Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений ’автан

   /   

Eugeniy Havtan

   /
             
‘отографи€ ≈вгений ’автан (photo Eugeniy Havtan)
   

ƒень рождени€: 16.10.1961 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€

»нтервью

гитарист группы <Ѕраво>

” каждого гитариста момент первой встречи с шестиструнной подругой, наверное, один из самых св€тых и светлых, расскажите о том как это было у ¬ас.

09.05.2007

 огда € училс€ в школе было очень модно играть на гитаре во дворе, на лестничных клетках, в компании. —ейчас по-моему нет такого?

¬ы знаете, возвращаетс€...

ƒа, € недавно гул€л по ћанежной площади, и вдруг вижу сидит компани€ с гитарами, мне так это понравилось... ¬от так и у мен€ получилось. “от, кто умел играть на гитаре, независимо от роста и мускулатуры был героем лестничной клетки, вот так и € был героем своего этажа, своего дома. ƒом восход€щего солнца. Ќесколько лет назад € встретилс€ с тем парнем, который придумал аккорды этой песни. я сказал ему, что начал заниматьс€ музыкой потому, что услышал эту песню и захотел выучить ее три аккорда. ќн очень возмутилс€ и сказал, что аккордов было не три, а четыре.

’од€т слухи о ¬ашей коллекции гитар, в которой несколько дес€тков инструментов, так ли это?

- ƒа, это так. „асть из них выставлена на сайте www.bravo.zvuki.ru Ёто самые интересные из них, гитары с характерным звуком, которые имели отношение к истории группы Ѕраво, звучали в песн€х.

Gretsch.  ак то давно € увидел запись концерта Stray Cats, на гитаре Ѕрайна —етсера была надпись Gretsch. ѕотом € узнал про эту фирму, вы€снилось что инструменты эти очень дорогие и очень здорово звучат. Ёту гитару € купил, когда был в √амбурге в 95 году. ¬ порту € нашел магазин Gretsch. ” нее свой уникальный звук и все рокабилли-музыканты играют на таких гитарах. —мотришь на старые фотографии, к примеру Ёдди  окрейна - там все инструменты этой фирмы. я ведь начинал как рокабилли-музыкант. ћне нравитс€ эта музыка, правда, сейчас не так тащусь уже от этого. Ќо энергетика и посыл рокабилли - очень хороший, насто€щий.

Rickenbacker. Ёту гитару € купил лишь потому, что мне понравилось название Liverpool. я видел такую же гитару у Ћеннона. » она кое-где помогла создать именно такой битловский звук, немного резкий. —оло на ней звучат не очень хорошо, но зато аккордовое звучание - насыщенное.

Ibanez Tallman. ” этой гитары очень характерный кантри-вестерн звук. «вук у нее "толстый". ¬ообще € в последнее врем€ полюбил играть на толстых струнах. Ќа "дес€тке", люблю струны марки Deear.

Ћучшие дн€

‘абио  апелло. Ѕиографи€
ѕосетило:23675
‘абио  апелло
јнук Ёме. Ѕиографи€
ѕосетило:19804
јнук Ёме
ѕервый секс-символ —траны советов
ѕосетило:15697
Ќаталь€ —елезнева

Fender Jaguar белого цвета € купил, потому что у него очень €ркий перегруженный звук. KURT COBAIN не зр€ играл на такой гитаре, у него коллекци€ была таких гитар. ƒа и у многих английских команд есть эти ягуары, это культовый инструмент.

“акое количество гитар нужно дл€ того, чтобы иметь возможность играть разным звуком, либо собираете их как коллекционер?

- я никогда не думал о том, какую материальную ценность представл€ют эти инструменты. »х ценность в том, что в случае военного положени€ в стране ими можно топить печку, потому что о ценности их знаю только € и еще 10 - 15 таких же ненормальных, которые знают толк в этих гитарах. –еально оценить эти гитары можно только в студии, поэтому € всегда в студию приволакиваю 10 - 15 гитар, все говор€т: зачем так многоN но результат оправдывает. ќни звучат как хор человеческих голосов. ћен€ до сих пор возбуждает звук перегруженой гитары.

ј каким образом ¬ы добиваетесь такого "перегруженного" звука?

- Ћучше всего - ламповый усилитель. ” мен€ - Fender Concert Pro, весь битый, перебитый. «вук перегруженного лампового усилител€ - это лучшее. Ёлектронным процессорам не верю, они звучат как расчески какие-то.  акие бы ни были они дорогие, у мен€ были вс€кие. Ћучше гитары, хорошего шнура и лампового усилител€ ничего нету.

Ќо ведь звучание ¬ашей гитары на запис€х - весьма разнообразное, как ¬ы воспроизводите все это на концерте?

-ћой набор с примочками техники нос€т вдвоем - он как этот стол (показывает на наш стол размером два на метр). “ам 8 аналоговых приборов. ќчень неудобно на концерте, потому что сложно переключать, но очень хороший звук при этом. —реди них есть несколько раритетов, это Fuzz Roger Myer. јнглийска€ фирма, котора€ выпускает в году штук 20 таких педалей. Ќа этой технике играл ƒжимми ’ендрикс. “ремоло Shaller. ’от€ лучше чем в Twin Reverb нигде не слышал тремоло. Ќу и аналоговый дилэй. —ейчас вот Phaser Electroharmonics приобрел. Ёто стара€ фирма, котора€ оп€ть вз€лась за производство этих эффектов.

¬ы не довер€ете современному оборудованию?

- ƒа все современное как-то не так звучит. ¬се эти декларации о новых технологи€х по-моему не больше, чем рекламные трюки. я часто хожу на концерты современных западных музыкантов, когда бываю за границей, вот недавно в »спании был на концерте Suede. » всегда смотрю, что у них стоит под ногами. Ёти новые цифровые приборы € не видел ни у кого. Ќе знаю, может быть это предубеждение, но € люблю старые гитары и старый звук. “о же самое и с виниловыми пластинками. я не могу слушать компакты. ” мен€ много компактов, но еще больше виниловых пластинок. я привык к хорошему качественному аналоговому звуку. ” мен€ некоторые пластинки есть в двух вариантах - на виниле и на компакте.   примеру альбом "Neck to Neck" „ета јткинса и ћарка Ќопфлера. “от который на виниле € слушаю с большим кайфом, а после этого включаю цифровой звук и слышу совсем другую пластинку.

¬ы самоучка?

- я начинал с того что включал на пониженной скорости магнитофон "Ќота-ћ" и снимал соло –ичи Ѕлэкмора.   примеру, соло в "Highway star" все играли (напевает) та-та-та, та-та-та, то есть такими триол€ми, а на самом деле там та-та-та-та, та-та-та-та, то есть четверти. ћне “имур ћордалишвили из јракса - очень компетентный гитарист сказал, что все неправильно играют, если ты хочешь добитьс€ звучани€ похожего на Ѕлэкмора, то ты должен играть именно четверт€ми. я играл Lazy, сейчас € не смогу уже ее сыграть - она очень сложна€ технически, а тогда мог.

«начит ¬ы прошли через эту школу ежедневных многочасовых зан€тий?

- ƒа, конечно. Ёто очень хороша€ школа. ясное дело, потом ты оставл€ешь себе только нужное.  огда € слушаю какого-нибудь современного хорошего гитариста, € невольно в себ€ вбираю лучшее от него. ≈сли он хороший гитарист и если он правильно трансформировал школу и играет в каком-то стиле, что то свое привносит. я слышу, что он снимал ѕэйджа там, или Ѕлэкмора или Ѕадди ’олли...

я ходил заниматьс€ в джазовую школу ћоскворечье, очень кратковременно. ƒжаз, видимо - не мо€ музыка, это определенна€ психологи€, философи€, а мне больше нравитс€ поп-культура. ¬ообще € окончил музыкальную школу по классу классической гитары. Ёто очень сильно мне помогло в плане гармонии, в классике очень много хороших гармонических штук. ≈сли сразу начинаешь заниматьс€ поп или рок музыкой, никогда ты этому не научишьс€. нужно пройти какие то основные вещи.  лассическа€ музыка дает какое-то композиторское, импровизационное мышление. ќсобенно много € играл Ѕаха и это все очень мне пригодилось потом.

ќ последнем альбоме, что там было интересного при записи?

- ћы писали усилитель на 4 микрофона. я обалдел, € никогда не сталкивалс€ с этим. ћы собирали микшером эти 4 микрофона в 1 трек. ” гитары получилс€ очень плотный звук. Ёто предложил нам продюсер. ƒва микрофона сто€ло спереди, два сзади. я писал это на своем усилителе Fender Concert Pro. √итары € использовал все те что на сайте, плюс акустический Guild. » еще один Guild модели Les Paul. » еще € использовал миди-гитару Roland GS-30. Ќа самом деле мен€ очень привлекает технологи€ записи с миди-гитарой. «вук получаетс€ совершенно космический. ћногие, кто слушал альбом ≈вгеника, думают что при записи пэдов использовались клавишные синтезаторы, это на самом деле играет миди-гитара звуком синтезаторов. „исто психологически гитарист играет по-другому, не так как клавишник. ћышление другое, поэтому все пэды € играл либо на гитаре либо на миди-гитаре. я использую только один усилитель, правда в одной песне нужна была перегруженна€ гитара и мы использовали Marshall. Ќа концертах € пользуюсь стратокастером - это универсальна€ гитара, € думаю, такое же изобретение как Pоллс-Pойс. ¬ ней есть все звуки, и толстый звук, и кричащий, и ворчащий, очень разные звуки, если гитара хороша€. ” мен€ достаточно старый —тратокастер. Ќа концертах хорошо иметь хот€ бы 2 - 3 гитары, но на клубные концерты чисто технически не получаетс€ волочь за собой много гитар.

ј что ¬ас больше привлекает, студийна€ или концертна€ работа?

- я ценю любых музыкантов, которые имеют за плечами опыт концертной работы. Cразу видно играли они на танцах или нет. Ёто про€вл€етс€ в умении общатьс€ со зрителем. ¬стречаю порою такие группы, которые могут поставить на уши зал, это к примеру группа √итары-—терео, еще некоторые ритм-н-блюзовые команды названи€ которых € сейчас не помню. »ли в  опенгагене € видел черных музыкантов, которые играли акустический панк: маракасы, гитара и саксофон. ¬округ "рубились" все, и дети и взрослые. ”дивительные музыканты, которые умеют это делать. я и сам всегда отдавал приоритет концертной работе, это сейчас после записи последнего альбома стал ловить кайф от студии. ѕросто при работе с последним альбомом € дл€ себ€ сделал много вс€ких открытий.

 стати в в  опенгагене, да и вообще в ≈вропе живут сейчас многие рокабилли-музыканты.

- ƒа, € знаю эти команды. Ёто люди, которые много лет целенаправленно занимаютс€ именно такой музыкой. ќни это делали вполне осмысленно. я не такой ортодокс, как они, € очень люблю рокабильную музыку, € из нее вышел, она мен€ зацепила. Ќо € больше люблю психоделичность в гитаре. я приобрел сейчас прибор, который называетс€ e-bow, предназначенный дл€ извлечени€ звука из гитары. E-bow - это €вление неизученное, как ЌЋќ, дл€ мен€ во вс€ком случае. √итара начинает издавать психоделические звуки, то как скрипка, то как виолончель. ¬ электронном проекте "ћикки маус и стилеты" € использовал терменвокс, но играл разумеетс€ не € сам.

¬ последних альбомах €вно ощущаетс€ вли€ние неорокабилли, а гитарный звук напоминает  риса јйзека.

- я очень люблю  риса јйзека, он потр€сающий гитарист. » у него очень хорошие музыканты именно в этом жанре. ћне нравитс€ серф-музыка. Ћюбима€ группа - Laika and the Cosmonauts, это финска€ команда. —ерф-музыка не изменилась с тех пор, когда она начиналась, она осталась очень ортодоксальной. «вук не мен€етс€, растет только техника, сейчас играют быстрее. Ќо € не ортодокс, € не принимаю правила этой игры. «а последние 10 лет не по€вилось ничего нового в гитарной музыке. ƒл€ мен€ существуют столпы, это - Scotty Moore, Brian Setzer, Ritchie Blackmore, Edge, Andy Summers, который вообще изменил звучание гитары, придумал компрессированный звук. — тех пор, как играли эти люди, в гитарной технике не по€вилось ничего нового.

ј с кем из наших гитаристов ¬ы общаетесь?

- ќбщаюсь с ƒимой ћалолетовым. ќн интересный парень и отличный музыкант.  роме того, что он играет на гитаре, он сам по себе - необычный человек. Ќо € сам не из когорты гитаристов-виртуозов. я лучше сыграю 2 ноты, чем 12, € люблю толстый звук гитары. «вук, который идет от Ventures, от серф музыки, он мне очень близок. Ќе очень люблю голую технику, это когда многие реб€та стараютс€ быстро играть. Ќо этот путь проходит любой человек, сначала играть быстро, а потом осмысленно.  огда тебе 20 лет, то ты хочешь играть быстрее всех, а потом ты приходишь к тому, что дело не в количестве нот.

»гра, это как человеческа€ речь?

- ƒа, верно.   примеру, человек может говорить мало, но очень точно, а есть люди, которые балабол€т и ты ничего не понимаешь. Ќасто€щие ораторы могут говорить точно, убедительно, при этом использу€ немного слов, но тех которые будут бить в точку. “аких гитаристов немного. Eddie Van Halen и Ritchie Sambora, к примеру, это не мои гитаристы, их музыка больше построена на эпатаже. Ќо когда € слышу „ака Ѕерри, он хот€ и не виртуоз, но очень точный.  стати, € встречалс€ с „аком Ѕерри, разговаривал с ним, он подарил мне на пам€ть стекл€нный слайд. ћне вообще повезло, потому что € встречалс€ со многими знаменитыми людьми.   примеру с ћайклом —толлером, который писал песни дл€ Ёлвиса ѕресли.

Ќовый альбом только что записан, может быть рано еще говорить о том что будет. Ќо все-таки, к чему по-¬ашему будет стремитьс€ группа "Ѕраво" в следующих работах?

- ћне кажетс€, что через несколько лет вернетс€ дика€ мода на рокабилли. » этот ренессанс будет скоро. я не думаю, что хочу попасть в эту волну, но все-таки хочетс€ записать альбом с контрабасом, гитарой, скорее не рокабильный, а рок-н-ролльный. ” мен€ есть така€ мечта.

ћожет быть в этом ¬ам помогут молодые реб€та-рокабилльщики, многие из которых сейчас играют на вполне достойном европейском уровне?

- ћен€ очень радует, что есть такие реб€та. ѕорою создаетс€ впечатление, что из музыки ушла вс€ романтика. Ћюди, занима€сь музыкой, точно знают, что они хот€т зарабатывать деньги, а реб€т, которые хот€т просто играть и еще кайфовать от этого нет. ќказываетс€ их очень много, суд€ по вашему сайту, и ситуаци€ не така€ печальна€. —ейчас врем€ такое.... Ќапример, € узнал, что в прошлом году ди-джейских вертушек в Ћондоне продали больше, чем электрогитар. —редн€€ цена вертушки - 250 долларов, средн€€ гитара столько же стоит. ” мен€ после этого был трехдневный шок. Ѕыло впечатление, что гитара - такой уход€щий инструмент. Ќо потом € послушал несколько новых ансамблей и пон€л, что ошибалс€, что все эти вертушки - это мода. котора€ пройдет. „то есть много гитарных групп и они делают это не из-за "бабла", а из-за того, что им просто в кайф. » они никогда не будут мен€ть свою музыку дл€ того, чтобы попасть на радио и т.п., дл€ того чтобы сделатьс€ форматной группой, издавать пластинки и что б девчонки визжали. »м хочетс€ этого, конечно, но они не сделают этого никогда, потому что больше довер€ют ударам своего сердца, нежели ритмам модных радиостанций.

ј ¬ы ощущаете на себе эти прокрустовы рамки пресловутого радиоформата?

-  онечно, нам еще сложней. ≈сли бы мы были молодой группой, наверное € наплевал бы на это на все. Ќо все равно мне хочетс€, чтобы наши песни звучали. я никогда не буду идти на бешенные компромиссы какие-то. я всегда делал, то что мне нравитс€. я не думаю, что € сильно изменилс€ и делаю что-то, что модно сейчас. ѕросто € делаю так, как € это себе представл€ю, все-таки врем€ вокруг нас мен€етс€, жизнь мен€етс€, люди мен€ютс€ и звук мен€етс€. ѕоэтому приходитс€ какие-то вещи открывать. “а же миди-гитара с фантастическими звуками. “ехнологии, компьютер. Ќо € видимо человек старой формации и люблю гитару, записанную на пленку, нежели самые дорогие и модные процессоры. Ћучше всего это - двухдюймова€ пленка и гитара и ничего нет лучше.

≈сть такие пон€ти€ как питерский рок, свердловский рок. Ѕраво - группа московска€. Ќа ¬аш взгл€д, существует ли московский рок?

- ≈сли говорить о московском роке, то в ћоскве была одна группа, которой город может гордитьс€ - это ÷ентр. ¬ообще, московского рока, на мой взгл€д, не существует, здесь нет такой школы как в ѕитере или —вердловске ћосква всегда была каким-то китчевым городом. ћосковских групп, которые бы мне нравились - мало, это оп€ть же ÷ентр, ¬оскресенье, может быть еще кто-то. — Ўумовым мы общаемс€ периодически по электронной почте, он живет в Ћос-јнжелесе. ÷ентр очень сильно повли€л на мен€, мы были конкурентами. ¬ас€ Ўумов- это вообще отдельна€ истори€. ¬асе всегда было наплевать на две вещи: звук и количество людей в зале. ќн выходил и играл свои программы не зависимо от этого. “акой подход мен€ всегда сильно удивл€л, так как мы зависели от этих вещей. ¬ас€ был большой в этом отношении оригинал. «вучали они всегда очень плохо, но при этом концерты у них были потр€сающие. » выгл€дели они очень здорово. Ёто были насто€щие модники 80-х годов, они создали целую стилистику московской музыки. ” них была очень интересна€ компани€ в 80-е годы: Ўумов, —абинин, Ћоктев, Ўнитке, которые были очень прогрессивными реб€тами, у которых всегда была хороша€ музыка, и € много от них узнал, услышал, мы очень интересно общались. —ейчас € общаюсь с человеком, который был идеологом, Ѕатькой ћахно этой группы, это ≈вгений √оловин. √оловин повли€л очень сильно на Ўумова, французска€ поэзи€, декаденты, –ембо... √оловин - гений, человек, который затворнически живет и не принимает законы сегодн€шнего мира. я с ним встречалс€ раза четыре, он производит просто фантастическое впечатление. Ќикогда не встречал людей, которые так точно говор€т о вещах, как он. ѕричем € поймал себ€ на мысли, что то, как самовыражаетс€ человек в искусстве не зависит от его возраста. ≈сли брать к примеру обычных поэтов дес€тилетней давности, то они звучат старомодно, а у него, все что он ни делает - очень современно.

√овор€ словами √оловина, молодость - это не возрастна€ категори€.

- ƒа, точно, ему сейчас 60 лет наверное, а он такой вечно молодой и подт€нутый человек, как –оберт ƒе Ќиро может быть. ќдна песн€ на нашем новом альбоме написана на стихи √оловина, это ћауна-Ћоа, она очень похожа на то, что делал ÷ентр. ¬ообще косвенным образом √оловин очень сильно повли€л на наш новый альбом, какими-то словами советами, просто самим общением с ним.

„то ¬ы можете пожелать, тем молодым реб€там - посетител€м нашего сайта, которые только что вз€ли в руки гитару?

- ќчень важно знать то, с чего это все началось, а началось это в 30-е годы. —лушайте таких людей как Wes Montgomery, B.B. King, Jimmy Page, Richie Blackmore, Andy Summers. “о есть, слушайте старые пластинки, там множество всего. ¬се эти новомодные гитаристы берут все от туда.   примеру, современные глэмовые музыканты с т€желым гитарным звуком, это же все было в 70-е годы. ѕросто когда тебе 20 лет, и ты слышишь это сегодн€, ты не знаешь, что все это уже было.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:124099
Ёрнесто „е √евара
—амый высокий в мире подросток
ѕосетило:19640
Ѕренден јдамс
¬семирна€ истори€ шпионажа
ѕосетило:16379
 арл √устав ћаннергейм

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru