О знаменитости...
  • Воображают многие - соображают единицы. (Гарри Симанович, ) (13)
  • Кто не умеет получать утончённые удовольствия — изощряется. (Вита Логвиненко, ) (13)
  • Жадность, зависть, лень, хамство... И только совесть одна против всех. (Игорь Карпов, ) (12)
  • Послать хочу, но вы же не дойдете?.. (Валерий Пивоваров, ) (11)
  • Жизнь не любит, когда её терпят. (Юрий Зарожный, ) (11)
  • Воображают многие - соображают единицы. (Гарри Симанович, ) (13)
  • Кто не умеет получать утончённые удовольствия — изощряется. (Вита Логвиненко, ) (13)
  • Жадность, зависть, лень, хамство... И только совесть одна против всех. (Игорь Карпов, ) (12)
  • Фотография Сергей  Манукян (photo Sergey  Manukyan)

    Сергей Манукян

    Sergey Manukyan

    ( 15.03.1955 года [Грозный])

    Одним из участников IX ежегодного международного ижевского джазового фестиваля стал Сергей Манукян - наверное, самый известный российский вокалист и пианист. Его концерт в духе джазового джема с гитаристом Павлом Чекмаковским, ударником Сергеем Остроумовым и пианистом Андреем Кондаковым, как и следовало ожидать, оказался остроумным, чувственным и предельно эмоциональным действом. Было очевидно, что музыканту не хватило запланированного времени, чтобы развить все те музыкальные идеи, которые занимают его сегодня…

    Автор: Анна Вардугина

    Сайт: People's History



    - Вам, как состоявшемуся музыканту, наверное, интереснее давать сольные концерты, чем быть одним из многих участников фестиваля?

    - Будет очень смешно, если кто-то из нас скажет, что он - состоявшийся музыкант. Музыкант, сколько он живет, столько совершенствуется. Всякий фестиваль - это подарок городу, и мы должны ездить на фестивали уже хотя бы для того, чтобы сыграть в этом городе, будь то Петербург или Ижевск. Это наша работа. Если бы на то была моя воля, я сделал бы так, чтобы музыканты совершали ежегодный круг по всем городам. Не только ради заработка, а для того, чтобы не было города, не охваченного джазом. Чтобы джазовую музыку могли послушать везде, чтобы вся страна была в курсе внутренней жизни джаза. А сейчас ситуация такова, что до некоторых городов просто экономически нереально добираться.

    - Скажите, есть ли сейчас молодые музыканты, которые вам безусловно интересны?

    - Да, конечно. Есть довольно много очень одаренных музыкантов, которые хорошо играют, и при этом имеют артистический дар. Но кроме техники есть еще одна составляющая музыки… Молодому музыканту чего не хватает? Музыкальному наполнению часто не хватает пережитого. В результате музыка звучит то ли холодновато, то ли, наоборот, излишне горячо. Дело в том, что всякая музыка - продукт пережитого. Конечно, есть молодые музыканты, которые в свои юные годы уже много пережили, но… Это обычно не те переживания, которые рождают музыку. Зрелый же музыкант способен трансформировать переживания, рисовать свои чувства музыкальными картинами.

    - А вы можете обозначить тот момент, когда сами поняли, что начали играть по-другому?

    - Безусловно, да. Я не могу сказать при этом, что стал играть лучше - тут не работают категории лучше или хуже. Это момент, когда ты что-то осознал, вдруг что-то услышал, и без этого услышанного и прочувствованного уже не играешь. С этого момента это знание уже всегда при тебе. На самом деле, это обретение знаний, обогащение, происходит все время. Но для каждого прозрения необходимо, чтобы случилось какое-то озарение, чтобы каналы божественной энергии открылись. Это может быть следствием духовной работы, которую ты сам проделываешь, может быть влиянием того образа жизни, который ты ведешь… Господь сказал: Творите добро, и вам воздастся.

    - Так для вас музыка - божественное откровение? Какова же тогда роль профессии?

    - Профессионализм, техника существуют только для того, чтобы выкрутиться, если нет божественного проявления. Когда я болею, я точно знаю, что на сцене мне нужно будет выкручиваться именно профессионально, потому что когда больно тело, нет этого притока свыше. И я тогда играю за счет профессионализма, как бы через себя. Но при этом озарения никакого. А ведь бывает, что тебя летит (смеется), ты летишь…

    - А может ли нечуткая аудитория оборвать этот полет?

    - На самом деле роль аудитории вторична. Сначала ты сам должен лететь. Отношения музыканта и публики похожи на отношение родителя и ребенка. Это ребенок от меня зависит, это я его направляю, а не он меня, я с него спрашиваю, я его воспитываю. Со зрителями то же самое. Я не могу идти за ними, а они за мной - идут. И вот насколько я с ними искренен, настолько они мне верят и готовы следовать за мной. Я должен все время быть в таком состоянии, чтобы они не отвернулись от меня.

    - Какой же тогда должен быть диссонанс, когда вы в состоянии озарения летите, а в зале - случайная публика…

    - Я все равно заставлю ее лететь. Если я играю искренне, с любовью… Это каким же надо быть человеком, чтобы на искреннюю любовь не ответить? И, знаете, до этих вот случайных слушателей достучаться - самое большое счастье.

    - Как в профессиональной джазовой среде относятся к тем, кто в начале своего пути обещали быть очень хорошими джазовыми музыкантами, но ушли в коммерческую сферу, стали людьми шоу-бизнеса?

    - Знаете, пример у меня - Лариса Долина. Мне видится, что Лара пошла в эстраду, в сторону коммерческой музыки не только потому, что надо было деньги зарабатывать. Ей всегда нравилось петь хорошие песни, к какому бы жанру они не относились. Но она украсила эстраду. Она же ее не испортила!

    - Между тем, жалко, что голос растрачивается на Погоду в доме и прочие опусы.

    - И все равно это лучше, чем, если бы эти же песни пели люди, совершенно лишенные таланта. Лара, она же петь умеет здорово, и она талантлива даже в этом репертуаре. Конечно, когда она возвращается к джазу, она понимает, что очень много времени потеряно, но это отдельная история. Вообще, мне кажется, если коммерческую музыку будут исполнять такие люди, как Лариса Долина, наша эстрада будет чуть лучше.

    - А можно ли оставаться в рамках серьезного джаза, и при этом быть коммерчески успешным?

    - На самом деле как вы понимаете, коммерческий успех не свидетельствует об исполнительском уровне. И действительно, финансовое благополучие сопровождает зачастую проекты, которые затевались не ради музыки, а как коммерческие предприятия, например, Фабрика звезд. К сожалению, бескультурье и неуважение к чему-то фундаментальному и настоящему - это вопрос многих веков. И это не проблема только нашего века или нашей страны. Я могу сказать, что Бритни Спирс или Spice Girls гораздо лучше живут, чем западные джазмены. Потому что торгаши правят миром, а поп-культуру продавать выгоднее. Она лучше продается.

    - А джаз не продается? Та музыка, от которой и музыканты и публика летят?

    - Ну, что теперь… А в церковь можно вообще прийти бесплатно и услышать там такое, чего нельзя больше услышать нигде и никогда. Духовные песнопения - это ни с чем не сопоставимое, удивительное состояние. Большее, чем полет на светском концерте. А оно бесплатно. Что стоит денег? Чаще всего - ничто, вещи преходящие. Я сам хотел бы играть такую музыку, которая не может быть модной или немодной, которую можно слушать всегда, потому что она говорит о вечных вещах. Знаете, я всегда уважал творчество Высоцкого, и единственное, что мне не нравилось - злободневность момента, присущая его песням. Можно послушать любую его песню, и понять, когда это писалось. А я хочу, чтобы в музыке не было привязки ко времени.

    - Есть вещи, которые вы уже не успели?

    - О, да. А очень хотел сыграть с Битлз (смеется). Ну, не сыграл, и ничего страшного.

    - Я о реальных возможностях спрашиваю.

    - А все реально. Все, что человек может себе нафантазировать, так или иначе может произойти.

    - Как сейчас рождаются ваши совместные проекты с теми или иными музыкантами? Вы ведь почти каждый год играете с новой командой.

    - Знаете, я отношусь к категории людей, у которых проекты никогда не заканчиваются. Они однажды начинаются - и навсегда. У меня не бывает так, чтобы я собрал группу, сыграл серию концертов, а потом распустил музыкантов. Так снимается кино: сцены отсняли, и все разъехались; музыка так не делается. Нас не так много, и так или иначе мы друг с другом встречаемся. И даже если бы нас было в десять раз больше, мы все равно стремились бы к тем, с кем нам привычнее, удобнее. Мы же не можем постоянно менять друзей. В музыке - то же самое. Однажды совпав в понимании музыки, мы вместе развиваемся, вместе придумываем, в новом опираясь на то, что общего у нас было прежде, и в этом большой смысл. Поэтому в каждом новом проекте находится место для тех, с кем мы играли прежде.

    - И все-таки в джазовой среде очень мало коллективов, которые по десять, пятнадцать и более лет остаются в основе своей неизменны. В рок-музыке таких примеров гораздо больше. Почему?

    - Потому, что рок-музыка сама по себе довольно примитивна, и когда люди в этом примитивном сходятся - это навсегда. И особенность рок-музыки в том, что она живет только в исполнении одной группы. Я сам в молодости играл Led Zeppelin, The Beatles, но я очень сомневаюсь, что лет через пятьдесят кто-нибудь будет играть Deep Purple или Rolling Stones. При этом я не говорю, что Стоунз - это плохо, это потрясающий, фантастический коллектив.

    - Битлов играть будут.

    - Да, их играть будут, но потому, что в основе их музыки - не претензия, а песня. А вот Doors играть не будут, потому что их творчество принадлежит не музыке вообще, а одному конкретному исполнителю. Вот в этом, к сожалению, примитивность рока. А музыка должна жить, в этом главная ее задача. Жить в разных воплощениях, в разных музыкантах. Ее нельзя ассоциировать с людьми, потому что музыка - больше людей.

    Дата публикации на сайте: 27.03.2005



    Вам также может быть интересно...




    Угадай...

    За что получил Нобелевскую премию 26-й президент США Теодор Рузвельт?



    Лучшие дня

    Фабио Капелло. Биография/Фабио Капелло [15816]
    Максим Галкин: Юмор интеллектуала/Максим Галкин [4828]
    Новый король Западного побережья/Кендрик Ламар [4317]
    Пол Маккартни: Лучший бас-гитарист всех времён /Пол Маккартни [2543]
    Самые длинные в мире собачьи уши/Дженнифер Уэрт [2301]
    Хранитель традиций Малого театра/Юрий Соломин [2187]
    Владимир Сипягин. Биография/Владимир Сипягин [62]
    Вячеслав Гладков. Биография/Вячеслав Гладков [62]
    Игорь Бабушкин. Биография/Игорь Бабушкин [57]
    Владислав Шапша. Биография/Владислав Шапша [56]
    Александр Богомаз. Биография/Александр Богомаз [56]
    Александр Гусев. Биография/Александр Гусев [56]
    Сергей Цивилев. Биография/Сергей Цивилев [56]
    Антон Алиханов. Биография/Антон Алиханов [53]
    Александр Цыбульский. Биография/Александр Цыбульский [52]
    Игорь Васильев. Биография/Игорь Васильев [52]
    Олег Кувшинников. Биография/Олег Кувшинников [51]
    Игорь Кобзев. Биография/Игорь Кобзев [50]
    Алексей Фомин: 20 фактов о музыканте/Алексей Фомин [10]

    Лучшие недели

    Самый известный силач прошлого века/Джозеф Гринштейн [27638]
    Фабио Капелло. Биография/Фабио Капелло [15816]
    Радий Хабиров. Биография/Радий Хабиров [15431]
    Каганский Максим Евгеньевич/Максим Каганский [15177]
    “Каспийская гроза” советской волейбольной сборной/Инна Рыскаль [14047]
    Николай Рубинштейн. Биография/Николай Рубинштейн [12564]
    Джейк Бьюзи. Биография/Джейк Бьюзи [12336]
    Всемирная история шпионажа/Карл Густав Маннергейм [12000]
    Джанфранко Ферре. Биография/Джанфранко Ферре [11293]
    Пааво Нурми : 'Летучий финн'/Пааво Нурми [9136]
    Пионер количественной теории цветов/Джеймс Клерк Максвелл [7671]
    Последний Воин Динго/ Воин [7575]
    Японский рестлер, дзюдоист и мастер смешанных единоборств/Наойя Огава [7410]
    Хорхе Луис Борхес/Хорхе Луис Борхес [7154]
    Голос, который будет звучать вечно/Демис Руссос [6524]
    Самый старый политик/Жозефина Вильяверде [5779]
    Максим Галкин: Юмор интеллектуала/Максим Галкин [4828]
    Яркий имидж и заметный стиль/Бадди Роджерс [4705]
    Ярый противник сгонки веса/Виктор Меднов [4640]
    Джон Ньюман. Биография/Джон Ньюман [4550]

    Лучшие месяца

    Катерина Голицына. Биография/Катерина Голицына [83530]
    Екатерина Гордеева. Биография/Екатерина Гордеева [43237]
    Самый известный силач прошлого века/Джозеф Гринштейн [27638]
    Виталий Соломин. Биография/Виталий Соломин [27487]
    Лучший фехтовальщик мира /Недо Нади [25420]
    Ассия Ахат/Ассия Ахат [23815]
    Виктор Тихонов. Биография/Виктор Тихонов [23048]
    Карл Вебер/Карл Вебер [18891]
    Олег Саитов. Биография/Олег Саитов [18802]
    Майкл Империоли. Биография/Майкл Империоли [17933]
    Пророк в чужой отчизне/Алла Назимова [16156]
    Фабио Капелло. Биография/Фабио Капелло [15816]
    Роми Шнайдер: Жизнь, полная страданий/Роми Шнайдер [15589]
    Радий Хабиров. Биография/Радий Хабиров [15431]
    Каганский Максим Евгеньевич/Максим Каганский [15177]
    “Каспийская гроза” советской волейбольной сборной/Инна Рыскаль [14047]
    Сколько весит самый большой в мире арбуз?/Крис Кент [13316]
    50 лет популярности/ Шер [13186]
    Икер Касильяс. Биография/Икер Касильяс [12936]
    Николай Рубинштейн. Биография/Николай Рубинштейн [12564]