Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒжон «орн

   /   

John Zorn

   /
             
‘отографи€ ƒжон «орн (photo John Zorn)
   

ƒень рождени€: 02.09.1953 года
ћесто рождени€:  винс, , Ќью-…орк ,—Ўј
¬озраст: 67 лет

√ражданство: —Ўј

ћаэстро «орн собирает эротические фотки

джазовый музыкант и композитор

¬ыдающийс€ американский музыкант ƒжон «орн (John Zorn) называет себ€ Ђиграющим композиторомї.

02.07.2004

¬ыдающийс€ американский музыкант ƒжон «орн (John Zorn) называет себ€ Ђиграющим композиторомї. ¬о-первых, чтобы его не причисл€ли к кругу джазового мэйнстрима. »бо к тому, чем он занимаетс€ вот уже тридцать лет, он пришел через академический авангард, в котором все определ€етс€ не заранее, в нотах, а создаетс€ непосредственно в процессе исполнени€. Ёто уже Ч во-вторых.

ƒжон «орн фотографи€
ƒжон «орн фотографи€

Ќадо, впрочем, иметь в виду, что и сами джазмены-радикалы 60-х старались (по разным причинам) называть свою музыку как-нибудь по-другому: новой импровизационной, свободной, творческой и так далее.

»менно так определ€ли свое искусство знаменитые афроамериканцы 60-х, которых ƒжон впервые услышал уже будучи студентом колледжа, в —ент-Ћуисе, куда его семь€ переехала с окраины Ќью-…орка, где будущий музыкант родилс€ 2 сент€бр€ 1953 года. ѕод вли€нием афроамериканских радикалов из чикагской Ђјссоциации поддержки творческой музыкиї (јј—ћ) и местного объединени€ Ђ√руппы черных искусствї (BAG), позднее составивших знаменитый Ђћировой квартет саксофоновї, он решил освоить саксофон, хот€ с детства училс€ игре на фортепиано, потом на флейте и на гитаре, даже играл в школьном ансамбле. “от детский опыт очень пригодилс€ ему в 2001 году, когда непосредственно перед началом проекта ЂElectric Masadaї он работал над альбомом ЂThe Giftї, задуманном в духе surfТa Ч расслабл€ющей курортной поп-музыки с привкусом южной экзотики, которую играли гитарные группы на рубеже 50Ц60-х.

Ќезадолго до этого ƒжон начал брать уроки композиции, в будущем он видел себ€ композитором Ч поначалу автором вполне традиционных симфоний, а потом, конечно же, авангардистом-экспериментатором. » ему, можно сказать, повезло: в шестнадцатилетнем возрасте он услышал ЂDer Schallї ( Ђ«вукї ) Ч новое в то врем€ сочинение ћаурисио  агел€ (Mauricio Kagel), первооткрывател€ своего рода Ђинструментального театра абсурдаї.

Ѕлагодар€  агелю «орн открыл дл€ себ€ не только европейский авангард, представленный такими именами, как Ѕулез (Boulez), Ўтокхаузен (Stockhausen),  сенакис (Xenakis), но и не принадлежавшими к американскому академическому истеблишменту соотечественниками Ч √арри ѕатчем (Gary Partch) и ƒжоном  ейджем (John Cage). ѕервый построил целостную музыкальную систему, абсолютно независимую от академического истеблишмента, а второй еще и продемонстрировал, что между искусством и жизнью нет никаких барьеров и музыкой, в сущности, может быть все Ч от тишины до белого шума включа€ самые разнообразные их сочетани€.

ѕримерно тогда же ƒжон начал интересоватьс€ музыкой к мультфильмам 30Ц50-х годов и даже написал нечто вроде курсовой работы о композиторе  арле —толлинге (Karl Stalling), а много позднее, уже в 1990-м, убедит продюсера ’эла ¬иллнера (Hal Willner) издать его музыку на компакт-диске (ЂCarl Stalling Projectї).

ѕосле двух лет учебы он, однако, бросает колледж и с 1974 года обосновываетс€ в Ќью-…орке, поселившись в Ћауэр-»ст-—айде (Lower East Side) Ч некогда фабричном районе на юго-востоке ћанхэттена, ставшем к концу 70-х одним из самых модных кварталов городской богемы. «десь постепенно складываетс€ и группа единомышленников Ч тромбонист ƒжордж Ћьюис (George Lewis), саксофонисты Ѕрюс Ёкли (Bruce Ackley), Ќед –отенберг (Ned Rotenberg), “им ЅЄрн (Tim Berne), певец и гитарист јрто Ћиндсей (Artaud Lindsay), гитаристы ёджин „едберн (Eugene Chadburn) и ‘ред ‘ритт (Fred Fritt), виолончелист “ом  орей (Tom Cora), ударники ћарк ћиллер (Marc Miller) и Ёнтон ‘ир (Anthon Fier), клавишники Ёнтони  оулмэн (Anthony Coleman), ”эйн ’орвитц (Wayne Horwitz) и Ѕоб ќстертаг (Bob Ostertag), бас-гитарист Ѕилл Ћэсуэлл (Bill Laswell), певцы и певицы ƒэвид ћосс (David Moss), ƒиаманда √алас (Diamanda Gallas), Ўелли ’ирш (Shelly Hirsch), диджей-авангардист  ристиан ћарклей (Christian Marclay) и многие другие.  аждый из них поочередно выступал в качестве автора того или иного проекта и впоследствии прославил авангардно-экспериментальную школу в новом искусстве, котора€ впоследствии получила название ƒаунтаун (в противовес јптауну Ч  арнеги-холлу и Ћинкольн-центру).

— середины 80-х ƒжон «орн считаетс€ бесспорным лидером ƒаунтана. », в первую очередь, потому, что своим профессионализмом композитора и саксофониста-исполнител€ он покор€ет даже тех, кто далек от его музыкальных идей. Ќе говор€ уже о том, что €вл€етс€ блест€щим знатоком едва ли не всей музыки мира Ч собранна€ им коллекци€ пластинок и компакт-дисков Ч одна из самых больших в —Ўј. ј еще он коллекционирует кинофильмы и эротическую фотографию, много читает Ч от британского мистика Ёлистера  роули (Alister Crowly) до €понской поэзии (причем, в оригинале). ¬ 2000 году издал сборник статей коллег-композиторов под названием ЂArcana. Musicians On Musicї.

Ћучшие дн€

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:8693
–эйф ‘айнс
Ћеони Ѕек. Ѕиографи€
ѕосетило:297
Ћеони Ѕек
Ћойко. Ѕиографи€
ѕосетило:295
  Ћойко

«орн Ч основатель нескольких фирм звукозаписи, концертных циклов в нью-йоркских клубах ЂThe Knitting Factoryї и ЂTonicї (где в сент€бре 2003-го прошли торжества по случаю его 50-лети€), а также независимых фирм звукозаписи ЂAvantї и ЂTzadikї. ѕоследн€€, выпустивша€ уже более двухсот п€тидес€ти наименований, пропагандирует, среди прочего, €понский авангард и Radical Jewish Culture (Ђрадикальную еврейскую культуруї) Ч музыкальное направление, фактически основанное самим ƒжоном «орном.

»менно он своими работами конца 70-х-начала 80-х годов (ЂSchoolї, ЂArcheryї, ЂThe Classic Gouide to Strategyї, ЂLocus Solusї, ЂYankeesї, ЂOTBї) обеспечил всему ƒаунтауну относительно безболезненный переход от модернизма к постмодернизму. —амым знаменитым из его сочинений модернистского периода стала ЂCobraї, которую с 1984 года исполн€ют и записывают, быть может, чаще всех других произведений школы ƒаунтауна.

ѕараллельно с большой группой музыкантов (в том числе и из перечисленных выше) «орн записывает знаковый дл€ 80-х альбом с музыкой италь€нского кинокомпозитора Ённио ћорриконе ЂThe Big Gundownї, фактически узаконивший этот самый переход ƒаунтауна от модернизма к постмодернизму.

» с этих пор творчество музыканта развиваетс€ параллельными (но все же врем€ от време пересекающимис€ друг с другом) пут€ми.

ЂNaked Cityї Ч ансамбль, фактически сложившийс€ в процессе записи ЂThe Big Gundownї. —воего рода, поп-арт с разнообразнейшим исходным материалом и резкими стилистическими перепадами.

ЂPainkillerї Ч нойз-трио с Ѕиллом Ћасуэллом и ћайком ’аррисом (Mick Harris).

ЂFilmworksї Ч полтора дес€тка альбомов с музыкой к существующим и воображаемым кинофильмам.

 амерные и симфонические сочинени€ разных жанров. ¬ том числе, Ђ’имераї, прозвучавша€ в ћоскве на фестивале Ђ’олодна€ альтернативаї в декабре 2001 года в исполнении  амерного ансамбл€ из —иэтла (европейска€ премьера). ќдни из них точно выписаны в нотах, другие построены по законам игровых стратегий, тщательно разрабатываемых самим композитором.

ЂMasadaї Ч акустический квартет с ƒэйвом ƒагласом (Dave Douglas) Ч труба, √регом  оэном (Greg Cohen) Ч бас и ƒжоем Ѕэйроном (Joey Baron) Ч ударные), записавший около тридцати компакт-дисков. ѕо составу и эстетике близок ќрнетту  оулмэну (Ornette Colemann) начала 60-х Ч €рко очерченные темы и фри-джазовые импровизации, но на основе еврейских ладов, а не афроамериканской блюзовой стилистики.

 роме этого, нельз€ не упом€нуть и о нескольких пластинках импровизаций на джазовые темы 50Ц60-х (ЂNews For Luluї, ЂSonny Clark Memorial Quintetї, ЂSpy vs Spyї).




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9236
Ќовак ƒжокович
јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10611
јлександр –ошаль
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14600
Ѕеверли —иллз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru