Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёлла ‘ицджеральд

   /   

Ella Fitzgerald

   /
             
‘отографи€ Ёлла ‘ицджеральд (photo Ella Fitzgerald)
   

ƒень рождени€: 25.04.1918 года
ћесто рождени€: Ќьюпорт-Ќьюс, , ¬ирджини€ ,—Ўј
ƒата смерти: 15.06.1996 года
ћесто смерти: Ќью-…орк, —Ўј
¬озраст: 78 лет

√ражданство: —Ўј

Ђѕерва€ леди джазаї

јмериканска€ джазова€ певица, автор песен

Ёлла ‘ицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюс€ более п€ти дес€тилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий Ђ√рэммиї Ч высших наград музыкального мира јмерики.

16.06.2024

ќпира€сь на истоки негрит€нского родного искусства, Ёлла ‘ицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пени€, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. —тарые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертани€.

Ёлла ‘ицджеральд фотографи€
Ёлла ‘ицджеральд фотографи€

Ёлла ‘ицджеральд родилась 25 апрел€ 1917 года в Ќьюпорт-Ќьюс, штат ¬ирджини€. ≈е отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Ёлла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. ѕосле смерти матери ее вз€ла к себе тет€.



¬ школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. ≈е природна€ застенчивость преп€тствовала желанию стать эстрадной артисткой.

Ёлла ‘ицджеральд фотографи€
Ёлла ‘ицджеральд фотографи€

¬ 1934 году негрит€нска€ девчонка-сирота, успевша€ уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Ќью-…орк. «десь она записываетс€ на любительский конкурс. “огда она думала, что будет, как и знаменита€ Ётель ”отерс, в первую очередь танцовщицей и немного певицей. ќднако в последнюю минуту Ёлла выбрала пение.

¬ыступление в знаменитом гарлемском кинотеатре Ђјполлої, где она имела успех, €вилось важным событием в ее жизни. »менно на этом сост€зании она привлекла к себе внимание руководител€ свингового джаз-бэнда „ика ”эбба. ќн предложил девушке стать солисткой его ансамбл€, но лишь с условием, что та понравитс€ Ђреб€там из …ельского университетаї, пригласившим оркестр ”эбба поиграть у них на танцах. Ђ–еб€тамї молода€ негрит€нска€ певица чрезвычайно пригл€нулась, что и стало дл€ нее началом большого пути на эстраде.

Ёлла ‘ицджеральд фотографи€
Ёлла ‘ицджеральд фотографи€

¬ 1935 году певица записала с группой ”эбба свой первый альбом ЂЋюбовь и поцелуиї, немедленно вошедший в джазовые хит-парады. ¬ 1938 году вместе с Ёлом ‘елдманом создала прославившую ее композицию ЂЁ-тискет, э-таскетї, сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы. ѕевица переделала детские куплеты: Ђя написала письмо маме, потер€ла его по дороге, маленька€ девочка подобрала его и положила к себе в карман, а € потер€ла еще свою маленькую желтую корзинку...ї ¬ результате получилс€ ритмичный номер Ч вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки.

Ђ—опоставьте символику Ђпотер€нной желтой корзиночкиї с мифологемой Ђкрасной шапочкиї (разумеетс€, тоже восход€щей к архетипу инициации), оп€ть-таки во взрослой, а не пионерско-прокофьевской интерпретации, Ч и уже в этом сопоставлении будет вс€ Ёлла ‘ицджеральд, Ч пишет ƒ. ”хов. Ч » напрасно в той поистине пь€н€щей легкости, с какой все ей давалось, видели поверхностность, а в безупречности ее профессионализма Ч лишь ремесленное безразличие и к репертуару, и к жизни вообще. Ќа самом деле здесь, конечно, было что-то экзистенциально другое Ч то, что интуитивно ощущала и сама певица: она ведь так и не стала исполнительницей негрит€нских блюзов, негрит€нских песен трагической иронии быти€, уступив лишь однажды, уже в начале 60 х, как и следовало ожидать, без особого результатаї.

Ёлла ‘ицджеральд фотографи€
Ёлла ‘ицджеральд фотографи€

ѕосле успеха ЂЁ-тискет, э-таскетї р€ды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых.  стати, именно тогда среди почитателей творчества ‘ицджеральд оказалс€ и знаменитый ‘рэнк —инатра.

Ћучшие дн€

јнтон „ехов: Ќепроста€ судьба великого писател€
ѕосетило:22381
јнтон „ехов
√ригорий Ћепс: ѕеть только живым голосом
ѕосетило:6432
√ригорий Ћепс
 ороль эпизода
ѕосетило:6362
Ѕорис Ќовиков

ƒвадцатилетн€€ Ёлла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. „асто она говорила: Ђћать посто€нно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайс€ чаще, чем ониї.

Ёлла ‘ицджеральд фотографи€
Ёлла ‘ицджеральд фотографи€

— ”эббом записаны хиты: ЂSing Me а Swing Songї, ЂOh, Yesї, ЂTake Another Guessї, ЂThe Dipsy Doodleї, ЂIf Dreams Come Trueї и ЂUndecidedї.

ѕосле смерти ”эбба, в 1939 году, Ёлла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распалс€.

“огда Ёлла расстаетс€ с любимым свингом и переходит на баллады. ‘ицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как Ђƒельта ритм бойзї, Ђ‘о кисї и Ђ»нк спотсї. » вновь певица поднимаетс€ на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку ЂInto Each Life Some Rain Must Fallї. ¬месте с Ћуи ƒжорданом ей удаетс€ продать более миллиона экземпл€ров пластинки ЂStone Coid Dead in the Marketї. ¬о врем€ одного турне с ƒиззи √иллеспи влюбл€етс€ в –е€ Ѕрауна, одного из лучших басистов своего времени.

ѕевица была дважды замужем. ѕервый ее муж в 1941Ч1943 годах, Ч рабочий-докер Ѕенни  орнегей. ¬о второй раз она вышла замуж за Ѕрауна; второй брак продлилс€ п€ть лет.

— 1946 года менеджером певицы становитс€ Ќорман √ранц, основатель антрепризы Ђƒжаз в филармонииї. ќн в карьере певицы сыграл решающую роль. ѕосле ”эбба она вновь обрела учител€ и наставника. √ранц сделал из Ёллы звезду своего оркестра. ѕотом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.

»менно под руководством √ранца ‘ицджеральд своими импровизаци€ми без слов, так называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов. Ѕлагодар€ своим шл€герам ЂЋеди, будьте добрымиї и Ђ ак высоко до луныї Ёлла доказала, что обладает талантом импровизации, позвол€ющим ей Ђвести диалогї с известными музыкантами-солистами. ќна уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем. ≈е импресарио с 1950 года вс€чески поддерживал и поощр€л эту де€тельность певицы.

¬ 1947 году по€вилась знаменательна€ запись ‘ицджеральд Ђ ак высоко лунаї Ч она продемонстрировала амплитуду голоса певицы. ѕотом прозвучал знаменитый Ђћэкки-Ќожї Ёллы, оставивший далеко позади и ‘рэнка —инатру, и Ѕобби ƒарина.

ƒ. ”хов пишет: Ђ—ейчас мало кто может поверить, что если бы не мила€ пароди€ Ёллы на Ћуи јрмстронга, то знаменитые куплеты Ђћекки-Ќожаї  урта ¬айл€ могли оказатьс€ в —Ўј на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста Ђ“рехгрошовой оперыї, они действительно звучали как идеализаци€ воровского цинизма. ¬ 50 е годы тот же Ќорман √ранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: по€вл€етс€ цела€ сери€ монографических пластинок Ч songbooks, посв€щенных классикам бродвейского мюзикла от ƒжорджа √ершвина до  оула ѕортера (высшее ее достижение как поп-певицы). “огда же был предприн€т эксперимент: запись оперы √ершвина Ђѕорги и Ѕессї, в которой все партии исполн€ли только два вокалиста Ч Ёлла ‘ицджеральд и Ћуи јрмстронг. Ёксперимент оказалс€ настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу —эмми ƒэйвис и  армен ћакрэй, –эй „арльз и  лио Ћэйн и даже культова€ панк-группа ЂWhen People Were Shorterї.

¬ сущности, благодар€ одной Ёлле ‘ицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно пианисту Ёллису Ћаркинсу) американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных Ђкоронных номеровї из театральных постановок возникает новый жанр Ч песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до Ђ—ержанта ѕеппераї Ѕитлз. Ђя и не знал, как хороши наши песни, Ч заметил как-то јйра √ершвин, брат и соавтор композитора, Ч пока за них не вз€лась Ёлла ‘ицджеральдї.

ƒл€ записей на пластинки √ранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. »сполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Ёлла исполнила почти все произведени€ композиторов ƒжорджа √ершвина, –оджерса и ’арта, ƒжерома  ерна, »рвинга Ѕерлина и  оула ѕортера.

“аким образом, ее программа включила и ЂSaint Louis Bluesї, и старые песни, исполн€емые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, попул€рные эстрадные и джазовые композиции.

Ёти записанные в 50 е годы альбомы останутс€ лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Ёлла ‘ицджеральд совершила насто€щее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскива€ в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывалс€.

—реди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с јндре ѕревэном и ѕаулино да  оста.

Ђ..¬ 70 е, когда голос певицы неизбежно начнет слабеть, певица будет выступать и записыватьс€ под аккомпанемент одной только акустической гитары ƒжо ѕасса, Ч пишет ƒ. ”хов. Ч Ќо и в этих ее поздних запис€х почти нет характерной дл€ зрелого возраста (и самих исполнителей, и их жанра) ностальгии; голос Ёллы ‘ицджеральд, казалось, навсегда остаетс€ задорно мальчишеским. Ёлла ‘ицджеральд Ч артистка молодого искусства, молодежного темперамента и вообще юной нации. Ќе кто-нибудь, а перва€ леди джаза сама первой пот€нулась к подростковым забавам Ћеннона и ћаккартниї.

ѕевица всегда избегала политики. ќднако в €нваре 1961 года прин€ла участие в гала-концерте в поддержку  еннеди, организованном —инатрой.

Ѕолее двух дес€тилетий певица жила в фешенебельном квартале Ѕеверли-’иллз, штат  алифорни€, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. ∆изнь вела безм€тежную: в€зала, смотрела телевизор в компании сына –э€, ставшего музыкантом Ч барабанщиком, иногда выезжала за покупками; предпочитала крупные магазины.

≈сли с возрастом голос Ёллы ‘ицджеральд становилс€ лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшатьс€, причем с середины семидес€тых все более стремительно. ¬ августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейс€ в легких жидкости. ¬ июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем; дл€ лечени€ пришлось прибегнуть к операции.

¬ конце 80 х Ч начале 90 х годов ее выступлени€ на нью-йоркском джазовом фестивале посто€нно становились событием года. —ама иде€ отдохнуть приводила певицу в ужас, она посто€нно жаловалась, что просто не может сидеть дома. ¬ 1989 году у нее в гост€х, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Ћеонард ‘итер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: Ђ—ижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездовї.

¬ 1990 году она оп€ть попала в больницу Ч во врем€ гастролей в √олландии. ¬ 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен.

—кончалась она во сне, 15 июн€ 1996 года, в своем доме в Ѕеверли-’иллз. ”знав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент —Ўј Ѕилл  линтон за€вил: Ђя глубоко опечален смертью Ёллы ‘ицджеральд. ”ход человека такого таланта, из€щества и класса Ч огромна€ утрата дл€ мира джаза и всей страныї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ѕенджи √регори. Ѕиографи€
ѕосетило:8429
Ѕенджи √регори
јза Ћихитченко. Ѕиографи€
ѕосетило:17642
јза  Ћихитченко
ќдин из величайших англо€зычных актеров
ѕосетило:8715
Ћоуренс ќливье

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru