Людибиографии, истории, факты, фотографии

Андрей Макаревич

   /   

Andrey Makarevich

   /
             
Фотография Андрей Макаревич (photo Andrey Makarevich)
   

День рождения: 11.12.1953 года
Возраст: 64 года
Место рождения: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Андрей Макаревич съел собаку

Композитор, певец, композитор, путешественник

Когда говоришь с музыкантом, который начинал во времена хиппи, ты не очень-то волен в выборе первоочередных тем для обсуждения. Sex, drugs, rok-n-roll... Ну, если собеседники уже не мальчики (а они оба уже не), то секс легко может куда-то уйти с первого места в повестке дня и приблизиться к самоотверженной борьбе против чужого СПИДа. А что касается drugs, то в силу русской традиции - это в первую очередь водка...

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

27.01.2006

Drugs. Занимательная наркология

Андрей Макаревич фотография
Андрей Макаревич фотография

- Это просто волшебная вещь! Ты должен попробовать, - с этих слов начал беседу классик. - Очень рекомендую. Перцовая, на меду, с чагой, - ну, как звучит? С названием новой водки я не стал мудрить: это "Смак".

Реклама:

- Чага - это от синяков которая, если в глаз дадут?

- Не только. Это древесный гриб, который в народной медицине очень широко используется. Водка получилась замечательная, она за 3 месяца существования получила золотую медаль выставки в Волгограде.

- Есть еще куда расти, есть невзятые рубежи. Думаю, водка вообще может получить не только медаль, но и орден, к примеру, "За заслуги перед Отечеством".

- Ну это сколько надо работать... В моей новой водке главное - это вода, мои карельские партнеры (которые делают водку "Гарант") нашли сумасшедшую воду артезианскую под Ладогой. Она невероятно мягка. Когда я ее попробовал, я понял, что нам по пути просто. У нас воды хорошей не так много в стране.

- Тема важная, что и говорить. Вот ты книжку новую выпустил, называется "Занимательная наркология". Лирическая, исповедальная проза.

- Я тебе подарю.

Лучшие дня


Алиса Фрейндлих: Тайна всеобщей любимицы
Посетило:184
Алиса Фрейндлих
'Вся моя жизнь - сплошная ошибка'
Посетило:173
Георгий Жженов
Один из создателей 'Doors'
Посетило:117
Джим Моррисон

- Зачем же, я уже купил. И даже прочитал. Это писательский зуд у тебя такой?

- Конечно. Ну уж не просветительский, во всяком случае.

- Должен сказать, что книга очень политкорректная. Если верить автору, то ты пьешь совсем ничего, шмаль не куришь, а про остальное так и вовсе нечего сказать. Всем ребятам пример.

- Дело в том, что трава меня просто не цепляет. Это истинная правда! На меня просто жалко ее переводить. Что касается всех остальных вещей - то, конечно, в порядке эксперимента все когда-то пробовалось. Но я принадлежу к тому типу людей, которым любое привнесенное состояние мешает работать. Я даже курить не могу, когда я работаю.

- В смысле косяк?

- Нет, я даже обычные сигареты не могу курить, когда работаю.

- Ну, когда ты заныриваешь в океан снимать новую серию "Подводного мира", то, конечно, в таких условиях действительно затруднительно курить.

- Я не курю, даже если я пишу что-то или рисую. Стоит мне закурить, у меня сразу голова едет в сторону. А поскольку я почти всегда пребываю в состоянии делания чего-то, то мне это просто мешает, мне это совершенно не нужно! И потом я вообще давно и убежденно выпивающий человек, так что можно сказать, что я нашел свои наркотики, свои дозы и от выпивки получаю ожидаемое совершенно состояние, которое меня устраивает. Более того! Если говорить о воздержании от наркотиков, так я даже знаю пару приличных людей, которые вообще не пьют. Это исключение из правил, но тем не менее...

- Да все мы стали меньше пить. Кроме Никиты Михалкова, он мне рассказывал, что легко берет 500 на грудь - в ежедневном режиме. А он постарше нас будет...

- 500 - уже много для меня, машинка работает похуже уже немножко. А 300 - нормально... У меня внутри, слава богу, есть такой дозатор, который говорит: все, шестая рюмка - лишняя. Признаюсь, за 20 лет сильно упало потребление, а за последние два года так и вовсе...

- То есть тут ты вывалился из западной традиции: Калифорния, Беркли, Буковски, Маккена, Гроф и прочие исследователи влияния наркотиков на культуру.

- Да читал я это все... Понятно, что ЛСД, если ею пользоваться правильно - не для того, чтоб на дискотеку пойти поколбаситься - открывает какие-то тонкие вещи, которые в обычном состоянии закрыты. С таким измененным сознанием можно было бы внимательно поизучать какой-то объект искусства, музыку в первую очередь. Но надо немножко другой образ жизни вести, чтоб этим заниматься. Более праздный. Если бы у меня было много свободного времени, я бы, наверно, с ЛСД экспериментировал. Но мне некогда просто. Есть много более интересных вещей, которые меня занимают больше. Праздность - это не по мне. Если меня поместить в ситуацию, когда я буду лишен возможности что-то делать, например, вывезти на какой-то курорт, положить на пляж - то я к вечеру начну сходить с ума, у меня начнется ломка, конкретно. Я настолько привык находиться в состоянии какого-то дела, что по-другому уже просто не получается.

Rock-n-roll

- Андрей, в этом твоем трудоголизме есть что-то нерусское.

- Может, это еврейское? Не знаю... Я все-таки еврей наполовину.

- Похоже. На самом деле надо ж как-то иногда лежать на печке. А то в суете так и не поймем, может, чего-то главного.

- Ха-ха-ха! А может, наоборот? Может, лежа на печке, мы так ни черта и не поймем?

- Может, и так. Хотя какая разница, по какой причине ты чего-то не понял - если все равно не понял. Помнишь эту версию, что человечество знает гениев ну максимум второго ряда? Поскольку настоящие мудрецы не снизойдут до того, чтоб общаться с примитивной публикой и что-то ей проповедовать. Они смотрят на нас со стороны, смеются над нашими жалкими страстями, у нас не хватает ума их распознать, а им не приходит в голову перед нами, двоечниками, раскрыться...

- Красивая теория. Спорная, но красивая.

- На самом деле всем прекрасно известно, что надо делать, чтоб быть гением. Мы просто не хотим.

- И что же надо делать?

- Надо жить так, чтоб тебя застрелили на дуэли в 37 лет.

- Гм. Ну да, ну да... Может, обойдется.

- Да уже обошлось, считай. Мы уже вышли из того возраста. Кстати, мы оба были приблизительно в этом возрасте, когда наговаривали первое интервью в первый русский глянцевый журнал... Какие мы тогда были молодые ребята!

- Это правда. Да... Это, кажется, в 93-м было. С того времени многое изменилось. Тогда я жил в Валентиновке, теперь в Подушкино, тогда я ездил на джипе, теперь на "БМВ", - и так далее.

- Подушкино, Рублевка - это уже другая история, уже все как у всех. С тем твоим старым домом в Валентиновке была красивая история: ты рассказывал тогда, что всю жизнь копил, и все накопленное непосильным трудом чудом успел вложить в дом, перед самым обвалом рубля, когда у людей пропали сбережения. И такое было впечатление тогда, что тот дом - роскошь, что он на века и перейдет детям и внукам, и все будут им восхищаться...

- В те времена дом производил впечатление. Площадью он был 100 с чем-то метров, - тогда казалось много. 3 комнаты наверху, а собирались все в 5-метровой кухне.

- Там не было то ли сортира, то ли воды, что-то такое.

- Сортир там был, но воду надо было качать насосом из колодца.

- А стоил дом 100 000.

- По-моему, 150 000. Но я не помню чего.

- А про джип "Чероки", невероятно по тем временам крутую машину, ты говорил, что друзья-миллионеры подарили.

- Так оно и было.

- Как жизнь рванула вперед с тех пор... Могли ли мы ожидать?

- Ну, тогда уже чего-то можно было ожидать. А вот в каком-нибудь 78-м точно ничего не ожидали.

- Кстати, о старых временах и о связи их с современностью. Я по твоей рекомендации прочитал заметку "Прогнувшийся", в "Литгазете", где тебя ругают. Заметка, правда, увлекательная. Не замкнулся ли круг? Тогда, в 70-е, тебя мочили в заметке "Рагу из синей птицы", а теперь снова наезжают. Типа то был старый застой, а теперь новый?

- Нет, круг не замкнулся. Тогда все-таки все, что исходило со страниц центральных газет, воспринималось как явная или скрытая директива государства. А сегодня собаки лают, а ветер носит. Кто эту "ЛГ" читает сегодня?

- Ты на сайте у себя ее рекламируешь. Там написано, что не зря вашей семье дали квартиру в центре...

- Да, коммуналка на 5 семей у нас не зря была.

- Жалуешься на гонения, а тебя партийные кураторы и хвалили, и продвигали.

- Много чести для "Литгазеты" обсуждать все это дело.

- Не вопрос. Но давай мы тем не менее окинем взглядом эпоху - от 70-х до наших дней. И обозначим твои главные достижения, что уже удалось в этой жизни.

- Честно говоря, я это собирался сделать как-нибудь потом. Когда круг занятий несколько сократится и будет возможность улечься на кушетку, закурить сигару и подумать: "А вот я сколько всего сделал!"

- Но мы не можем сидеть и ждать этого момента!

- Понимаю... Значит, так. 19 альбомов с "Машиной времени", 9 альбомов сольных, из них 4 последних - с "Оркестром креольского танго", с командой, создание которой я считаю большим достижением. 13 лет на телеэкране. Правда, какие-то мои передачи перестали существовать, другие идут нерегулярно, это к примеру "Подводный мир" - но тем не менее пока еще существуют. Я написал несколько книжек, причем две последние меня не разочаровали. Несколько выставок провел. Вот, собственно, и все.

- Ничего не забыл? Ты же еще бригантину поднял со дна Днепра!

- Ну, с бригантиной - это приятно. Приятно, что получилось. Когда мы это затевали, я делал вид, что это все легко. А на самом деле надо было выпросить кое у кого довольно приличную сумму - 200 тысяч с лишним. Я вообще не люблю попрошайничать, но когда совсем не себе просишь, это легче, но все равно неловко. Вот, спасибо Пинчуку, поддержал он нас с этой затеей - и таки мы бригантину подняли. Теперь она стоит под крышей, моя душенька спокойна - а дальше пусть ею реставраторы занимаются. Признаться, у меня такого еще не было, чтоб я что-то затеял и не сделал.

- Это ты в рамках пиара себя?

- Нет, никакого пиара. Просто жалко было, что лежит такой корабль с петровских времен и разрушается на глазах. Если б в Европе такой корабль подняли, из этого такую сенсацию бы сделали...

- Ты поменял имидж. У тебя была раньше прическа как у Джимми Хендрикса.

- Да. А потом у меня волосы в какой-то момент распрямились. Сами. Они сперва были как у матери, а потом стали как у отца.

- А что за момент? Ответственный? Может, это на баррикадах в 91-м?

- Нет, там я еще был кучерявый. А это случилось году в 95-м или 96-м.

- Ты, значит, был как Хендрикс, а стал больше как Маккартни.

- Я меньше всего думал об этих аналогиях.

- И женился ты с Маккартни почти одновременно - это я о последних ваших женитьбах.

- Не, он меня чуть обогнал.

- Судя по прессе, все так радуются за тебя, что ты женился.

- У меня все в порядке, честно скажу. Не жалуюсь.

- У вас были разногласия по поводу взгляда на музыку - с Артемием Троицким.

- Тема может подпустить шпилю... Я прекрасно его понимаю: он раб собственного имиджа. Он же альтернативный такой музыкальный критик. Поскольку он апологет авангардной музыки, то он обязан ее на людях любить. А то, что он считает мейнстримом, то, что состоялось уже, - это я, например, - не любить. У него работа такая, он ее себе придумал. В жизни он не совсем такой. Он симпатичный, обаятельный, очень эрудированный. Что большая редкость для музыкального критика. Ничто человеческое ему не чуждо, мы с ним встречаемся и прекрасно общаемся. А потом он выходит на работу, надевает буденовку, берет маузер и... вперед. Я когда встретил его на концерте Лаймы Вайкуле, то страшно удивился: он оказывается живой человек со всеми чаяниями!

- Скажи, пожалуйста, а он каких любит авангардистов?

- Позвони ему, он тебе скажет. Я в этом не очень разбираюсь. Несколько раз он мне пытался что-то показать, но меня не цепляет. Я в этом вижу какие-то заначки и какие-то идеи, но в целом это самодеятельность. Мне неинтересно это слушать, это не доставляет мне удовольствия...

- С авангардистами ясно. А вообще какое у тебя мнение о твоих молодых коллегах? Ты все понимаешь? Ты в современной жизни?

- Нет, я совсем не в современной жизни. Мои критерии эстетические не изменились за последние 30 лет. Когда я смотрю в зал со сцены и вижу, что в зале довольно много людей, в том числе и молодых, они пришли - значит, они разделяют наши взгляды - меня это радует. Выходит, что не одни мы такие мудаки, старые мудаки... Было б, конечно, досадно, если б на концерты ходили только люди нашего возраста - чтоб вспомнить юность. Но если ты хочешь узнать, что происходит сегодня в музыке, то я тебе скажу: я не очень интересуюсь тем, что происходит. Некогда мне. Ну, иногда что-то приносят, я слушаю - но меня не цепляет. Если говорить о моих музыкальных привязанностях, то меня потянуло вообще в обратную сторону. Мне сейчас гораздо интересней слушать музыку 40-х годов, чем сегодняшнюю. Я не вижу открытий и в западной музыке. Все говорят: открытие, открытие! А никакие это не открытия. Хотя, может, я оглох на пол-уха и ничего не слышу толком, не знаю. У меня такое ощущение, что последние открытия были сделаны в 70-е годы, - в том, что называется рок-н-роллом. И с тех пор ничего нового не было. Тогда не было сегодняшнего конвейера, не было слова формат - такого чудовищного! Было модно экспериментировать, это от "Битлов" пошло... После "Сержанта" все кинулись в психоделику, все кинулись в эксперименты. Не у всех получалось, - но зато какая поляна расцвела!

- Не прошло и 50 лет, как русские тоже поехали в Индию, вот - осваивают северное Гоа.

- Да, да...

- Когда ты говоришь, что современность тебя мало трогает, - это от того, наверно, что твоя жизнь мало зависит от продажи дисков и билетов на концерты?

- Почему - не зависит? Это глупо - делать диск, который не будет продаваться. Это будет обидно. Зачем мы его тогда записывали? Если для себя, то для себя можно и так сыграть...

- О чем я и говорю, - что ты уже в основном в бизнесе.

- Не могу так сказать. У меня как-то так все вместе складывается.

- Я о другом. Ты можешь, как Ростропович, сказать в любой момент: а, не нравлюсь? - ну и не буду больше в России выступать!

- А в этом смысле... Ну да, нам, конечно, страшно повезло, что мы до сих пор имеем возможность заниматься своим любимым делом. Нравится нам собираться вместе и играть на старых электрических гитарах - вот этим мы и занимаемся. Как только нам это покажется неинтересным, разбежимся. В тот же день! Ничем не обремененные! У нас нет обязательств перед какими-то людьми, которые на нас работают - как они есть у меня в телекомпании. Когда закрывают какой-то проект, думаешь: "Боже, что же теперь делать?" Хотя - это тоже ложное чувство. Мы должны быть друг другу благодарны, за то, что поработали вместе. Во всяком случае, применительно к музыке - я абсолютно свободен... Без нее с голоду не помру. У меня много разных занятий.

ТВ

- Ну да, у тебя фирма своя, вы производите передачи.

- Ну, это скорее продюсерская фирма. Компания моя, помимо "Смака", производит еще такие телециклы - "Шедевры Русского музея", "Сокровища Кремля", "Истории Эдуарда Радзинского" и др. Есть несколько кулинарных историй - с Долинским, например, и "Три окна". Их производством занимается мой партнер Николай Билык. Я ему вполне доверяю. А меня кулинарные программы не интересуют, мне это все надоело. Я насильственно закрыл программу "Смак" после 12 лет ее существования, хотя канал меня очень уговаривал этого не делать. У нее был стабильно высокий рейтинг, что каналу интересно. А мне - нет! Я ничего не имею против кухни, но мне показалось, что есть много вещей гораздо более интересных, о которых я мог бы рассказать. Я пытался это сделать в рамках "Смака". Но как только я уходил с кухни, чтоб показать что-то интересное мне, количество зрителей стремительно падало. Меня это совершенно не волновало: пусть будет меньше зрителей, зато вроде как свои, да? Но канал на это пойти не может. И я понял, что либо я просто вылечу из эфира, либо мне нужно искать ту грань, когда я и зрителя сохраню, и мне это будет интересно. Чем я сейчас и занимаюсь. Я показываю сюжеты о путешествиях, например...

- Непросто все. У тебя получается разговор поэта с фининспектором в одном флаконе.

- В общем, да. Хотя я не вижу никакой конфронтации между приготовлением пищи и, например, рассказом о последней экспедиции на острова рядом с Мозамбиком. Одно совершенно не противоречит другому!

- Эту схему у тебя позаимствовала Юля, жена Андрона Кончаловского.

- Я ее передачу не видел никогда. Человек, начинающий что-то делать на ТВ, перестает смотреть ТВ. Если и включаю, то минуты на три, до ближайшей рекламы: как только она начинается, меня тут же сводит судорога.

- А какой размах у твоей продюсерской компании? Давай ее сравним со "Взглядом".

- Во "Взгляде" работает человек 800, а у меня - около 50.

Деньги

- Значит, Андрей, получается, что главная работа, основная деятельность у тебя - телепродюсерство, так?

- Нет, не могу так сказать; вот мы когда садимся записывать альбом, главным делом становится музыка. Но если говорить о деньгах, то производство телепрограмм дает более стабильный заработок. Вообще что касается денег, то я о них давно уже не думаю. Деньги - это то, с чем ты в магазин ходишь, - а то, что ты вкладываешь в дело, это не деньги, а капитал. А чтоб сходить в магазин или заправиться, или друзьям в ресторане накрыть поляну - на это деньги есть.

- А я недавно видел заголовок какой-то заметки про тебя: "Постоянно думаю о деньгах".

- Это я спорил с тезисом "Художник должен быть голодным". Но голодным он быть не должен! Если художник что-то должен, так это быть художником. И желательно, чтоб он при этом был сытым. Потому что если он будет голодным, то будет думать не о том, как ему что-то нарисовать, а как бы ему пожрать! Как бы ему задвинуть что-нибудь побыстрее - и на эти деньги пожрать.

- Дай бог художникам здоровья, но когда у них есть деньги, они часто думают про то, как бы им зашибить еще большие деньги..

- Ничего подобного! Статус художника такой: он является проводником, и, когда включается ток, через художника к публике идет информация. И он ее должен изложить на бумаге, на холсте, на нотном стане - как угодно. Хорошо, когда в этот момент он не отвлекается на мысли о жратве.

- В СССР было очень много сытых художников. Во всех творческих союзах.

- Не все были плохие. Просто говна всегда больше, чем хорошего! При любом строе.

- Ты при советской власти часто говорил, что денег даешь стране как средний машиностроительный завод, а тебе все равно платят 10 рублей за концерт. А сейчас как, восстановилась справедливость? Что такое завод и что такое шоу-бизнес!

- Нет, нельзя сказать, что все стало на свои места. При моей жизни, боюсь, так и не встанет. Потому что во всем цивилизованном мире, куда мы так стремимся, артисты зарабатывают деньги не на концертах, а на пластинках. Концерт для западного артиста - не более чем акция promotion,а альбома. В нашей же стране музыканты зарабатывают на концертах, а на альбомах зарабатывают пираты. Мы на выпуске альбомов деньги только теряем. Все разговоры о борьбе с пиратством останутся разговорами до тех пор, пока некоторые товарищи из партии, правительства и Госдумы не перестанут покрывать пиратов, имея от них реальную долю. Вот и все.

- А вон западные компании начинают сейчас такую борьбу с нашими пиратами: продают свои лицензионные диски по 3 доллара. Вот и конец пиратам.

- Как бы не так. И пираты будут продавать по 3 доллара.

- Они и так сейчас продают за 3-4 доллара. С немалой, кстати, прибылью. Если разница в цене будет 10-15 рублей, люди с удовольствием кинутся раскупать лицензионный продукт. Думаю, пираты завелись тогда, когда вы, артисты, начали продавать свои диски по 25 долларов - при себестоимости 50 центов...

- Мы не виноваты! Мы, точнее компания, которая выпускает наш диск, отдает его торговле за доллар с чем-то! А торговля его пытается продать за 15 долларов. И нам потом говорит: "Что-то у вас пластинка плохо продается!"

- Может, вам надо попробовать как-то получше петь?

- Ну да. По закону ты не можешь запретить торговле ставить такую наценку, какую та захочет...

Смак

- Помнишь, ты жаловался в 90-х, что трудно на дому готовить китайскую еду: грибов шитаки не достать, специй каких-то...

- Сейчас все есть... Но готовить китайскую еду уже неинтересно! Ведь китайских ресторанов полно. Да и потом, поездив по странам по разным, я понял, что кроме китайской кухни есть много интересного. Всего не перечислить. Мне проще сказать, какие кухни неинтересны, на мой взгляд. Прибалтийские, английская, северо-немецкие... Когда еда плотная, картошка там, свинина, жир - это очень калорийно, сытно и нетонко.

- И некошерно.

- Это меня не волнует. Кроме еврейской у меня есть и много других кровей. Я совершенный космополит в смысле еды.

- У меня вопрос по собачатине. К моему немалому удивлению, великий ресторатор Аркадий Новиков ее не пробовал! Ему даже мой вопрос показался странным, типа как же можно. (Он, правда, рассказал, что ел какую-то экзотическую лису, которая, по его мнению, с собачатиной ничего общего не имеет.)

- Собачатину я, разумеется, пробовал, причем в первый раз - еще при советской власти. В середине 70-х мы ездили на Домбай кататься на лыжах - за неимением других мест. А там у дороги местные люди продают хорошо промаринованные шашлычки. И вот едим мы их, а один мой товарищ, биолог, говорит: "Ребрышко интересное. Круглое такое, - не баранье совершенно!" А чье же, спрашиваю? Это, говорит, собачка. Там бездомных собак-то много бегало.

- Когда тебе научно доказали, что ты жуешь именно собачье мясо - ты его доел или... или как?

- Конечно, доел. Причем я ел вдумчиво, искал разницу во вкусе, сравнивал с бараниной. Но там было столько уксуса в маринаде, что разницу мне уловить не удалось. Но позже, пробуя собачье мясо у корейцев (полусырое, с уксусом и перцем, называется "хе"), я понял, что оно очень близко по вкусу к баранине.

***

- Андрей! Вот скажи, пожалуйста: в чем все-таки причина твоего успеха? Ты не мог не задаваться мыслью: почему именно вы удержались на плаву в отличие от многих других?

- Не надо сороконожке задаваться вопросом о том, как она ходит, ни в коем случае! А то все кончится. Как только ты начнешь искусственно стимулировать то, чем ты нравишься другим, все пойдет коту под хвост. Сразу! Все станет ненастоящим.

- Может, дело в балансе? Если бы чуть больше пили, чуть больше пытались понравиться, чуть наглей бы диссидентствовали - попросились бы в мавзолей, чтоб там при советской власти отметить Хеллоуин... Чуть перешли бы грань - и все было б кончено.

- Ну, наверно... Есть такое ощущение. Клянусь, все это было неосознанно. Мы никогда не пытались правильно организовать жизнь... Клянусь, все это было неосознанно!

Generic placeholder image
Игорь Свинаренко
Люблю исследовать биографии интересных людей




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Человек, который вырыл туннель в никуда
Посетило:375
Уильям Шмидт
Стреляем ногами!
Посетило:584
Клодиа Гомес
Патрисия Каас: Три алмазных статуса
Посетило:343
Патрисия Каас

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history