебельных кабаре, где его слушают аристократы и дипломаты. ≈го даже приглашают во дворец к султану. «а свои песни ¬ертинский получает от султана в подарок €щик Ђличных султанскихї сигарет.

ќправившись от шока, вызванного бегством из –оссии, многотыс€чна€ колони€ эмигрантов начала рассасыватьс€, растекатьс€ по белу свету, тем более что турецкое правительство ввело вскоре р€д декретов, ужесточавших положение русских в стране. “ронулс€ с места и ¬ертинский.

ѕевец отправилс€ в –умынию, но там он пробыл недолго. »сполнив песню Ђ¬ степи молдаванскойї, ¬ертинский стал неугоден власт€м, которые объ€вили его Ђсоветским агентомї и попросили срочно покинуть –умынию.

Ќа четыре года, с 1923-го по 1927-й, ¬ертинский обосновалс€ в ѕольше. ѕо-прежнему он много пел, гастролировал почти без перерыва. —о своими песн€ми ¬ертинский побывал в јвстрии, ¬енгрии и √ермании. —о своей будущей женой он познакомилс€ в —опоте, ею стала симпатична€ еврейска€ девушка –ахиль, Ч капризна€ дочь состо€тельных родителей.

Ѕрак был зарегистрирован в Ѕерлине, где невесту записали как »рен ¬ертидис. Ќо семьи не получилось, пути их быстро разошлись.

Ќачина€ с 1927 года ¬ертинский более или менее посто€нно жил во ‘ранции. ќсенью 1934 года отправилс€ на гастроли в —Ўј, по городам: Ќью-…орк, „икаго, —ан-‘ранциско, Ћос-јнджелес.

«а океан ¬ертинский уехал, что называетс€, воврем€. ћожет быть, тонкое чутье артиста уже уловило первые признаки Ђусталостиї публики от его песен.  ак-никак он выступал на концертных площадках более дес€ти лет, побывав почти во всех странах континента. ƒругой причиной было то, что в ≈вропе было много российских артистов. ¬ –умынии Ч ѕетр Ћещенко. ¬ ѕрибалтике, ёгославии и –умынии успешно гастролировал ёрий ћорфесси. ¬ Ћатвии набирал попул€рность  онстантин —окольский. ¬ ѕариже дебютировала юна€ јлла Ѕа€нова.

¬ √олливуде ¬ертинскому предложили сделать фильм. Ќо сценарий требовалс€ на английском €зыке. Ќеплохо владе€ французским и немецким, ¬ертинский совершенно не переносил английскую речь. ќн любил хорошую дикцию и считал, что американцы и англичане говор€т так, Ђбудто во рту у них гор€ча€ картошкаї. ѕромучившись пару мес€цев с €зыком, а также учт€ печальный опыт работы с √олливудом своего друга »вана ћозжухина, ¬ертинский отказалс€ от постановки фильма о своей судьбе.

¬нешне его жизнь выгл€дела в розовом свете. јртист ¬ертинский встречаетс€ с самыми известными людьми ≈вропы и јмерики, дружит с Ўал€пиным и ћозжухиным, обедает с многими миллионерами и „арли „аплиным, записываетс€ на пластинки, снимаетс€ в кино и поет, конечно, на самых престижных площадках. ¬ ѕариже, например, он работает в ЂЁрмитажеї Ч дорогом ресторане, открытом исключительно дл€ иностранцев, которых интересовало Ђвсе русскоеї. ¬ этом ресторане выступали в разное врем€ ёрий ћорфесси, Ќадежда ѕлевицка€, “амара √рузинска€...

”поение тамошней жизнью проскальзывает в некоторых его Ђлюбовных песн€хї, но все же истинное его душевное состо€ние нашло отражение лишь в Ђ∆елтом ангелеї, написанном незадолго до отъезда в јмерику:

Ђ¬ вечерних ресторанах.

¬ парижских балаганах,

¬ дешевом электрическом раю

¬сю ночь ломаю руки

ќт €рости и скуки

» люд€м что-то жалобно пою.

«вен€т, гуд€т джаз-баны,

» злые обезь€ны

ћне скал€т искалеченные рты.

ј €, кривой и пь€ный,

«ову их в океаны

» сыплю им в шампанское цветы.

ј когда настанет утро,

я бреду бульваром сонным,

√де в испуге даже дети

”бегают от мен€.

я усталый старый клоун,

я машу мечом картонным,

» в лучах моей короны

”мирает светоч дн€Еї

ќсновную аудиторию ¬ертинского за рубежом составл€ла, конечно, русска€ эмиграци€, рассе€вша€с€ по всему миру. ѕо этой причине ему часто приходилось переезжать из одной страны в другую.  ак только публика насыщалась его песн€ми, он мен€л пристанище.

¬ертинский вспоминал: Ђћои песни объедин€ли всех. ќни Ђразмывалиї эмиграцию, подтачива€ шаг за шагом их Ђубеждени€ї, эти зыбкие Ђпостройки без фундаментаї, как размывает море песчаные берега. ћо€ органическа€ любовь к родной стране, облеченна€ в €сную и пон€тную всем форму, пронизывала их. Ќасквозь. » ранила сладко и больно... Ќа моих концертах одни плакали, другие хмурились, крив€ рты. “ретьи иронически усмехались. Ќо шли все. ѕотому что каждый из них представл€л себе –одину такой, как он хотел... ј € ведь пел о –одине!ї

»ностранцы посещали его концерты большей частью из любопытства, но это любопытство стоило дорогого. ¬ ѕариже ¬ертинского слушали такие персоны, как король √устав Ўведский, јльфонс »спанский, принц ”эльский, ¬андербильты, –отшильды, а также знаменитые киноактеры. Ўал€пин называл его Ђвеликим сказителем земли русскойї.  оронованные особы, не страдавшие от однообрази€ концертной жизни и скудости выбора, прекрасно были осведомлены о мастерстве артиста и гипнотической силе его искусства. —кажем, ѕетра Ћещенко, который тоже много разъезжал и записывалс€ на пластинки, они не слушали даже из любопытства.  ласс ¬ертинского как артиста, видимо, считалс€ на пор€док выше.

Ќо где бы артист ни находилс€, он пел только по-русски. Ќебольшое исключение составл€л ѕариж: так называемые любовные песни (ЂЅез женщинї, Ђѕани »ренаї, Ђ–евностьї, Ђћадам, уже падают листь€ї и т. д.) ¬ертинский исполн€л на французском €зыке.

”же в начале 1920-х годов ¬ертинский предпринимает первую попытку вернутьс€ в –оссию. Ѕудучи на гастрол€х в ѕольше, ¬ертинский обращаетс€ за помощью к советскому послу ѕ. ¬ойкову. ќн даже заполнил необходимые документы, однако в просьбе в конце концов было отказано. „ерез несколько лет, уже в Ѕерлине, воспользовавшись пребыванием там советской делегации Ќаркомпроса, Ђдобровольный изгнанникї встречаетс€ с ј. Ћуначарским и просит главу делегации посодействовать его возвращению. » снова из ћосквы пришел отказ. “акое отношение к всемирной знаменитости может отбить вс€кую мысль о возвращении у любого, а тем более у самолюбивого, нервически тонкого артиста. ¬ертинский отчаиваетс€ и решает с подобными просьбами больше не обращатьс€.

—удьба забрасывает его в  итай, где в силу разных причин он застревает на долгих восемь лет. ѕоначалу, как и всюду, его сопровождает ошеломл€ющий успех. ƒвадцать концертов в Ўанхае (Ўал€пин смог дать только два) Ч и все с аншлагами! Ќо сколько же можно петь перед эмиграцией: ведь русска€ община в  итае была не такой уж и многочисленной, чтобы выступать перед ней годами. Ќу еще ’арбин... ј что потом? ѕр€миком на ресторанную эстраду или в ночной клуб?

 огда эйфори€ новизны спала, жизнь в Ўанхае пошла по другой колее. Ќи дома, ни женской заботы. ≈жевечерние выступлени€. Ѕессонные ночи. –оманы.  урение. јлкоголь. ¬ертинский мог много выпить, но никогда не был пь€ным.

¬ Ўанхае он женилс€ во второй раз на очаровательной юной грузинке Ћидии ÷иргава. Ђ≈му пришлось, зарабатыва€ на семью, петь уже сразу в двух местах.  ончив работу в одном из кабаре французской концессии, в третьем часу ночи он отправл€лс€ в ночной клуб Ђ–оз-ћариї на ’аньчжоу-роуд, открытый до утраї, Ч вспоминает о ¬ертинском Ќ. »льина.

¬ Ўанхае он впервые стал ощущать нужду. Ћюбопытно, что, когда ¬ертинский вернулс€ на родину, в ћоскве ходила сплетн€, что он €кобы вывез из  ита€ вагон с лекарствами. ¬ действительности же ¬ертинскому даже кол€ску дочке не на что было купить (кто-то подарил подержанную), американское сухое молоко Ђдл€ малютокї тоже было не по карману, доставали друзь€.

”же будучи в –оссии, Ћиди€ ¬ладимировна ¬ертинска€, вдова артиста, вспоминала, что во врем€ оккупации Ўанха€ не было никакого притока иностранных товаров в город, €понцы не снабжали эмигрантов медикаментами, так что даже таблетку аспирина достать было целой проблемой, не говор€ уже о каких-то других лекарствах. » еще она говорила о том, что перед каждым своим концертом ¬ертинский выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова до следующего раза.

» вдруг долгожданна€ радость, о которой ¬ертинский пишет в письме от 19 марта 1937 года, отправленном неустановленному лицу: Ђя удостоилс€ высокой чести Ч мен€, единственного из всей эмиграции, Ч –одина позвала к себе. я не просилс€, не подавал никаких прошений, анкет и пр. я получил приглашение от ¬÷» а... Ёто приглашение было результатом просьбы комсомола! “ы поймешь мое волнение Ч дети моей –одины позвали мен€ к себе! я разревелс€ в кабинете посла, когда мен€ вызвали в консульство и объ€вили об этом. Ётого не выдержали бы ничьи нервы. ¬се слова излишни. ѕойми сам. Ќе буду тебе говорить, что хожу наполненный до краев высокой и гордой радостью... ”еду €, веро€тно, осенью, не раньше, так как у мен€ есть долги, и € должен расплатитьс€ с ними и многое купить и сшить себе. ѕоэтому € открываю здесь свое кабаре Ђ√ардени€ї - хочу скопить денег на дорогу домой... ѕонимаешь, какое счастье петь перед родными людьми! Ќа родном €зыке и в родной стране. ј те, кто мен€ порицает, завидуют мне в душе и многое бы дали, чтобы быть на моем месте... Ёто господь мен€ наградил за скитани€ и унижени€ в эмиграции и любовь к люд€м... “еперь в –оссии € вижу свою миссию в том, чтобы рассказать там о страдани€х эмиграции, помирить –одину с ней! » камни, лет€щие в мен€, € принимаю с улыбкой. я вижу сквозь врем€, € гл€жу далеко вперед и верю в час, когда мы все вернемс€...ї

ѕриглашение прозвучало устно. “олько вот паспорта и визы певец не получил. ѕомешал этому целый р€д обсто€тельств, главное из которых Ч €поно-китайский конфликт и начавша€с€ блокада Ўанха€. ѕароход Ђ—еверї, на котором ¬ертинский собиралс€ вернутьс€ домой, перестал совершать рейсы по маршруту ¬ладивосток Ч Ўанхай, и путь в –оссию оказалс€ отрезанным. японска€ администраци€ и позже вс€чески преп€тствовала возвращению артиста в ———–. ƒаже когда паспорта и визы были на руках, €понцы еще на полгода ухитрились задержать выезд ¬ертинского на –одину.

  сожалению, после первого визита в консульство новых и более реальных приглашений со стороны советских официальных лиц не последовало. Ќаступил 1937 год, и иде€ возвращени€ известного артиста-эмигранта, видимо, быстро тер€ла свою привлекательность дл€ тех, от кого зависела его судьба. ќфициальные лица, пригласившие ¬ертинского вернутьс€, бо€лись показатьс€ непатриотичными.

ѕрибавились и более мелкие причины, существенно, правда, уже ничего не мен€вшие. Ќапример, с Ђ√ардениейї у ¬ертинского ничего не получилось. —лишком радушным и хлебосольным хоз€ином оказалс€ владелец кабаре.  октейль Ђа л€ ¬ертинскийї он взбивал прекрасно (местные дамы были в восторге от этого напитка), а вот деньги считал плохо, тем более что часто он их и вовсе не брал с клиентов. ѕоэтому с финансами было по-прежнему туго.

Ўли мес€цы, годы... ¬нешне как будто ничего не мен€лось в шанхайском бытии ¬ертинского, если не считать того факта, что он по-насто€щему влюбилс€. —лучайные романы сменились сильным чувством к молодой жене, которое он пронес через всю оставшуюс€ жизнь. » все же мысль о возможном возвращении в –оссию теперь никогда не покидала ¬ертинского, что и не замедлило отразитьс€ на репертуаре.

ќн внимательно следит за развитием русской поэзии, пишет песни на стихи советских авторов. ¬ его программах концертов, с которыми он выступал в 1940Ч1943 годы в ЂЋайсеумеї и Ђ лубе граждан ———– в Ўанхаеї, были песни на слова ¬. ћа€ковского, ј. —уркова,  . —имонова, ¬. »нбер, ». ”ткина, Ћ. Ќикулина, ѕ. јнтокольского. ¬ целом это была жизнеутверждающа€ лирика, звучавша€ как вызов его тогдашнему существованию.

¬ критические дл€ —оветской –оссии дни, в апреле 1942 года, он создает исполненное веры в –одину и желани€ быть с ней р€дом стихотворение ЂЌаше гореї:

Ђ„то мы можем? —лать врагу прокл€ть€?

»з газет бессильно узнавать,

 ак идут родные наши брать€

«а родную землю умирать?..

„то ж нам делать? ѕосылать подарки?

ѕесни многослезные слагать?

»ли, как другие, злобно каркать?

»ль какого-то прощень€ ждать?

Ќет, ни ждать, ни плакать нам не надо!

Ќадо только думать день и ночь,

 ак уйти от собственного ада,

 ак и чем нам –одине помочь!ї

јккомпаниатор ¬ертинского, ћихаил Ѕрохес, рассказывал о любопытной беседе певца.  ак-то после концерта в Ђ–усском клубеї ¬ертинский разговорилс€ с советским послом, и тот между прочим поинтересовалс€, собираетс€ ли артист ехать в ———–. јлександр Ќиколаевич ответил, что он уже несколько раз Ђклан€лс€ї и всегда получал отказы. “огда посол вдруг спросил: Ђ—кажите, ¬ертинский, у вас была мать?ї Ч Ђ„то за странный вопрос?  онечної.Ч Ђј сколько раз вы бы могли поклонитьс€ своей родной матери?ї Ч Ђƒа сколько угодної. Ч Ђ“огда клан€йтесь еще раз...ї

¬ начале марта 1943 года ¬ертинский написал письмо на им€ заместител€ ѕредседател€ —Ќ  ———– ¬.ћ. ћолотова: Ђ√лубокоуважаемый ¬€чеслав ћихайлович! я знаю, какую большую смелость беру на себ€, обраща€сь к ¬ам в такой момент, когда наша –одина напр€гает все свои силы в борьбе. Ќо € верю, что в ¬ашем сердце большого государственного человека найдетс€ место вс€кому горю и, может быть, моему тоже.

ƒвадцать лет € живу без –одины. Ёмиграци€ Ч большое и т€желое наказание. Ќо вс€кому наказанию есть предел. ƒаже бессрочную каторгу иногда сокращают за скромное поведение и раска€ние. ѕод конец эта каторга становитс€ невыносимой. ∆ить вдали от –одины теперь, когда она обливаетс€ кровью, и быть бессильным помочь ей Ч самое ужасное.

—оветские патриоты жертвуют свой упорный сверхчеловеческий труд, свои жизни и свои последние сбережени€. я же прошу ¬ас, ¬€чеслав ћихайлович, позволить мне пожертвовать свои силы, которых у мен€ еще достаточно, и, если нужно, свою жизнь моей –одине.

я артист. ћне п€тьдес€т с лишним лет, € еще вполне владею всеми своими данными, и мое творчество еще может дать много. –аньше мен€ обвин€ли в упаднических настроени€х, но € всегда был только зеркалом и микрофоном своей эпохи...

–азрешите мне вернутьс€ домой... ” мен€ жена и мать жены. я не могу их бросить здесь и поэтому прошу за всех троих.

1. я Ч сам јлександр ¬ертинский.

2. ∆ена мо€ Ч грузинка Ћиди€ ¬ладимировна, 20 лет.

3. » мать ее Ћиди€ ѕавловна ÷иргава. 45 лет...

ѕустите нас домой.

я еще буду полезен –одине. ѕомогите мне, ¬€чеслав ћихайлович...ї

» на этот раз просьба была удовлетворена. ѕосле 23 лет эмиграции, в 1943 году ¬ертинский с женой, тещей и недавно родившейс€ дочкой возвратилс€ на родину.

—разу же он начал петь дл€ раненых солдат и сирот. “еперь он колесил с гастрол€ми уже не по миру, а по родной стране: от —ибири до —редней јзии. ѕевец давал по 24 концерта в мес€ц. (»з эмиграции он приехал практически без денег.) Ќо он был доволен, несмотр€ на плохие площадки и малообразованную публику.

ќднажды јлександр Ќиколаевич давал концерт в маленьком клубе города Ћьвова. ѕеред выступлением они вместе с пианистом ћ. Ѕрохесом решили попробовать, как звучит ро€ль. ќказалось, что ужасно. ¬ызвали директора клуба. “от развел руками, вздохнул и произнес: Ђјлександр Ќиколаевич, но все же это исторический ро€ль Ч на нем отказывалс€ играть еще сам Ўопен!ї ¬ертинский грустно улыбнулс€ шутке и, кое-как настроив ро€ль, дал концерт.

ѕосле окончани€ войны он вновь начал сниматьс€ в кино. –ежиссеры использовали его внешность и так называемый Ђврожденный аристократизмї.

¬ 1954 году ¬ертинский сыграл кн€з€ в фильме Ђјнна на шееї, затем последовал фильм Ђ«аговор обреченныхї, где он сыграл кардинала Ѕирнча. ¬ фильме Ђ¬еликий воин јлбании —кандербегї он сыграл роль дожа ¬енеции.

ќдин из парадоксов судьбы ¬ертинского: он стал лауреатом —талинской премии 2-й степени, но не за свои песни, а за эпизодическую роль в фильме Ђ«аговор обреченныхї!

ќбе дочери ¬ертинского Ч јнастаси€ и ћарианна Ч унаследовали его особую утонченность, из€щество и тонкую психологическую игру. ќт матери, котора€ тоже была актрисой, но в основном посв€тила свою жизнь мужу и семье, Ч большие романтические глаза и удивительный взгл€д. ќбе дочери стали актрисами, хот€ сам јлександр ¬ертинский этого не хотел. ќн считал, что актерский хлеб слишком т€жел.

¬ –оссии, несмотр€ на множество концертов, пресса о ¬ертинском молчала. ƒолго не выпускались и пластинки ¬ертинского, которые за рубежом имели миллионные тиражи. ¬се это больно ранило јлександра Ќиколаевича. “олько с конца 70-х начали выходить его пластинки и компакт-диски.

¬ –оссии ¬ертинский создал свои знаменитые песни: Ђƒоченькиї, Ђѕред ликом –одиныї, Ђƒорога€ пропажаї, Ђѕам€ти актрисыї, Ђѕоследний бокалї, Ђ¬орчлива€ песенкаї...

¬ конце жизни ¬ертинский написал книгу об эмигрантских странстви€х Ђ„етверть века без родиныї, рассказы Ђƒымї, Ђ—тепаї, киносценарий Ђƒым без ќтечестваї, книгу воспоминаний Ђƒорогой длинною...ї ¬оспоминани€ остались незаконченными. 13 последних страниц ¬ертинский написал в последний день своей жизни.

—кончалс€ јлександр Ќиколаевич ¬ертинский в возрасте 68 лет 21 ма€ 1957 года в Ћенинграде.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28790
ёли€ ћайборода
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40856
»рина ћирошниченко
Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:45083
Ёдуард —трельцов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru