Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћарис янсонс

   /   

Maris Yansons

   /
             
‘отографи€ ћарис янсонс (photo Maris Yansons)
   

ƒень рождени€: 14.01.1943 года
ћесто рождени€: –ига, ———–
ƒата смерти: 01.12.2019 года
ћесто смерти: —анкт-ѕетербург, –осси€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: Ћатви€

Ќи ћюнхен, ни јмстердам не стали мне домом

—оветский, латышский дирижер

«авершилс€ «альцбургский фестиваль. ярчайшей страницей его концертной программы стало единственное выступление амстердамского оркестра  онцертгебау, исполнившего Ўестую симфонию √устава ћалера. «а пультом сто€л наш соотечественник ћарис янсонс, ныне возглавл€ющий этот прославленный коллектив. ќ своей работе с лучшими оркестрами мира, о новых запис€х и о многом другом ћарис янсонс рассказал в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.

02.09.2005

- ћаэстро янсонс, «альцбург готовитс€ к юбилею ћоцарта, тогда как вы собираетесь отметить юбилей Ўостаковича.

ћарис янсонс фотографи€
ћарис янсонс фотографи€

- ƒа, наш фестиваль состоитс€ в ћюнхене в окт€бре следующего года. ѕомимо симфонических и камерных концертов надеюсь устроить симпозиум - лекции, дискуссии... я открываю фестиваль —едьмой симфонией, Ѕернард ’айтинк продирижирует ¬осьмой, мы приглашали и –остроповича, но он не сможет приехать. «ато “омас «андерлинг привезет программу из песен, которые еще ни разу не исполн€лись. ќказываетс€, есть такие, их нашла вдова Ўостаковича »рина јнтоновна. я хочу ее тоже пригласить. ‘естиваль продлитс€ неделю, не больше, иначе будет чересчур. ƒумаю, что столько ћоцарта, сколько будет в «альцбурге, в  арнеги-холле через год - это опасно. ѕотом два года никто не сможет слушать ћоцарта, а это очень плохо. Ќесколько концертов будет и в јмстердаме, где € буду ставить также 'Ћеди ћакбет ћценского уезда'.

- ¬ последнее врем€ вы не имели дела с оперой...

- ƒа, но сейчас оп€ть начну. ¬ 'Ћеди ћакбет' главные партии исполн€т голландцы, русские солисты тоже об€зательно будут. ≈сть у мен€ планы и насчет ¬ены, и насчет «альцбурга. «наете, € же обожаю оперу, € буквально вырос в оперном театре в –иге. ћои родители там работали долго, € сам много дирижировал операми, а потом у мен€ случилс€ инфаркт во врем€ 'Ѕогемы': € недодирижировал примерно семь минут, потер€л сознание и упал. Ёто было в ќсло. ѕосле этого € очень много отменил оперных проектов. ј кроме того, почти всегда так складывалось, что € руководил одновременно двум€ оркестрами, а опере надо полностью посв€тить два мес€ца, и их найти довольно сложно. —начала € совмещал —анкт-ѕетербургскую филармонию и ќсло, потом ќсло и ѕиттсбург, потом ѕиттсбург и ћюнхен, теперь ћюнхен и јмстердам.

- — какими из оркестров вам было интереснее всего работать?

- ќпыт работы в ѕетербурге - особый: € там вырос, училс€, это мой дом, там € прошел потр€сающую школу и в дес€тилетке, и в  онсерватории, и, конечно, в ‘илармонии. — 'первым' филармоническим оркестром € много выступал, ездил за границу, а с 1979 года у мен€ началась очень интересна€ работа в ќсло.

-  аким образом это было возможно в то врем€?

- Ќикакого официального разрешени€ € не имел и контракт подписать не мог, а без разрешени€ ничего было сделать нельз€. Ќо мне министр культуры разрешил. “олько на словах. ј в то врем€ добитьс€ разрешени€ работать за границей было очень сложно: √еннадий –ождественский работал с оркестром ¬¬— и затем в —токгольме, но он тогда был уже очень знаменитым человеком, - и то у него были сложности. ћне сказали: ладно, работай. Ќо всегда был этот страх: пуст€т, не пуст€т... Ѕольшое нервное напр€жение мне давали и 90 дней, свыше которых ты не мог находитьс€ за рубежом. ј потом вышло еще и устное указание, что два раза в год нельз€ ездить в одну и ту же страну. ¬ы можете себе представить, что это такое дл€ главного дирижера?

Ћучшие дн€

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:10473
ёрий ¬ойнов
ƒики Ѕеттс. Ѕиографи€
ѕосетило:6625
ƒики Ѕеттс
ƒэниел ƒеннет. Ѕиографи€
ѕосетило:6580
ƒэниел ƒеннет

Ќо у нас же все было тогда нельз€, а в принципе все можно. “ак что € не могу жаловатьс€. ¬озможность ездить и работать у мен€ была: € считалс€ дирижером 'перспективным' (смеетс€). ¬ ќсло € работал 23 года, это был молодой оркестр, когда € туда приехал, и € сам был молодой. ’ороший коллектив, но, что ли, второго класса. –аботали мы с большущим энтузиазмом и достигли колоссальных успехов. ќркестр вышел со временем на международную арену, мы очень много концертировали, теперь это вполне благородный европейский оркестр с широким репертуаром, которым мы овладевали вместе.

¬озможность фактически создать и затем развить оркестр дала мне очень много. ”чишьс€ руководить, быть главным дирижером.  роме того, быть руководителем в ≈вропе - это совсем другое, чем в –оссии, здесь ина€ система, иной стиль руководства. Ќорвеги€ - страна с высочайшей демократией, где один человек, даже руководитель, в принципе, ничего не может решить. “ам все обсуждаетс€, а така€ форма была мне не очень знакома. Ќо мы очень здорово друг друга понимали и поддерживали. Cильнейшей 'бомбой' в нашей карьере была запись всех симфоний „айковского на фирме Chandos. ћне было просто неудобно читать рецензии, потому что писали, что это лучша€ запись „айковского, котора€ превосходит  ара€на и Ѕернстайна. ѕосле этого успеха мы уже стали ездить всюду, а затем € стал главным приглашенным дирижером в Ћондонском филармоническом оркестре. ¬прочем, параллельно с работой в ќсло € посто€нно дирижировал и в ¬ене, и в Ѕерлине, много гастролировал, изучал музыкальную жизнь во всем мире.

-  аким образом вы потом попали в ѕиттсбург?

- ” мен€ было очень много предложений стать главным дирижером, и € выбрал јмерику. “ам, как вы знаете, есть группа из восьми - дес€ти оркестров потр€сающего, высочайшего класса. » еще полтора дес€тка оркестров первоклассных. ћне было интересно изучить, что такое быть главным дирижером в јмерике. я дирижировал и в „икаго, и в Ѕостоне, и в Ќью-…орке, и в ‘иладельфии, и в  ливленде, но когда вы гастролер, отношени€ совсем не такие, как если вы главный дирижер. ƒл€ мен€ это был совершенно новый опыт, € очень много получил, хот€ европейский стиль музицировани€ мне гораздо ближе. ѕравда, в американских оркестрах сильнейшие, виртуозные инструменталисты, и € узнал, что такое быть там главным. “ам вы - босс; не диктатор, но босс. “о есть вы решаете почти все, хот€ и без поддержки оркестра вам не обойтись. ¬ ≈вропе все куда демократичнее. ѕоэтому сейчас € стараюсь сочетать разные системы работы, от советской и постсоветской до американской и европейской.

ј во врем€ работы в ѕиттсбурге мне предложили возглавить симфонический оркестр Ѕаварского радио. я хорошо его знал, но перед тем как дать ответ, поехал еще раз им продирижировать; € всегда так делаю накануне прин€ти€ решени€, стара€сь увидеть знакомый коллектив глазами главного дирижера. » в антракте € сказал жене - беру! Ёто потр€сающий оркестр, технически не уступающий коллективам јмерики. Ќо потом мен€ пригласили еще и в  онцертгебау! » тут € попал в сложную ситуацию...

- ѕредложение, от которого невозможно отказатьс€?

-  онечно, ну как отказатьс€ от  онцертгебау? Ёто оркестр мирового класса, с такой традицией, € с ними столько выступал, и передо мной встала дилемма: смогу ли € руководить двум€ ведущими оркестрами ≈вропы? я долго очень думал... и решил, конечно, вз€ть. ‘изически это успеть не так трудно, как кажетс€: в год € должен проводить двенадцать недель с  онцертгебау и дес€ть - с оркестром Ѕаварского радио. √руппу остальных оркестров, с которыми € работаю как гастролер, пришлось уменьшить: посто€нно дирижирую в Ѕерлинской филармонии, потому что у нас очень давние крепкие св€зи, они приглашают мен€ на три недели, но € теперь могу им дать только одну. ѕримерно то же с оркестром ¬енской филармонии, сейчас они мен€ пригласили дирижировать первого €нвар€ новогодним концертом, это больша€ честь. Ѕуду заезжать в јмерику, в ÷юрих, в Ћондон. ј дирижировать столько же, сколько и раньше, у мен€ уже нет времени и нет такой большой потребности. я и так в полном пор€дке, как у нас говор€т (смеетс€). — моими оркестрами мы ездим, пишем пластинки...

- —коро ли закончитс€ работа над циклом симфоний Ўостаковича?

- Ётот проект был начат довольно давно. ƒело в том, что обычно ведь, если дирижер хочет записать симфонический цикл того или иного композитора, он берет свой оркестр и делает с ним, например, все симфонии Ѕрамса.

- ” него их не так много, как у Ўостаковича.

- Ќу да, и не двадцать семь, как у ћ€сковского. «наете, был реальный случай у нас в ѕетербургской консерватории: на экзамене наш замечательный профессор ƒмитриев поставил студенту п€терку за две секунды. ќн спросил, чем отличаетс€ —емнадцата€ симфони€ ћ€сковского от ƒев€тнадцатой. ј студент ему, не раздумыва€: номером! » получил п€терку за сообразительность сразу. “ак вот, € решил сделать цикл Ўостаковича, которого обожаю, - есть очень много записей, но не все исполнени€ достигают глубины его духа. » делал его постепенно, с разными оркестрами: туда включены Ѕерлин, ¬ена, ќсло, ѕиттсбург, об€зательно —анкт-ѕетербург, Ћондон, ‘иладельфи€... в общем, парад оркестров.

Ќаконец у мен€ осталось несколько симфоний самых трудных и самых непопул€рных: ¬тора€, “реть€, „етверта€, ƒвенадцата€, “ринадцата€ были записаны на Ѕаварском радио совсем недавно, осталась „етырнадцата€. „ерез год полный комплект выйдет на EMI, мы будем его, кстати, в «альцбурге представл€ть. “уда войдут также два фортепианных и два виолончельных концерта. ћне очень хотелось записать дл€ этого цикла и скрипичные концерты с ћаксимом ¬енгеровым, но он уже записал их с –остроповичем. я не успел. ќднако знаете, что хорошо? ” обоих моих оркестров сейчас есть свой лейбл, мы сами можем записывать и выпускать что хотим. ƒл€ EMI, BMG или Sony мы выполн€ем заказы, и они могут сказать - вот это мы не хотим. ¬едь бизнес музыкальный - в жутком состо€нии: все записано уже столько раз, что продать это невозможно, никого оно не интересует.

- ≈сть ли тогда смысл вновь записывать всего Ўостаковича?

- ≈сть. Ёто документ - не только дл€ сегодн€шнего дн€, но и на будущее: как делали Ўостаковича мы с моим оркестром. » в этом проекте EMI как раз коммерчески была заинтересована. –азве не при€тно вам сегодн€, что мы можем слушать в таком количестве  ара€на? Ќу хорошо, € был его учеником и проводил с ним много времени, но другой молодой дирижер пон€ти€ не имеет о том, как  ара€н работал. ј то, что у нас есть столько записей ‘уртвенглера, это же потр€сающе. —овсем не хочу сказать, что € -  ара€н, но такие документы об€зательно надо делать.

- Ќо если рынок перенасыщен?

- ”вы, более чем - это просто наводнение. Ѕольшие компании хот€т выпускать то, что через год смогут окупить. Ќо что сейчас можно окупить за год? «аписать оркестр стоит громадных денег, вернуть их почти невозможно. «а последние симфонии Ўостаковича дл€ EMI € не получаю ничего - возможно, моим правнукам достанутс€ какие-то отчислени€... ѕоэтому € очень рад, что могу с двум€ оркестрами писать все, что хочу. ¬ ћюнхене это тем более просто, поскольку речь идет об оркестре радио и люба€ наша программа записываетс€. ѕотом смотрим, что получилось, и решаем: идет! ƒальше делаем на концерте дописки, и таким образом может получитьс€ хороша€ пластинка. ≈сли слышим, что запись незрела€, - откладываем. —коро, может быть, выпустим –еквием ƒворжака, –еквием ¬ерди, симфонии √айдна... я очень люблю √айдна и со всеми оркестрами, где был главным дирижером, делал его Ћондонские симфонии - это потр€сающа€ школа дл€ оркестра.

- √еннадий –ождественский за несколько прошедших сезонов исполнил в японии все симфонии √айдна - сто с лишним.

- ¬ы знаете, € не из тех людей, которые хот€т многого и бьют рекорды, мне это не так важно. —амое главное - качество, и пусть это будет двенадцать симфоний, а не сто.  стати, в ѕетербурге € первым сыграл все Ћондонские симфонии √айдна.

-  огда вы там дирижировали в последний раз?

- Ќа 300-летии города, два года назад.

- ј в ћоскве?

- ¬ начале 1997 года, с петербургским оркестром. — московскими оркестрами € последний раз работал так давно, что даже не помню, когда. –аньше ведь € дирижировал в ћоскве каждый год, чаще это был √осоркестр, реже - оркестр ћосковской филармонии. Ќо потом € стал работать на «ападе, у мен€ не хватало времени, а затем началась перестройка, и все пошло не так, как раньше.

- Ќе собираетесь ли вы вновь выступить если не в ћоскве, то хот€ бы в ѕетербурге?

- Ќаверное, наверное... мен€ все врем€ приглашают, не забуду, конечно, свой город, тем более что € в нем живу. ѕравда, в году мы с женой там проводим мес€ца три, но после каждого турне возвращаемс€ домой хот€ бы на неделю. ¬ самолете € и то больше времени провожу. Ќо мой насто€щий дом, конечно, в ѕетербурге: там мо€ библиотека, мои книги и записи, и ни ћюнхен, ни јмстердам не стали мне домом. »з  онсерватории € ушел в 2000 году. ѕотому что педагог должен быть все врем€ со своим студентом, а когда стало столько разъездов, то совесть не разрешила, пришлось уйти. ¬ последние годы у мен€ уже оставались только аспиранты, которых можно было консультировать раз в мес€ц.

-  уда оркестр  онцертгебау отправл€етс€ из «альцбурга?

- —ейчас мы едем на фестиваль в ¬исбаден, потом в Ћюцерн, везем туда три программы. ¬ первой -  онцерт дл€ оркестра Ћютославского и ѕерва€ симфони€ Ѕрамса, во второй - 'ќбразы' ƒебюсси и ¬тора€ симфони€ —ибелиуса, в третьей - Ўеста€ ћалера, которую мы играли здесь. ѕосле этого мы отправл€емс€ в Ћондон, там у нас два концерта. 'јльберт-’олл' в это врем€ - что-то неверо€тное: п€ть тыс€ч зрителей, среди которых очень много молодежи, каждый день концерты, и зал всегда переполнен. «атем мы едем в Ѕирмингем и ƒублин, потом возвращаемс€ в јмстердам, где даем еще один концерт, и играем на фестивале в Ѕерлине. ¬ этом турне у нас три программы, это предел, больше их и не должно быть, каждый день переезды... потом, не надо забывать, что мы играем Ўестую ћалера, она выматывает изр€дно. “ак выгл€дит наша обычна€ летн€€ поездка на ведущие фестивали, все они проход€т примерно в одно и то же врем€.

ќсваива€ глобус

ћарис янсонс родилс€ в –иге в семье дирижера јрвида янсонса. «акончил Ћенинградскую консерваторию, училс€ дирижированию у √ерберта фон  ара€на в «альцбурге и у √анса —варовского в ¬ене.

ѕобедил на ћеждународном конкурсе  ара€на в 1971 году.

— 1973 года работал рука об руку с ≈вгением ћравинским в 'первом' оркестре Ћенинградской филармонии.

— 1979 года возглавл€л филармонический оркестр ќсло, с 1997-го по 2004-й был главным дирижером ѕиттсбургского симфонического оркестра.

¬ 2003-м возглавил оркестр Ѕаварского радио, в 2004-м прин€л пост главного дирижера амстердамского оркестра  онцертгебау.

ѕрофессор —анкт-ѕетербургской консерватории. –егул€рно выступает и записываетс€ с крупнейшими симфоническими оркестрами мира.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”частник прославленной группы 'Ќа-Ќа'
ѕосетило:10759
¬ладимир јсимов
√ильди€ гени€
ѕосетило:18052
»ван  улибин
¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11146
¬ениамин јлександров

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru