Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

„ет Ѕейкер

   /   

Chet Baker

   /
             
‘отографи€ „ет Ѕейкер (photo Chet Baker)
   

ƒень рождени€: 23.12.1929 года
ћесто рождени€: …ейл, , ќклахома ,—Ўј
ƒата смерти: 13.05.1988 года
ћесто смерти: јмстердам, —Ўј
¬озраст: 58 лет

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


„ет Ѕейкер. Ѕиографи€

јмериканский джазовый трубач

–ано утром 13 ма€ 1988 года под окнами амстердамского отел€, на тротуаре, полицейский, проводивший стандартный обход, обнаружил труп немолодого мужчины. ѕосле короткого расследовани€ вы€снилось, что тело принадлежит джазовому трубачу „ету Ѕейкеру; вызванный в участок ѕетер ’юйитс, менеджер, работавший с „етом во врем€ всех его последних европейских турне, подтвердил это.

13.05.2024

≈ў≈ ¬ Ќј„јЋ≈ 50-х великий саксофонист „арли ѕаркер предупреждал великого трубача ћайлза ƒэвиса: "Ќа «ападном побережье есть один маленький белый котик, который съест теб€ с потрохами..."

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

ќн родилс€ накануне –ождества 1929 года в городке …ейл, штат ќклахома, и был окрещен в честь отца именем „есни. ќтец, „есни-старший, играл на гитаре в местном ансамбле музыки кантри-энд-вестерн.  огда „ету исполнилось 13, отец купил ему трубу. „ет посещал уроки музыки, но так и не приучил себ€ к нотной грамоте - зна€ ее, предпочитал играть на слух, а "слухач" он был замечательный... ¬ школе играл в духовом оркестре, в 16 лет школу бросил, прибавил себе год и ушел в армию. ¬ Ѕерлине, где Ѕейкер проходил службу в составе оркестра 28-й армии, он впервые по-насто€щему вслушалс€ в джаз.

"¬ фонотеке полковой радиостанции были пластинки —тэна  ентона, ƒиззи √иллеспи, так что, думаю, именно они стали моими первыми вдохновител€ми, особенно ƒиззи. ƒо этого € слушал только лирические песенки с текстами типа "ты полюбила мен€" и все такое".

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

¬ 1948-м „ет демобилизовалс€, но полтора года спуст€ бог весть зачем снова завербовалс€ в армию; служил он в очередном оркестре. "¬есь день € играл, потом шел спать, в час ночи вставал, шел и снова играл - уже один - до шести утра. ѕотом начиналась служба, € играл весь день, снова шел спать..." “ак продолжалось около года.

ѕо возвращении Ѕейкер перебралс€ в калифорнийский городок Ћиннвуд, женилс€, снова стал играть на клубных джем-сейшнз.  огда ему исполнилось 22, он прошел прослушивание в группу „арли ѕаркера и победил - ѕаркер ангажировал его на небольшой тур по побережью и потом на несколько концертов в  анаде.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

"ЅЄрд" ("ѕтица", прозвище ѕаркера) оказал на мен€ огромное вли€ние. —лавный был человек. ќн, конечно, много пил, в основном "’еннесси" и делал много всего другого, но никогда не употребл€л др€нь, наркотики, и никого с ними ко мне не подпускал. «ащищал мен€. » платил он мне всегда чуть больше, чем ритм-секции", - рассказывал „ет позднее.

—пуст€ некоторое врем€ „ета пригласил в свой квартет саксофонист ƒжерри ћаллиген.  вартет, правда, через год развалилс€ (ћаллигена посадили в тюрьму), но шума наделать успел, и музыканты во главе с „етом остались играть в клубе "’эйг" на ”илшир-бульваре в Ћос-јнджелесе. ¬скоре новоиспеченный коллектив получил ангажемент на большой тур по всем Ўтатам. “ур привлек к „ету внимание прессы и звукозаписывающих компаний, и фамили€ Ѕейкера стала по€вл€тьс€ на первых строчках опросов журналов "ƒаун Ѕит" и "ћетроном".

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

„≈ћ ∆≈ Ѕ≈… ≈– ѕ–»¬Ћ≈  ¬Ќ»ћјЌ»≈ уже сложившихс€ мастеров? ќ чем говорил ѕаркер ƒэвису, что он имел в виду?

Ћучшие дн€

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:17529
»кер  асиль€с
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12377
Ќатали€ ќрейро
Ѕизнес и музыка совместимы
ѕосетило:8039
ƒжо  окер

—перва про "котика". ” „ета была удивительно стильна€ внешность: стройный красавец, безукоризненный профиль, грустинка в глазах, прекрасные манеры, бела€ футболка, джинсы. ƒа, еще кожаные сандалии. —тоит ли говорить, что „ет мгновенно стал кумиром. ≈го называли "джазовым ƒжеймсом ƒином", копировали стиль его одежды... ќн стал модным.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

Ќо дело не в этом. „ет Ѕейкер был гений, но не великий музыкант. ¬еликим стал ћайлз ƒэвис, несмотр€ на то, что „ет играл тот же "кул", но точнее и разнообразнее, без свойственных ƒэвису небрежностей, недосказанностей... ќднако ƒэвису было скучно оставатьс€ в рамках одного стил€, он был безудержен в поиске нового. Ѕейкер же просто играл, потому что любил играть. » больше ничего. Ќо делал это гениально.

Ќа заре б0-х ”иллис  оновер, знаменитый ведущий джазовых радиопрограмм "√олоса јмерики", назвал Ѕейкера "поэтом трубы". ” него был редкостно нежный тембр, похожий на самого „ета (а как иначе?!), - трепетный, доверчивый, немного самоуглубленный, если это неуклюжее слово применимо к тембру трубы.

ј еще он пел. ѕоющие трубачи в джазе не редкость, но „ет был один такой. ѕел он романтические баллады старых авторов -  ола ѕортера, –оджерса и ’арта, ƒжерома  ерна и прочих, чьи песенки дл€ американцев - все равно что дл€ нас "ѕодмосковные вечера" или "¬от кто-то с горочки спустилс€", с той только разницей, что от них не тошнит спуст€ много лет. ≈сть такой термин "evergreens" - вечнозеленые песенки. »х-то „ет и пел - хрипловато и с той же извин€ющейс€ самоуглубленностью, с какой играл. Ѕанально, затерто, но скажу - он пел душой.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

≈√ќ  ј–№≈–ј — Ћјƒџ¬јЋј—№ поначалу удачно, даже безоблачно. Ќо в 1959 году он открыл дл€ себ€ героин. „ет и так был ход€чей неуверенностью, противоречием с трубой; героин стал подпиткой всем его сомнени€м.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

¬прочем, ни в его интервью, ни в воспоминани€х о нем мы не найдем ни слова о "расширении сознани€", о "путешестви€х" - обо всем том, что св€зывало с тем же препаратом хиппи 60-х. ƒл€ „ета наркотики (как, собственно, и все на свете) были его личным делом. “рагедией, демоном, мучившим его всю жизнь, Ѕольшой Ѕедой - но его личной Ѕольшой Ѕедой.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

Ќаркотик стал серьезно смешивать „ету карты. —рывались гастроли, записи, менеджеры отказывались иметь с ним дело... Ѕейкера выдворили из Ўвейцарии, арестовали в √амбурге. ≈динственным возможным тогда лекарством был метадон - заменитель "белого снадобь€", оказывавший восстанавливающее действие. „ет начал принимать его, и казалось, жизнь мен€етс€ к лучшему. ¬ 1964-м он вернулс€ из ≈вропы в Ўтаты со второй женой и ребенком; однако врем€ дл€ джаза было не самое лучшее: рок отодвинул джаз на второй план, и вернутьс€ на сцену после п€тилетнего отсутстви€ было не так-то просто. ѕервые записи не принесли успеха, пластинки продавались очень плохо.

„ет Ѕейкер фотографи€
„ет Ѕейкер фотографи€

¬ августе 66-го два неизвестных ублюдка избили его, изуродовав лицо и (самое ужасное дл€ трубача) выбив почти все зубы.  расавцем его уже никто не назвал бы. Ќесколько лет он практически не играл - не мог; метадон уступил место героину. — 1970-го Ѕейкер жил на пособие по безработице (к этому времени детей у него было уже трое), но в 1973-м снова вз€л в руки трубу. —лучайно зашел в клуб, где играл еще один великий трубач, ƒиззи √иллеспи. ƒиззи немедленно организовал ему ангажемент в нью-йоркском клубе "Half Note". Ёто стало началом его возвращени€.

Ќо с работой все равно было плохо. Ѕейкер уехал в ≈вропу, где и оставалс€ до конца жизни. ћного играл, временами - с кем попало, записывалс€ тоже много и беспор€дочно; полна€ дискографи€ Ѕейкера составл€ет около 200 альбомов, половина их записана в последние п€тнадцать лет его жизни.

¬ѕ–ќ„≈ћ, ЅџЋ» ” Ќ≈√ќ ћќћ≈Ќ“џ, каждый из которых стоит отдельного разговора. “аким стал концерт с ƒжерри ћаллигеном в  арнеги-холл, в 1974-м. ƒва музыканта встретились, как будто и не было двадцати лет, во врем€ которых они только слышали друг о друге. ѕублика на джазовых концертах в  арнеги-холл особенна€, она не прощает даже мелочей. » она рукоплескала; мастеров было не в чем упрекнуть.

ј еще такое - в 77-м, когда пианист ƒон —ебески организовал ему запись альбома "You Can't Go Home Again" ("ƒомой возврата нет"). Ёта работа очень не похожа на того Ѕейкера, которого знают и к которому привыкли: четыре длинные композиции, одна из которых основана на песенке, которую „ет так любил петь, - "Ћюбовь на продажу"  ола ѕортера. ¬ составе сплошь звезды: саксофонисты ћайкл Ѕрекер и ѕол ƒезмонд, гитарист ƒжон —кофилд, контрабасист –он  артер, барабанщик “они ”илль€мс...  то-то сказал Ѕейкеру, что диск переаранжирован. » впр€мь: струнна€ группа в 12 человек, на каждой пьесе не меньше семи музыкантов - дл€ „ета, привыкшего к камерным составам, это было не очень характерно. Ѕейкер не согласилс€: "Ёто же был джем! » с какими людьми!" «аглавную композицию, написанную ƒоном —ебески по мотивам одноименного великого романа “омаса ¬улфа. „ет включал в свои концерты до самой смерти.

" аждый раз € играю, как будто это последний раз. ”же много лет. ћне немного осталось, и очень важно, чтобы те, с кем € играю - кто бы это ни был, - видели, что € отдаю все, что у мен€ есть. » € от них жду того же. ћне нравитс€ играть, € люблю играть. Ќаверное, € дл€ этого и родилс€".

ѕќ—Ћ≈ƒЌ»≈ √ќƒџ „≈“ Ѕ≈… ≈– жил в √олландии, стране с самым либеральным в мире законодательством о наркотиках. ћоталс€ к семье в јмерику на три недели в году, безумно любил детей и скучал о них - и все равно уезжал.

"ƒомой возврата нет" - это о нем. “омас ¬улф писал в одном из писем: "...’оть домой и не вернешьс€, дом дл€ каждого из нас - в нашем будущем: другого пути нет".

ѕуть „ета Ѕейкера - путь безумно одинокого, много страдавшего, не очень сильного человека. ѕуть гениального музыканта. Ќе нам судить, почему он закончилс€ так, а не иначе.

ѕрости ему. √осподи, и упокой его душу. » спой ему тихонько на ухо: "ћо€ смешна€ валентинка, така€ мила€, смешна€ валентинка, € улыбаюсь сердцем, гл€д€ на теб€".

ќн так любил петь эту песню...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12377
Ќатали€ ќрейро
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16111
ќльга Ѕерггольц
Ћегенда музыкального мира
ѕосетило:11512
‘рэнк —инатра

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru