Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јбдулгадир ћараги

   /   

Abdulgadir Maraga

   /
             
‘отографи€ јбдулгадир ћараги (photo Abdulgadir Maraga)
   

ƒень рождени€: 01.01.1353 года
“урци€
ƒата смерти: 28.12.1435 года
“урци€
¬озраст: 83 года

√ражданство: “урци€

Ѕиографи€

ѕерсидский музыкант и теоретик музыки, родом из ѕерсидского јзербайджана. ћараги нар€ду с —афиаддином ”рмави внес огромный вклад в теоретическое исследование музыкальной культуры јзербайджана (исторический регион северного »рана). Ѕыл придворным музыканто

ѕерсидский музыкант и теоретик музыки, родом из ѕерсидского јзербайджана. ћараги нар€ду с —афиаддином ”рмави внес огромный вклад в теоретическое исследование музыкальной культуры јзербайджана (исторический регион северного »рана). Ѕыл придворным музыкантом багдадских халифов, служил при дворе “имура в —амарканде. ¬ р€де трактатов (начало XV в.) дал теоретическое изложение системы 24-х ладов, описани€ форм и жанров, а также многих музыкальных инструментов своего времени.

18.10.2016

–одилс€ в 1353 году в ћараге. ќтец јбдулгадира, ћовлана √ейби был образованным и уважаемым в городе человеком. ќн заметил ранние способности сына и решил обучить его. ¬ четыре года ћараги читал наизусть  оран, в 8 лет Ч овладел грамматикой, в 10-летнем возрасте ходил с отцом на меджлисы ученых мужей и шейхов, где искусно исполн€л сложные музыкальные произведени€. ћараги также сочин€л поэтические произведени€, владел каллиграфией, Ђа по письму на камне ему не было равного и подобногої. ∆ивший в XV век ћухаммад »сфизари утверждает, что ћараги обладал трем€ талантами Ч музыканта, художника-каллиграфа и поэта.

јбдулгадир ћараги фотографи€
јбдулгадир ћараги фотографи€

¬о врем€ джелаиридов

¬ начале 70-х годов XIV века јбдулгадир ћараги участвует в меджлисах правител€ Ч султана ”вейса ƒжелаира. ѕолучил в жены дочь ’аджи –изваншаха ибн «аки ат-“ебризи за сочинение музыкальных произведений (цикла мугамов).

¬о врем€ тимуридов

¬о врем€ походов “имура ћараги в 1393 году, как и многие другие искусные мастера и художники был угнан в —амарканд. ¬ центре ћавераннахра музыкант также пользовалс€ большой славой. ¬ Ђ‘ирманеї (указе) “имура (1397 год) ћараги назван Ђпадишахом всех знатоков музыкиї. јбдулгадир возвращаетс€ в “ебриз. Ќо вскоре, в св€зи с т€желой обстановкой при дворе ћираншаха, известного своими кровавыми расправами над поэтами того периода, он вынужден бежать в Ѕагдад, где “имур приговорил его, как приближЄнного ћираншаха к смертной казни. ќднако отменил свой приговор, впечатлЄнный прекрасным голосом ћараги и его мастерским чтением суры из  орана. ћараги снова стал придворным музыкантом “имура.

–абота над теоретическими трудами

¬ начале XV века в ћавераннахре и ’орасане ученый работает над теоретическими трудами, в которых подытожил свой богатый опыт. ћараги в период с 1405 года по 1413 год работает над большим трактатом Ђƒжаме ал-альханї (Ђ—овокупность мелодийї).

¬ 1415 году в √ерате ћараги написал второй вариант трактата Ђƒжаме ал-альханї. »менно в нЄм мугам (макам) как термин и пон€тие впервые получает обсто€тельную научную разработку.  ак теоретик, ћараги изучал, прежде всего, сложнейшую проблему мугамных (макамных) ладов. ќн зафиксировал усложнение профессионального музыкального искусства, детально описав 24 шобе Ч ладовых звукор€дов, производных от базовых мугамов (макамов).

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8982
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8970
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6736
ёрий яковлев

ћараги также осветил тему о способах сопровождени€ мелодии на плекторных инструментах (разновидность струнных щипковых), о различных способах удара плектра, а также своеобразного вибрато Ч Ђнатирани€ї (малеш) звука, как исполнительского приЄма дл€ извлечени€ микроинтервала в 1/4 тона (Ђирхаї).

¬ трактатах ћараги также вы€вл€ет своеобразные черты искусства того или иного народа.

¬ научных трудах о музыкальных инструментах и музыкальных жанрах раскрывает специфику ашугского искусства Ч искусства озанов, бахши, бакси, представл€вших культуру тюрко€зычных народов. √лавный инструмент ашугов Ч Ђгопузї –ума (ћала€ јзи€), Ђгопуз озановї (јзербайджан), Ђшидиргуї Ч инструмент, распространенный среди тюркских бахш ’€та (¬осточный “уркестан).

ћараги вы€вл€ет общую дл€ гопуза озанов и шидиргу своеобразную квартово-секундовую основу с ашугским сазом, обосновав св€зь современного саза с его прототипом Ч гопузом известного тюркского эпоса Ђ итаби ƒеде  оркутаї.

¬ыдел€ет 9 основных ладов музыки, исполн€емой тюркскими певцами-сказител€ми. ќписывает такие смычковые инструменты как к€манча, гиджак, танбур, щипковых инструментов как рубаб.

“ворчество ћараги привлекло внимание многих западно-европейских музыковедов, в том числе –афаэл€ √.  изеветтера, √енри ƒж. ‘армера и др. јнглийский ученый-востоковед √енри ƒ. ‘армер назвал его Ђпоследним классиком средневековой науки о музыкеї. Ќекоторые рукописи ћараги хран€тс€ в музее “опкапы и библиотеках Ќур-ќсмание (“урци€), ћешхеда (»ран), ќксфордского университета (¬еликобритани€)

ѕотомки

Ќаучные изыскани€ в области музыковедени€ продолжил его младший сын Ч јбдулазиз ибн јбдулкадир јль ћараги. јбдулазиз ћараги переехал в —тамбул, где служил придворным музыкантом у османского султана ћехме́да II Ђ«авоева́тел€ї. ѕо заказу султана јбдулазиз ћараги написал научный трактат ЂЌакаветуль-Ёдварї. —ын јбдулазиза ћараги Ч ћахмуд ћараги также продолжил дело своего великого деда и служил при дворе султана —улейма́на I Ђ¬еликоле́пногої.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72686
Ѕрюс Ћи
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18324
√алина ѕрозуменщикова
ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9545
ёрий ¬ойнов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru