Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–эй „арльз

   /   

Ray Charles

   /
             
‘отографи€ –эй „арльз (photo Ray Charles)
   

ƒень рождени€: 23.09.1930 года
ћесто рождени€: ќлбани, , ƒжорджи€ ,—Ўј
ƒата смерти: 10.06.2004 года
ћесто смерти: Ѕеверли ’илз, ,  алифорни€, —Ўј
¬озраст: 73 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


»стори€

јмериканский певец, исполнитель рок-музыки

¬клад –э€ „арльза в современную музыку невозможно переоценить: не будь –э€ „арлза, возможно, не по€вились бы такие исполнители, как —тиви ”андер, ƒжо  окер, ћанфред ћэнн, Ёрик  лэптон и многих других, считающие слепого пианиста своим духовным отцом. ¬ 1994 году на фестивале ћ»ƒ≈ћ в ћонако –эю „арльзу был вручен специальный приз за вклад в современную музыку.

10.11.2006

–эй - личность из тех ударников музыкального труда, которым всегда было скучно довольствоватьс€ тем, что есть, которым нужны были открыти€ и посто€нное движение вперед. ќдин из главных основоположников соула, он успешно расшир€л границы ритм-н-блюза 50-х за счет госпел-вокала, современного джаза, блюза и кантри. ќписывать его судьбу хочетс€ в терминах из нашего полузабытого советского прошлого: передовик, стахановец и многостаночник. ≈го музыкальные достижени€ иначе и не оценишь: автор более 70 студийных и концертных альбомов, композитор с 50-летним стажем, оба€тельный певец, прекрасный пианист, аранжировщик и руководитель ансамбл€. » хот€ самые интересные страницы его творческой биографии написаны уже давно и с конца 60-х ему редко удавалось поразить воображение публики, он дес€тилети€ми остаетс€ в прекрасной исполнительской форме, продолжает ежегодно записыватьс€ и много выступать.

–эй „арльз фотографи€
–эй „арльз фотографи€

–эй „арльз –обинсон (Ray Charles Robinson) родилс€ 23 сент€бр€ 1930 года в Ёлбани, штат ƒжорджи€, в крайне бедной семье. ќтца он никогда не знал, его с братом мать растила одна.   нищете скоро прибавилась и неизлечима€ болезнь: глаукома год за годом отнимала у мальчика зрение, а к семи годам он совсем ослеп. Ќезадолго до этого маленькому –эю пришлось пережить страшный шок, когда родной брат утонул у него на глазах. „итать и писать, а потом и записывать ноты, он научилс€ по методу Ѕрайл€. –азвивать свои несомненные музыкальные способности мальчик смог в школе —в€того јвгустина дл€ слепых и глухих детей. «десь он изучал искусство композиции и осваивал музыкальные инструменты, его фаворитом, конечно, сразу стало фортепиано. ≈му было всего 15 лет, когда умерла мать, и он осталс€ на попечении первой жены своего пропавшего отца. Ќе закончив школу, несколько лет парень кочевал по ‘лориде в поисках любой работы. ј скопив небольшую сумму, пересек —оединенные Ўтаты и обосновалс€ в —иэтле, где ему удалось устроитьс€ аккомпаниатором в местных клубах и кафе.

  концу 40-х годов –эй „арльз уже сотрудничал с небольшими рекординговыми компани€ми и записывал гладенькие композиции, смесь поп-стил€ и ритм-н-блюза, которые больше всего напоминали Ќэта " инг"  оула (Nat "King" Cole). ќн аккомпанировал себе на пианино и пел, подража€ манере „арльза Ѕрауна (Charles Brown). ¬ 1951 году его песн€ "Baby, Let Me Hold Your Hand" получила некоторую известность и засветилась в первой дес€тке R&B-чарта. ¬прочем, ранние записи „арльза мало чем могли привлечь к себе внимание. Ќеоднократно и вполне справедливо раскритикованные, они звучали холоднее, посредственнее и гораздо менее эмоционально, чем работы его лучшего периода, составившие золотой фонд современной музыки. ’от€ сомневатьс€ в мастерстве и исполнительской технике их автора поводов не было.

¬ начале 50-х звучание его музыки мен€етс€, от подражательных по большей части записей он переходит к самосто€тельному оригинальному творчеству. Ќа изменение стил€ игры и композиции повли€ли гастроли с Ћоуэллом ‘алсоном (Lowell Fulson), участие в бэк-группе звезды ритм-н-блюза –ут Ѕраун (Ruth Brown), но в первую очередь - студийна€ работа в Ќовом ќрлеане вместе с √итар —лимом (Guitar Slim). –эй играл на пианино и аранжировал его известный ритм-н-блюзовый хит "The Things That I Used to Do". —лим, этот страстный до сумасшестви€ исполнитель, произвел на „арльза неизгладимое впечатление.

— 1952 года творческими делами музыканта начинает заниматьс€ лейбл Atlantic Records, и только теперь „арльз находит свой насто€щий голос. ѕодытожива€ опыт прошлых лет и пользу€сь лучшими наработками, он создает свой самый попул€рный и знаковый хит "I Got a Woman". ¬ этой композиции 1955 года –эй впервые нащупывает свою безошибочную жалобную вокальную манеру, близкую госпелу, которую прекрасно оттен€ли упругие, приподн€тые аранжировки духовых.

—тил€ соул как такового в 50-е годы еще не существовало. ћежду тем вс€ работа, проделанна€ музыкантом в эти годы, как раз и была нацелена на создание более рафинированной разновидности ритм-н-блюза, в которой сохран€лось бы все богатство эмоциональных нюансов. ÷елый р€д наиболее удачных песен –э€ „арльза, записанных в 50-е, представл€л собой именно этот утонченный вариант R&B, который вскоре получит название соула. —амые громкие из его тогдашних хитов - "This Little Girl of Mine", "Greenbacks", "Drown in My Own Tears", "Hallelujah I Love Her So", "Mary Ann", "Lonely Avenue" и "The Right Time". —реди фанов музыканта преобладали чернокожие слушатели, и все перечисленные композиции фигурировали в “ор 10 рейтинга "черных" синглов. ѕоклонникам поп-музыки понадобилс€ не один год, чтобы оценить оригинальность звучани€ и мастерство „арльза. Ќасто€щий прорыв произошел в 1959 году, когда артист представил сингл "What'd I Say (Part I)", в котором скрестились церковна€ атмосфера, удачно передаваема€ трогательным вокалом, и дух рок-н-ролла, донесенный с помощью электрического пианино. ѕесн€ "What'd I Say", давно признанна€ классикой, вошла в репертуар бесконечного количества групп и артистов, поющих на любых площадках, от стадионов до ресторанов. Ёто был первый в карьере „арльза сингл, подн€вшийс€ на шестую позицию национального поп-чарта. » один из последних релизов под эгидой Atlantic, с которым артист попрощалс€ в конце 50-х, перейд€ на лейбл ABC.

“еперь он был уже не начинающим мальчиком, а знаменитым исполнителем и зрелым автором, который мог диктовать компании ј¬— свои услови€. ќдним из них - правом контролировать художественный уровень своих записей - он особенно дорожил. Ёто моментально сказалось на качестве новых публикаций. ≈сли до начала 60-х в дискографии музыканта не было ни одного по-насто€щему попул€рного альбома, то уже в 1960 году картина резко мен€етс€. ¬осемь пластинок, изданных в 1960-63 годах, поднимаютс€ в “ор 20 поп-чарта, и это в то врем€, когда ритм-н-блюзовым альбомам крайне редко удавалось привлечь внимание массовой публики. ќтличные лонг-плеи "Genius + Soul = Jazz" и "Ingredients in a Recipe for Soul" делают почти невозможное, покорив 4 и 2 строку национального чарта.

ƒела с хитами обсто€т так же великолепно. ѕредоставленный в свое распор€жение, „арльз знает, как добиватьс€ нужного результата и, лишь слегка отполировав свой ритм-н-блюзовый саунд, в котором достиг совершенства, он выдает на-гора серию хит-синглов, которые принос€т ему огромную попул€рность. ¬ершинами его карьеры станов€тс€ знаменитые хиты "Georgia On My Mind", "Hit the Road Jack", "You Don't Know Me". ќни превратили „арльза в мировую звезду.

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10167
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9971
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1874
¬€чеслав «айцев

¬ 1962 году он удивил и своих новообретенных фанов, и старую гвардию, решив углубитьс€ в стиль кантри и вообще музыку американского запада. » углубилс€ настолько успешно, что выпустил еще один хит номер один "I Can't Stop Loving You", разошедшийс€ миллионным тиражом, а затем и замечательный альбом "Modern Sounds in Country and Western Music", который в том же году оказываетс€ на вершине хит-парада. –оскошные аранжировки дл€ этих композиций создавались при участии биг-бэнда, струнного оркестра и хора. ƒл€ тех, кто был близко знаком со всей творческой лабораторией музыканта (правда, таких тогда было меньше, чем хотелось бы), в этом "ренегатстве" –э€ „арльза не было ничего удивительного. Ќеугомонный в своих поисках и открытый дл€ экспериментов, он всегда был эклектичным артистом, и за врем€ сотрудничества с Atlantic Records, например, неоднократно записывалс€ с известными джазовыми музыкантами ƒэвидом Ќьюманом (David Newman), ћилтом ƒжексоном (Milt Jackson) и другими.

≈сли еще раз позволить себе воспользоватьс€ советской терминологией, то „арльза можно смело назвать шестидес€тником. »менно на 60-е пришелс€ расцвет его композиторского таланта, он про€вил себ€ как исключительно привлекательный вокалист и грамотный аранжировщик. ¬ его активе по€вились первоклассные хит-синглы "Busted", "You Are My Sunshine", "Take These Chains From My Heart", "Crying Time", "Love Me With All Your Heart", "Together Again".  ак и многие его коллеги, он частенько записывал кавер-версии других артистов, среди которых особой попул€рностью пользовались Beatles. ≈го каверы песен "Yesterday" и "Eleanor Rigby" имели некоторый успех, добравшись до “ор 30 —Ўј.

Ќа начало 60-х приходитс€ и кульминаци€ его взаимоотношений с распор€дител€ми церемонии Grammy: семь раз за четыре года он становитс€ лауреатом премии. —ингл "Georgia оn My Mind" был награжден за лучший поп-вокал и как лучший поп-рок-трек, награды удостоились и вокальные данные „арльза на альбоме "Genius оf Ray Charles". ј в номинации "лучша€ R&B-запись" исполнитель побеждал четыре года подр€д с песн€ми "Let the Good Times Roll", "Hit the Road Jack", "I Can't Stop Loving You" и "Busted".

—тремительное развитие событий несколько замедлилось в 1965 году, когда музыканта арестовали за хранение героина. Ёто могло произойти гораздо раньше и в любой момент, потому что его героиновый стаж насчитывал без малого 20 лет. ѕочти год он провел в тюрьме, но вернулс€ в хорошей на удивление форме и сразу вз€лс€ за дело. ¬о второй половине 60-х музыканта меньше занимали рок и соул, приоритет получили поп-мелодии и джазова€ стилистика. ќн особенно полюбил струнные аранжировки, перекидыва€ мостик к лаунжу. јльбомов, равно сочетавших коммерческий и творческий успех, было немного. —реди лучших - диск 1966 года "Crying Time" (“ор 20 —Ўј) и финалист первой п€терки джазовых записей "A Portrait оf Ray". –ок-музыканты, как повелось уже давно, внимательно следили за творческими перипети€ми –э€ „арльза и охотно пользовались его находками. ƒжо  окер (Joe Cocker) и —тив ”инвуд (Steve Winwood), например, никогда не скрывали, какое мощное вли€ние оказал артист на формирование их вкусов, стил€ игры. ‘ирменна€ фразировка музыканта нашла своего продолжател€ и модернизатора в лице другого харизматичного персонажа - ¬ана ћоррисона (Van Morrison).

«а первые двадцать лет своей профессиональной карьеры –эй „арльз достиг таких вершин, которые словно бы застраховали его от любых превратностей судьбы.  ритиковать его как-то даже неприлично. „арльз - легендарное олицетворение американской музыки, да и американской мечты, если уж на то пошло. ≈го артистизм с годами нисколько не поблек, характерный трогательный вокал сохранил все свои обертоны. Ќо факт остаетс€ фактом: как композитору за последние тридцать лет похвастатьс€ ему было практически нечем. ћиллионы его поклонников с восторгом отреагировали бы на его возвращение к соулу образца середины 50-х - 60-х годов. Ќо почему-то „арльз больше уже не испытывал к соул-музыке той страсти, котора€ вдохновила его на создание лучших песен. ѕобедило увлечение джазом, кантри и, конечно, поп-стандартами. ќн продолжал записыватьс€ почти так же активно, но не вызывал уже былого интереса у пулики. “рек "Living for the City", победитель Grammy 1975 года за лучший мужской вокал в жанре ритм-н-блюза, был сделан как всегда очень качественно, но публику не покорил.

ƒостаточно успешно певец освоил стилистику кантри, его лонг-плей 1985 года "Friendship" даже лидировал в кантри-чарте. Ќапоминанием о насто€щем масштабе таланта –э€ „арльза стало участие в альбоме "We Are The World" (1985) в рамках программы "—Ўј дл€ јфрики". “акие же периодические удачи сопутствовали ему в его джазовых экскурсах, где больше других повезло альбому "Ray Charles" (1988). ћузыкант неплохо справилс€ и с дебютом в кино, сыграв небольшую роль в знаменитом фильме "The Blues Brothers". Ќаконец, его заслуги перед искусством были отмечены введением его имени в «ал славы рок-н-ролла.

¬ разных уголках мира у –э€ „арльза находились преданные поклонники, которые заполн€ли тыс€чные залы, а в живых шоу он представал во всеоружии. ƒаже в свои 60 лет он оставалс€ удивительным вокалистом. „его не могли не признать и организаторы церемонии Grammy, которые в 1990 году наградили музыканта за лучший дуэт (трек "I'll Be Good to You"), а в 1993-м - за лучший мужской вокал в жанре R&B (трек "Song for You", кавер песни Ћеона –ассела (Leon Russel)). ¬ыполненна€ в неподражаемой манере „арльза, песн€ "Song for You" была представлена на лонг-плее 1993 года "My World", одном из немногих релизов 90-х, записанных с насто€щим вдохновением и азартом.

— наступлением эпохи компакт-дисков собрание сочинений –э€ „арльза систематически проходило ремастеринг и переиздавалось в разных тематических и хронологических подборках, по€вл€лись компил€ции концертных записей, редкие и неизданные материалы - дес€тки дисков и бокс-сетов. ¬ середине 90-х музыкант напомнил о себе американцам и другим способом, одним из самых действенных: записал вокал дл€ нескольких рекламных роликов диетического "ѕепси". ƒискографи€ его в эти годы редко пополн€лась новыми релизами. ¬ 1998 –эй „арльз выпустил неплохую блюзовую запись "Dedicated to You", а в 2000-м вернулс€ к джазу и подготовил интересный трибьют —тиву “арру (Stive Turre) "In the Spur of the Moment".

¬ мае 2002 года –имский  олизей прин€л своих первых слушателей - после 2000-летнего перерыва (да-да!). ’оз€ином шоу, проходившего в защиту мира во всем мире, стал не кто иной, как –эй „арльз. ќн исполнил свой классический хит "Georgia оn My Mind". ¬ мае 2003 года „арльз отыграл в Ћос-јнджелесе свой 10-тыс€чный концерт. “о есть на прот€жении 50 последних лет своей жизни он выходил на сцену в среднем 200 раз в год. “ак продолжалось бы и дальше, но подкачало здоровье. ѕосле операции на бедре музыкант много мес€цев восстанавливал форму. ≈му пришлось отменить р€д выступлений, но совсем отказатьс€ от работы было выше его сил. ѕоэтому музыкант продолжал готовить новый альбом, на этот раз подборку дуэтов с Ёлтоном ƒжоном (Elton John), Ќорой ƒжонс (Norah Jones), ƒжонни ћэтисом (Johnny Mathis) и другими вокалистами. Ёто последний альбом, изданный после смерти –э€ в 2004, просто пришел и вз€л почти все √рэмми 2005 года в соответствующих категори€х.

"ќтец соула", прошедший поучительную школу жизни, –эй „арльз испытывает искренние отеческие чувства к люд€м, в чем-то обделенным судьбой. ¬ 1987 году он выделил миллион долларов дл€ создани€ фонда помощи глухим и открыл специальную клинику дл€ больных с нарушением слуха. ќн не просто участвовал в борьбе за гражданские права, но и активно финансировал де€тельность ћартина Ћютера  инга младшего. ј в 2003 году спонсировал миллион долларов ”ниверситету Ќью-ќрлеана дл€ разработку специального учебного курса, посв€щенного культуре, музыке, лингвистике и кулинарии черных американцев, их вкладу в жизнь современной јмерики. Ѕудет только логично, если одним из главных героев этого курса станет сам –эй „арльз –обинсон.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14058
Ќина —азонова
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9972
ћихаил ѕореченков
Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:9239
Ћюдмила –уденко

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru