Не было в бывшем Советском Союзе человека, который никогда не слышал бы ансамбля "Мелодия" под управлением Георгия Гараняна. Это был "наш ответ" оркестру Поля Мориа. Такой же неотъемлемой частью жизни советского человека был оркестр Олега Лундстрема, где Георгий Гаранян прошел путь "от солдата до генерала" - от шестого саксофона до главного дирижера.
Несколько лет он был главным дирижером оркестра Московского цирка на Цветном бульваре, и до сих пор многие артисты выступают под написанную им музыку.
В 1991 Георгий Гаранян осуществил свою заветную мечту – создал Московский биг-бенд, в который пригласил лучших джазменов страны.
Он, несомненно, ярчайший "игрок" высшей джазовой лиги, саксофонист, композитор, дирижер, аранжировщик, прекрасно владеющий всеми этими профессиями и подтверждающий поговорку, что талантливый человек талантлив во всем.
Для человека, который "сам себя сделал", который не учился специально ни музыке, ни композиции, высот он добился поразительных.
26.07.2005
- Георгий, поскольку мы с вами беседуем в Израиле, первый вопрос – что вас сюда привело?
- Фестиваль "Москва - Тель-Авив", в рамках которого мы – ансамбль "Мелодия" и оркестр Олега Лундстрема - здесь выступаем. Он организован Леней Пташкой, с которым мы - большие друзья и коллеги, он часто выступает у меня, я у него. Мы дружим и сотрудничаем уже лет пятнадцать. Вот сейчас у нас есть проект: я выступаю в рамках Венского бала с оркестром в Баден-Бадене 12 ноября, и мы хотим, чтобы Леня тоже приехал – тогда мы дадим там совместный джазовый концерт.
- Как вам Израиль?
- Мне Израиль очень нравится. И что бы мне про него ни говорили, - а многие люди сюда боятся ехать, и совершенно напрасно, - Израиль гораздо безопаснее, чем и Россия и многие другие страны. Здесь очень теплые люди, и у меня куча друзей, это тоже играет большую роль. И вообще я вижу, как Израиль буквально преображается просто на моих глазах, из песка и камней превращается в сад. Вот Леня живет в Ашдоде. Я был у него, когда он только там поселился. Это было море и пески. А сейчас? Какой стал красивый город! Я вам буквально завидую. У вас есть какая-то определенная стратегия, вы ее придерживаетесь, и Израиль просто начинает процветать.
- Расскажите про ваш "биг-бенд", про его состав и структуру.
- Джазовый оркестр – это та же классическая форма, как, например, классический симфонический оркестр. Здесь тоже существуют свои традиции и свой состав, здесь есть группы саксофонов, тромбонов, труб... И даже определено количество. Примерно, с вариантами, обязательно 4-5 труб, 4-5 тромбонов, 5 саксофонов и 3-4 человека в ритм-сексе - то есть фортепиано, бас, ударный и иногда - гитара. Это – классический состав "биг-бенда". Именно с таким составом мы сюда и приехали.
- К вам в оркестр трудно попасть, наверное?
- Знаете, когда работал с "Мелодией" - это были 70-е годы, – наш оркестр считался самым лучшим в России, потому что там работали только профессиональные музыканты, наши пластинки расходились миллионными тиражами. Так вот меня так и спрашивали – а как попасть к вам в ансамбль? Ну, шутка не шутка, но я говорил так: "Во-первых, музыкант, который хочет здесь работать, должен уметь играть все. Во-вторых, не задавать вопросов".
Инна Чурикова: Не красива, а прекрасна Посетило:11978 |
Макс Планк: Квантовая чашка Посетило:8891 |
Дженис Джоплин: Свобода и плен Посетило:6758 |
- Но если это классный музыкант, который умеет играть все, но тяжелый человек, с дурным характером, - вы его возьмете?
- Значит, нам не повезло. В некоторых случаях приходилось расставаться, но я таких случаев помню очень мало.
- Какие методы в работе с людьми вы используете? Можете ли обругать кого-то прилюдно?
- Вы сейчас затронули такую неординарную профессию, как дирижер, дирижер вообще и в джазе в частности. Вообще музыканты считают, что дирижер – это синоним слова "сволочь", но в хорошем смысле этого слова. Действительно, дирижер существует для чего? Так же, как государство существует только с одной целью – для того, чтобы подчинить своей воле всех нас, грешных. Так же дирижер - для того, чтобы подчинить своей воле всех, кто работает с ним. Большей частью воля дирижера совпадает с мнением музыкантов. Если это так, значит - это оркестр единомышленников. Но бывают ситуации неординарные, когда приходится кому-то что-то доказывать. Однозначно только то, что дирижер, не пользующийся авторитетом в оркестре, работать с ним вряд ли сможет.
- Вы заставляете своих музыкантов много репетировать?
- Вообще нерепетирующий оркестр – это не оркестр, а собрание музыкантов. Но, учитывая, что у нас сейчас очень сложные условия в России для музыканта и человек, работающий в одном оркестре, живет материально не очень хорошо, я это прекрасно понимаю и всегда даю музыкантам возможность подработать где-то еще. Это абсолютно нормально. Единственное, что они знают, - если у нас в это время концерт, то все остальное отменяется. Поэтому я позволяю себе репетировать не так часто, к сожалению, как это было бы надо. Но это жизнь.
- Вы писали музыку к фильмам, играли в цирке, руководили самым известным в стране ансамблем... Какое место работы было самым запомнившимся?
- Вы знаете, если бы эти места не были моими любимыми, если бы каждое не нравилось мне само по себе, я бы там не работал. Вот, "Мелодия" - конечно, это был мой самый любимый ансамбль, что и говорить. Но когда я расстался с ними, было уже просто невмоготу. У меня было очень много композиторской работы, и мне было очень тяжело каждый день с четырех утра писать музыку, в девять идти на репетицию, с одиннадцати начиналась работа - и до ночи. И так каждый день на протяжении 10 лет. Я от этого устал.
Я работал в симфоническом оркестре Комитета по кинематографии – и там ко мне очень хорошо относились. Хотя я - без музыкального образования, сдавал экзамены экстерном, но проработал там четыре с половиной года.
А потом настали сложные времена в России, когда мы все - композиторы, которые жили на авторские гонорары, - вдруг оказались без копейки денег. Но я, слава Богу, умел играть. Моя семья уехала в Америку. Для того чтобы им помочь, я поехал пианистом с оркестром цирка на Цветном бульваре в гастрольные турне - зарабатывать нормальные деньги. Заработал, семья встала на ноги, а меня потом пригласили в этот же оркестр в качестве главного дирижера, и я с удовольствием проработал пять лет с замечательными артистами. Я был с ними в Австралии, США, Японии - по всему миру, короче говоря.
А вот, например, оркестр Олега Лундстрема - это были "мои университеты". Меня взяли шестым саксофонистом. Постепенно я проделал путь до первого. Потом мне стало этого мало, и я ушел дирижером в оркестр Всесоюзного радио Вадима Людвиковского. И вернулся в оркестр Лундстрема через 37 с половиной лет.
- Но уже не саксофонистом, а главным дирижером.
- Да. Для моей амбициозности это важно. Я почему говорю об амбициозности так спокойно? Потому что плох тот солдат, который не хочет стать генералом.
- Какой институт вы закончили?
- Станкоинструментальный московский, имени Сталина.
- Хоть один день работали по специальности?
- Нет, ни одного. Но потом, когда я стал работать в оркестре Московского радио, пришлось в один день сдать экстерном все экзамены за дирижерские курсы при консерватории.
- Кто были ваши родители?
- Мои родители – москвичи, но отец родом из Турции. Он – армянин и попал в первую армянскую резню, которая была в 1915 году. Тогда он потерял своих родителей, братьев, сестер и бежал в Россию. А мама - русская, из Твери.
- Вас никогда не принимали за еврея?
- А я всегда был очень похож. В детстве антисемитизм, сами знаете, был такой распространенный фактор, и меня мальчишки били. А отец у меня был настоящий коммунист, убежденный такой. Он мне говорил, что все люди равны и ты ни в коем случае не говори, что ты не еврей. Я и не говорил, но было еще больнее.
- Ваш отец был коммунистом, а вы коммунистом не стали?
- Я был убежденный антикоммунист, и мне удалось, несмотря на то что я все время занимал руководящие должности, под разными предлогами избежать вступления в партию. В комсомол я вступил в 10-м классе, на самом последнем месяце, потому что мне сказали твердо, что иначе я в институт не попаду. Но партии мне удалось избежать.
- А как вас, "непартийца", выпускали за границу?
- Нормально. Но у меня был период, когда я девять лет был невыездным. Дело в том, что я не послушался наших боссов и встретился с таким человеком, как Виллис Конновер. Он был ведущим "Голоса Америки". В то время в наших глазах это была самая пропагандистская станция, и вдруг я встречаюсь с человеком, который на ней работал! Но он ко мне хорошо относился и все время крутил мою музыку с разных фестивалей. Мало того, он приглашал меня часто на другие фестивали, и мне было это приятно. И за мою дружбу с ним меня девять лет не пускали за границу. Но я выдержал.
- Вы всегда чувствовали свое призвание – что оно будет связано с музыкой?
- Вы знаете, это как-то, по-моему, жизнь распорядилась. Я, еще будучи студентом, все годы обучения постоянно играл, и уже было ясно, что о музыке будет идти речь в дальнейшем. Правда, отец, который хотел, чтобы я пошел по его стопам, хотел меня выгнать из дома, когда я начал играть у Лундстрема, но мама отстояла.
- В те годы говорили, что играющий джаз – потенциальный изменник родины. Как ваш отец мог терпеть такое увлечение сына?
- Отец никогда мне ничего не говорил. Он видел, как я был увлечен, и понимал, что это - моя жизнь.
- Когда вы сами в первый раз услышали джаз?
- В начале войны. У нас отняли все радиоприемники, но у меня был проигрыватель. А потом, с чужими вещами, попали в руки пластинки джазменов, советских и не только. Уже позднее я стал слушать "Голос Америки", особенно музыкальные передачи. Я слушал соло и записывал нотами.
- Вы и "стилягой" были?
- Нет, я такой скромный был! Во-первых, сначала у меня не было денег, а когда появились, то мне не нравилось модно одеваться. Я предпочитал одежду американскую, это считалось среди музыкантов более респектабельным, и мы бегали специально по комиссионным магазинам, искали широкие брюки и прочее.
- А как же ваши знаменитые круглые очки?
- Это было потом, в эпоху "Битлз". У меня тоже тогда были длинные волосы, вот я и купил такие очки, как у Джона Леннона.
- В каждом творческом человеке самое интересное – это момент творчества. Как вы сочиняете вашу музыку?
- Столько раз такой вопрос задают стольким разным людям, - я не читал ни одного удовлетворительного ответа. Говорить про вдохновение, про что-то такое – на это я вам скажу фразу из Чайковского, когда он сказал: "Я – композитор-профессионал, я зарабатываю себе на жизнь музыкой. Дайте мне рецепт мозольной жидкости, заплатите деньги, и я вам положу его на музыку". Да, в этом есть такой определенный профессиональный цинизм, но я вам скажу, что это очень близко к истине.
Вы не думайте, что творчество осенило тебя - и ты сел писать музыку. Это очень редкий случай. Для того чтобы сочинить музыку, должен быть какой-то мотив - или заказ, или какое-то желание написать что-то. И вообще, творчество - это работа. Такая же, как работа инженера или химика.
- Вы суеверны? Надеваете, например, одну и ту же "счастливую" рубашку на каждый концерт? Носите в кармане пиджака гвозди, как Лучано Паваротти? Или у вас есть какие-то свои "фирменные" суеверия?
- Я ничего специально не надеваю и гвозди никуда не кладу, но не передаю соль из рук в руки, не передаю острое... У каждого свои суеверия.
- Вы довольны сегодняшней своей жизнью?
- Я доволен многим, что есть в сегодняшней моей жизни. Работа доставляет мне удовольствие. С любимой женой я надеюсь прожить до конца. Интересные люди, дальние поездки. Вот сейчас – Израиль, который и я, и музыканты очень полюбили. И это не пустые слова. После того как мы приехали сюда впервые, они стали просить повторить гастроли. И дело тут не в деньгах - здесь у нас нет и быть не может каких-то особых финансовых притязаний, ведь Израиль – маленькая страна и маленькие залы. Но зато люди настолько искренние, что хочется играть для них еще и еще.
Евгений Осин. Биография Посетило:22468 |
Пааво Нурми : 'Летучий финн' Посетило:14442 |
Виктор Санеев. Биография Посетило:22006 |