Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлександр ¬ертинский

   /   

Alexander Vertinsky

   /
             
‘отографи€ јлександр ¬ертинский (photo Alexander Vertinsky)
   

ƒень рождени€: 21.03.1889 года
ћесто рождени€:  иев, ”краина
ƒата смерти: 21.05.1957 года
ћесто смерти: Ћенинград, ———–
¬озраст: 68 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

–усский эстрадный артист, киноактЄр, композитор, поэт и певец

јлександр ¬ертинский родилс€ 19 марта 1889 г. в  иеве в семье мелкого чиновника. ≈го отец, Ќиколай ѕетрович, происходил из семьи железнодорожного служащего, был частным поверенным и немного занималс€ журналистикой. ћать, ≈вгени€ —тепановна —колацка€, родилась в двор€нской семье. ќна не состо€ла в официальном браке с отцом ¬ертинского, поскольку перва€ жена Ќикола€ ѕетровича ни за что не хотела дать мужу развод; он был вынужден усыновить своих детей, рожденных в гражданском браке - старшую дочь Ќадежду и сына јлександра.

08.05.2007

ƒети рано лишились родителей.  огда младшему јлександру было три года, умерла мать, а спуст€ два года погиб от скоротечной чахотки отец. Ѕрата и сестру вз€ли на воспитание сестры матери в разные семьи. ¬с€чески преп€тству€ их общению, тетки сообщили јлександру заведомую неправду о смерти его сестры.

√имназические годы ¬ертинский провел в 1-й императорской јлександрийской гимназии, откуда он был довольно быстро исключен за неуспеваемость и дурное поведение, а позднее - в 4-й  иевской классической гимназии.

”же в эти годы ¬ертинский увлекс€ театром, выступал в любительских спектакл€х и, в качестве статиста, на сцене киевского —оловецкого театра. ¬ отличие от эстрадных звезд начала XX в., пришедших на эстраду с опереточной, а то и с оперной сцены, ¬ертинский вышел из литературной среды. ќн сам писал: "я не могу причислить себ€ к артистической среде, а скорее к литературной богеме.   своему творчеству € подхожу не с точки зрени€ артиста, а с точки зрени€ поэта, мен€ привлекает не только исполнение, а подыскание соответствующих слов, которые зазвучат на мой собственный мотив".

≈го развитие как творческой личности, его мировоззрение и творческий стиль начали складыватьс€ в киевском литературном собрании —офьи Ќиколаевны «елинской. ¬ ее доме собирались многие интересные люди: поэты ћихаил  узмин, ¬ладимир Ёльснер, художники јлександр ќсмеркин,  азимир ћалевич, ћарк Ўагал, Ќатан јльтман. ¬ертинский проникалс€ их философией, эстетикой, приобретал духовный и творческий опыт. ¬ этот период он пробует зан€тьс€ литературным трудом: в газете " иевска€ недел€" по€вл€ютс€ его рассказы - "ѕортрет", "ѕапиросы "¬есна"", "ћо€ невеста", а в еженедельнике "Ћукоморье" - рассказ " расные бабочки". ћолодой поэт пишет театральные рецензии на выступлени€ крупных знаменитостей - Ўал€пина, ¬€льцевой, ¬авича, јнсельми,  аринской, –уффо. ѕостепенно его им€ становитс€ известным в среде киевской творческой интеллигенции.

¬ 1909 - 1910 гг. ¬ертинский переехал в ћоскву, стрем€сь найти себ€ и сделать карьеру. ћолодым непризнанным талантам нужно было почувствовать себ€ "своими" в среде московской интеллигенции, почувствовать себ€ допущенными в ту касту, котора€ творила насто€щее искусство, в которую входили знаменитые писатели и художники, чьи имена были у всех на слуху, и перед которыми благоговела творческа€ молодежь.

¬ертинский играл в маленьких студи€х и кружках небольшие роли в модных пьесах, пыталс€ поставить пьесу Ѕлока "Ѕалаганчик". Ѕлок был одним из самых любимых поэтов просвещенной молодежи того времени, и ¬ертинский любил и ценил его творчество всю жизнь. —ам артист писал в своих воспоминани€х о поэзии Ѕлока, как о "стихии, формирующей наш мир": "¬ нашем мире богемы каждый что-то таил в себе, какие-то надежды, честолюбивые замыслы, невыполнимые желани€, каждый был резок в своих суждени€х, щегол€л надуманной оригинальностью взгл€дов и непримиримостью критических оценок. ј надо всем этим гул€л хмельной ветер поэзии Ѕлока, отравившей не одно сердце мечтами о ѕрекрасной ƒаме:" —ам ¬ертинский не подражал Ѕлоку, но некоторые поэтические образы производили на него столь сильное впечатление, что все его воспри€тие жизни было в определенный период времени очень "блоковским".

¬ начале 1912 г. ¬ертинский поступил в театр миниатюр ћ.ј. јрцибушевой, где выступал с небольшими пароди€ми. ќдной из первых его работ стал номер под названием "“анго" (этот танец был новым, но уже очень модным): балетна€ пара танцевала танго, а он, сто€ у кулис, исполн€л песенку-пародию на действие на сцене. Ќомер имел успех, и ¬ертинский получил рецензию в прессе: полторы строчки в "–усском слове". ј это была уже насто€ща€ победа над безвестностью.

¬ 1913 г. он попыталс€ исполнить свою мечту - поступить в ћ’“, однако не был прин€т из-за дефекта дикции: экзамен принимал сам —таниславский, которому не понравилось, что молодой человек плохо выговаривает букву "р".

Ћучшие дн€

Ёдвард Ћьюис. Ѕиографи€
ѕосетило:6229
Ёдвард Ћьюис
ќлег √азманов: Ђќвацииї и Ђ«олотые граммофоныї
ѕосетило:6158
ќлег √азманов
«везда французской эстрады
ѕосетило:5413
ћирей ћатье

— 1912 г. ¬ертинский весьма успешно снималс€ в немом кино (" ороль без венца", "ќт рабства к воле", "„ем люди живы"). Ќа съемочной площадке он подружилс€ со звездами русского кино начала XX в. - ». ћозжухиным и ¬. ’олодной. ћногие сценарии немых фильмов в то врем€ писали на сюжеты попул€рных романсов, и один из сценариев был основан на стихотворении ¬ертинского "Ѕал √осподень". “огда же он познакомилс€ с ћа€ковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним, однако футуризм как направление в искусстве оказал на его творчество куда более слабое вли€ние, чем можно было бы предположить. ‘утуризм рассматривалс€ молодым артистом как возможность эпатировать публику, обратить на себ€ внимание, выделитьс€. ћир футуристов, их философи€ и творческа€ позици€ не были близки ¬ертинскому. «а исключением ћа€ковского, талантом которого ¬ертинский искренне восхищалс€, футуристы, по его мнению, просто "эпатировали буржуа, писали заумные стихи, выставл€ли на выставках €вно издевательские полотна и притвор€лись "гени€ми"".

Ќа творчество ¬ертинского оказали вли€ние поэзоконцерты ». —евер€нина, но преимущественно с точки зрени€ эстетики стиха. ќ —евер€нине он писал, что в его стихах было подлинное чувство, талант и искренность, но не хватало вкуса, чувства меры и неподдельности чувств.

¬ конце 1914 г. ¬ертинский отправилс€ добровольцем на фронт санитаром на 68-м санитарном поезде ¬сероссийского союза городов, который курсировал между передовой и ћосквой. ќн прослужил на поезде до весны 1915 г., когда после небольшого ранени€ вернулс€ в ћоскву. ¬ поезде была книга, где записывались все перев€зки раненых, и, когда ¬ертинский окончил свою службу, на его счету было 35 тыс. перев€зок.

ѕосле возвращени€ в ћоскву ¬ертинский продолжал выступать в театре миниатюр јрцибушевой, но уже с собственным номером - "ѕесенками ѕьеро". ¬ качестве "ариэток ѕьеро" он исполн€л свои стихи, положенные им на музыку, чаще всего собственного сочинени€: "ћаленький креольчик", "¬аши пальцы пахнут ладаном", "Ћиловый негр" (посв€щенные ¬ере ’олодной), "—ероглазочка", "ћинуточка", "я сегодн€ смеюсь над собой", "«а кулисами", "ѕанихида хрустальна€", "ƒым без огн€", "Ѕезноженка", "Ѕал √осподень", "ѕес ƒуглас", "ќ шести зеркалах", "Jamais", "я маленька€ балерина"( в соавторстве с Ќ. √рушко), " окаинетка" (слова ¬. јгатова).

—о своими песенками ¬ертинский выступал также в ѕетровском театре, в кабаре "∆ар-птица", в театрах миниатюр.  ритика быстро отозвалась на его растущий успех (статьи —. √ородецкого и Ѕ. —авинича в газетах "–ампа и жизнь" и "“еатральна€ газета").

«агадкой оставалась неизменна€ попул€рность ¬ертинского в любой аудитории. „асто причину его успеха видели в том, что его творчество "отразило кризис духовной культуры общества". —корее, его крайне индивидуалистичные стихи оказались "впору каждому". ƒл€ него было характерно написание цикла стихов как "вариаций на тему", представление своеобразной галереи символов одного образа, перенесение человеческих эмоций на неодушевленные предметы, использование экзотических названий и неожиданных сравнений как попытка ослабить или же совершенно сн€ть довлеющее ощущение материальности мира. ѕри этом в своих стихах он стремилс€ показать, что никем не пон€тый и одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Ётому миру безразлично, что смерть близкого человека, разлука с любимой женщиной, безответна€ любовь и, наконец, банальна€ измена €вл€ютс€, может быть, самой страшной трагедией в масштабах маленькой вселенной отдельно вз€того человека. »менно поэтому его песенки оказались "впору каждому": каждый мог увидеть в них себ€. ¬месте с тем он избавилс€ от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню - более утонченную, из€щную, св€занную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре. Ќо прежде всего - авторскую, художественную песню.

¬ертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. —ам артист неоднократно говорил: "я был больше, чем поэтом, больше, чем актером. я прошел по нелегкой дороге новаторства, создава€ свой собственный жанр:"

ѕривлекательным дл€ публики был также особенный стиль ¬ертинского, его сценическа€ маска. — середины 1915 по конец 1917 гг. артист выступал в гриме печального ѕьеро.  азалось бы, белый ѕьеро не годилс€ дл€ исполнени€ лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти. ѕьеро - буффон комедии дель арте, маска из итало-французского трагифарса. ќднако дл€ искусства начала XX в. был характерен поиск маски, неповторимого образа. «ритель шел "на маску", и ее стремились использовать самые разные де€тели искусства: желта€ кофта ћа€ковского, бархатна€ блуза и кудри Ѕлока, экзотическа€ поза —евер€нина - все это поиск маски, уникального места в искусстве. »скусственна€ личина чаще всего и €вл€етс€ подлинной сущностью надевшего маску и отождествл€етс€ в его сознании и в сознании окружающих с образом, который маска отражает. ћаска возводит форму в превосходную степень. Ќа выбор сценической маски ¬ертинским оказала вли€ние поэзи€ Ѕлока, которой он очень увлекалс€, в частности - пьеса "Ѕалаганчик" и цикл стихов "ћаски".

—ам артист утверждал, что этот грим родилс€ спонтанно во врем€ его работы на санитарном поезде, когда он и другие молодые санитары давали небольшие "домашние" концерты дл€ раненых и грим на сцене был необходим исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растер€нности перед переполненным залом. Ќо выбор маски ѕьеро был не случаен. ќбраз многострадального шута как нельз€ лучше соответствовал той роли утешител€, которую выбрал себе артист. Ќа эстраде это было нечто новое. ќбраз ѕьеро отражал внутренний мир молодого ¬ертинского. ѕозднее у него по€вилась маска нигде не виданного черного ѕьеро. Ёта маска помогала артисту входить в образ, давала соответствующий эмоциональный настрой перед выходом на сцену, пробуждала необходимые чувства. ѕьеро - комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грез€щий о чем-то печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство.

¬ертинский с первых же мгновений своего по€влени€ на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. ¬печатление дополн€ли умело созданные декорации и "лунный" свет: "ќн выходил на сцену уже основательно загримированным и в специально сшитом костюме ѕьеро. ¬ мертвенном, лимонно-лиловом свете рампы густо напудренное лицо его казалось неподвижной, иссушенной маской. Ћишь "ала€ рана рта" и страдальчески вздрагивающие брови обозначали "тлеющую человеческую жизнь". ќбраз черного ѕьеро, по€вившийс€ позднее, был иным: мертвенно-белый грим на лице заменила маска-домино, белый костюм ѕьеро заменило совершенно черное оде€ние, на котором €рко выдел€лс€ белый шейный платок. »ным было и впечатление зрителей. Ќовый ѕьеро стал в своих песенках ироничнее и €звительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности и разгл€дел будничную простоту и безучастность окружающего мира.

¬ 1916 г. ¬ертинский пользовалс€ уже всероссийской попул€рностью.   1917 г. артист объехал почти все крупные города –оссийской империи, где выступал с неизменным успехом. ќн отказалс€ от маски ѕьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступа€ от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразной маской или, если угодно, своеобразным символом.

ѕосле большевистского переворота ¬ертинский пришел к выводу, что ему не ужитьс€ с новой властью. –оманс "“о, что € должен сказать", написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес „ , куда и вызвали артиста дл€ дачи объ€снений по поводу сочувстви€ к врагам революции. —охранилась легенда, будто бы ¬ертинский возмущенно заметил чекистам: "Ёто же просто песн€, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!". Ќа что получил четкий и лаконичный ответ: "Ќадо будет, и дышать запретим!"

Ёто ¬ертинскому совершенно не подходило, поэтому в конце 1917 г. он отправилс€ вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам –оссии. ѕочти два года он провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров и в литературно-артистических обществах; объехал ≈катеринослав, ќдессу, ’арьков, ялту, —евастополь.

¬ертинский покинул –оссию в начале 1920 г., выехав в  онстантинополь на пароходе "¬еликий кн€зь јлександр ћихайлович". ѕричины своей эмиграции много позднее он определ€л так: "„то толкнуло мен€ на это? я ненавидел —оветскую власть? ќ нет! —оветска€ власть мне ничего дурного не сделала. я был приверженцем какого-либо другого стро€? “оже нет: ќчевидно, это была страсть к приключени€м, путешестви€м. ёношеска€ беспечность". —корее всего, на него оказали вли€ние и первое знакомство с новой властью в „ , и настроени€ творческой интеллигенции, и беспощадность классовой борьбы, развернувшейс€ пр€мо у него перед глазами, и мрачное предчувствие того, что слово "свобода" с головокружительной быстротой становитс€ пустым звуком.

¬  онстантинополе ¬ертинскому жилось сравнительно неплохо. ќн выступал в самых дорогих и фешенебельных кабаре "„ерна€ роза" и "—телла", пел цыганские романсы, стилизованные русские песни и мечтал о гастрол€х по Ѕессарабии, концертах перед "своей", русской, публикой. јртисту удалось купить греческий паспорт, что открывало возможности дл€ свободного передвижени€ по миру и выводило его из категории эмигрантов, стрем€щихс€ получить хот€ бы вид на жительство.

¬ –умынии ¬ертинский был прин€т очень тепло, он мог наконецто петь свои песни, выступа€ перед русским зрителем. ќднако он был выслан из страны как неблагонадежный элемент, разжигающий антирумынские настроени€ среди русского населени€ присоединенной Ѕессарабии. ѕричиной подобного обвинени€ послужил ошеломл€ющий успех у русских песни "¬ степи молдаванской".

јртист отправилс€ в ѕольшу, где провел 1922 и 1923 гг. “огда ¬ертинский впервые обратилс€ в советское консульство в ¬аршаве с просьбой о возвращении в –оссию. Ќа его прошении поставил положительную резолюцию тогдашний советский полпред в ѕольше ѕ.Ћ. ¬ойков, по совету которого он и предприн€л эту попытку. Ќо ему отказали.

¬ертинский с большим успехом гастролировал в јвстрии, ¬енгрии, Ћиване, ѕалестине, ≈гипте, Ћивии, √ермании. ¬ Ѕерлине он прожил с 1923 по 1925 г., там же женилс€ на дочери русских эмигрантов ѕотоцких, Ќадежде, с которой познакомилс€ в —опоте. ќднако семейна€ жизнь не сложилась, и пути молодых супругов быстро разошлись. ¬новь они встретились уже в Ўанхае, когда встал вопрос о втором браке ¬ертинского.

¬ертинский уже стал мировой знаменитостью, но когда он попыталс€ вторично обратитьс€ к главе советской делегации ј. Ћуначарскому во врем€ ее пребывани€ в Ѕерлине с просьбой о возвращении на родину, ему снова отказали.

√астроли по странам ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы оказались не легкими, особенно из-за отношени€ публики к артистам, выступавшим в ресторанах: оно было не таким восторженным и снисходительным, как в дореволюционной –оссии. ¬ертинский писал: "¬се наши актерские капризы и фокусы на родине терпелись с ласковой улыбкой. јктер считалс€ высшим существом, которому многое прощалось и многое позвол€лось. ќт этого пришлось отвыкать на чужбине. ј кабаки были страшны тем, что независимо от того, слушают теб€ или нет, артист об€зан исполн€ть свою роль, публика может вести себ€ как ей угодно, петь, пить, есть, разговаривать или даже кричать:"

»сключение составл€ла ‘ранци€, где отношение к артистам было смесью гордости и восхищени€, как к высшим существам. ѕоэтому ¬ертинский отправилс€ в ѕариж, куда стремилась вс€ творческа€ эмигрантска€ интеллигенци€.

ќн прожил во ‘ранции почти дес€ть лет - с 1925 по 1934 гг. Ёта страна пользовалась наибольшей любовью артиста после родной –оссии: ":ћо€ ‘ранци€ - это один ѕариж, но зато один ѕариж - это вс€ ‘ранци€! я любил ‘ранцию искренне, как вс€кий, кто долго жил в ней. ѕариж нельз€ было не любить, как нельз€ было его забыть или предпочесть ему другой город. Ќигде за границей русские не чувствовали себ€ так легко и свободно. Ёто был город, где свобода человеческой личности уважаетс€: ƒа, ѕариж: это родина моего духа! Ќи с одним городом мира у мен€ не св€зано таких воспоминаний, как с ним!"

«десь ¬ертинский выступал в "Ѕольшом московском эрмитаже", " азанове", " азбеке", "Ўахерезаде". »менно на этот период приходитс€ расцвет его творческой де€тельности.

¬ эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: "ѕани »рена", "¬енок", "Ѕаллада о седой госпоже", "¬ степи молдаванской", "¬ синем и далеком океане", " онцерт —арасате", "»спано-—юиза", "—умасшедший шарманщик", "ћадам, уже падают листь€", "“анго "ћагноли€"", "ѕесенка о моей жене", "ƒни бегут", "Piccolo Bambino", "Femme raffinee", "ƒжимми", "–ождество", "ѕалестинское танго", "ќлов€нное сердце", "∆елтый ангел", "ћарлен", "»рине —троцци".

ћногие песни имеют свою легенду, историю создани€. ќдним из €рких примеров €вл€етс€ истори€ песенки " онцерт —арасате". ¬ертинский с удовольствием рассказывал, что в 1930 г. в „ерновицах он слушал игру ¬ладеско, одного из "п€ти ресторанных знаменитостей - королей цыганского жанра". ≈го женой была знаменита€ актриса —ильви€ “оска, котора€ из-за любви к нему бросила сцену, а ¬ладеску обращалс€ с ней, как тиран. Ёто произвело на ¬ертинского большое впечатление, а через три года в Ѕерлине в "Ѕлютнер-зале" ¬ертинский исполнил " онцерт —арасате" перед самим ¬ладеско, который ожидал хвалебной речи в стихах, адресованной ему. ¬ песне ¬ертинский выразил свой гнев по поводу его отношени€ к знаменитой актрисе, подарившей ему свою любовь. Ёто была публична€ казнь, после которой ¬ладеску, по словам ¬ертинского, не знал, куда бежать, не мог подн€тьс€ со своего места, а после концерта €вилс€ за кулисы с намерением поколотить обидчика, но под вли€нием момента разрыдалс€ и раска€лс€. Ётот эпизод прибавил песенке попул€рности, ее просили на многих концертах, стрем€сь представить, как же все это было тогда, в Ѕерлине.

¬ ѕариже ¬ертинский общалс€ с ». ћозжухиным, ‘. Ўал€пиным, —. Ћифарем, ј. ѕавловой, ё. ћорфесси, Ќ. ѕлевицкой, “.  расавиной, Ќ. Ѕалиевым, —. –ахманиновым. «десь же он познакомилс€ с „арли „аплиным, ћэри ѕикфорд, ћарлен ƒитрих, √ретой √арбо. »менно они подали ¬ертинскому мысль о гастрол€х в —Ўј.

ќсенью 1934 г. пароход "Ћафайет" увез ¬ертинского в јмерику. ќн гастролировал в Ќью-…орке, —ан-‘ранциско, Ћос-јнджелесе, „икаго. ¬ —Ўј он ощутил настороженность, растер€нность, как и большинство европейских артистов, которые в јмерике обычно чувствовали себ€ неуверенно, особенно по€вившись тут впервые.

Ќью-…орк не был похож на города ≈вропы: "я не пришел в восторг от Ќью-…орка. ƒень и ночь по его улицам катитс€ лавина спешащих людей, лет€т бумажки, подгон€емые ветром, орут газетчики, продавцы, мчатс€ машины; люди спешат как на пожар: јмерика вообще очень утомл€ет". «десь ¬ертинский выступал в "“аун-холле", в крупных мюзик-холлах, имел успех. ¬ √олливуде ему предложили сниматьс€ в фильме, но сценарий был написан на английском €зыке. Ќеплохо владе€ немецким и в совершенстве зна€ французский, он не переносил английскую речь. ќн промучилс€ с €зыком несколько мес€цев и даже получил "филологический" совет от ћарлен ƒитрих - "преодолеть отвращение любого нормального человека и вз€ть себ€ в руки". ќднако "вз€ть себ€ в руки" не удалось, и ¬ертинский отказалс€ от съемок.

¬ертинский был попул€рен не только в среде эмигрантов как бард ностальгии, он приобрел мировую известность. Ќесмотр€ на то что он исполн€л свои песни исключительно на русском €зыке, ¬ертинский имел поклонников во всех странах мира. —екрет успеха был все тот же. “ексты многих песен ¬ертинского были автобиографичными, он не бо€лс€ открыть люд€м то, что больше всего их тревожит и о чем, как правило, молчат. ќн не отступал от своего кредо: нет ничего важнее человеческой души, внутреннего мира человека, его чувств, переживаний, страданий, отношений, из чего складываетс€ жизнь. ”спеху ¬ертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальна€ исполнительска€ манера: с первых минут общени€ с аудиторией артист понимал, с какими людьми ему предстоит иметь дело. ќттен€€ тонкими нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрени€, сделать более близкими и пон€тными именно этой аудитории.

¬ окт€бре 1935 г. ¬ертинский уехал в  итай в надежде обрести русского слушател€ в лице большой эмигрантской общины в Ўанхае. “ам он впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду. ¬добавок дл€ артиста, привыкшего вращатьс€ в мировых центрах, жизнь в  итае выгл€дела очень провинциальной. ќн пел в кабаре "–енессанс", в летнем саду "јркади€", в кафе-шантане "ћарироуз", но это были очень скромные заведени€, где было не так уж много посетителей и не такое уж высокое жалование дл€ артистов. ¬ жизни наступил кризис, в этот момент ¬ертинского пригласили в советское посольство и предложили вернутьс€ на родину, предъ€вив официальное приглашение ¬÷» а, вдохновленное инициативой комсомола.

Ўел 1937 г. ƒл€ ¬ертинского приглашение было большой неожиданностью, и он ухватилс€ за него. ∆ела€ как можно скорее разделатьс€ с долгами, чтобы уехать в —оветский —оюз, он решилс€ вступить в рискованное предпри€тие: стал совладельцем кабаре "√ардени€". Ќо уже через мес€ц кабаре потерпело финансовый крах.

“огда же артист начал работать в советской газете "Ќова€ жизнь" в Ўанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции “ј——, готовить воспоминани€ о своей жизни за рубежом. “ак он пыталс€ продемонстрировать ло€льность к —оветской власти, почувствовать себ€ полноправным гражданином родной страны. ќднако бумаги на въезд в ———– задерживались, в том числе и по причине начавшейс€ ¬торой мировой войны.

26 ма€ 1942 г. ¬ертинский вступил во второй брак с Ћидией ¬ладимировной ÷иргвава, 20-летней дочерью служащего  ¬∆ƒ.

“ворчество ¬ертинского шанхайского периода имеет совсем иную окраску, нежели европейского. ќн писал песни на стихи советских авторов и сам сочин€л патриотические тексты. ѕотому что он был русским. » потому, что его родина подвергалась страшной опасности, и это волновало всех, кто р€дом с ним. » потому, что им владели мысли о новой жизни на неизвестной родине. » потому, что важно было объ€снить всем: теперь он - вместе с той  расной армией, от которой в 1920 г. бежал в эмиграцию.

“ак родились песни "ќ нас и о родине", "Ќаше горе", "¬ снегах –оссии", "»на€ песн€", " итеж".

Ћюбовна€ лирика, несмотр€ на счастливый роман и последующий брак, стала безрадостной и трагичной, несла отпечаток кризиса жизни в целом, в ней не осталось ничего от романтической светлой грусти его лирических стихов предыдущих лет. "ѕрощание", "Ќенужное письмо", "Ѕар-девочка", "”бившей любовь", "—пасение", "ќбезь€нка „арли", "¬ этой жизни ничего не водитс€", "ќсень" - довольно горькие стихи. Ќекоторое исключение составл€ет стихотворение "Ѕез женщин", написанное с прелестной иронией, героем которого €вл€етс€ блест€щий, симпатичный, кокетливый любимец женщин, встающий в позу остепенившегос€, приличного джентльмена. ј также стихотворение "ѕрощальный ужин", которое можно назвать классикой ¬ертинского.

ѕосле €понской оккупации материальное положение семьи стало очень т€желым, ¬ертинский отча€лс€ получить разрешение вернутьс€ на родину. “ем не менее в 1943 г. он предприн€л последнюю попытку: написал письмо на им€ ¬.ћ. ћолотова. –азрешение неожиданно было получено.

¬ конце 1943 г. семь€ ¬ертинских с четырехмес€чной дочерью ћарианной поселилась в ћоскве, на улице √орького. ¬ конце 1944 г. в семье родилась втора€ дочь - јнастаси€.

¬ертинский прожил на родине 14 лет. ¬се это врем€ он интенсивно работал, посто€нно выступал с концертами и имел успех. √еографи€ его гастрольных поездок простиралась от ћурманска до ≈ревана, от –иги до ѕетропавловска- амчатского. ¬ 50-х гг. он снималс€ в кино: "3аговор обреченных", "¬еликий воин јлбании —кандербег", "јнна на шее". ¬ 1951 г. он получил государственную премию.

 азалось бы, жизнь на родине складывалась крайне счастливо и удачно. ќднако из ста с лишним песен из репертуара ¬ертинского к исполнению в ———– было допущено не более тридцати. Ќа каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки.  онцерты в ћоскве и Ћенинграде были редкостью, на радио ¬ертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах. ¬ыступал он в основном в провинции, в маленьких отдаленных городках, где были т€желые бытовые услови€, крайне долга€ дорога несколькими видами транспорта, а ¬ертинский был уже немолод, и это тоже создавало ему проблемы. “рудности компенсировались восторженными аплодисментами молодежи и слезами пожилых, среди которых, как в јстрахани, было немало представителей дореволюционной интеллигенции, высланных из Ћенинграда и ћосквы в отдаленные города.

јртист прекрасно понимал, что официально он не признан, но лишь юридически терпим. ј залы были переполнены. "√де-то там: наверху все еще делают вид, что € не вернулс€, что мен€ нет в стране. ќбо мне не пишут и не говор€т ни слова. √азетчики и журналисты говор€т: "Ќет сигнала". ¬еро€тно, его и не будет. ј между тем € есть! ћен€ любит народ (ѕростите мне эту смелость.) я уже по 4-му и 5-му разу объехал нашу страну, € заканчиваю третью тыс€чу концертов!" Ёто письмо за год до смерти ¬ертинский написал заместителю министра культуры.

ћатериальные трудности усугубл€лись духовным и душевным одиночеством артиста, привыкшего общатьс€ с творческой и духовной элитой европейских столиц. "я перебрал сегодн€ в уме всех своих знакомых и "друзей" и пон€л, что никаких друзей у мен€ здесь нет!  аждый ходит со своей авоськой и хватает в нее все, что ему нужно, плю€ на остальных. » вс€ психологи€ у него "авосечна€", а ты - хоть сдохни - ему наплевать! <:> “ы посмотри эту историю со —талиным. ¬се фальшиво, подло, неверно. Ќа съезде ’рущев сказал: "ѕочтим вставанием пам€ть 17 миллионов человек, замученных в лагер€х:" Ќичего себе?!  то, когда и чем заплатит за "ошибки" всей этой сволочи?! » доколе будут измыватьс€ над нашей –одиной? ƒоколе?" - написал артист своей жене в 1956 г.

«а 14 лет жизни в ———– ¬ертинский написал всего чуть более двадцати стихов: "ƒоченьки", "—алют", "ѕред ликом –одины", "ѕтицы певчие", "ќтчизна", "∆ене Ћиле", "ƒетский городок".

¬ертинский умер 21 ма€ 1957 г. в ленинградской гостинице "јстори€" в возрасте 68-ми лет. ѕохоронили его в ћоскве, на Ќоводевичьем кладбище.

ј. ¬ертинский в Ћитве
ѕолина 14.06.2021 11:36:40
Ќигде не пишут о гастрол€х ј. ¬ертинского в  аунасе, а он выступал здесь в апреле 1925 г., июле 1926 г., сент€бре 1929 г., августе - сент€бре 1930 г., сент€бре 1931 г. 1932 г. ¬ газете Ёхо были и статьи о концертах.

ј. ¬ертинский! ƒобро пожаловать!
ѕолина 30.06.2021 07:52:23
Ёто заголовок полностью: SVEIKI ATVYKE! ƒќЅ–ќ ѕќ∆јЋќ¬ј“№! !




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёли€ ћайборода. Ѕиографи€
ѕосетило:28790
ёли€ ћайборода
»рина ћирошниченко. Ѕиографи€
ѕосетило:40856
»рина ћирошниченко
Ёдуард —трельцов. Ѕиографи€
ѕосетило:45083
Ёдуард —трельцов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru