Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћайлз ƒэвис

   /   

Miles Davis

   /
             
‘отографи€ ћайлз ƒэвис (photo Miles Davis)
   

ƒень рождени€: 25.05.1926 года
ћесто рождени€: ќлтон, , »ллинойс ,—Ўј
ƒата смерти: 28.09.1991 года
ћесто смерти: —анта-ћоника, ,  алифорни€, —Ўј
¬озраст: 65 лет

√ражданство: —Ўј

ќн просто был великим

јмериканский джазовый трубач и бэнд-лидер

н не был великим трубачом. ќн не был великим композитором. ќн просто был великим. Ётого хватило, чтобы полностью изменить современную музыку.

03.08.2016

ќдни рождаютс€ в рубашке и проплывают по жизни в тепле и уюте, другие - с серебр€ной ложкой во рту, и всегда сыты и довольны. “ретьи всю жизнь мучаютс€, потому что родились с чем-нибудь очень странным в руках. ¬ руках, которые люди потом станут называть золотыми. “ак, ѕаганини родилс€ со скрипкой, „арли ѕаркер - с саксофоном, ƒжими ’ендрикс - с гитарой. ћайлз ƒэвис, „ерный  н€зь ƒжаза, великий музыкант, композитор и трубач, по€вилс€ на свет не с золотой трубой в зубах или пачкой волшебных нот в руках. ћаленький, слабый здоровьем ¬еликий „еловек, родившийс€ 25 ма€ 1926 года в добром старомодном јалтоне, штат »ллинойс, крепко, как »исус, держал в немощных своих ручонках Ћестницу в Ќебо.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

ј родилс€ ћайлз ƒьюи ƒэвис III в семье преуспевающего дантиста и крупного землевладельца ћайлза ƒьюи ƒэвиса II, негра с первоклассным высшим образованием, к 24 годам закончившего медицинский колледж, баптистский колледж в јрканзасе и ”ниверситет Ћинкольна, но черного, как перспективы на равноправие у всех негров јмерики того времени. ћайлз ƒьюи ƒэвис I, дед, менее образованный, но не менее черный, был одним из самых богатых негров јмерики. ” него была ¬елика€ ћечта, цель жизни всех ћайлзов ƒьюи ƒэвисов - доказать всем, что черные люди ничуть не хуже белых, что черные так же нужны белым, как черные клавиши и белые клавиши одинаково нужны правильному ро€лю, на котором можно играть правильную музыку.



ƒед ћайлза ƒэвиса был умелым и дальновидным бизнесменом. ќн зарабатывал в среднем сотню долларов в день в годы ¬еликой ƒепрессии.  ак писал ¬уди √атри, тогда жизнь человека в холодный зимний вечер стоила ровно доллар. ¬сего за один доллар можно было получить ночлег в отапливаемом помещении, гор€чую похлебку "сколько съешь" из бобов с м€сом, и теплую войлочную куртку либо свитер, чтобы утром можно было продолжить путь. ѕравда, свободных денег в семье ћайлза ƒьюи ƒэвиса I никогда не было, их сразу тратили на покупку земли и недвижимости. Ќо ни деловые его способности, ни большие деньги не позволили ему добитьс€ уважени€ белых и стать полноценным гражданином јмерики. ќднако он сумел вполне обеспечить всю свою многочисленную семью и дал возможность каждому получить максимально возможное образование. ћайлз ƒьюи ƒэвис II стал крупнейшим специалистом в медицине лечени€ зубов и председателем этой профессиональной гильдии, но дл€ многих так и осталс€ черномазой диковинкой в белой рубашке и галстуке. Ѕрат его ‘рэнк закончил √овард и Ѕерлинский университет, стал редактором журнала "Colors", издаваемого самим –окфеллером, ездил в самом шикарном лимузине, но не имел права садитьс€ в парке на скамейку с надписью "“олько дл€ белых".

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

¬ 1927 году отец ћайлза переехал с семьей в —ент-Ћуис и обосновалс€ в одном из самых престижных районов города. Ќельз€ сказать, что белым понравилс€ богатый и образованный, но черный сосед. ћайлз ƒьюи ƒэвис III рос как диковинный сверхпородистый зверек, болезненный и самолюбивый, готовый в любую минуту применить свои острые зубки. —лабый физически, он был неверо€тно силен духом. ≈ще не уме€ читать и писать, он уже знал, зачем его родили. ќб€занность совершить то, что не смогли сделать отец и дед, т€жким бременем давила на ћайлза всю его сознательную жизнь. ћожет быть, поэтому ћайлз ƒьюи ƒэвис III не назвал своего сына ћайлзом. Ќо сказать себе - € сделал все что смог, и на этом мо€ мисси€ окончена - он, наверное, смог впервые в 1983 году, после выхода альбома "Star People". ѕрошло полвека с того дн€, когда маленький „еловек прин€л окончательное решение и начал его выполн€ть. » даже сама —мерть, неоднократно приходивша€ за ћайлзом, не смогла остановить его движение к поставленной цели.

¬ыбор средства достижени€ цели не составил ћайлзу особого труда. ќпыт деда и отца доказывал, что деньги и знани€ не обеспечивают уважени€ в этом мире. „ерные герои минувших войн влачили в јмерике жалкое существование. —осто€ние здоровь€ закрывало дорогу в большой спорт. ќставалась музыка. ¬ семье ƒэвисов музыку любили все. Ѕабушка играла на органе, мать - на скрипке и ро€ле, сестра ƒороти тоже играла на ро€ле, брат ¬ернон увлекалс€ джазовым танцем, играл на ро€ле и трубе. ¬ доме всегда что-нибудь звучало или бренчало, но первую свою музыку ћайлз ƒэвис услышал по радио. "Ќе помню, бела€ это была музыка или черна€, но, главное, слуша€ ее, € ее услышал. » вопрос дл€ мен€ был решен..." - так сказал ћайлз в одном интервью. ќн решил стать композитором. ќн слушал музыку по радио, ходил в те места, где звучали духовые оркестры и играли джаз. ≈два научившись читать, ћайлз накупил книг по теории музыки и о жизни великих музыкантов. «аметив его повышенный интерес к музыке, мать купила ему проигрыватель и две первые пластинки. "Ёто были записи ƒюка Ёллингтона и јрта “эйтума. ƒве самые нужные вещи дл€ начинающего музыканта, не так ли? ѕублика из высшего общества обычно игнорирует ƒюка, а € отношу его в одну категорию со —травинским. ” него действительно есть чему поучитьс€. ќднажды отец вставл€л зуб своему при€телю, учителю музыки. «аметив, с каким вниманием € слушаю радио, он сказал - эй, маленький ƒэвис, кем ты хочешь стать? я сказал - великим музыкантом. “огда он рассме€лс€ и сказал: - € преподаю музыку в школе каждую среду, купите малышу трубу, и пусть приходит. „тобы музыку слышать, ее надо играть. ћо€ мать возразила - пусть он лучше учитс€ играть на скрипке. Ќу уж нет, за€вил €, если € по€влюсь со скрипкой в нашем квартале, количество белых, желающих осчастливить мой тощий зад пинком своего ботинка, сразу резко возрастет.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

¬ случае с великим трубачом ћайлзом ƒьюи ƒэвисом III легенды о трудном и нищем детстве не проход€т. Ќу не было у него нищего детства. “рудное - было. ќно вообще почти у всех трудное.

ј где черный может добитьс€ славы? ¬ спорте и в музыке (эра черных кинозвезд начнетс€ много позже). —порт, по причине слабости здоровь€, не подходил, а музыку в семье ƒэвисов любили. ћайлз стал учить ноты, читать книги по теории музыки, наконец начал играть на трубе. ѕолучалось плохо, но он стискивал зубы и начинал снова.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

¬ школьном оркестре играл на трубе  ларк “ерри. ћайлз подружилс€ с ним.  огда  ларк играл, все места были зан€ты; на “ерри приезжали люди из других городов. ƒэвис играл хуже, но услышавший их обоих трубач —онни —титт сказал ƒэвису:

Ћучшие дн€

Ћучший Ђрок-голосї 80-х
ѕосетило:8974
Ѕилли јйдол
ƒжем ћэйс - ќтец современного бокса
ѕосетило:8962
ƒжем ћэйс
ёрий яковлев: '¬ кино € гость, в театре € на равных'
ѕосетило:6724
ёрий яковлев

- “ы играешь похуже  ларка. Ќо не бросай музыку - у теб€ воистину золота€ голова. “ы играешь черт-те что, но это похоже на то, что играет один псих-саксофонист, „арли ѕаркер. ¬ам бы познакомитьс€.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

ƒэвис запомнил эти слова.

¬ 15 лет он зарабатывал игрой на трубе 125 баксов в неделю. ≈здил на отцовской машине и имел дес€ть костюмов.

¬се началось в тот момент, когда 16-летний ƒэвис пришел на репетицию своего маленького бэнда и ошибс€ дверью. ¬ соседнем помещении знаменитый оркестр ƒже€ ћакЎенна, заехавший в —ент-Ћуис вместе со своими молодыми звездами - „арли ѕаркером и ƒиззи √иллеспи - никак не мог приступить к репетиции, поскольку один из трубачей исчез в неизвестном направлении.  огда на пороге по€вилс€ подросток с трубой подмышкой, его сочли подарком судьбы и спросили, не может ли он сыграть. ћайлз уверен в этом не был, однако сыграл. ћакЎенн дал пару концертов и укатил в дальнейшее путешествие - но ƒэвис уже успел подружитьс€ с ѕаркером.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

ќн просил вз€ть его с собой. Ќе вышло. Ќо ƒэвис не хотел останавливатьс€. „ерез год он закончит школу и уедет в Ќью-…орк с клочком бумаги в кармане куртки - адресом ѕаркера. ћайлз жил с ним в одной комнате, "собирал" его по част€м после очередной дозы "белой др€ни", ходил за ним, словно тень. "ѕтица" ѕаркер говорил: "Ќе бойс€, просто играй - куда несет теб€ тво€ мысль, туда и двигай. ¬от блюз - ты же не учишьс€ играть его, ты просто его играешь. ≈сли ты слышишь ноты, ты можешь и сыграть их". »х перва€ совместна€ пластинка принесла ƒэвису известность. ‘редди ¬ебстер, учивший ћайлза, пен€л ему на посто€нные "петухи", а ехидный √иллеспи повтор€л: "“ебе бы этому у ћонка поучитьс€".

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

» через два года приехал к нему в Ќью-…орк - практически сразу же начав с ним играть. ѕаркер был тогда самым модным и продвинутым музыкантом. ѕредшественник ƒэвиса на должности паркеровского трубача - ƒиззи √иллеспи - был супервиртуозом. „то касаетс€ ћайлза, то он посто€нно киксовал, не умел играть высокие ноты, а быстрые темы вместо него на запис€х изображал по старой пам€ти ƒиззи √иллеспи.

ћайлз ƒэвис фотографи€
ћайлз ƒэвис фотографи€

ѕианист “елониус ћонк подвергалс€ примерно такой же критике, и контрабасист „арлз ћингус тоже. ќни станут великими музыкантами. » ƒэвис - тоже. Ќаконец он побеждает "петухов" и, к изумлению многих, занимает в оркестре Ёкстайна то место, на котором недавно был сам √иллеспи, сам ƒиззи! Ќо впереди еще много дел.

ѕолуживого ѕаркера спрашивают, чем еще он удивит публику. “от отмахиваетс€: следите за ћайлзом, говорит он. ћайлз пойдет дальше.

ќни играли бибоп - он, ѕаркер, ƒиззи, Ѕад ѕауэлл. ќни атаковали формальный свинг сороковых. ќни отстаивали право на свободную импровизацию, на возрождение африканской полиритмии. » они победили.

ј потом беспокойный ƒэвис начинает общатьс€ с белыми музыкантами - саксофонистом ƒжерри ћаллиганом, аранжировщиком и бэндлидером √илом Ёвансом. ќн увлечен аранжировками Ёванса, его новаци€ми; он организует состав с необычной по тем временам духовой секцией: к своей трубе он добавл€ет два саксофона (баритон и альт), тромбон, валторну и альт. «аписи, сделанные этим нонетом ( ай ¬индинг, Ћи  ониц, ƒжерри ћаллиган, ƒжон Ћьюис, ƒжей ƒжей ƒжонсон и  енни  ларк, аранжировки √ила Ёванса) в €нваре 1949-го, составили знаменитый альбом, изданный под названием "–ождение стил€ "кул". Ёто был путь от сложной и привлекательной сум€тицы голосов к чистому и простому голосу трубы на простом гармоническом фундаменте. ѕуть к новой простоте. Ётот диск ознаменовал собой начало той линии, которой ƒэвис придерживалс€ в своем творчестве всю жизнь: он записывал пластинки, которые если и не открывали какую-то новую дверь, то становились самым €рким достижением нового стил€, нового направлени€.

ќбщение с ѕаркером не прошло даром: героин входит и в жизнь ƒэвиса. ¬ 51-м он впервые начинает осознавать собственную зависимость от наркотика, чем очень т€готитс€; в 54-м он самосто€тельно и жестко бросает наркотик. ¬ 1955-м, выработав траченный "белым снадобьем" ресурс жизни, умирает ѕаркер.

ј ƒэвис собирает квинтет с ƒжоном  олтрейном ("я показал “рейну, как это делаетс€", - говорил он после о том, что считаетс€ наиболее характерным дл€ манеры  олтрейна), затем секстет с тем же “рейном, белым пианистом √илом Ёвансом и саксофонистом  эннонболом Ёддерли; в 1956-м он записывает cамый знаменитый и любимый, наверное, свой альбом Kind Of Blue, на котором вновь закладывает основы новой музыки - интеллектуального, почти что математически просчитанного модального джаза, потом - снова вместе с √илом Ёвансом - Sketches Of Spain, где искусно сплетает с джазом испанские мелодии.

¬ 60-х он с тревогой наблюдает развитие новой свободной музыки, фри-джаза. ћайлз уже знаменит и почти велик, на его счету несколько "√рэмми"; фри-джаз не влечет его, но эта музыка любима "новыми свободными" - битниками и их последовател€ми, первыми хиппи. ≈го музыка мен€етс€, акценты смещаютс€ в сторону более свободного построени€ импровизаций, в аккомпанементе по€вл€етс€ рваность фанка. “ем временем падают тиражи традиционного джаза, зато в хит-парадах по€вл€ютс€ джаз-рок-группы Blood Sweet and Tears и Chicago. »х музыка возмущает ƒэвиса: эти волосатики паразитируют на том, что выкристаллизовывалось дес€тилети€ми, а они берут готовенькое и - вперед!

¬прочем, с волками жить: » ƒэвис предлагает звукозаписывающей компании Columbia впредь не выпускать его альбомы под маркой "джаз". “ем временем он знакомитс€ с молодыми белыми музыкантами. — августа 1969-го по февраль 1970-го ƒэвис записывает альбом Bitches Brew - диск эпохальный, веховый дл€ развити€ современной музыки. — командой блистательной молодежи, среди которой - „ик  ориа, ƒжо «авинул, ƒэйв ’олланд, ”эйн Ўортер, ƒжек ƒе ƒжоннетт, “они ”иль€мс, ƒжон ћаклафлин, а среди инструментов - ситар, ƒэвис сплавл€ет в одно гор€чее варево ("—учье ¬арево" - так переводитс€ название диска") чуть ли не весь творческий багаж современного джаза с актуальной ритмикой и восточными мелоди€ми. ѕричем в отличие от джаз-рока музыка эта не развлекательна, но сугубо концептуальна; стрем€ща€с€ к психоделии, хиппова€ публика не сразу, но принимает ƒэвиса в свои объ€ти€.

 онцерты в калифорнийских рок-залах - блистательное тому подтверждение. “о, что получилось, названо всеобъемлющим термином "фьюжн" - сплав.

–астущее и станов€щеес€ все более активным черное движение упрекает ƒэвиса в заигрывании с белыми: мол, в его составе слишком много белых, а как же работа дл€ черных братьев? “олько что черные активисты затравили ƒжими ’ендрикса: подспудно игра€ на расовом чувстве вины, вынудили его распустить "белый" состав и собрать "черный"; слава Ѕогу, состав получилс€ приличный. “ем более, говор€т "черные", что ћайлз знает, что такое белый расизм - в 1959 году его избили расистски настроенные полицейские, когда в перерыве между выступлени€ми он вышел на улицу проветритьс€.

ƒэвис отвергает расовую подоплеку своих предпочтений, его критерии подбора профессиональны: "€ вз€л ћаклафлина не потому, что он белый, а потому, что лучше его никто не сыграет". ќднако даже в оформлении дисков с тех пор он стараетс€ приближатьс€ к проафриканской теме: кто их знает, этих экстремистов.

Ќо в иных интервью ƒэвис проговариваетс€: "” черного свой индивидуальный звук, но если хочешь, чтобы общее звучание было правильным, введи белого, и вещь будет звучать правильно".

 ак некогда  олтрейн и ћаллиган, так и новые подельники покидают ƒэвиса - он дал им импульс, который необходимо реализовать.

ј ћайлз уходит в тень. ≈го одолевают проблемы со здоровьем, поговаривают, последстви€ наркотических дней; кто-то даже считает, что до конца он так и не освободилс€ от власти "белого снадобь€". ≈му делают операцию на бедре; на концертах он играет, сид€ на стуле. — 1975-го по 1981-й ƒэвис практически перестает записыватьс€ и выступать.

¬ начале 80-х он по€вл€етс€ в свете софитов снова. “еперь в его музыке превалирует жесткое, электрическое звучание; с ним сотрудничают новые молодые музыканты, уже сделавшие себе имена, - гитарист ƒжон —кофилд, басист ћаркус ћиллер (ћиллеру предстоит вплоть до смерти ƒэвиса быть его посто€нным сотрудником и соавтором), саксофонист Ѕилл Ёванс: ѕохоже, что ƒэвису уже наплевать, что о нем думают и пишут, - он делает то, что хочет. » альбом Decoy становитс€ лучшим диском 1984 года по опросу самого авторитетного джазового журнала Down Beat. Ќо "€ не обращаю внимани€ на то, что о моей музыке пишут белые критики. Ёто все равно, как если бы европейцы стали критиковать китайскую музыку. ќни в этом ничего не понимают. ј € пережил то, что играю".

¬ 1983-м ћайлзу делают очередную операцию - на сей раз по вживлению искусственного сустава. ≈го альбомы станов€тс€ все более интересными - он не боитс€, как и никогда не бо€лс€, нового. ≈ще на альбом 1986 года Tutu, прин€тый и критикой, и публикой сдержанно, он пригласил польского эмигранта скрипача ћайкла ”рбанека; теперь он стал играть поп-стандарты —инди Ћаупер и ћайкла ƒжексона, вводить в свои композиции рэперов...

—нова говор€т о том, что ƒэвис болен, и болен т€жело; практически всю студийную работу берет на себ€ ћаркус ћиллер. «а два мес€ца до смерти ƒэвис вспоминает √ила Ёванса, уже к тому времени покойного, и вместе с клавишником, аранжировщиком и бэндлидером  уинси ƒжонсом и его оркестром выступает на фестивале в ћонтре с программой, составленной по аранжировкам Ёванса. «ал, в котором происходило это действо, теперь носит им€ ћайлза ƒэвиса. ќн умер 28 сент€бр€ 1991 года в —анта-ћонике, штат  алифорни€.

— фотографий ƒэвиса, особенно поздних, на нас смотрит буквально неземное лицо. ¬ отличие от собрата по расе ћайкла ƒжексона он не делал пластических операций, не убирал негроидных признаков, но с годами его черты становились все более: как бы это сказать: отстраненными, что ли. — обложек своих альбомов он смотрел куда-то поверх наших голов, и € готов покл€стьс€ - он видел нечто, неподвластное взгл€ду и пониманию р€дового смертного.

≈го называли "черным принцем джаза". ƒа, он был аристократично самолюбив, любил красивую жизнь: дома, машины. ћен€л жен, но относилс€ к ним с нежностью, помещал их фотографии на обложки своих альбомов. ј в творчестве был жестким и волевым лидером, бескомпромиссным творцом.

ќ нем говорили много всего - и о том, что на самом деле он умер от —ѕ»ƒа, о том, что он - скрытый гомосексуалист. ѕусть их, даже если все это - правда. ¬ конце концов, то, что €вл€етс€ правдой дл€ сплетников, - незначительна€ деталь дл€ тех, кто видит Ѕольшую  артину. Ћеша –оманов из группы "¬оскресенье" сказал мне как-то: "≈сли бы никакого джаза не было, ћайлз ƒэвис все равно был бы великим музыкантом".

— этим трудно не согласитьс€.

«наменитый трубач фактически стал создателем стил€ фьюжн - сплава джаза и рока. ” него начинали свою карьеру такие выдающиес€ представители джаз-рока, как ’ерби ’энкок, „ик  ориа, ƒжо «авинул, ƒжордж Ѕенсон, ƒжон ћаклафлин,  ит ƒжаррет, Ѕилли  обем. ¬ течение многих лет ћайлз ƒэвис был моим кумиром и как музыкант и как человек. » сейчас еще поражает, насколько глубокое вли€ние он оказал на джазовую музыку и на джазменов. —орок лет ћайлз ƒьюи ƒэвис III, композитор и музыкант, оставалс€ в центре всего африканского направлени€ в американской музыке - сорок лет, начина€ с 1944 года, когда он приехал в Ќью-…орк из »ст-—ент-Ћуиса, штат »ллинойс, чтобы разыскать там гениального саксофониста „арли ѕаркера и поступить в самую престижную ƒжуль€рдскую консерваторию. Ќо ƒэвис и его творчество оказали вли€ние не только на джазовую музыку. —реди современных европейских композиторов и композиторов других стран мира, и среди любителей классической музыки он известен почти также, как и в мире джаза. ќн первым из джазменов получил датскую премию «еннинга за выдающиес€ творческие достижени€ в современной музыке. ѕриверженцы блюза и рока, рэггей, спиричуэлсов, неоклассики, неоромантизма и многих других жанров - все они знают музыку ћайлза ƒэвиса, и наиболее восприимчивые из них испытали на себе его непосредственное вли€ние.  оллеги во многих област€х творчества считают ƒэвиса художником самого высочайшего класса. —реди моего поколени€ трудно найти представителей творческой профессии - писателей, художников, танцовщиков, - которые не знали бы этого трубача. “рудно найти таких, на чьем творчестве не отразилась бы его музыка. —кульпторы и художники работали под запись его этюда "—воего рода блюз". “анцевальные номера создавались под и на основе таких пьес, как "»спанские наброски" и "ќколо полуночи". Ќемало пишущих машинок трещало всю ночь под его мелодии "√ул€€" и "ƒым€", вызывающие эстетику одиночества из темноты.

ѕоследний диск величайшего трубача. «десь он создал новое музыкальное направление - смесь джаза и хип-хопа. ¬ 91 году ћайлз уже был стариком со здоровьем подорваныым наркотиками и прочей веселой жизнью. ƒжаз к тому моменту стал элитар- ной музыкой - его передавали всего несколько станций и в сознании масс джаз ассоциировалс€ с черно-белыми фильмами и ненормальными издающим умопомрачительные звуки на кларнетах и саксофонах.ќднажды ћайлз ƒэвис сидел у открытого окна своей нью-йоркской квартиры и слушал. ћайлзу захотелось записать музыку уличных шумов, ту музыку улиц которую он услышал через окно. ћайлз хотел записать то, что должны услышатьте городские люди, что выросли на рэпе. ќн хотел что бы эта музыка игралась на обычном городском радио, а не на джазовых станци€х.

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru