Людибиографии, истории, факты, фотографии

Имя:

Джон Аберкромби

Name:

John Abercrombie

День рождения: 16.12.1944 года
Возраст: 72 года
Место рождения: Портчестер, Нью-Йорк, США
Дата смерти: 22.08.2017 года
Место смерти: Кортленд, Нью-Йорк, США

Гражданство: США

Биография

Джазовый гитарист

О нём часто говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

01.02.2007

Его приобщение к джазу прошло довольно спокойно, без потрясений. О нём часто говорят как о наиболее грамотном и теоретически подготовленном музыканте среди современных джазовых гитаристов. Это не совсем верно - в первую очередь потому, что музыку Аберкромби нельзя безоговорочно классифицировать как джаз. Это импровизационная музыка, испытывающая влияние самых разных стилей. В его арсенале - владение множеством "технологических" приёмов, а его фирменный звук неразрывно связан с использованием специфических педалей громкости, гитарных синтезаторов, устройств частотной обработки. Играть на гитаре он начал в четырнадцать лет, занимаясь у местного учителя музыки. Тогда самой большой его задачей было научиться играть рок-н-роллы в стиле Чака Берри. Глаза у молодого музыканта открылись позже. Ему удалось поступить в престижный Берклиевский Музыкальный Колледж в Бостоне, и во время обучения он играл в местных любительских рок-группах. После окончания колледжа Аберкромби стал участником группы органиста Джонни 'Хэммонда' Смита, которая в 1967-68 активно концертировала. После академизма, которым отличался Беркли в шестидесятых, живая работа с профессиональным коллективом была просто необходимой для любого джазового музыканта. Играть удавалось в довольно известных клубах - например, Count Basie's Lounge и Club Baron в Гарлеме. Стиль, который вырабатывал у себя молодой гитарист, рождался так же, как и само его вхождение в джаз - без особой системы. По возвращении в Нью-Йорк в 1969 его необычная техника привела к определённым трудностям в работе с хорошими музыкантами традиционной школы. Но для молодых музыкантов, ищущих своё место в джазе, Джон Аберкромби уже значил много. Пять лет он сотрудничал с братьями Рэнди и Майклом Брекерами (группа Dreams), сопровождал ансамбль Чико Гамильтона. Из крупных достижений этого периода стоит отметить выступление с Гамильтоном на джазовом фестивале в Монтрё. Аберкромби стал популярен как сессионный музыкант. Он работал со множеством лидеров - среди них Гил Эванс, Гато Барбьери, Дэйв Либман, Барри Майлс. Чуть позже нашёлся коллектив, в котором он приобрёл известность уже мирового класса - группа Spectrum барабанщика Билли Кобхэма. Этот джаз-роковый состав, жёсткий, динамичный, прямолинейный, оказался совершенным для реализации удивительной техники и фантазии Аберкромби. Его можно услышать в составе группы на альбомах Crosswinds, Total Eclipse и Shabazz. Группа постоянно гастролировала, постепенно отдаляясь от первоначального стиля. Однако в середине 70-х Джон Аберкромби оставил находившийся на пике популярности Spectrum и продемонстрировал совершенно новое звучание. Он хотел трактовать фьюжн так, как Modern Jazz Quartet трактовал би-боп - поднимая стиль на качественно новый уровень, привнося в него серьёзное музыкальное образование и собственную оригинальную мысль. Было создано трио под названием Timeless (куда вошли пианист Ян Гаммер и барабанщик Джек Деджонет). С этими партнёрами Аберкромби заиграл много мягче, чем раньше. В его музыке появилось нечто такое, на что уже мог обратить внимание продюсер ЕСМ Records Манфред Эйхер, и Эйхер немедленно предложил сотрудничество. В 1975 году трио сменило название на Gateway Trio (место Гаммера занял басист Дэйв Холланд), а в 1979 трио стало квартетом с полной заменой всех участников, за исключением самого Аберкромби. Работа на ЕСМ привела к появлению новых партнёров. В соавторстве с Ральфом Таунером Аберкромби выпустил альбом Sargasso Sea, получивший высокую оценку. Он был приглашён для участия в записи альбома Epitaph, на котором ведущие музыканты современного джаза исполняли не изданную при жизни музыку Чарлза Мингуса. Любопытные работы оставило трио Джон Аберкромби - Марк Джонсон - Питер Эрскин. Критик Чак Берг впоследствии писал: "...если говорить о музыкантах с точки зрения той индивидуальности и исключительности музыки, которую они создают, то этот ансамбль сравним только с олимпийскими трио Билла Эванса и Оскара Питерсона". На альбоме этого трио Current Events (1988) Аберкромби впервые использовал гитарный синтезатор при записи. Этот новаторский по

фотография Джон Аберкромби
фотография Джон Аберкромби

звучанию состав часто исполнял джазовые стандарты, и это только лишний раз подтверждало глубокое увлечение гитариста теорией и историей джаза. Аберкромби начал сотрудничать с Гарвардом - он читал лекции, посвящённые истории гитары в джазовой музыке. Он уже был признан и "классиком новой джазовой гитары", и "убийцей классической джазовой гитары" - но характерна не столько эмоциональность таких прозвищ, сколько тот факт, что ортодоксальные любители джаза не отвергли его музыку. Джон Скофилд в одном из своих интервью на вопрос "когда вы начинали, чувствовали ли вы, что гитара полна возможностей?" отдал Аберкромби должное: "Масса возможностей была уже использована. Аберкромби был в современном джазе одним из немногих гитаристов, которых можно было действительно слушать". Любопытна и такая оценка, данная тем же Скофилдом: "Джон Маклафлин делал то же самое, но он был в Англии…" Взгляды Аберкромби на традиционный джаз нашли отражение и в его преподавательских методах. Аберкромби, который вырос и живет в США, воспринимается любителями джаза скорее как представитель европейской школы. Многие поклонники, слабо интересовавшиеся биографией своих героев, всерьёз утверждали, что именно Аберкромби формирует "чисто европейский" звук ЕСМ. В рамках тура, организованного фирмой Philip Morris, Аберкромби побывал в 1998 году в России, посетив необычный для музыканта такого класса набор городов - Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи. Среди его партнёров по этому туру был саксофонист Игорь Бутман. Джон Аберкромби остаётся одним из самых разносторонних и одарённых гитаристов в современном джазе.

Реклама:




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Юлия Кокрятская
Посетило:849
Юлия  Кокрятская
Барбара Космаль
Посетило:1157
Барбара Космаль
Гизелла Лахман
Посетило:1091
Гизелла Лахман

Добавьте свою новость

Здесь
history