Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕесн€ры

   /   

Pesnyaru

   /
             
‘отографи€  ѕесн€ры (photo  Pesnyaru)
   

Ѕеларусь

√ражданство: Ѕеларусь

ѕесн€р Ч это образ жизни

белорусский ансамбль

«¬≈«ƒј Ђѕесн€ровї вспыхнула после победного выступлени€ на IV ¬сесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1970 году. “ам же родилось название Ђѕесн€рыї.

09.10.2006

¬ысшее звание

«¬≈«ƒј Ђѕесн€ровї вспыхнула после победного выступлени€ на IV ¬сесоюзном конкурсе артистов эстрады в 1970 году. “ам же родилось название Ђѕесн€рыї.

ј началось всЄ в 1967 году, когда собрались вместе те, кто потом станет Ђѕесн€рамиї, но поначалу они ещЄ никак не назывались, просто аккомпанировали певице Ќелли Ѕогуславской. ѕо всему миру тогда гремела слава ЂЅитлзї. »менно их пример показал, что музыканты могут быть ещЄ и вокалистами. ≈сли есть талант, овладеть вокальным мастерством не так уж сложно. » ещЄ Ч нужно, пробу€ себ€ в пении, брать не только горлом, но и душой.

 ѕесн€ры фотографи€
ѕесн€ры фотографи€

¬скоре образовалс€ коллектив под названием ЂЋ€воныї. Ќа IV ¬сесоюзном конкурсе артистов эстрады ЂЋ€воныї зан€ли второе место, поделив его со Ћьвом Ћещенко (первое место жюри решило не присуждать).

ћул€вин тогда сказал своим реб€там: Ђƒрузь€ мои, смотрите отныне на себ€ со стороны, чтобы слава не выбросила вас в кювет на крутых поворотах судьбыї. „то греха таить, многие такой славы не вынеслиЕ

 ѕесн€ры фотографи€
ѕесн€ры фотографи€

¬сЄ бы хорошо, но вот название ансамбл€ не нравилось. ѕробовали варианты Ђѕолесские зубрыї, Ђћолодые голосаї. Ќаконец Ћеонид “ышко предложил удивительно точное белорусское народное определение людей истинно творческих Ч Ђѕесн€рыї. (Ёто слово вз€ли у янки  упалы, белорусского классика.) » все сразу согласились.

 то раньше слушал белорусскую народную музыку, все эти хоры, ансамбли песни и танца, даже в самой Ѕеларуси? » особенно среди молодЄжи? ƒа никто! » вдруг известные песни начинают звучать совершенно по-новому. “олько истинный талант мог увидеть в этом материале веро€тность подобного перевоплощени€. ј ведь в русской эстрадной музыке, во многом схожей с белорусской, нет и не было ничего, что можно было бы поставить р€дом с Ђѕесн€рамиї. –усский фольклор ничуть не хуже белорусского, но в Ѕеларуси был русский ћул€вин, а в –оссии белоруса ћул€вина не случилось.

 ѕесн€ры фотографи€
ѕесн€ры фотографи€

Ќевозможно представить репертуар Ђѕесн€ровї в исполнении любого другого, пусть даже самого талантливого коллектива. –азница в классе и в профессиональных требовани€х очевидна. Ёто подтвердило и врем€: в телевизионном шоу о лучших песн€х двадцатого столети€ никто не исполнил песни Ђѕесн€ровї. —лава богу, что современные безголосые и глухие поп-звЄзды не попытались изувечить Ђјлександринуї или ЂЅеловежскую пущуї.

Ћучшие дн€

–эпер из –остова
ѕосетило:7492
 Ѕаста
јлександр Ћебедь. Ѕиографи€
ѕосетило:3576
јлександр Ћебедь
¬€чеслав ‘етисов. Ѕиографи€
ѕосетило:2932
¬€чеслав ‘етисов

¬ладимир ћул€вин запрещал объ€вл€ть свои звани€ и регалии на концертах, а когда их всЄ-таки объ€вл€ли, он кривилс€ и настроение у него портилось. ќн говорил, что ѕесн€р Ч высшее звание, ѕесн€р Ч это поэт, музыкант, это янка  упала. » что сам ещЄ не достоин быть ѕесн€ром, только учитс€.

 ак родилась Ђ¬ологдаї

ќ—≈Ќ№ё 1976 года в ћоскве, в  олонном зале ƒома —оюзов, планировалс€ юбилейный творческий вечер знаменитого поэта-песенника ћихаила ћатусовского.

–ассказывает Ћеонид Ѕорткевич:

ЂЌам выдали сборник песен на стихи ћатусовского, чтобы мы на своЄ усмотрение выбрали три песни дл€ концерта. ѕролистыва€ этот сборник, ¬олод€ Ќиколаев увидел в нЄм песню Ђ¬ологдаї, а он был оттуда родом.

ќ существовании этой песни мы, как и все жители ———–, до этого даже не подозревали. Ёто уже потом € узнал, что она была написана вскоре после войны на музыку Ѕориса ћокроусова дл€ какого-то спектакл€. —пектакль, видно, не стал событием в театральной жизни и быстро сошЄл со сцены, а песню тут же забыли все, даже еЄ авторы.

Ќу а ¬олод€ Ќиколаев никак не мог упустить возможности прославить свой родной город. », пробежав ноты глазами, предложил ¬ладимиру ћул€вину сделать песню Ђ¬ологдаї дл€ концерта.

Ќе скажу, что его сразу послали. ¬начале мы песню разок проиграли, а уж потом вместе с ней и послали его по короткому, но далЄкому адресу. ќднако до концерта оставалось ещЄ несколько дней. » на одной из репетиций ¬олод€ снова предложил попробовать Ђ¬ологду-гдуї. Ќа этот раз сразу посылать его по тому же адресу почему-то не сталиЕ

Ќа концертах в  олонном зале была строга€ традици€ Ч номера никогда не Ђбисировалисьї. ѕублика там была официальна€, проверенна€, лишнего шума не устраивала. Ќо на этот раз после первого исполнени€ Ђ¬ологдыї разразилась така€ оваци€, что организаторы концерта даже растер€лись. „то делать? Ќарод аплодирует, кричит Ђбисї. » всЄ это безобразие Ч в пр€мом эфире! ћикрофоны не выключишь, телекамеры не отключишьЕ ѕоступила команда: Ђѕусть поют ещЄ разї.

ѕосле этого всЄ и началось. —о всего —оюза на телевидение и радио посыпались за€вки, просьбы, требовани€: народ хотел слушать Ђ¬ологду-гдуї практически беспрерывно. ѕесн€ про русский город стала своеобразной визитной карточкой белорусского коллектива!

ЂЅесплатныеї  анны

  1975 √ќƒ” ансамбль Ђѕесн€рыї выпустил около 45 миллионов пластинок. ¬  аннах ежегодно проводилс€ фестиваль Ђћедемї, на который приглашались исполнители, выпустившие в своей стране наибольшее количество пластинок. «десь же была биржа артистов Ч в  анны приезжали менеджеры со всего мира за новыми именами, заключались контракты, организовывались турне.

ќт —оветского —оюза на этот фестиваль тогда поехали Ђѕесн€рыї, јлла ѕугачЄва и трио Ђ–омэнї. ѕозже вы€снилось, что Ђѕесн€ровї хотели пригласить в  анны ещЄ год назад, но тогда организаторам фестивал€ из ћинистерства культуры сообщили, что ансамбль зан€т в правительственных концертах, а потом сразу уезжает на гастроли по —кандинавии. ≈стественно, что на самом деле не было у них никаких концертов, а уж о —кандинавии и речи не заходилоЕ

¬  анны их сопровождал д€д€ в шл€пе, который совмещал работу мелкого клерка в √осконцерте со службой в особом отделе. ќн ничего не решал, никаких контрактов не подписывал, только раздавал визитки. ј уже потом в самом √осконцерте чиновники выдвигали услови€.

«а каждую поездку нужно было платить. ¬ладимира ћул€вина после  анн вызвали в √осконцерт и сообщили, что на Ђѕесн€ровї есть за€вки из нескольких стран, но нужно заплатить. ћул€вин обиделс€:

Ч Ёто ведь нас пригласили, какие ещЄ деньги? «а своЄ искусство € ещЄ и платить должен?

Ч Ќе хотите Ч не надо.

» поехали другие, те, кто платил.

Ќародные и заслуженные

¬ 1979 √ќƒ” ансамбль Ђѕесн€рыї справл€л своЄ дес€тилетие.  онцерты проходили во ƒворце спорта перед самым Ќовым годом.   тому времени уже были поданы документы на присвоение звани€ заслуженного артиста Ѕелоруссии на ћисевича, “ышко и Ѕорткевича, а также на присвоение звани€ народного артиста ¬ладимиру ћул€вину.

¬се концерты прошли с аншлагом, оставалс€ последний концерт. –еб€та собрались в оркестровке на репетицию, к ним зашла ќльга  орбут (прославленна€ гимнастка, жена Ћеонида Ѕорткевича Ч ред.). –азговор зашЄл о документах, поданных на звание.

Ч Ќу, если сегодн€ ѕЄтр ћиронович не придЄт на концерт, наверное, никто наши документы рассматривать не будет, Ч сказал ћул€вин.

Ч ј вы пригласили его на концерт? Ч спросила ќльга.

Ч Ќу как это так, Ч сказал ћул€вин, Ч президента ведь не приглашают. я не знаю, как это сделатьЕ

Ч ¬сех приглашают. Ч ќльга тут же сн€ла трубку и набрала номер приЄмной ћашерова.

≈Є соединили с —амим. “от по-отечески поинтересовалс€:

Ч „то, ќл€?

Ч “ут вот вокруг мен€ сид€т Ђѕесн€рыї, Ч невозмутимо сказала ќльга, Ч у них сегодн€ последний концерт.

Ч “ак они же мен€ не пригласили.

Ч ¬от, они вас и приглашают.

¬о врем€ концерта за кулисы несколько раз заходил министр культуры.

Ч ќй, ѕЄтр ћиронович доволен, очень доволен.

ј в конце концерта ћашеров прослезилс€ и сказал: Ђ¬сех наградить званиемї. » звани€ получили все, даже ƒемешко.  ак потом шутили Ч единственный заслуженный барабанщик —оветского —оюза.

ѕревратности американской жизни

–ј—— ј«џ¬ј≈“ Ћ. Ѕорткевич:

Ђ¬ 1991 году мы с ќльгой и сыном –ичардом уехали в јмерику. Ќа это было много причин. ќдна из главных Ч чернобыльска€ трагеди€. Ќадо сказать, мы пытались как-то помогать, боротьс€ с еЄ последстви€ми. ќльга организовала гуманитарный фонд, по линии которого в Ѕеларусь поступали лекарства. Ќо вс€ наша работа натыкалась на административные проволочки. —кладывалось впечатление, что это никому не нужно, кроме нас самих.

ќднажды по линии фонда привезли партию очень дорогих лекарств. Ёто были живые гормоны общей стоимостью триста тыс€ч долларов, они должны были находитьс€ только в холодильнике. “ак вот лекарства из-за таможенной волокиты выгрузили и поставили возле батареи. ѕосле чего, естественно, они сразу испортились. “огда ќльга сказала: Ђ¬сЄ, хватитї.

 ак-то к нам обратилс€ —ергей „уковский, водитель такси:

Ч ” моей дочери »рины лейкеми€. «десь еЄ не спасут. ¬ јмерике есть клиника, врачи которой могут вернуть мне дочь. ≈сли можете Ч помогите.

»ндианаполисский детский госпиталь согласилс€ помочь. ƒелать операцию надо было срочно. Ќо увы! Ђ∆елезный занавесї у нас на тот момент ещЄ никто не снимал. ѕ€ть мес€цев оформл€ли наши власти документы на выезд »рочки „уковской в —Ўј. ќна умерла.

¬ јмерике ќльга была нужна и востребованна. ј €Е Ѕелорусские певцы там никому не нужны. ћне так пр€мо об этом и сказали. –аз или два в год € выступал перед нашими эмигрантами.

¬ообще-то жизнь у американцев, на мой вкус, очень скучна€. “ам можно отдыхать, но житьЕ “ам нет пон€ти€ Ч Ђдругї. “ам всЄ св€зано с деньгами. ≈динственна€ цель Ч накопление денег, всЄ оправдывают слова Ђбизнес есть бизнесї.

ћежду прочим, самые большие деньги мы с ќльгой в јмерике платили за телефонные разговоры. ¬ любой праздник набираешь номер, в далЄкой Ѕелоруссии звенит звонок, и по телефону говоришь и выпиваешь с другом, оставшимс€ дома. “огда все эти материальные блага не имеют смысла. Ќу есть у нас вилла. » что? ≈Є же некому показать, все старые друзь€ остались в ћинске! ¬от если бы эту виллу можно было забрать из јмерики и поставить дома, среди своих! » друзь€ бы порадовались и подивились, чего € в жизни добилс€!

Ёто чисто слав€нска€ черта Ч желание разделить радость со своими, желание сочувствовать и получать сочувствие. “ам, в јмерике, € пон€л, почему √итлер хотел уничтожить слав€н. ƒа потому, что считал, что этот наш комплекс добра, сочувстви€ Ч плохо, что в гонке за деньгами добро и сочувствие только мешают.

Ђ¬от наконец и вместе мыї

 ќ√ƒј отмечали двадцатип€тилетие Ђѕесн€ровї, ¬олод€ ћул€вин позвонил мне в јмерику и пригласил на юбилей. » директор Ђѕесн€ровї позвонил, и € уже вз€л билетыЕ

Ќо тут случайно ќльга купила голландский диск Ђѕесн€ровї. Ќа этом диске песн€ Ђјлександринаї Ч мо€ песн€! Ч была исполнена другим человеком. я очень обиделс€. ¬едь Ђјлександринаї Ч это же классика!  онечно, когда мен€ нет, другой исполнитель может петь еЄ в концертахЕ Ќо записывать!

ћы обиделись, и € не полетел.

ѕрошло несколько лет. ¬ладимир ћул€вин приехал в јмерику к јнатолию  ашепарову, бывшему солисту Ђѕесн€ровї, тоже обосновавшемус€ в јмерике.

“ол€ жил во ‘лориде, а мы в јтланте. ¬олод€ всЄ-таки решил после “оли заехать ко мне. ћул€вин тогда переживал не лучший период своей жизни Ч в коллективе начались раздоры, ансамбль разваливалс€Е

„ерез некоторое врем€ мы с ¬олодей пригласили в јтланту “олю  ашепарова. “ол€ приехал, и мы втроЄм наметили проект возвращени€: Ђ¬от наконец и вместе мыї. Ќо “ол€  ашепаров из-за некоторых обсто€тельств вернутьс€ в Ѕелоруссию не смог, а € поехал.

ѕриехал и попал сразу на Ђ«олотой шл€герї.

я был уверен, что мен€ забыли. Ќо спел ЂЅерЄзовый сокї Ч и каково же было моЄ удивление, когда € запел, публика встала! ћен€ помнили и приветствовали! ” мен€ Ч слЄзы на глазах. я допел, зашЄл за кулисы и сказал себе: Ђ¬сЄ, больше никакой јмерики у теб€ не будет, тво€ жизнь здесьї.

ѕосле распада ———–

¬ яЌ¬ј–≈ 1998 года ћул€вин был смещЄн с должности директора ансамбл€, сохранив должность худрука. Ќа место директора назначили ¬ладислава ћисевича. “очку в истории поставил президент –еспублики Ѕеларусь, вернувший основател€ коллектива на должность директора, после чего ћисевич и несколько других музыкантов ушли из группы, создав ансамбль ЂЅелорусские песн€рыї, а ћул€вин продолжил работу с новыми музыкантами.

ѕриведЄм отрывок из интервью, данного ¬ладимиром ћул€виным в 1996 году, когда он находилс€ в больнице. “огда ¬ладимир √еоргиевич переживал, что после операции вынужден был отказатьс€ от своей вечной трубки.  орреспондент его, разумеетс€, о трубке и спросил.

Ч ЌасчЄт моей трубкиЕ Ќе уверен, что долго выдержу. √рустно без неЄ, как без моих реб€т, кого вырастил, кому дал громкое им€. ѕравда, не все, кто состо€л в ансамбле, €вл€лись насто€щими песн€рами. ѕесн€р, на мой взгл€д, Ч это не только профессионализм, это образ жизни, образ мысли. ћногие приходили и уходили: им было всЄ равно, где и что играть. ƒл€ мен€ одного профессионализма малоЕ

Ч “ак кто же €вл€лс€ насто€щими песн€рами?

Ч Ћеонид “ышко, Ћеонид Ѕорткевич, јнатолий  ашепаров Ч все в —Ўј. јлександр ƒемешко и ќлег ћовчан Ч в ћоскве. ¬олод€ “каченко сейчас работает с ‘инбергом. »горь ѕоливода и ¬алерий яшкин Ч светла€ им пам€тьЕ Ёто насто€щие мастера своего дела. ‘анаты, которые могли репетировать без устали сутками. ѕор€дочные, честные люди, очень талантливые парни.

Ч «а прошедшие три дес€тилети€ приходилось слышать самые разные прогнозы о судьбе Ђѕесн€ровї. ќпытные рокмены утверждали: следующий шаг мул€винской группы Ч это западный шоу-бизнес. ј белорусска€ музыкальна€ элита, наоборот, утверждала, что утонет ћул€вин в стилизованной аутентике, так как только на этом приобрели Ђѕесн€рыї мировую известность. “ретьи Ч их было немного Ч никак не могли смиритьс€, что уральский мужик смог подн€ть белорусскую народную песню, фольклор на такой высокий уровень, который многим и не снилс€! ≈щЄ и сегодн€ нет-нет да и по€в€тс€ в прессе глубокомудрые размышлени€ о том, что Ђѕесн€рыї изжили себ€, что само их существование Ч нонсенс, день вчерашний.

Ч ѕодобные споры мен€ не волнуют. ћен€ волнует лишь одно: мо€ работа. Ќовые песни. Ќова€ программа, не похожа€ на предыдущую. » ещЄ люди, которым будет интересно мен€ слушать.

Ч  аждому музыканту хотелось бы быть пон€тым всеми и нравитьс€ всем Ч как „арли „аплин. » вместе с тем оставатьс€ самим собой. ћне кажетс€, что вам всегда удавалось совмещать эти пон€ти€, эти две формы существовани€Е

Ч Ќе всегда. ћногим моим почитател€м € действительно мил весь, но кому-то € вообще не нравлюсь. Ќо основной массе людей нравлюсь! » этим € дорожу. »менно дл€ них € живу, сочин€ю, играю, пою.

Ч ѕосле распада ———– ваш коллектив стал редким гостем в –оссии. Ќе пускают?

Ч „то выЕ Ќас очень тепло принимают в –оссии. ѕоступает много предложений по поводу концертов, но € себ€ не обремен€ю частыми поездками. ¬сЄ-таки у нас семьи, и мы, честно говор€, отвыкли от безумного ритма жизни, стали оседлыми и с большим удовольствием погружаемс€ в студийную работу. ’от€ реб€та наши рвутс€. ќни прекрасно могут и без мен€ обходитьс€, но организаторы неохотно приглашают коллектив без ћул€вина.

Ч Ќу а как же иначе, ведь вы единственный, кто находитс€ в группе с момента еЄ образовани€?

Ч ƒа, у мен€ уже четвЄртый состав.

Ч „ем же вы, не любитель гастролей, зарабатываете на хлеб с маслом?

Ч Ђѕесн€рыї Ч бюджетный коллектив, государство платит нам ежемес€чные минимальные зарплаты Ч около 3,5 тыс€чи ваших рублей. «а это мы должны отработать определЄнную норму Ч шесть концертов в мес€ц. ≈сли не шиковать, жить можно.   тому же у нас есть кое-какие приработки.

Ч «арплату, значит, отрабатываете на правительственных концертах?

Ч   сожалению. Ќе всегда это радует, потому что, как правило, поЄшь не то, что хочешь, а то, что надо. Ќо, наверное, мы уже стали эмблемой Ѕелоруссии и вынуждены нести свой крест.

Ђѕесн€рыї без песн€ра

14 ћјя 2002 √ќƒј, когда белорусы отмечали –адуницу Ч день поминовени€ усопших, ¬ладимир ћул€вин ехал со своей дачи на ћинском море домой. Ќа резком повороте его Ђћерседес-420ї на большой скорости вылетел на встречную полосу и попал в кювет. ћашина врезалась в дерево и опрокинулась.

¬ клинике на консилиум перед операцией собрались ведущие специалисты Ѕеларуси по нейрохирургии, так как у ћул€вина было т€желейшее повреждение позвоночника. ќпераци€ длилась несколько часов и прошла вроде бы успешно. Ћетом при непосредственном содействии »осифа  обзона ћул€вин был переведЄн в московскую клинику. Ќо, увы, чуда не произошло.

—ердце ѕесн€ра дважды останавливалось, но его запускали. ¬ третий раз не смоглиЕ

Ђѕесн€рыї существовали на прот€жении трети века, и за это врем€ выросли поколени€ тех, кто их узнал и полюбил, и продолжает любить, несмотр€ ни на что. Ѕолее того, всЄ больше молодых людей открывают дл€ себ€ записи Ђѕесн€ровї, сделанные иной раз ещЄ до их рождени€. » сегодн€ записи двадцати-тридцатилетней давности звучатЕ даже не современно Ч вневременно!

Ћеонид Ѕорткевич:

Ђћой сын лет п€ть назад принЄс мне диск:

Ч ѕап, мне страшно понравилась одна песн€!

—тавлю этот диск Ч оказываетс€, ему понравились Ђѕодмосковные вечераї. “огда € сел за ро€ль и часа три пел ему наш старый песн€ровский репертуар. ќн был поражЄн:

Ч ѕапа, а почему сейчас всего этого нет?

ƒа потому, что думают Ч молодЄжи это не нравитс€. ј у молодЄжи в генах заложена любовь к мелодии, к слав€нской напевности. √ены Ч они ведь работают независимо от возраста.

Ќе будет преувеличением сказать, что благодар€ Ђѕесн€рамї все народы бывшего —оюза узнали и полюбили белорусскую музыку, более того Ч мир узнал о существовании Ѕелоруссии. ”же только этого было бы достаточно Ч вр€д ли ещЄ в какой-нибудь стране существовал музыкальный коллектив, которому эта страна была бы об€зана своей известностью.

≈сли бы Ђзолотойї период творчества Ђѕесн€ровї пришЄлс€ на наше врем€, когда нет железных занавесов и артисты могут свободно выступать в любой стране Ч наверн€ка Ђѕесн€рыї были бы, при условии грамотного менеджмента, включены в мировой художественный процесс, и не эпизодически, как это было в семидес€тых, а посто€нно. ”верен Ч мы стали бы всемирно известным коллективом! » жаль, что возможность и реальность так драматически не совпали во времениї.

ѕри подготовке материала использованы фрагменты из книги Ћ. Ѕорткевича Ђѕесн€рыї и ќльгаї. »здательство Ђ¬агриусї




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ Ўарапова. Ѕиографи€
ѕосетило:42564
ћари€ Ўарапова
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11989
—офь€ ѕеровска€
ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102634
јльберт Ёйнштейн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru