Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарис янсонс

   /   

Maris Yansons

   /
             
‘отографи€ ћарис янсонс (photo Maris Yansons)
   

ƒень рождени€: 14.01.1943 года
ћесто рождени€: –ига, ———–
ƒата смерти: 01.12.2019 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: Ћатви€

—егодн€ “осканини выгнали бы из оркестра за п€ть минут

—оветский, латышский дирижер

¬ воскресенье в ѕетербурге, на сцене Ѕольшого зала ‘илармонии (а днем ранее - в Ѕольшом зале ћосковской консерватории) выступил —имфонический оркестр Ѕаварского радио со своим знаменитым шефом - лучшим в мире русско€зычным (хоть и с заметным акцентом) дирижером ћарисом янсонсом.

28.04.2009

»сполн€ли музыку немецких композиторов.  онцерты в обеих столицах закончились дес€тиминутной сто€чей овацией. ѕосле московского выступлени€ ћарис янсонс ответил на вопросы обозревател€ "»звестий"

ћарис янсонс фотографи€
ћарис янсонс фотографи€

вопрос: ¬се очень ждали вашей " армен" в Ѕольшом театре. ¬ы отказались от работы над постановкой, вместо вас ее выпустил ёрий “емирканов, а вы - практически день в день - презентовали свою " армен" в ѕетербурге.  ак же так получилось?

-ответ: ƒа, люди могли подумать, что это специально... Ѕудем говорить начистоту. ƒл€ подготовки оперы нужно очень много времени. ј € должен быть осторожен со здоровьем. ¬се-таки перенес инфаркт, операцию... я пон€л, что чисто физически мне не пот€нуть два мес€ца работы в опере. », слава Ѕогу, воврем€ отказалс€. Ќо у мен€ по€вилась пауза. ј ѕетербургска€ консерватори€ давно уже просила мен€ что-нибудь сделать - мастер-класс провести, или какой-то открытый урок, или чем-то продирижировать. » € подумал: давайте € сделаю " армен" в концертном исполнении. я работал над ней две недели. Ѕольше просто не было времени. ѕотом заболел, и первую премьеру пришлось отменить. “ак что даты просто совпали - без вс€кого умысла и подвоха.

в: ƒва ваших оркестра - амстердамский Concertgebouw и оркестр Ѕаварского радио - очень разные по стилю и темпераменту.  акой из них вам ближе?

-о: ƒа, они разные, но мне интересно работать с обоими. ќни мне как родные дети. ѕриезжаю к одному - чувствую себ€ дома, приезжаю к другому - то же самое. ќчень важно дл€ главного дирижера двух таких оркестров - вести объективную линию. я не имею права свои личные интересы смешивать с интересами оркестра. —кажем, € сыграл какую-то симфонию с одним оркестром, и мне нужно играть ее же через неделю или мес€ц с другим оркестром.  онечно, € как дирижер могу сказать: мне не интересно, давайте что-то другое... Ќо это бы означало, что € свой личный интерес ставлю выше, что, на мой взгл€д, недопустимый эгоизм.

в: ј вы какого стил€ руководства придерживаетесь?

-о:  онечно, руководитель должен быть уверен в своих решени€х. » в то же врем€ нужно быть очень...  ак это?.. ‘лексибл.

в: √ибким?

Ћучшие дн€

¬еликан-книголюб из украинской глубинки
ѕосетило:11446
Ћеонид —тадник
јлексей јбрикосов. Ѕиографи€
ѕосетило:7941
јлексей јбрикосов
Ќикита ћазепин. Ѕиографи€
ѕосетило:3370
Ќикита ћазепин

-о: ƒа. Ќадо быть строгим и в то же врем€ человечным. ќб€зательно! ќсобенно на «ападе. “ам грубый разговор - это страшное дело. ≈сли бы “осканини жил сегодн€, его вышвырнули бы из любого оркестра в п€ть минут. «абудьте те времена, когда дирижер имел полную власть и мог сказать: а вы завтра не приходите, вы уволены. «наменитые оркестровые профсоюзы доход€т до абсурда, конечно. ƒо идиотизма, который мешает работать. Ќо если вы с ними сумеете договоритьс€, то оркестр тоже пойдет вам навстречу.

в: ¬ам, конечно, льстит, что оба ваших коллектива вошли в дес€тку лучших оркестров мира...

-о: Ќе знаю, имеют ли какое-то значение дл€ искусства все эти рейтинги. ћы все примерно знаем, какой оркестр чего стоит. Ѕезусловно, эти оркестры вход€т в группу ведущих. я бы сказал, в первую п€терку. ќни очень люб€т музыку. Ёто может показатьс€ странным - вроде бы само собой разумеетс€, что музыкант должен любить музыку. Ќо в жизни это не так, к сожалению. —только выступлений, где музыканты сид€т и играют хорошо, потому что в принципе уровень мировых оркестров сейчас очень высокий. ќни просто механически выполн€ют свою задачу, а в глазах - пустота. «ато лучшие из лучших вдохновл€ютс€ во врем€ концерта. ” них очень сильный спонтанный момент.

в: –одившись в музыкальной семье, вы просто не могли выбрать другой путь в жизни?

-о: Ќаверное.  огда мне было три года, € уже проводил весь день в –ижском оперном театре, потому что у нас не было н€ни. ћама - певица, папа - дирижер, € бегал по театру, знал наизусть все балеты и половину опер. ѕриходил домой, танцевал и пел - это была мо€ игра. я не играл ни в солдатики, ни в футбол. я садилс€, брал два кусочка дерева и воображал, что это скрипка. я переодевалс€ в разные штанишки, рубашечки, это был мой фрак, € представл€л - сейчас у мен€ репетици€, а сейчас - концерт. ” мен€ был сложен из кубиков маленький оркестр.  огда € заболевал и радовалс€, что не надо идти в школу, € ложилс€ в кровать, просил, чтобы мне дали доску, и целый день абсолютно счастливый проводил со своим "оркестром". ѕравда, был момент, когда в дев€ть лет € стал ленитьс€ и захотел быть футболистом. » родители оградили мен€ от этого довольно твердо.

в: ѕомнитс€, когда вы получали Grammy в 2006 году, агентства в качестве русского лауреата называли только ≈вгени€  исина, вас не упоминали. Ќужно ли сегодн€ музыканту мирового уровн€ отождествл€ть себ€ с какой-то национальной культурой, или это уже необ€зательно?

-о: Ќет, дл€ любого человека это момент об€зательный, эмоциональный. ћой дом в ѕетербурге, € училс€ в ———–. ’от€ сейчас бываю в –оссии редко. ¬ ћоскве выступал последний раз в 1997-м, если не ошибаюсь.

в: ¬ –оссии вам неинтересно?

-о: ¬ –оссии у мен€ нет таких возможностей работать. Ќо все-таки € считаю себ€ российским дирижером. ѕри этом у мен€ много друзей повсюду, € обожаю ездить на гастроли в любой край света.

в: ј на каком €зыке вы думаете чаще всего?

-о: ќй, вот это сложный вопрос. я могу и по-русски думать, и по-латышски, и по-английски, и по-немецки. ¬се равно, что сороконожку спросить - с какой ноги начинаешь движение.

в: ” вас было много кумиров?

-о: я перед всеми своими учител€ми стою на колен€х. ѕомню, когда € оказалс€ наконец в ¬ене, у мен€ была возможность стажироватьс€ у  ара€на в «альцбурге во врем€ его фестивал€. я проводил с ним целые дни - с 9 утра до полуночи, сидел на всех репетици€х, можете представить, какой € счастливый человек... Ќо скажу, что € и сейчас с большим уважением отношусь к моим коллегам. ’ожу на репетиции, если у мен€ есть врем€. ’ожу на их концерты, звоню, мне интересно их мнение. ѕоделитьс€ какими-то новшествами всегда очень полезно. я по натуре не ревнив.

в: ¬ы когда-то ходили сутками за  ара€ном, а ходит ли кто-то за вами сейчас?

-о: ћо€ жена... ≈сли серьезно, очень много молодых дирижеров езд€т за мной по миру. —ейчас молодому дирижеру очень трудно. ¬о-первых, каждый думает, что он может вз€ть палочку и дирижировать, это уже больша€ ошибка. ¬торое - применить себ€ фактически негде. “олько очень талантливые могут пробитьс€. ј большинство... ќни заход€т после репетиции знакомитьс€ и спрашивают: маэстро, а нет ли у вас какого-нибудь хорошего менеджера, чтобы мен€ поддержал?.. я сначала очень раздражалс€, потому что в своей молодости никогда бы не посмел спросить о менеджере. я спрашивал: почему вы в этом месте дирижировали так, а не иначе?..

в:  акое количество выступлений дл€ вас сегодн€ оптимально? ѕри том, конечно, что вас хот€т видеть и слышать всегда и везде...

-о: Ќе могу сказать однозначно. ћне очень важно иметь врем€ дл€ подготовки к концерту. Ќе в том смысле, что € должен зубрить текст. ” мен€ такой репертуар - € уже практически всем продирижировал. ‘ормально мне надо открыть партитуру, и через п€тнадцать минут € могу выйти на сцену. Ќо не в этом дело. я люблю погрузитьс€ в произведение, вникнуть, вспомнить, жить вместе с этой музыкой.  ак говорил мне ћравинский: важно, не сколько дней ты проведешь с партитурой, а сколько ночей... » папа мен€ учил, € этого никогда не забываю: лучше дать одним хорошим концертом меньше, чем одним плохим больше.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:10971
ћихаил ѕореченков
—амый высокий человек —Ўј
ѕосетило:14384
»горь ¬овковинский
Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14080
Ќина —азонова

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru